Выступление на методическом объединении воспитателей
Роль внеклассных мероприятий в формировании нравственных качеств личности, проводимых в школе-интернате
Воспитание человека- это воспитание целостной личности, а главным стержнем, определяющим целостность, является нравственность.
Нравственность-это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести. Золотое правило нравственности: Поступай по отношению к другим так, как ты хотел чтобы они поступали по отношению к тебе. Это и честность , и верность, доброта, уважение к старшим.
Работу свою в
школе я начала с группы 8 –х классов, в которой17 детей. Группа была сложная,
разновозрастная, разнохарактерная и с различными нарушениями здоровья.
Работая в старших классах, я старалась постоянно их чем-то занять .Помимо всех рабочих моментов, соответствующих режиму школы, проводилось очень много воспитательных мероприятий, что положительно влияет на психофизическое здоровье детей. Мы много где принимали участие. Группа была достаточна спортивна: Кисель, Казаковцев, Кожевников, Волков ;умели рисовать :Галкина, Киреев, Омельченко ,дети читающие, творческие.
На самом деле, нравственность пронизывает все направления деятельности интерната :
-эстетическое ( организация выставок, поделок, рисунков, плакатов; общешкольные мероприятия :новогодняя программа, смотр строя и песни.т)
-физическое (профилактика ЗОЖ, неделя здоровья )
-гражданско-патриотическое (деловые игры, экскурсии, мероприятия ко Дню Победы.
-экологическое и трудовое (уборка территории, забота о птицах и т. д.)
Всё это даёт школьникам развивать свои творческие силы.
Нравственное воспитание-целенаправленное формирование морального сознания , развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Школьные годы , как утверждают психологи ,самый плодотворный период в развитии нравственных чувств человека. Поэтому всегда, на внеклассных мероприятиях , надо воспитывать любовь к добру и неприятие зла.
Проблема внеклассных мероприятий всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя , так как она успешно объединяет триединую функцию-обучение, воспитание и развитие личности в любом образовательном учреждении.
Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка, повышает мотивацию обучения , развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.
Управлять воспитательным процессом- значит не только развивать и совершенствовать заложенные в ребёнке умственные и физические способности , корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном самосовершенствовании, самореализации физического, умственного и духовного потенциала.
Классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1.Словесные формы (встречи, собрания, сборы, лекции)
2.Практические формы (экскурсии, спартакиады, олимпиады , конкурсы и т.п.)
3.Наглядные формы (школьные музеи ,выставки разных жанров, тематические стенды и др.)
Формы внеурочной работы с детьми :
-Экскурсии, целевые прогулки
-Организация выставок (совместная деятельность детей и педагогов, желательно привлекать родителей.)
-Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия )
-Организация спортивных соревнований, праздников
-Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания
-Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в нашей школе ,
насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Подростковый возраст- время быстроменяющихся оценок , суждений, увлечений. Важную роль, на мой взгляд, в формировании социально- активной личности играют занятия по внеклассному чтению. Литература про войну, как правило, с интересом воспринимается учащимися.
При планировании мероприятия необходимо предусмотреть разнообразие проблем, выделить для обсуждения основные (героический характер, природа подвига, война и дети, память о войне, преемственность поколений.), проводить беседы, диспуты, лекции. Важно заинтересовать учащихся событиями и героями, личностью автора, его нравственно- эстетической позицией, вызвать эмоциональную реакцию, которая усиливает нравственное воздействие на школьника.
Внеурочная деятельность позволяет ребёнку проявить свои самые лучшие качества . Для многих, не всегда успешных в учёбе, это единственная возможность выделиться. Внеклассные мероприятия- «запасной аэродром» для этих детей.
Безусловно , по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребёнка ; по организации –опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.
Несмотря на то что все дети с ОВЗ ,у них у всех есть потребность в умственной деятельности, в познании ,которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребёнку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможность ребёнка.
Важно продумывать отдых ребят , как в помещении ,так и на воздухе , поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников.
Веду систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения в группе, поскольку от внутренней культуры зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру –заставляет человека быть выдержанным, собранным ,уметь владеть собой.
Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего –усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать ,а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек.
Считаю своей задачей помочь ребёнку в овладении культурой поведения. Ведь она тесно связана с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости ,внимательности ,такта лежат моральные принципы общества- гуманизм, коллективизм , дружба, ответственность за свои поступки.
Я ,педагог ,не имею возможности помочь детям с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в моих силах помочь им решить вторую проблему –расширить круг их общения, научить их реализовывать себя ,не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира.
Список литературы:
1.Педагогика:педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. Под ред.С.А.Смирнова-2-е год., испр . и доп .-М. :Изд. центр «Академия»,1999-544с.
2.Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения.-М.,1981
3.Харламов И.Ф.Педагогика :Учебное Пособие 2-е изд., перераб. и допол.-М.: Высшая школа,1990.-576 с.,стр.32-33
4.Российская педагогическая энциклопедия : В 2-х томах/ гл.ред.В.В .Давыдов .-М. :Большая Российская энциклопедия,1993- 608 с.ил.-Т.1-А-М-1993 (стр.567)
5.Скаткин М. Н. Проблема современной дидактики. –М.,1980.
6.Талызина Н.Ф.Теоретические проблемы разработки модели специалиста/ Современная высшая школа.- М . :МГУ, - 1986.№2.-с.134-194.
7.Подпасный И.П.Педагогика М.: Владос, 2005,574 с.
8.Лихачёв Б.Т.Педагогика: Курс лекций М.:Прометей,Юрайт,1998,464 с.
9.Рахимов А.З.Роль нравственного воспитания в формировании личности.// Классный руководитель.2001. №6.
10.Ермакова Е.Курс нравственного воспитания «Этика».//Народное образование.1998.
11.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе:Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2000.,450 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.