Роль восприятия в формировании способностей ребенка
Оценка 4.7

Роль восприятия в формировании способностей ребенка

Оценка 4.7
docx
03.02.2024
Роль восприятия в формировании способностей ребенка
Роль восприятия в формировании способностей ребенка.docx

                                            

Роль восприятия в формировании способностей дошкольника.

Формирование способностей ребенка – это важная задача современного педагога дошкольной образовательной организации. Существуют разные точки зрения на то, что такое способности и на их природу. Однако неоспоримым остается тот факт, что ребенок с всесторонне развитыми способностями сегодня – это талантливый взрослый завтра. Погружая дошкольника в разные виды детской деятельности, педагог  обеспечивает эффективный старт развития таланта воспитанников в различных направлениях. Значимой в этом смысле является не только развивающая предметно-пространственная среда, но и специфические прямые влияния педагогов на процесс формирования и развития способностей детей.

Стратегии развития детства освещены в ряде важных нормативных документов Российской Федерации. Так, например, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года делается неоднократный акцент на приоритетах отечественной системы воспитания, направленной на эффективное обеспечение личностных результатов развития детей, в том числе социально значимых способностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в свою очередь направлен на решение задач, среди которых и создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Важным событием современности считаем также подписание президентом в мае 2017 года Указа «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Этот шаг российского правительства еще раз подтверждает важность и ценность детства. И развитие потенциала детей в виде способностей  является ключевой задачей социума, в значительной степени дошкольных организаций.

Проблему способностей и восприятия, изучали долгое время отечественные и зарубежные учёные. Была выявлена факторная взаимосвязь между ведущими каналами восприятия детей и их формирующимися способностями. Доказано, что выбор ребенком предпочитаемой деятельности определяется ведущим каналом его восприятия.  Дети-визуалы предпочитают игровую и  конструктивную деятельность, рисование/лепку/аппликацию. Дети-аудиалы останавливать свой выбор  на музыкальной деятельности, рисовании/лепке/аппликации. Дети-кинестетики выбирают физические упражнения, игровую и конструктивную деятельность.

Но успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. Поэтому важным моментом в развитии способностей у детей  дошкольного возраста выступает комплексность, то есть одновременное развитие и совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей.  Для этого широко используются специально подобранные системы игр и упражнений, направленные на тренировку у детей разных модальностей восприятия с целью обеспечения формирования новых способностей.

Игры и упражнения направленные на развитие визуального восприятия обучают представлять различные предметы во всех подробностях, т.е. развивать визуально-пространственное представление: форму, цвет, определяющие черты. Применяются такие упражнения как «Впервые вижу», «Я - фотоаппарат», «Мне очень интересно».  Задания, улучшающие остроту и качество слуха, развивают аудиальное восприятие. Используются упражнения: «Музыкальные фантазии», «Дифференциация», «Самый-самый звук», «Имитация». Задания на определение совокупности тактильных ощущений, вкуса, запахов развивают кинестетическое восприятие. Предлагаются детям такие упражнения как «Стимуляция чувств», «Телефон», «Найди свою пару», «Малярная кисть» и многие другие задания.

Таким образом, тренируя все модальности восприятия, педагоги дошкольных организаций получают возможность оптимизировать освоение детьми образовательной программы и влиять на формирование и развитие широкого круга их способностей.


 

Роль восприятия в формировании способностей дошкольника

Роль восприятия в формировании способностей дошкольника

Для этого широко и спользуются специально подобранные системы игр и упражнений, направленные на тренировку у детей разных модальностей восприятия с целью обеспечения формирования новых способностей

Для этого широко и спользуются специально подобранные системы игр и упражнений, направленные на тренировку у детей разных модальностей восприятия с целью обеспечения формирования новых способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2024