Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников
Оценка 4.8

Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
математика
Детсад
17.02.2017
Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников.docx
Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование  познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.  Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Особое  внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает  необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий,  учитывая потребности и интересы дошкольников. В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из  детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего  способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог  успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при  условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно­образного  мышления, присущего ребенку в данном возрасте. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес,  способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.  Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует  становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и  самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет  важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного  формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами  математики и информатики. Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы  предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой  социально­нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения  уровня дошкольного образования. На завершающем этапе: ­ ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении,  познавательно­исследовательской деятельности, конструировании и др. ­ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и  прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и  реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ­ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется  причинно­следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям  природы и поступкам людей; ­ ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в  различных видах деятельности. Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные  методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно  найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить  технологичность этого процесса. Практически работа над развитием логического мышления  ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе.  Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут  вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность  зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития  активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников  посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического  материала. В основе педагогического опыта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов­психологов на  проблемы развития мышления: С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, П.П. Блонского,  П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Е.А.Вяхирева, А.И.Мещерякова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж.Пиаже, М.Монтессори, и др). Мышление ­ высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств ­ эти  единственные каналы связи организма с окружающим миром ­ поступает в мозг информация.  Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой  переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые  ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений,  открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно  формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли ­ сложный процесс, который состоит,  прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно  выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что­то новое,  новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная  деятельность, как правило, ­ деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания,  терпения. Реальный процесс мысли ­ это всегда процесс не только познавательный, но и  эмоционально­волевой. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для  себя и для других только через слово ­ устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не  теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Облекаясь в словесную  форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности  предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек  решает какие­либо задачи. Практическая деятельность ­ основное условие возникновения и  развития мышления, а также критерий истинности мышления. Мышление – это процесс познания человек действительности с помощью мыслительных процессов ­ анализа, синтеза, рассуждений. Выделяют три вида мышления: наглядно­действенное, наглядно­ образное, словесно­логическое. Наглядно­действенное мышление интенсивно развивается в  младшем возрасте. На основе этого мышления у детей формируется наглядно­ образное мышление.  В старшем дошкольном возрасте формируется словесно­логическое мышление, которое связано с  использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. Если  с детьми проводить специальные занятия, то развитие мышления будет проходить намного быстрее. К основным мыслительным операциям учёные относят: 1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное  выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о  свойствах какого­либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего  сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ. 2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей,  свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма,  можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует  анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.  3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их  отдельными признаками.  4. Абстракция. Заключается в выделении каких­либо свойств, признаков изучаемого объекта и  представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления. Например,  абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим  цветом. Говоря «зелёный» мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т.д., то есть,  абстрактное понятие превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно  осуществляется в результате анализа. Именно путём абстрагирования были созданы такие  абстрактные понятия как длина, широта, количество, равенство и др. 5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к  конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если  высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в  единичном.  6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным  признакам.  Психолого­педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения  формируются у детей, начиная с 5­6­летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б.  Эльконина В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно  продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным  условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение  посредством игровой деятельности  Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и  познает окружающий мир, познает окружающую действительность, накапливает знания и умения. В  этом возрасте заметно проявляется своеобразное мышление ребенка. Одни дети хорошо умеют  рассуждать, другие очень поражают своей сообразительностью, другие восхищают своей  изобретательностью, одни легко придумывают что­либо новое, любят пофантазировать. Поэтому  старший дошкольный возраст является важным этапом в формировании мышленНаиболее  эффективным средством развития мышления является дидактическая игра. Игра способствует  расширению представлений об окружающем мире, закреплению и применению знаний, полученных  на занятиях, а также способствует опыту общения детей с взрослыми и сверстниками. Игра делает  процесс обучения более легким, занимательным. Процесс игры вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, способствует развитию детской инициативы. Работа по развитию  мышления детей должна проводиться систематически, не только на занятиях, но и на прогулке, по  дороге домой. Самое главное, чтобы ребенок получал от игры только положительные эмоции. Вот некоторые игры, которые будут способствовать развитию мышления ребенка : 1. Найди лишнее слово Количество игроков: любое Дополнительно: серии слов Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".  Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, твогог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон. 2. Бывает и не бывает Дополнительно: мяч Называете какую­нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том  случае, если названная ситуация бывает, а если ­ нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть;  почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д. 3. Бывает или не бывает Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает  описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если  ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он  находит нужный. 4. Что лишнее Дополнительно: картонная коробка, любые предметы В большую картонную коробку складываются разные предметы: кубики, карандаши, маленькие  машинки, мозаика. Сверху коробка закрывается платком. Ребенок берет наощупь предмет и пытается угадать, что это такое. Таким образом, в настоящий момент существуют различные педагогические игры, отвечающие  современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей.  Поэтому пусть обучение будет еще интересным и увлекательным

Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников

Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников

Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников

Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников

Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников

Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников

Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников

Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017