Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ.
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
25.02.2019
Выступление на педсовете . Доклад "Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ". Дополнительное образование для детей с ОВЗ играет огромное значение. Это путь к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Для того, чтобы сориентировать ребенка в мире профессий необходимо подойти к этому вопросу не только творчески, но и грамотно. Педагогу необходимо знать цели, задачи, функции дополнительного образования. Только тогда можно ожидать результат.
Роль дополнительного образования.docx
Роль дополнительного образования
в образовательном процессе для детей с ОВЗ.
Дополнительное образование в школеинтернате тесно связано с внеурочной
воспитательной работой, которая организуется воспитателями, классными
руководителями, организатором, заместителем директора по воспитательной
работе. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием,
становятся более интересными по форме, если к их проведению привлекаются и
руководители и сами кружковцы – юные художники, спортсмены, артисты,
мастера и т.д. Так поднимается их личный престиж и значимость системы
дополнительного образования в целом.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования,
которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и
предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности,
ориентированных на развитие в процессе практикоориентированных занятий
таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к
социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
Содержание дополнительного образования динамично, гибкое и вариативное с
учетом особенностей развития каждого ребенка, направленности его интересов и
способностей. Здоровье, образование, развитие личности обучающихся, его
познавательных способностей стало главным в организации единого
образовательного пространства школы.
Дополнительное образование в школе ориентировано на включение детей в
практическое освоение разных образовательных областей. Практико
деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в
том, что ребенок принимает участие в создании конкретного продукта, но
пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Это и
общение с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, поиском
путей повышения своего статуса в группе. Поэтому в дополнительном
образовании школы большое внимание уделяется личному опыту ребенка,
который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм
практической деятельности.
Дополнительное образование носит коррекционную направленность. В связи с
незрелостью мотивационной сферы воспитанников, невыраженными интересами,
организован специальный «период выбора», в течение которого ребенок может
посетить несколько кружков, попробовать свои силы и решить, где лежит сфера
его интересов. Дополнительное образование в школе строится на следующих приоритетных
принципах:
• Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности
• Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
• Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка
• Единство обучения, воспитания, развития
• Практикодеятельностная основа образовательного процесса
Дополнительное образование не имеет жестких программных ограничений ни
по срокам освоения материала, ни по этапам его усвоения. Сначала создаются
условия, благоприятные для участия ребенка в творческой деятельности, затем
организуется сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какойто
мере освоил изучаемый материал. Далее следует самостоятельное творчество
(там, где это возможно) и поиск форм и средств реализации творческого
потенциала ребенка. Такая логика образовательного процесса создает равные
«стартовые» возможности и потребности. Именно поэтому дополнительное
образование является одним из действенных средств интеграции учащихся с
ограниченными возможностями здоровья в социум.
Дополнительное образование обеспечивает неформальное общение детей со
взрослыми, способствующее развитию коммуникативной сферы воспитанников.
Дополнительное образование способствует формированию социальной,
ценностной, профессиональной ориентации ребенка. Это особенно важно для
детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку к моменту выпуска
из школы они, как правило, не достигают психологической зрелости для
самостоятельного выбора жизненного и профессионального пути.
Дополнительное образование помогает ребенку сориентироваться в мире
профессий, познакомиться с основными вариантами трудоустройства или
продолжения обучения, «примерить себя» ряд профессиональных областей.
Содержание дополнительного образования расширяет (увеличивает) объем и
углубляет (усложняет) базовые знания школьников, включает в образовательный
процесс предметы, не входящие в базовые учебные планы школы.
В коррекционном учреждении круглосуточного пребывания имеется
возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее
неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и
развития. Важной составляющей единого образовательного пространства
является дополнительное образование,
способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее значительным социальным,
педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом.
В основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность
(«я хочу», «мне это интересно», «мне это надо»), потребности личности.
Учебный план дополнительного образования школы, а также программы
дополнительного образования разработаны в соответствии с Законом РФ «Об
образовании»,
Типовым положением об образовательном учреждении
дополнительного образования детей,
утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г № 233 ( в ред.
Постановления Правительства РФ 22 февраля 1997 г № 212), в соответствии с
санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.117802», утвержденным Главным государственным санитарным врачом
Российской федерации 25 ноября 2002 года и введенные в действие с 01 сентября
2003 года (Министерство здравоохранения РФ постановление от 28.11.02 3 44).
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социальноадаптационная, обеспечивающая ребенку умение решать
Ценностноориентационная, направленная на освоение ребенком социальных,
культурных, нравственных ценностей через систему личностнозначимой
деятельности;
Коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и
формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести
диалог;
реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества
Психотератевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где
ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха;
Профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно
рано получить представление о мире профессий, снизить риск неверного
определения своего профессионального труда;
Культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в
самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор,
но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.
Целью дополнительного образования является развитие мотивации
личности к познанию и творчеству Основные задачи дополнительного образования:
развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;
развитие познавательных интересов;
формирование мотивации успеха;
создание условий для самоутверждения и самореализации личности;
создание условий всестороннего развития личности.
Также в системе дополнительного образования не менее важным считается
решение следующих задач:
Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами
гуманистического образования;
Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их
здоровой жизнедеятельности;
Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий;
Создание здоровьесберегающей образовательной среды;
Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части –
культуры здоровья.
Во всех объединениях дополнительного образования занятия строятся с
соблюдением:
Строгой дозированной учебной нагрузки;
Построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой
режим, хорошая освещенность, чистота);
Благоприятного эмоционального настроя.
Педагоги школы уделяют огромное внимание работе с детьми с ОВЗ, детям
испытывающим дискомфорт в школьной среде. К каждому ребенку специалист
школы старается найти индивидуальный подход, учитывая его особенности
физического и умственного здоровья.
В дополнительном образовании нашей школы сама специфика деятельности
детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего
обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный
характер, по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если на основных уроках обучение инициируется со
стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей – прежде
всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного
для себя вида деятельности, интересного, следовательно, здоровье сберегающего.
Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ.
Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ.
Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ.
Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ.
Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.