Выступление на педсовете . Доклад "Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ". Дополнительное образование для детей с ОВЗ играет огромное значение. Это путь  к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Для того, чтобы сориентировать ребенка в мире профессий необходимо подойти к этому вопросу не только творчески, но и грамотно. Педагогу необходимо знать цели, задачи, функции дополнительного образования. Только тогда можно ожидать результат.
            
        
        
        
                    
                
                    Роль дополнительного образования
в образовательном процессе для детей с ОВЗ.
      Дополнительное образование в школеинтернате тесно связано с внеурочной
воспитательной   работой,   которая   организуется   воспитателями,   классными
руководителями,   организатором,   заместителем   директора   по   воспитательной
работе. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием,
становятся более интересными по форме, если к их проведению привлекаются и
руководители   и   сами   кружковцы   –   юные   художники,   спортсмены,   артисты,
мастера   и   т.д.   Так   поднимается   их   личный   престиж   и   значимость   системы
дополнительного образования в целом.
     Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования,
которая   выходит   за   рамки   государственных   образовательных   стандартов,   и
предполагает   свободный   выбор   ребенком   сфер   и   видов   деятельности,
ориентированных   на   развитие   в   процессе   практикоориентированных   занятий
таких   его     личностных   качеств,   способностей,   интересов,   которые   ведут   к
социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. 
     Содержание дополнительного образования динамично, гибкое и вариативное с
учетом особенностей развития каждого ребенка, направленности его интересов и
способностей.   Здоровье,   образование,   развитие   личности   обучающихся,   его
познавательных   способностей      стало   главным   в   организации   единого
образовательного пространства школы.
        Дополнительное образование в школе ориентировано на включение детей в
практическое   освоение   разных   образовательных   областей.   Практико   
деятельностная   основа   дополнительного   образования   выражается   не   только   в
том,   что   ребенок   принимает   участие   в   создании   конкретного   продукта,   но
пытается  самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Это и
общение с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, поиском
путей   повышения   своего   статуса   в   группе.   Поэтому   в   дополнительном
образовании   школы   большое   внимание   уделяется   личному   опыту   ребенка,
который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм
практической деятельности.    
      Дополнительное образование носит коррекционную направленность. В связи с
незрелостью мотивационной сферы воспитанников, невыраженными интересами,
организован специальный «период выбора», в течение которого ребенок может
посетить несколько кружков, попробовать свои силы и решить, где лежит сфера
его интересов.Дополнительное образование в школе строится на следующих приоритетных
принципах:
    • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности
    • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
    • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка
    • Единство обучения, воспитания, развития
     • Практикодеятельностная основа образовательного процесса 
 
     Дополнительное образование не имеет жестких программных ограничений ни
по срокам освоения материала, ни по этапам его усвоения. Сначала создаются
условия, благоприятные для участия ребенка в творческой деятельности, затем
организуется сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какойто
мере   освоил   изучаемый   материал.   Далее   следует   самостоятельное   творчество
(там,   где   это   возможно)   и   поиск   форм   и   средств   реализации   творческого
потенциала   ребенка.   Такая   логика   образовательного   процесса   создает   равные
«стартовые»   возможности   и   потребности.   Именно   поэтому   дополнительное
образование   является   одним   из   действенных   средств   интеграции   учащихся   с
ограниченными возможностями здоровья в социум.
       Дополнительное образование обеспечивает неформальное общение детей со
взрослыми, способствующее развитию коммуникативной сферы воспитанников.
 
  Дополнительное   образование   способствует   формированию   социальной,
ценностной,   профессиональной   ориентации   ребенка.   Это   особенно   важно   для
детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку к моменту выпуска
из   школы   они,   как   правило,   не   достигают   психологической   зрелости   для
самостоятельного выбора жизненного и профессионального пути.  
 
    Дополнительное   образование   помогает   ребенку   сориентироваться   в   мире
профессий,   познакомиться   с   основными   вариантами   трудоустройства   или
продолжения обучения, «примерить себя» ряд профессиональных областей.
     Содержание дополнительного образования расширяет (увеличивает) объем и
углубляет (усложняет) базовые знания школьников, включает в образовательный
процесс предметы, не входящие в базовые учебные планы школы.
 
  В   коррекционном   учреждении   круглосуточного   пребывания   имеется
возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее
неразрывную   связь   между   процессами   обучения,   воспитания,   коррекции   и
развития.   Важной   составляющей   единого   образовательного   пространства
является   дополнительное   образование,
  способствующее   социальномустановлению   и   развитию   личности,   обладающее   значительным   социальным,
педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом.     
       В основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность
(«я хочу», «мне это интересно», «мне это надо»), потребности личности.
        Учебный   план   дополнительного   образования   школы,   а   также   программы
дополнительного   образования   разработаны   в   соответствии   с  Законом   РФ   «Об
образовании»,
  Типовым   положением   об   образовательном   учреждении
дополнительного   образования   детей,
  утвержденным   постановлением
Правительства   Российской   Федерации   от   7   марта   1995   г   №   233   (   в   ред.
Постановления Правительства РФ 22 февраля 1997 г № 212), в соответствии с
санитарноэпидемиологическими   правилами   и   нормативами   «Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.117802»,   утвержденным   Главным   государственным   санитарным   врачом
Российской федерации 25 ноября 2002 года и введенные в действие с 01 сентября
2003 года (Министерство здравоохранения РФ постановление от 28.11.02 3 44).
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
 
 Социальноадаптационная,   обеспечивающая   ребенку   умение   решать
    Ценностноориентационная, направленная на освоение ребенком социальных,
культурных,   нравственных   ценностей   через   систему   личностнозначимой
деятельности;
      Коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и
формы   сотрудничества,   уважительного   отношения   к   партнерам,   умения   вести
диалог;
 
реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества
    Психотератевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где
ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха;
     Профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно
рано   получить   представление   о   мире   профессий,   снизить   риск   неверного
определения своего профессионального труда;
       Культурообразующая,   способствующая   активному   включению   ребенка   в
самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор,
но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.
        Целью   дополнительного   образования  является        развитие   мотивации
личности к познанию и творчествуОсновные задачи дополнительного образования:
     развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;
     развитие познавательных интересов;
     формирование мотивации успеха;
     создание условий для самоутверждения и самореализации личности;
     создание условий всестороннего развития личности.
   
       Также в системе дополнительного образования не менее важным считается
решение следующих задач:
  Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами
гуманистического образования;
       Создание   у   учащихся   устойчивой   мотивации   на   здоровье   и   обучение   их
здоровой жизнедеятельности;
    Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий;
    Создание здоровьесберегающей образовательной среды;
      Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части –
культуры здоровья.
    
         Во всех объединениях дополнительного образования занятия   строятся с
соблюдением:
    Строгой дозированной учебной нагрузки;
   Построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
 Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой
режим, хорошая освещенность, чистота);
    Благоприятного эмоционального настроя.
   Педагоги школы уделяют огромное внимание работе с детьми с ОВЗ, детям
испытывающим дискомфорт в школьной среде. К каждому ребенку специалист
школы   старается   найти   индивидуальный   подход,   учитывая   его   особенности
физического и умственного здоровья.
    В   дополнительном   образовании   нашей   школы   сама   специфика   деятельности
детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего
обучения.   Здесь   образовательный   процесс   имеет   менее   формализованный
характер, по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природнымосновам развития ребенка. Если на основных уроках обучение инициируется со
стороны   учителя,   то   в   системе   дополнительного   образования   детей   –  прежде
всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного
для себя вида деятельности, интересного, следовательно, здоровье сберегающего.