Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Оценка 4.8

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
docx
биология +1
7 кл—11 кл +1
13.11.2018
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Изучение биологических объектов нельзя представить без непосредственных наблюдений и исследований в природе. Для этого существуют специальные занятия – экскурсии. Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса. Значительный вклад в развитие методики экскурсий при обучении биологии внесли А.Я.Герд, В.В.Половцев, К.П.Ягодовский, В.Е.Райков, Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, И.Д.Зверев, И.И.Полянский и другие методисты биологи. Введение экскурсий в обучение биологии диктуется поставленными задачами школьного биологического образования и теми возможностями, которые открывает перед учителями и учащимися эта форма обучения. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области биологии не редко рождаются именно на умело проведенной экскурсии.В сложившейся системе форм обучения биологии школьные экскурсии играют существенную роль, являясь эффективной и незаменимой формой организации учебно-воспитательного процесса. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и, в то же время, полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений, а также собранный натуральный материал, могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.
РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.docx
Оглавление ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. ГЛАВА   1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   ОРГАНИЗАЦИИ   И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО БИОЛОГИИ……. 1.1. Экскурсия как эффективная форма организации   образовательного процесса по биологии…………………………………………………. 1.2. Организация уроков биологии с использованием экскурсий……… 1.3. Проектная деятельность школьников в ходе проведения экскурсий. ГЛАВА   2.   МЕТОДИКА   ПРОВЕДЕНИЯ   ШКОЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ. 2.1. Основные этапы подготовки школьной экскурсии…………………… 2.2. Основные этапы проведения школьной экскурсии…………………… ГЛАВА   3.   ОСОБЕННОСТИ   ОРГАНИЗАЦИИ   ЭКСКУРСИЙ   В ЗООЛОГИЧЕСКИЕ   ЦЕНТРЫ   И   ЗООПАРКИ   ПРИ   ОБУЧЕНИИ КУРСУ «ЗООЛОГИЯ»……………………………………………………… 3.1.Особенности   подготовки   и   проведения   школьных   экскурсий   в зоологических центрах и зоопарках……………………………………. 3.2. План­конспект школьной экскурсии в Пензенский зоопарк  «Мы с тобой одной крови!»……………………………………………… ГЛАВА   4.   ПРОГРАММЫ   И   РЕКОМЕНДАЦИИ   ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ЖИВОТНЫЕ»………………………….. 4.1.   Анализ   основных   используемых   в   современных   школах   учебно­ методических линий учебников по биологии за 7 класс……………..  4.2. План­конспект школьной экскурсии «Класс Пресмыкающиеся»…… 4.3. План­конспект школьной экскурсии «Мир птиц. Ярмарка знаний»… 4.4. Сравнительный анализ Пензенского зоопарка и Зоологического центра «Питон»…………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………. Введение Изучение   биологических   объектов   нельзя   представить   без непосредственных наблюдений и исследований в природе. Для этого существуют специальные   занятия   –   экскурсии   [21,   С.   179].   Возникшие   вначале   как необязательные   формы   внеклассной   и   внешкольной   работы,   биологические экскурсии   постепенно   стали   включаться   в   процесс   обучения   в   качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно­воспитательного процесса. Значительный   вклад   в   развитие   методики   экскурсий   при   обучении биологии   внесли   А.Я.Герд,   В.В.Половцев,   К.П.Ягодовский,   В.Е.Райков, Н.М.Верзилин,   В.М.Корсунская,   И.Д.Зверев,   И.И.Полянский   и   другие методисты биологи. Введение   экскурсий   в   обучение   биологии   диктуется   поставленными задачами   школьного   биологического   образования   и   теми   возможностями, которые   открывает   перед   учителями   и   учащимися   эта   форма   обучения. Экскурсии   имеют   большое   познавательное   и   воспитывающее   значение.   Они расширяют и углубляют знания учащихся. Многолетний опыт работы ведущих учителей­методистов показывает, что любовь   к   предмету,   интерес   к   той   или   иной   области   биологии   не   редко рождаются   именно   на   умело   проведенной   экскурсии.   Этим   обоснована актуальность   выбранной   темы  дипломной   работы:   «Роль   экскурсий   в методике преподавания биологии». Цель   дипломного   исследования  заключается   в   определении целесообразности проведения экскурсий и методика их использования в курсе преподавания биологии в среднеобразовательной школе. Объектом данного исследования  является изучение роли экскурсий в методике   преподавания   биологии   в   общеобразовательной   школе   на   примере раздела   «Зоология»   как   средства   активации   познавательной   и   учебной деятельности школьников. Предметом исследования  является   применение экскурсий в методике преподавания биологии в общеобразовательной школе. Гипотеза исследования  заключается в том, что проведение экскурсий в курсе   «Биология»   в   среднеобразовательной   школе   способствует   активации познавательной и учебной деятельности школьников. Задачи исследования:  1. Изучить научную литературу по теме исследования. 2. Определить   теоретические   основы   организации   и   проведения экскурсий по биологии. 3. Проанализировать сущность и методику проведения экскурсий по зоологии в среднеобразовательной школе. 4. Разработать   план­конспекты   школьных   экскурсий   по   разделу «Зоология». 5. Провести   исследование   влияния   применения   экскурсий   в преподавании   биологии   на   развитие   познавательной   и   учебной деятельности учащихся. Методы исследования [22; 24; 30; 32; 33]: 1. Анализ научной и методической литературы по теме исследования; 2. Сравнительный анализ; 3. Описание; 4. Анализ результатов исследования; 5. Обобщение; 6. Использование информационных технологий. Новизна исследования заключается в том, что в связи с необходимостью расширения   сети   зооцентров   на   Дальнем   Востоке, в   том   числе   и   за   счёт зоопарков с искусственно созданными условиями обитания  видов из различных природных зон мира, поэтому необходима информация о составе и размещении животных в зооцентре «Питон» и оценка возможностей проведения различных видов тематических или  комплексных экскурсий с  учащимися и различными категориями населения города Комсомольска­на­Амуре. Практическая   значимость  заключается   в   использовании   видового состава зоологических центра «Питон» при проведении школьных экскурсий по курсу «Зоология». Дипломная   работа   включает   (кол­во)   страниц   и   состоит   из   введения, четырёх   глав,   заключения,   библиографического   списка   и   приложения.   К дипломной работе прилагается диск с видеозаписями и фотографиями. Глава 1.Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии 1.1. Экскурсия как эффективная форма организации образовательного процесса по биологии Биология   как   предмет   учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы.   призвана   вооружить Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно­воспитательного процесса ­ экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке   и   в   процессе   необычной   познавательной   деятельности.   Они расширяют и улучшают знания учащихся. [18] Практическое   и   методическое   обоснование   экскурсий   по   биологии разработал   А.Я.Герд.   Он   указывал   на   необходимость   взаимосвязи   урока   с экскурсией,   так   как   только   в   природе   есть   возможность   привлечь   внимание учащихся   к   тем   явлениям,   изучение   которых   малодоступно   в   классе.   Идеи А.Я.Герда   были   развиты   на   разных   этапах   становления   методики   обучения   Н.М.Верзилиным, биологии   учеными   В.В.Половцовым,   Б.Е.Райковым, Н.А.Рыковым, И.Т.Суравегиной и др.   В.М.Корсунской,   Ю.И.Полянским,   И.Н.Пономаревой, Большое место в процессе преподавания в школе отводится экскурсии. Экскурсия   основана   на   непосредственном   восприятии   учащимися   изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. Школьная экскурсия ­ форма учебно­воспитательной работы с классом или   группой   учащихся,   проводимой   вне   школы   с   познавательной   целью   при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанных с программой. Это определение, данное Н. М. Верзилиным и В. М. Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно­организационной формы обучения. [32, С. 215­216] Специфика экскурсий заключается в органическом сочетании в ней показа и   рассказа.   Учитель   показывает   учащимся   объекты   и   сопровождает   показ анализом, пояснениями. Если нет объектов, раскрывающих какую­либо тему, не может   быть   и   экскурсии.   Показывая   объект,   учитель   учит   экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать оценку увиденным явлениям. [12, С. 35] Особенностью   экскурсий   является   возможность   активного   познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы,   полученные   на   уроках,   расширяются   и   углубляются   во   время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности,   выявлять   сложные   связи   в   природе,   а   также   изучать   сезонные изменения   в   природе.   Школьники   учатся   находить   в   природе   объекты   по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают   навыки   натуралистической   работы,   навыки   элементарного научного исследования природы. [32, С. 216] Кроме   познавательного   значения   экскурсия   имеет   большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное   отношение   и   любовь   к   природе,   к   родине.   Экскурсии   играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью. Наблюдение природных объектов   в   их   естественных   условиях   позволяет   учащимся   их   познавать, привлекая   знания   из   разных   дисциплин.   Это   способствует   формированию   у детей целостной картины мира. Часто   во   время   экскурсии   педагог   дает   необходимые   объяснения, сопровождая   их   показом   природных   объектов.   Такие   экскурсии   помогают проиллюстрировать   материал,   который   изучался   ранее   на   уроке.   В   других случаях   преподаватель   после   краткого   вступления   предлагает   учащимся провести   самостоятельные   наблюдения,   собрать   тот   или   иной   природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно   в   природе.   Во   время   такой   экскурсии   работа   по   изучению живых   природных   объектов   проводится   по   индивидуальным   заданиям. Выполняя   задания,   школьники   учатся   работать   в   группе,   получают   первые навыки   комплексного   исследования   природных   явлений.   На   экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе,   для   внеурочных   работ   и   на   внеклассных   занятиях.   При   этом приобретаются   навыки   сбора   растений,   работы   на   учебно­опытном   участке, навыки коллекционирования и гербаризации.  Далее   собранный   материал   оформляется   в   виде   гербария,   коллекции, фотографий,   видеозаписей,   письменного   отчета.   Возможны   задания,   которые учащиеся   будут   выполнять   после   экскурсии   дома.   Это   сочинения,   рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные   на   экскурсии,   результаты   наблюдений   и   собранные   материалы обязательно реализуются на последующих уроках.  Программа   по   биологии   предусматривает   экскурсии   для   каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсий в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет   времени,   отводимого   на   изучение   соответствующих   тем   курса,   но экскурсии   могут   быть   и   внепрограммными.   При   планировании   экскурсий учитель   учитывает   местные   природные   объекты   и   условия,   а   также   тесную взаимосвязь   с   материалами,   изучаемыми   по   темам   каждого   учебного   курса биологии.   Нередко   в   программе   называют   несколько   тем   экскурсий,   чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение   природных   сообществ.   Экскурсии   могут   быть   организованы   по школьному   учебно­опытному   участку   (на   пришкольную   территорию),   на сельскохозяйственное   производство   (в   тепличное   хозяйство,   на   ферму),   в научно­исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр. Экскурсии   бывают   вводные   по   курсу   или   теме,   большей   частью проводимые осенью, текущие (осенние и зимние), заключительные  (обобщающие и   повторяющие   пройденный   материал),   осуществляемые   весной.   Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом, на последующих уроках эти вопросы должны быть разрешены   и   собранный   материал   изучен.   Работы   учащихся   по   заданиям   на основе   пройденного   за   зиму   материала   будут   наиболее   углубленными   и самостоятельными  на  весенних,  заключительных  экскурсиях. Заключительные экскурсии строятся таким образом, чтобы учащиеся в природе нашли то, что изучали   по   учебнику   и   в   классе,   и   разрешили   на   конкретных   примерах   Постановка   и возникшие   или   поставленные   учителем   вопросы. самостоятельность   разрешения   вопросов   будят   мысль   и   развивают исследовательский интерес и наблюдательность. Экскурсия как форма обучения выполняет ряд важнейших дидактических функций[28, С. 337]: 1. Реализуется принцип наглядности обучения. 2. Повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой. 3. Расширяется кругозор учащихся. 4. Реализуется воспитательный процесс. Длительность школьной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости   от   учебных   задач,   конкретных   условий   проведения,   возраста учащихся. Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования   методов   обучения   (и   в   первую   очередь   проблемных).   Любая экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников. Известно,   что   в   естественной   и   непринужденной   обстановке   быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока.Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства. Школьная экскурсия — сложная форма учебно­воспитательного процесса. Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от урока, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает учителей от этой эффективной формы обучения.  Высокая   результативность   экскурсии,   решение   поставленных познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности учителя,   его   организаторских   способностей,   педагогического   такта,   умения владеть вниманием ребят.  Важнейшее   назначение   учебных   экскурсий   заключается   в   выявлении жизненности   и   актуальности   учебного   материала,   в   закреплении   и конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на практике.   Наглядность   —   существеннейший   признак   учебной   экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии   составляет   более   70   процентов.   Благодаря   наглядности   учащиеся быстрее усваивают знания, которые затем на уроках и других учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении   и   формировании   соответствующих   выводов.   Экскурсионные наблюдения   используются   также   для   проверки,   исправления,   уточнения   уже имеющихся у школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. В системе форм обучения биологии экскурсии занимают важное место, являясь   эффективной   и   незаменимой   формой   организации   учебно­ воспитательного   процесса.   Содержание   экскурсий   имеет   непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и, в то же время, полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений, а также собранный натуральный материал, могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях. 1.2. Организация уроков биологии с использованием экскурсий Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения   и   воспитания,   развивающую   в   единстве   биологические   понятия, диалектико­материалистическое   мировоззрение,   мышление   и   навыки самостоятельной   практической   работы.   Так   же   следует   отметить,   что необходимость использования такой формы обучения как  экскурсии состоит в том,  что во время их проведения развивается наблюдательность,  умение видеть такие   явления   и   объекты,   мимо   которых   учащиеся   раньше   проходили,   не замечая их. Поэтому   важной   формой   организации   обучения   биологии   в   школах являются экскурсии, на которых устанавливаются связи теории с практикой, привлекается   внимание   учащихся   к   природным   явлениям,   которые малодоступны   изучению   в   классе.   Общение   с   природой   на   экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты   растений   и   животных   от   вредных   воздействий   человека.Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно­воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности. Главное   преимущество   уроков­экскурсий   –   «эффект   присутствия» учащихся,   которые   видят   памятники   истории   и   культуры   в   естественном состоянии   илиграмотно   оформленными   в   музейной   экспозиции.   Это способствует высокой степени познавательности урока­экскурсии, т. к. в его ходе затрагиваются чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся. Сравнение традиционного урока и урока­экскурсии позволяет выделить ряд   общих   черт.   Главная   из   них   ­   единство   цели   и   принципов   обучения   и воспитания.   Кроме   того,   задачи,   поставленные   перед   экскурсией,   подчинены задачам, вытекающим  из  содержания  учебной  программы  по  предмету.  И  во время обычногоурока, и на протяжении урока­экскурсии происходит познание учебного материала, причём познаёт один итот же субъект – учащийся, усвоение материала идёт под руководством учителя.[1, C. 91­93] Содержание   таких   уроков­экскурсий   имеет   непосредственную   связь   с пройденным   на   предшествующих   уроках   материалом,   и   в   то   же   время полученные   представления,   результаты   наблюдений   и   собранное   в   природе используются на многих последующих уроках. Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной   экскурсией   создает   для   учащихся   ситуацию   необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что   следует,   потом   вспомнить   из   увиденного   и   как   использовать   собранный материал для демонстраций и практических работ. Методы   проведения   уроков­экскурсий   приучают   учащихся ориентироваться   на   местности,  наблюдать,  сравнивать   и   устанавливать   связи явлений,   находить   нужные   объекты,   приобретать   навыки   самостоятельной натуралистической работы  —  навыки элементарного исследования природы. Перед школьными экскурсиями ставятся следующие задачи:  1. Обогащать   знания   учащихся   (на   основе   непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); 2. Устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами;  3. Любовь к природе;  4. Развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность   в   учебном   труде,   чувства   коллективизма   и взаимопомощи;  5. Обогащать эстетические чувства;  6. Развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции;  7. Активизировать познавательную и практическую деятельность;  8. Воспитывать положительное отношение к учению. Уроки­экскурсии   помогают   ученикам   охватить   содержание   обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому школьная экскурсия в   большей   степени,   чем   какая­либо   другая   форма   обучения,   способствует реализации межпредметных связей. Школьники   должны   быть   осведомлены   о   развитии   и   достижениях современной науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно ­ популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на учащихся   такого   влияния,   как   полное   впечатлений   непосредственное соприкосновение   с   научной   деятельностью   в   научно­исследовательском институте, на агробиостанции или в лаборатории. Нередко   на   школьных   экскурсиях   учащиеся   выполняют   простые исследования:   изучают   почву   или   листья   методом   химического   анализа, проводят   метеорологические   или   фенологические   наблюдения,   собирают материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного исследования,   приобщаются   к   научной   деятельности.   Во   время   экскурсии учащиеся   переносят   знания   в   новую   ситуацию,   открывают   для   себя   новые способы решения познавательных задач. Итак,   включение   экскурсий   в   план   учебно­воспитательного   процесса позволяет   установить   взаимосвязь   между   их   содержанием   и   материалом, пройденным   на   предшествующих   уроках.   Полученные   в   ходе   экскурсии представления и знания, результаты наблюдений могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях. 1.3. Проектная деятельность школьников в ходе проведения экскурсий Значительную   часть   рабочего   времени   почти   все   учителя   проводят   в ритме,   заданном   классно­урочной   системой.   Этот   ритм   очень   удобен   своей определённостью,   чёткостью   и   организованностью.   Каковы   реальные   цели участников   классно­урочного   процесса?   Может   быть,   создание   условий   для развития   личности?   Честное   обсуждение   вопроса   о   целях   приведёт,   скорее всего,   к   выводу,   что   единственно   реальная   цель   учителя   при   этом   «пройти программу». Цель ученика, в лучшем случае, «стать умнее» или выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем ­ перетерпеть годы школьной учёбы. Пожалуй, одна из главных причин подобного отношения состоит в том, что   большинство   школьников   перестало   мотивировать   идеал   «человека знающего»   как   продукта   классно­урочного   обучения.   В   наше   время   одного такого   обучения   оказывается   явно   недостаточно,   и   для   достижения поставленных   целей   необходимо   также   использование   принципиально   иной (хотя   и   не   новой)   философии   построения   образовательного   процесса. Считается,   что   она   берёт   свое   начало   в   трудах   Джона   Дьюи.   Именно   этот американский   учёный   сто   лет   назад   предложил   вести   обучение   через целесообразную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей. Для   того   чтобы  ученик  воспринимал   знания  как   действительно   нужные,  ему необходимо   поставить   перед   собой   и   решить   значимую   для   него   проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том   числе   и  новые,  которые   ещё  предстоит  приобрести,  и  получить   в  итоге реальный, ощутимый результат. Таким   образом,   в   основу   метода   проектов   была   положена   идея   о направленности учебно­познавательной деятельности школьников на результат, который   достигается   благодаря   решению   той   или   иной   практически   или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть,   осмыслить,   применить   на   практике.   Внутренний   результат   ­   опыт деятельности ­ станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. В   1910­е   гг.   американский   профессор   Коллингс,   организатор продолжительного   эксперимента   в   одной   из   сельских   школ   штата   Миссури, предложил   первую   в   мире   классификацию   учебных   проектов.   Он   выделял четыре группы:  1. «Проекты игр» ­ детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные   танцы,   драматические   постановки,   разного   рода развлечения и т.д.  2. «Экскурсионные   проекты»,   которые   предполагали   целесообразное   связанных   с   окружающей   природой изучение   проблем, общественной жизнью.  3. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели цель   «получить   удовольствие   от   рассказа   в   самой   разнообразной форме». 4. «Инструктивные   проекты»,   нацеленные   на   создание   конкретного,   изготовление   кроличьей   ловушки, полезного   продукта: приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др. Наиболее   интересными   и   разносторонними   являются   экскурсионные проекты, потому что исследуемые на экскурсии проблемы берутся из реальной

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии

Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018