Изучение биологических объектов нельзя представить без непосредственных наблюдений и исследований в природе. Для этого существуют специальные занятия – экскурсии. Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса.
Значительный вклад в развитие методики экскурсий при обучении биологии внесли А.Я.Герд, В.В.Половцев, К.П.Ягодовский, В.Е.Райков, Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, И.Д.Зверев, И.И.Полянский и другие методисты биологи.
Введение экскурсий в обучение биологии диктуется поставленными задачами школьного биологического образования и теми возможностями, которые открывает перед учителями и учащимися эта форма обучения. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся.
Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области биологии не редко рождаются именно на умело проведенной экскурсии.В сложившейся системе форм обучения биологии школьные экскурсии играют существенную роль, являясь эффективной и незаменимой формой организации учебно-воспитательного процесса. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и, в то же время, полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений, а также собранный натуральный материал, могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.
РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.docx
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО БИОЛОГИИ…….
1.1. Экскурсия как эффективная форма организации образовательного
процесса по биологии………………………………………………….
1.2. Организация уроков биологии с использованием экскурсий………
1.3. Проектная деятельность школьников в ходе проведения экскурсий.
ГЛАВА 2.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ
ЭКСКУРСИИ.
2.1. Основные этапы подготовки школьной экскурсии……………………
2.2. Основные этапы проведения школьной экскурсии……………………
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ В
ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ И ЗООПАРКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
КУРСУ «ЗООЛОГИЯ»………………………………………………………
3.1.Особенности подготовки и проведения школьных экскурсий в
зоологических центрах и зоопарках…………………………………….
3.2. Планконспект школьной экскурсии в Пензенский зоопарк
«Мы с тобой одной крови!»………………………………………………
ГЛАВА 4. ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСКУРСИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ЖИВОТНЫЕ»…………………………..
4.1. Анализ основных используемых в современных школах учебно
методических линий учебников по биологии за 7 класс……………..
4.2. Планконспект школьной экскурсии «Класс Пресмыкающиеся»……
4.3. Планконспект школьной экскурсии «Мир птиц. Ярмарка знаний»…
4.4. Сравнительный анализ Пензенского зоопарка и Зоологического центра
«Питон»…………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………. Введение
Изучение биологических объектов нельзя представить без
непосредственных наблюдений и исследований в природе. Для этого существуют
специальные занятия – экскурсии [21, С. 179]. Возникшие вначале как
необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические
экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве
непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную
форму организации учебновоспитательного процесса.
Значительный вклад в развитие методики экскурсий при обучении
биологии внесли А.Я.Герд, В.В.Половцев, К.П.Ягодовский, В.Е.Райков,
Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, И.Д.Зверев, И.И.Полянский и другие
методисты биологи.
Введение экскурсий в обучение биологии диктуется поставленными
задачами школьного биологического образования и теми возможностями,
которые открывает перед учителями и учащимися эта форма обучения.
Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они
расширяют и углубляют знания учащихся.
Многолетний опыт работы ведущих учителейметодистов показывает, что
любовь к предмету, интерес к той или иной области биологии не редко
рождаются именно на умело проведенной экскурсии. Этим обоснована
актуальность выбранной темы дипломной работы: «Роль экскурсий в
методике преподавания биологии».
Цель дипломного исследования
заключается в определении
целесообразности проведения экскурсий и методика их использования в курсе
преподавания биологии в среднеобразовательной школе.
Объектом данного исследования является изучение роли экскурсий в
методике преподавания биологии в общеобразовательной школе на примере раздела «Зоология» как средства активации познавательной и учебной
деятельности школьников.
Предметом исследования является применение экскурсий в методике
преподавания биологии в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что проведение экскурсий в
курсе «Биология» в среднеобразовательной школе способствует активации
познавательной и учебной деятельности школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить теоретические основы организации и проведения
экскурсий по биологии.
3. Проанализировать сущность и методику проведения экскурсий по
зоологии в среднеобразовательной школе.
4. Разработать планконспекты школьных экскурсий по разделу
«Зоология».
5. Провести исследование влияния применения экскурсий в
преподавании биологии на развитие познавательной и учебной
деятельности учащихся.
Методы исследования [22; 24; 30; 32; 33]:
1. Анализ научной и методической литературы по теме исследования;
2. Сравнительный анализ;
3. Описание;
4. Анализ результатов исследования;
5. Обобщение;
6. Использование информационных технологий.
Новизна исследования заключается в том, что в связи с необходимостью
расширения сети зооцентров на Дальнем Востоке, в том числе и за счёт
зоопарков с искусственно созданными условиями обитания видов из различных
природных зон мира, поэтому необходима информация о составе и размещении
животных в зооцентре «Питон» и оценка возможностей проведения различных видов тематических или комплексных экскурсий с учащимися и различными
категориями населения города КомсомольсканаАмуре.
Практическая значимость заключается в использовании видового
состава зоологических центра «Питон» при проведении школьных экскурсий по
курсу «Зоология».
Дипломная работа включает (колво) страниц и состоит из введения,
четырёх глав, заключения, библиографического списка и приложения. К
дипломной работе прилагается диск с видеозаписями и фотографиями. Глава 1.Теоретические и методические основы организации и
проведения школьных экскурсий по биологии
1.1. Экскурсия как эффективная форма организации
образовательного процесса по биологии
Биология как предмет
учащихся
систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы.
призвана
вооружить
Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми
объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого
учитель использует одну из важнейших форм учебновоспитательного процесса
экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной,
обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности. Они
расширяют и улучшают знания учащихся. [18]
Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии
разработал А.Я.Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с
экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание
учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи
А.Я.Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения
Н.М.Верзилиным,
биологии учеными В.В.Половцовым,
Б.Е.Райковым,
Н.А.Рыковым,
И.Т.Суравегиной и др.
В.М.Корсунской,
Ю.И.Полянским,
И.Н.Пономаревой,
Большое место в процессе преподавания в школе отводится экскурсии.
Экскурсия основана на непосредственном восприятии учащимися изучаемых
объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке.
Школьная экскурсия форма учебновоспитательной работы с классом
или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при
передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанных с программой.
Это определение, данное Н. М. Верзилиным и В. М. Корсунской, наиболее полно
отражает специфику экскурсии как учебноорганизационной формы обучения.
[32, С. 215216]
Специфика экскурсий заключается в органическом сочетании в ней показа
и рассказа. Учитель показывает учащимся объекты и сопровождает показ
анализом, пояснениями. Если нет объектов, раскрывающих какуюлибо тему, не
может быть и экскурсии. Показывая объект, учитель учит экскурсантов
правильно воспринимать увиденное, давать оценку увиденным явлениям. [12, С.
35]
Особенностью экскурсий является возможность активного познания
живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой
природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время
экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на
местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные
изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по
заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы,
приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного
научного исследования природы. [32, С. 216]
Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой
воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в
естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются
видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется
ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют
важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью. Наблюдение природных
объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать,
привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у
детей целостной картины мира. Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения,
сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают
проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке. В других
случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся
провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный
материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания
непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению
живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям.
Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые
навыки комплексного исследования природных явлений. На экскурсиях
собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в
классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом
приобретаются навыки сбора растений, работы на учебноопытном участке,
навыки коллекционирования и гербаризации.
Далее собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции,
фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые
учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки,
фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания,
полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы
обязательно реализуются на последующих уроках.
Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого
учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных
экскурсий в природу, музеи и на различные производственные предприятия за
счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но
экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий
учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную
взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса
биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы
учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на
изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по
школьному учебноопытному участку (на пришкольную территорию), на
сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в
научноисследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.
Экскурсии бывают вводные по курсу или теме, большей частью
проводимые осенью, текущие (осенние и зимние), заключительные (обобщающие
и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной. Вводные
экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами
и собранным материалом, на последующих уроках эти вопросы должны быть
разрешены и собранный материал изучен. Работы учащихся по заданиям на
основе пройденного за зиму материала будут наиболее углубленными и
самостоятельными на весенних, заключительных экскурсиях. Заключительные
экскурсии строятся таким образом, чтобы учащиеся в природе нашли то, что
изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах
Постановка и
возникшие или поставленные учителем вопросы.
самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают
исследовательский интерес и наблюдательность.
Экскурсия как форма обучения выполняет ряд важнейших дидактических
функций[28, С. 337]:
1. Реализуется принцип наглядности обучения.
2. Повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью,
с практикой.
3. Расширяется кругозор учащихся.
4. Реализуется воспитательный процесс.
Длительность школьной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в
зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста
учащихся. Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов.
Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного
использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников.
Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее
проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить
в условиях урока.Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, приобщая
его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной
технологией и техникой производства.
Школьная экскурсия — сложная форма учебновоспитательного процесса.
Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от
урока, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает
учителей от этой эффективной формы обучения.
Высокая результативность экскурсии,
решение поставленных
познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности
учителя, его организаторских способностей, педагогического такта, умения
владеть вниманием ребят.
Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении
жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и
конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на
практике. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии:
удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на
экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся
быстрее усваивают знания, которые затем на уроках и других учебных занятиях
становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при
обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные
наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже
имеющихся у школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми
конкретными данными.
В системе форм обучения биологии экскурсии занимают важное место,
являясь эффективной и незаменимой формой организации учебно
воспитательного процесса. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и, в то же время,
полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений, а
также собранный натуральный материал, могут быть использованы на многих
последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.
1.2. Организация уроков биологии с использованием экскурсий
Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя
с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему
обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия,
диалектикоматериалистическое мировоззрение,
мышление и навыки
самостоятельной практической работы. Так же следует отметить, что
необходимость использования такой формы обучения как экскурсии состоит в
том, что во время их проведения развивается наблюдательность, умение видеть
такие явления и объекты, мимо которых учащиеся раньше проходили, не
замечая их.
Поэтому важной формой организации обучения биологии в школах
являются экскурсии, на которых устанавливаются связи теории с практикой,
привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые
малодоступны изучению в классе. Общение с природой на экскурсиях
способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости
защиты растений и животных от вредных воздействий человека.Являясь
самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью
в систему учебновоспитательной работы в современной школе и вносит свой
весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Главное преимущество уроковэкскурсий – «эффект присутствия»
учащихся, которые видят памятники истории и культуры в естественном
состоянии илиграмотно оформленными в музейной экспозиции. Это способствует высокой степени познавательности урокаэкскурсии, т. к. в его
ходе затрагиваются чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся.
Сравнение традиционного урока и урокаэкскурсии позволяет выделить
ряд общих черт. Главная из них единство цели и принципов обучения и
воспитания. Кроме того, задачи, поставленные перед экскурсией, подчинены
задачам, вытекающим из содержания учебной программы по предмету. И во
время обычногоурока, и на протяжении урокаэкскурсии происходит познание
учебного материала, причём познаёт один итот же субъект – учащийся, усвоение
материала идёт под руководством учителя.[1, C. 9193]
Содержание таких уроковэкскурсий имеет непосредственную связь с
пройденным на предшествующих уроках материалом, и в то же время
полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе
используются на многих последующих уроках. Учитель заранее в годовом плане
определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед
намеченной экскурсией создает для учащихся ситуацию необходимости
ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются
вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и
предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии.
Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения:
что следует, потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный
материал для демонстраций и практических работ.
Методы проведения уроковэкскурсий приучают учащихся
ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать и устанавливать связи
явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной
натуралистической работы — навыки элементарного исследования природы.
Перед школьными экскурсиями ставятся следующие задачи:
1. Обогащать знания учащихся (на основе непосредственного
восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); 2. Устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями
и процессами;
3. Любовь к природе;
4. Развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность,
организованность в учебном труде, чувства коллективизма и
взаимопомощи;
5. Обогащать эстетические чувства;
6. Развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции;
7. Активизировать познавательную и практическую деятельность;
8. Воспитывать положительное отношение к учению.
Урокиэкскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения
широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики
и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому школьная экскурсия
в большей степени, чем какаялибо другая форма обучения, способствует
реализации межпредметных связей.
Школьники должны быть осведомлены о развитии и достижениях
современной науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках
учащиеся знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр
научно популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на
учащихся такого влияния, как полное впечатлений непосредственное
соприкосновение с научной деятельностью в научноисследовательском
институте, на агробиостанции или в лаборатории.
Нередко на школьных экскурсиях учащиеся выполняют простые
исследования: изучают почву или листья методом химического анализа,
проводят метеорологические или фенологические наблюдения, собирают
материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного
исследования, приобщаются к научной деятельности. Во время экскурсии
учащиеся переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые
способы решения познавательных задач.
Итак, включение экскурсий в план учебновоспитательного процесса
позволяет установить взаимосвязь между их содержанием и материалом, пройденным на предшествующих уроках. Полученные в ходе экскурсии
представления и знания, результаты наблюдений могут быть использованы на
многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных
занятиях.
1.3. Проектная деятельность школьников в ходе проведения
экскурсий
Значительную часть рабочего времени почти все учителя проводят в
ритме, заданном классноурочной системой. Этот ритм очень удобен своей
определённостью, чёткостью и организованностью. Каковы реальные цели
участников классноурочного процесса? Может быть, создание условий для
развития личности? Честное обсуждение вопроса о целях приведёт, скорее
всего, к выводу, что единственно реальная цель учителя при этом «пройти
программу». Цель ученика, в лучшем случае, «стать умнее» или выучить то, что
пригодится для экзамена, а в худшем перетерпеть годы школьной учёбы.
Пожалуй, одна из главных причин подобного отношения состоит в том,
что большинство школьников перестало мотивировать идеал «человека
знающего» как продукта классноурочного обучения. В наше время одного
такого обучения оказывается явно недостаточно, и для достижения
поставленных целей необходимо также использование принципиально иной
(хотя и не новой) философии построения образовательного процесса.
Считается, что она берёт свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот
американский учёный сто лет назад предложил вести обучение через
целесообразную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей.
Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему
необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему,
взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге
реальный, ощутимый результат.
Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о
направленности учебнопознавательной деятельности школьников на результат,
который достигается благодаря решению той или иной практически или
теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет
увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат опыт
деятельности станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и
умения, компетенции и ценности.
В 1910е гг. американский профессор Коллингс, организатор
продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури,
предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял
четыре группы:
1. «Проекты игр» детские занятия, непосредственной целью которых
является участие в групповой деятельности, как то: различные игры,
народные танцы, драматические постановки, разного рода
развлечения и т.д.
2. «Экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное
связанных с окружающей природой
изучение проблем,
общественной жизнью.
3. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели
цель «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной
форме».
4. «Инструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного,
изготовление кроличьей ловушки,
полезного продукта:
приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены
для школьного театра и др.
Наиболее интересными и разносторонними являются экскурсионные
проекты, потому что исследуемые на экскурсии проблемы берутся из реальной
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Роль экскурсий в методике преподавания биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.