Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения (дошкольники, учащиеся, студенты). С каждым годом, согласно официальной статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркозависимость, т. п.). Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к постепенной деградации общества. Главным и обязательным компонентом ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом
Роль физической культуры в формировании ЗОЖ
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из
важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились
как к составляющей здоровья.
В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой
сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры
и спорта уделяется огромное внимание во всем мире.
Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения
показателей физической подготовки у подрастающего поколения
(дошкольники, учащиеся, студенты). С каждым годом, согласно официальной
статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным
привычкам (курение, употребление алкоголя, наркозависимость, т. п.).
Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к
постепенной деградации общества. Главным и обязательным компонентом
ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в
первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом.
Не секрет, что регулярные занятия физической культурой способствуют
не только укреплению здоровья, но и значительно повышают эффективность
учебного процесса. Поэтому вопрос сохранения интеллектуального, научного
потенциала страны напрямую зависит от правильного физического
воспитания. Образно выражаясь, учеба и спорт должны находиться «в одной
упряжке».
Здоровый образ жизни школьника является основой его хорошего
самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно
еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает
определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно
изменить. Важно соблюсти четыре критерия. Школьники должны правильно
питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и
отказаться от вредных привычек. Следуя этим рекомендациям, можно
сохранять отличное самочувствие долгие годы. Физическое воспитание, как
средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на
протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в
многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и
представляют собой единый процесс физического воспитания школьников: учебные занятия являются основной формой физического воспитания и
могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ
здорового образа жизни школьников;
занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная
физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс
физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового
образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;
физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья,
повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление
условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет
формировать навыки и привычки здорового образа жизни;
массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия
направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям
физической культурой,
формирование
положительного отношения к здоровому образу жизни.
на укрепление здоровья,
Воспитание здорового образа жизни является длительным
педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с
родителями и врачом. Данный процесс должен носить систематический
характер. Только тогда он дает положительный характер.
Важнейшая, уникальная особенность учебного предмета «Физическая
культура» состоит не в процедурах двигательного натаскивания, а в
имеющемся у него потенциале для формирования особенных компетенций,
специальных знаний, практикометодических умений, способов познания
собственного организма и целесообразного воздействия на его функции. Всё
это может быть реализовано только в процессе полноценного преподавания
данного учебного предмета в качестве общеобразовательной дисциплины.
Готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в
профессиональной сфере, базирующаяся на компетенциях инновационной
деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её
осуществления, выступает сегодня главным критерием оценки деятельности
учителя. Инновационная готовность учителя физической культуры
выражается через отношение педагога к нововведениям, целям физической
культуры, ученику как субъекту деятельности и собственной учебной
деятельности. Установлено, что основными компонентами готовности кинновационной деятельности учителей по физической культуре являются
устойчивая мотивация к инновационной деятельности; нацеленность на поиск
новых, более эффективных способов решения профессиональных задач.
Компонентами готовности к инновационной деятельности являются уровень
развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической
культуре; уверенность в своих силах и способностях; творческое мышление;
сообразительность при решении профессиональных задач.
Задачи, реализуемые на уроках физической культуры таковы:
развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме
занимающихся при физической нагрузке;
ориентировать учащихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение;
создавать ситуации успеха,
самостоятельно;
воспитывать у учащихся положительные качества личности, нормы
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности.
стимулировать желание заниматься
Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни,
обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению
здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению
физических возможностей, физическая культура влияет практически на все
стороны жизнедеятельности человека: развивает духовнонравственные
качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет
социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые
факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе
жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей
жизни человека.