-физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию культуры собственного тела школьника, возможности активно включаться в разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;
- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного развития физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения;
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современное содержание образования в области физической культуры
нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с
достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был
действительно образованным в физической культуре: владел средствами и
методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и
методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных
возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно
проводить свои занятия физическими упражнениями. Сегодня школьная
физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у
школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения
России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности
наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической
культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике, т.е. ценить
время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь
любого человека.
Современное содержание предмета физической культуры в школе должно
исходить из следующего условий:
физическая культура должна удовлетворять интересам общества во
всестороннем физическом развитии школьников;
физическая культура должна использоваться как средство организации
здорового образа жизни человека, укрепления здоровья и поддержания
долголетия;
физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию
культуры собственного тела школьника, возможности активно включаться в
разнообразные трудовые, физкультурноспортивные и культурные мероприятия;
физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и
навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы
использовать физические упражнения для целенаправленного развития
физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений,
формирования осанки и телосложения;
физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному
общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для
самовыражения и содействовать самоопределению.Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической
культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих
способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических
качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников.
Физическая культура это развитие физического и духовного в человеке, это
способ жизни и способ развития целостной личности.
Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая
культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и
способствовать решению важных общепедагогических задач. Физическая
культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом
жизни детей.
Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы и
средства педагогической деятельности, при которых наша физическая культура
оставалась бы в школьном образовании лишь как процесс физической
подготовки и средство укрепления здоровья школьников. Решая традиционные
задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических
качеств и координационных способностей, многие учителя зачастую забывают о
формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям
физическими упражнениями и урокам физической культуры. Одной из главных
задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять
задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической
культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие всех
доступных средств и методов.
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из
которых являются: правильная постановка задач урока, создание
положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников
на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение.
Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен
сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может
меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к
физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному
уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и
самочувствия учителя. Урок физической культуры всегда приносит
удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на
скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки,
знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Важно, чтобы строгость,
точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами
поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.Существует множество способов разнообразить проведение уроков:
использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий;
включать различные новые физические упражнения; менять обстановку, условия
урока (например, переходить из спортивного зала на воздух); использовать
игровой и соревновательный методы, командные спортивные игры для
повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками
физической культуры.
Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего
школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью
игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают
правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и
физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими
школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая
определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в
содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод,
учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых
им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста
школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей
реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с
упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие реальным
требованиям.
Подвижные игры и занятия командными видами спорта на уроках физической
культуры развивают дух коллективизма, сотрудничества.
Среди командных спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных
мест. Он был придуман в конце ХIХ века преподавателем физической культуры
в американском колледже Спрингфилд. В системе физического воспитания
баскетбол приобрел огромную популярность изза экономической доступности
игры, высокой эмоциональности, большого зрелищного эффекта и самое главное,
что эта игра благоприятно воздействовала на организм человека. Баскетбол как
нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно отыскать еще такой вид
спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое
главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует всестороннему
физическому развитию, так как основу баскетбола составляют простые
естественные движения – прыжки, бег, передачи и броски.
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный
процесс состязания, соперничества, борьба за первенство и высокие достижения.
Школьник соревнуется не только с другими, но и с самим собой, стремясь
превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных
упражнениях. Соревновательный метод усиливает воздействие физических
упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных
возможностей организма, тем самым способствуя их наивысшему развитию.Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей,
способствует развитию и подготовке школьников к дальнейшей самостоятельной
жизни, а спорт является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте учатся
не только играть в тот или иной вид игровой деятельности (если речь идет об
игровых видах спорта), но и работе в команде, тактике, стратегии, учатся
проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками и отношениям в своей
команде (особенно в соревновательной деятельности), принимать
самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому другому.
Занятия физической культурой и спортом формируют здоровое честолюбие,
чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только
в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно
для подрастающего поколения в современной России.
Школьная физическая культура закладывает основу для формирования
личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление
не отставать от других. Это эффективное средство направления энергии
школьников в конструктивное русло. При этом поведение, знания и умения,
личный пример учителя физической культуры становятся для школьников более
значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. И если учитель
физической культуры поможет сформировать у учащихся потребности к
постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче
осознать и принять для своей жизни такие социальные понятия, как дружба,
равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и
счастье.