В презентации рассказывается о том, что в связи с модернизацией современной школы, созданием и развитием единого информационного пространства страны потребовались соответствующие преобразования и в деятельности школьных библиотек. Все школьные библиотеки страны ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования. Как этого добиться в условиях сельской школы автор попыталась представить в презентации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бирикчульская средняя общеобразовательная школа
Роль и место школьной библиотеки в
информационном пространстве школы
Подготовила: Филатова Елена Петровна
Бирикчуль 2013
"
«Кто владеет информацией,
тот владеет миром»
Ротшильд
Модернизация современной школы, создание и развитие
единого информационного пространства страны
потребовали соответствующих преобразований
деятельности школьных библиотек. В условиях
информационного общества возрастает роль
информационной компетентности учителя и учащихся, и
особое внимание уделяется их развитию. На смену
принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип
«образование в течение всей жизни». В связи с этим
отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных
библиотек России является изменение их места и роли в
учебном процессе по сравнению с традиционным.
Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром
общедоступной информации, они должны быть востребованы
как для обучения, так и для личностного, духовного,
творческого развития, самосовершенствования.
«Школаэто, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего
слова, книги и живые человеческие отношения» –
говорил А.И. Герцен.
Перед современной школой стоит важнейшая задача – научить
школьников ориентироваться в массе информации, подготовить
к жизни в условиях информационного общества. Существенную
роль в этом играет библиотека путем привлечения детей к
чтению с опорой на информационные технологии.
Роль и место школьной библиотеки в
информационном пространстве школы
определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед
библиотекой и четко сформулированы в «Примерном положении о
библиотеке ОУ», вышедшем в 2004 году. Главной задачей школьной
библиотеки, в соответствии с этим «Положением», является
«обеспечение участникам общеобразовательного процесса –
обучающимся, педагогическим работникам, родителям
обучающихся доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования
библиотечноинформационных ресурсов ОУ на различных
носителях :бумажном, магнитном, цифровом и на иных
носителях»
То есть сегодня конкретно определена структура фонда библиотеки, а именно:
бумажные источники информации (книги, газеты, журналы);
электронные документы;
документы, записанные на видео и аудионосителях.
Из вышеописанных целей и задач вытекают основные функции нашей школьной
библиотеки, но на сегодняшний день за библиотекой закрепляется еще одна очень
важная функция: библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся
добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого
электронного источника.
Таким образом, библиотека сегодня является очень важным, емким структурным
создании
первостепенную
роль
подразделением ОУ,
информационного пространства школы.
играющим
в
Современные школьники читают мало, в крайнем случае
прочитывают только обязательный программный минимум по
литературе. Для повышения интереса к чтению в течение года
применялись различные формы и методы работы: беседы,
часы интересных сообщений, уроки доброты, мужества,
тематические выставки, просмотры литературы ...
Библиотека в школе становится местом, где дети не просто
приобщаются к книгам и чтению, обучаются компьютерной
грамотности, учатся ориентироваться в мире информации, но
и главным местом куда приходят просто пообщаться,
поделиться своими проблемами и радостями. Библиотекарь
становится для них советчиком, психологом, просто другом.
Наша школьная библиотека становятся не просто хранителем печатных и
создающей
других материалов,
определённые информационнобиблиотечные ресурсы (памятки, буклеты,
мероприятия с использованием ИКТ и др.).
информационной
но
системой,
Использование средств ИКТ возможно для проведения библиотечно
библиографических уроков, бесед, и других библиотечных мероприятий.
Необходимо отметить, что в данном случае компьютер не заменит книгу.
Использовать презентации можно только в качестве демонстрационно
сопровождающего материала или фрагмента, а традиционная работа с
книгой должна оставаться. Использование презентационных выступлений
позволяет сделать мероприятия ярче, акцентировать внимание читателей.
частью
используется
Так как библиотека оснащена компьютером, она является
информационнообразовательного
составной
для
пространства школы. Компьютер
просмотра дисков, составления отчетов, планов, создания
презентаций, памяток, буклетов, сценариев к различным
мероприятиям. В фонде библиотеки имеются различные
наименования электронных образовательных изданий. Эти
издания
и
учениками школы в учебной деятельности.
учителямипредметниками
используются
Наша библиотека стремится создать условия для полноценного удовлетворения запросов
учащихся, используя при этом различные формы: выставки, викторины, пополнение
тематических папок, осуществление подписки на различные периодические издания,
оформление календаря памятных и знаменательных дат. Фонд библиотеки открыт для
свободного доступа. Читатели могут сами выбирать на полке различную художественную
литературу, справочные пособия по разделам школьной программы.
Услугами библиотеки пользуются не только учащиеся, но и, конечно же учителя —
предметники, классные руководители. С большим интересом они пользуются рубрикой
«Для Вас педагоги» – где представлены новинки методической литературы. Помощь
библиотекаря самая разнообразная – подбор материалов к уроку, участие в подготовке
выставок и бесед, викторин, праздничных мероприятий.
На базе нашей школьной библиотеки был создан школьный
пункт обмена учебниками, который начинает свою работу по
окончании учебного года
В ФГОСах второго поколения говорится о том, что в школах необходимо создать
современную информационнообразовательную среду для успешной реализации
основной образовательной программы общего образования.
И вот тут свою миссию, свою роль должна выполнить школьная библиотека.
Действительно, где, как не в школьной библиотеке, юные граждане могут
получить систематическую информационную подготовку, уяснить неразрывную
связь учёбы, образования с многообразными современными источниками
информации: от книги до Интернета? Где, как не в школьной библиотеке им
предстоит убедиться в истинности старинной, но не устаревшей поговорки:
«Без чтения нет учения»? Где, как не в школьной библиотеке, им приоткроется
истина о том, что овладение знаниями невозможно без упорного труда по
розыску, анализу и синтезу, осмыслению информации?
Чтобы библиотека стала ЦЕНТРОМ информации, она должна сосредоточить на
своей
всего образовательного
учреждения, постоянно их обновлять и сделать эти ресурсы доступными для
пользователей. Наша библиотека уже работает в этом направлении.
территории информационные ресурсы
Лишь объединяя усилия общеобразовательного учреждения и школьной
библиотеки, всех учителей и школьного библиотекаря, можно решить столь
актуальную сегодня задачу по формированию единого информационного
пространства школы.
Не понятно человеку – он идет в библиотеку
Интересно человеку – он идет в библиотеку,
Что – то важно человеку – он идет в библиотеку!
Спасибо за внимание. Творческих вам успехов и удач!