«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»
Оценка 5
Игры
doc
воспитательная работа
Детсад
11.02.2018
Игра, по мнению Ф. Фребеля, порождает у ребенка чувство свободы, радость, довольство, «покой в себе и около себя». Игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни. По мнению М. Монтессори, именно игра позволяет учитывать естественные потребности детей, именно игра содействует приобретению детьми навыков независимости от взрослых, формирует у ребенка способность заботиться о своем окружении, приучает его к социальному поведению в отношении других детей и взрослых.В процессе социально-коммуникативного развития у ребенка-дошкольника развивается эмоционально-положительное отношение к себе и окружающему миру, взрослым и сверстникам, формируется система внутренних и внешних мотивов, потребностей, элементарные социальные навыки
консульт для педагогов.doc
«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных
навыков»
В процессе социальнокоммуникативного развития у ребенкадошкольника
развивается эмоциональноположительное отношение к себе и окружающему миру,
взрослым и сверстникам, формируется система внутренних и внешних мотивов,
потребностей, элементарные социальные навыки (Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова,
Л.В.Коломийченко). Процесс формирования у дошкольников социальных навыков требует
создания в ДОУ специальных психологопедагогических условий и, в первую очередь,
организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста, направленной
на достижение совместного результата детской деятельности. Такой образовательной
деятельностью педагога с детьми, обеспечивающей достижение совместного результата
является ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая.
Парадоксально, но в практике дошкольного образования в настоящее время
серьезной проблемой является игнорирование игровой деятельности при организации
образовательного процесса для детей дошкольного возраста, её роли к становлению
важнейших психических функций, новообразований, формированию положительных
моделей поведения, овладению элементарными социальными навыками взаимодействия со
сверстниками.
Игра, по мнению Ф. Фребеля, порождает у ребенка чувство свободы, радость,
довольство, «покой в себе и около себя». Игра позволяет ребёнку проявить собственную
активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни. По мнению М. Монтессори,
именно игра позволяет учитывать естественные потребности детей, именно игра
содействует приобретению детьми навыков независимости от взрослых, формирует у
ребенка способность заботиться о своем окружении, приучает его к социальному
поведению в отношении других детей и взрослых. По мнению С.Л.Рубинштейна, в жизни
ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра
первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии
личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок «играет потому, что развивается, и
развивается потому, что играет. Игра практика развития». Выдающийся психолог Л.С.
Выготский акцентирует внимание на том, что в игре ребенок не только свободен, т.е. он
самостоятельно определяет собственные поступки, исходя из своего «Я», но и подчиняет
свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи. Именно в
процессе игры, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приучается осознавать свои
собственные действия, поступки, соотносить собственное поведение с поведением
окружающих. Д.Б. Эльконин утверждает, что игра ребенка дошкольного возраста это
своеобразная форма деятельности детей, предметом которой является взрослый человек
— его деятельность и система его взаимоотношений с другими людьми.
В Концепции дошкольного воспитания (1989г.) игра рассматривается как главный
институт воспитания и развития культуры дошкольника, «академия жизни»,
обеспечивающая условия гармоничного полноценного развития ребенкадошкольника.
Особенно ценно, отмечают авторы Концепции, что в процессе игры у ребенка формируются
способы взаимоотношения со взрослым и сверстниками, развиваются нравственноволевые качества сдержанность, выдержка, ответственность, коммуникативные способности,
развивается способность к моральноэтическим оценкам собственных поступков и
поступков других детей, формируется готовность к коллективным действиям.
Социокультурная ситуация, отраженная в игре, создает благоприятные условия для
формирования у детей дошкольного возраста элементарных социальных навыков
определения общей цели, планирования последовательности действий, отбора
необходимых средств и выбора способов достижения результата. Благодаря игровой
ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно в благоприятных условиях
формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается
понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним
навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети постепенно начинают
демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают
различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать.
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются навыки и умения
вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Дети упражняются в умении выбирать
и согласовывать со сверстниками тему игры, выслушивать мнения участников по поводу
игрового сюжета, высказывать и корректировать собственное мнение, распределять
игровые роли с учетом индивидуальных потребностей и интересов партнеров, планировать
развитие игрового сюжета, отбирать необходимые атрибуты и подготавливать
недостающие. У детей развивается умение самостоятельно соблюдать игровые правила,
вносить изменения в существующие правила, устанавливать новые, разрешать конфликтные
ситуации самостоятельно или с небольшой помощью педагога, справедливо оценивать
результаты собственной деятельности и деятельности сверстников и отношение детей к
порученному делу.
Условия для развития сотрудничества между детьми создаются в разных видах
детской деятельности, но приоритет игровой деятельности безусловен, ибо разнообразное
содержание игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми
эмоций позволяют им успешно накапливать опыт сотрудничества. Характер игровой
ситуации ставит ребенка в положение,
которое требует высокого уровня
сформированности у него социальных навыков по выбору способов и форм
взаимодействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей,
достижения общего результата.Таким образом, в научных исследованиях Ф. Фребеля, М.
Монтессори, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.,
посвященных роли игровой деятельности в становлении личности ребенкадошкольника,
отмечается о том, что процесс формирования у детей дошкольного возраста социальных
навыков осуществляется более успешно, если использовать ресурсы игровой деятельности.
Важным условием успешного формирования у детей дошкольного возраста
социальных навыков является организация сотрудничества коллектива ДОУ с
учреждениями культуры.
Ундоровский
палеонтологический музей. Цель сотрудничества – создание благоприятных условий для
успешного социальнокоммуникативного развития дошкольников,
обогащение
представлений детей о богатстве и разнообразии флоры и фауны окружающего мира, роли
человека в его сохранении.
Важный объект сотрудничества
Встречи в селе Ундоры, экскурсии в палеонтологический музей, знакомство с его
экспонатами развивают у детей интерес к окружающему, побуждают их к установлению и
поддержанию содержательных контактов со взрослыми и сверстниками. Яркие
впечатления об увиденном в селе Ундоры, палеонтологическом музее находят отражение в
различных видах детской деятельности игровой, общении, художественнотворческой,
познавательноисследовательской и способствуют организации совместных игр и бесед со
сверстниками об обитателях древнего мира, созданию совместных художественных композиций об экспонатах музея, участию в исследовательской деятельности
палеонтологической направленности. Разнообразная детская деятельность, отражающая
впечатления от сотрудничества с палеонтологическим музеем содействует формированию
у дошкольников важных навыков, таких, как умение вступать и поддерживать контакт с
детьми группы, договариваться со сверстниками о своих действиях, при необходимости
вносить коррективы в собственную деятельность, и развитию ценностных качеств личности
любознательности, осведомленности, доброжелательности, дружелюбия, воспитанности.
Организация сотрудничества ДОУ с трудовым коллективом текстильной фабрики
значительно обогащает представления детей о сферах профессиональной деятельности
человека, знакомит их с достижениями технического прогресса, воспитывает уважение к
взрослым, гордость за их труд. Ишеевская текстильная фабрика по производству сукна для
изготовления одеял, пледов, покрывал и др. известна с 18 столетия и имеет давние
профессиональные традиции. Стоит упомянуть лишь тот факт, что Отечественную войну
1812 г. русская армия выиграла в обмундировании, сшитом из ткани ишеевских ткачей. В
поселке известны семейные династии ткачей. И сегодняшняя жизнь многих жителей
поселка связана с фабрикой.
В качестве значимого условия формирования у детей дошкольного возраста
социальных навыков в процессе социальноличностного развития выступает организация в
ДОУ социокультурных – и художественных центров. Центры предназначены для
организации образовательной детской деятельности социальной направленности вне
группового помещения. С этой целью в ДОУ созданы социокультурный центр «Наш
поселок: осень, зима, весна, лето», художественный центр «Сказочный вернисаж». Для
центров отобраны репродукции картин, произведений детской художественной
литературы, периодики, материалы и оборудование, содействующие решению задач по
формированию у дошкольников социальных навыков.
Не менее важным условием формирования у детей дошкольного возраста
социальных навыков является и создание минимузеев и музейных пространств социальной
направленности в групповых ДОУ. Организация музеев «Археология», «Палеонтология»,
«Текстиль», «Автомир» и др. способствует погружению детей в прошлое, быт людей, их
занятия, знакомит со способами передвижения в древности и в настоящее время,
средствами связи между людьми. Музейные композиции воссоздают историю поселка,
знакомят детей с трудом и бытом наших земляков, видами ткани, одежды, продукцией
сельскохозяйственной и автомобильной промышленности и т.д. Музейные пространства
организуют с целью обеспечения условий для активной деятельности детей по
установлению и закреплению детских контактов, обыгрыванию сюжетов музейных
композиций, обогащению сюжетов детских игр. Деятельность на базе музейной экспозиции
содействует развитию у детей таких социальных навыков, как умение вступать в контакт
со сверстниками, договориться о теме и сюжете деятельности, планировать
последовательность действий и поступков.
Музейные пространства в ДОУ имеют цель познакомить детей с достижениями
современной науки и технического прогресса (оборудование текстильной фабрики, виды
транспорта и связи и т.п.)
Для отбора экспонатов в музейную композицию педагоги учитывают ряд
требований:
каждый объект знакомит дошкольников с историей нашей страны, его
граждан, жизнью поселка, его жителей;
объекты должны быть разнообразны по назначению и использованию;
объекты должны быть привлекательны и отличаться оригинальностью.
Обязательным требованием для включения объекта в музейную композицию
является предоставление ребенку возможности действовать с экспонатом.
«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»
«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»
«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»
«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.