«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»
Оценка 5

«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»

Оценка 5
Игры
doc
воспитательная работа
Детсад
11.02.2018
«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»
Игра, по мнению Ф. Фребеля, порождает у ребенка чувство свободы, радость, довольство, «покой в себе и около себя». Игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни. По мнению М. Монтессори, именно игра позволяет учитывать естественные потребности детей, именно игра содействует приобретению детьми навыков независимости от взрослых, формирует у ребенка способность заботиться о своем окружении, приучает его к социальному поведению в отношении других детей и взрослых.В процессе социально-коммуникативного развития у ребенка-дошкольника развивается эмоционально-положительное отношение к себе и окружающему миру, взрослым и сверстникам, формируется система внутренних и внешних мотивов, потребностей, элементарные социальные навыки
консульт для педагогов.doc
«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков» В   процессе   социально­коммуникативного   развития   у   ребенка­дошкольника развивается   эмоционально­положительное   отношение   к   себе   и   окружающему   миру, взрослым   и   сверстникам,   формируется   система   внутренних   и   внешних   мотивов, потребностей,   элементарные   социальные   навыки   (Н.Ф.Виноградова,   С.А.Козлова, Л.В.Коломийченко). Процесс формирования у дошкольников социальных навыков требует создания   в   ДОУ   специальных   психолого­педагогических   условий   и,   в   первую   очередь, организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста, направленной на   достижение   совместного   результата   детской   деятельности.   Такой   образовательной деятельностью   педагога   с   детьми,   обеспечивающей   достижение   совместного   результата является ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. Парадоксально,   но   в   практике   дошкольного   образования   в   настоящее   время серьезной   проблемой   является   игнорирование   игровой   деятельности   при   организации образовательного   процесса   для   детей   дошкольного   возраста,   её   роли   к   становлению важнейших   психических   функций,   новообразований,   формированию   положительных моделей поведения, овладению элементарными социальными навыками взаимодействия со сверстниками. Игра,   по   мнению   Ф.   Фребеля,   порождает   у   ребенка   чувство   свободы,   радость, довольство, «покой в себе и около себя». Игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни. По мнению М. Монтессори, именно   игра   позволяет   учитывать   естественные   потребности   детей,   именно   игра содействует   приобретению   детьми   навыков   независимости   от   взрослых,   формирует   у ребенка   способность   заботиться   о   своем   окружении,   приучает   его   к   социальному поведению в отношении других детей и взрослых. По мнению С.Л.Рубинштейна, в жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра ­   первая   деятельность,   которой   принадлежит   особенно   значительная   роль   в   развитии личности,   в   формировании   ее   свойств   и   обогащении   ее   внутреннего   содержания. подготовку   к   дальнейшей   деятельности.   Ребенок   «играет   потому,   что   развивается,   и развивается потому, что играет. Игра ­ практика развития». Выдающийся психолог Л.С. Выготский акцентирует внимание на том, что в игре ребенок не только свободен, т.е. он самостоятельно определяет собственные поступки, исходя из своего «Я», но и подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи. Именно в процессе   игры,   по   мнению   Л.С.   Выготского,   ребенок   приучается   осознавать   свои собственные   действия,   поступки,   соотносить   собственное   поведение   с   поведением окружающих.   Д.Б.   Эльконин   утверждает,   что   игра   ребенка   дошкольного   возраста   это своеобразная форма деятельности детей, предметом которой является взрослый человек — его деятельность и система его взаимоотношений с другими людьми. В Концепции дошкольного воспитания (1989г.) игра рассматривается как главный институт   воспитания   и   развития   культуры   дошкольника,   «академия   жизни», обеспечивающая   условия   гармоничного   полноценного   развития   ребенкадошкольника. Особенно ценно, отмечают авторы Концепции, что в процессе игры у ребенка формируются способы взаимоотношения со взрослым и сверстниками, развиваются нравственно­волевые качества   ­   сдержанность,   выдержка,   ответственность,   коммуникативные   способности, развивается   способность   к   морально­этическим   оценкам   собственных   поступков   и поступков   других   детей,   формируется   готовность   к   коллективным   действиям. Социокультурная   ситуация,   отраженная   в   игре,   создает   благоприятные   условия   для формирования   у   детей   дошкольного   возраста   элементарных   социальных   навыков определения   общей   цели,   планирования   последовательности   действий,   отбора необходимых   средств   и   выбора   способов   достижения   результата.   Благодаря   игровой ситуации,   возникающей   в   игре,   у   ребенка   постепенно   в   благоприятных   условиях формируются   навыки   подчинения   игровым   установкам   и   правилам,   он   приучается понимать   и   принимать   мнения   и   поступки   других   участников   игры,   проявлять   к   ним навыки   доброжелательного   и   терпимого   поведения.   Дети   постепенно   начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются навыки и умения вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Дети упражняются в умении выбирать и согласовывать со сверстниками тему игры, выслушивать мнения участников по поводу игрового   сюжета,   высказывать   и   корректировать   собственное   мнение,   распределять игровые роли с учетом индивидуальных потребностей и интересов партнеров, планировать развитие   игрового   сюжета,   отбирать   необходимые   атрибуты   и   подготавливать недостающие. У детей развивается умение самостоятельно соблюдать игровые правила, вносить изменения в существующие правила, устанавливать новые, разрешать конфликтные ситуации   самостоятельно   или   с   небольшой   помощью   педагога,   справедливо   оценивать результаты собственной деятельности и деятельности сверстников и отношение детей к порученному делу. Условия   для   развития   сотрудничества   между   детьми   создаются   в   разных   видах детской деятельности, но приоритет игровой деятельности безусловен, ибо разнообразное содержание игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми эмоций   позволяют   им   успешно   накапливать   опыт   сотрудничества.   Характер   игровой ситуации   ставит   ребенка   в   положение,   которое   требует   высокого   уровня сформированности   у   него   социальных   навыков   по   выбору   способов   и   форм взаимодействия,   согласования   целей,   совместного   планирования,   распределения   ролей, достижения общего результата.Таким образом, в научных исследованиях Ф. Фребеля, М. Монтессори, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., посвященных роли игровой деятельности в становлении личности ребенка­дошкольника, отмечается о том, что процесс формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков осуществляется более успешно, если использовать ресурсы игровой деятельности. Важным   условием   успешного   формирования   у   детей   дошкольного   возраста социальных   навыков   является   организация   сотрудничества   коллектива   ДОУ   с учреждениями   культуры.   Ундоровский палеонтологический музей. Цель сотрудничества – создание благоприятных условий для успешного   социально­коммуникативного   развития   дошкольников,   обогащение представлений детей о богатстве и разнообразии флоры и фауны окружающего мира, роли человека в его сохранении.   Важный   объект   сотрудничества   ­ Встречи в селе Ундоры, экскурсии в палеонтологический музей, знакомство с его экспонатами развивают у детей интерес к окружающему, побуждают их к установлению и поддержанию   содержательных   контактов   со   взрослыми   и   сверстниками.   Яркие впечатления об увиденном в селе Ундоры, палеонтологическом музее находят отражение в различных видах детской деятельности  ­ игровой,  общении,  художественно­творческой, познавательноисследовательской и способствуют организации совместных игр и бесед со сверстниками   об   обитателях   древнего   мира,   созданию   совместных   художественных композиций   об   экспонатах   музея,   участию   в   исследовательской   деятельности палеонтологической   направленности.   Разнообразная   детская   деятельность,   отражающая впечатления от сотрудничества с палеонтологическим музеем содействует формированию у дошкольников важных навыков, таких, как умение вступать и поддерживать контакт с детьми группы, договариваться со сверстниками о своих действиях, при необходимости вносить коррективы в собственную деятельность, и развитию ценностных качеств личности ­ любознательности, осведомленности, доброжелательности, дружелюбия, воспитанности. Организация сотрудничества ДОУ с трудовым коллективом текстильной фабрики значительно   обогащает   представления   детей   о   сферах   профессиональной   деятельности человека, знакомит их с достижениями технического прогресса, воспитывает уважение к взрослым, гордость за их труд. Ишеевская текстильная фабрика по производству сукна для изготовления   одеял,   пледов,   покрывал   и   др.   известна   с   18   столетия   и   имеет   давние профессиональные традиции. Стоит упомянуть лишь тот факт, что Отечественную войну 1812 г. русская армия выиграла в обмундировании, сшитом из ткани ишеевских ткачей. В поселке   известны   семейные   династии   ткачей.   И   сегодняшняя   жизнь   многих   жителей поселка связана с фабрикой. В   качестве   значимого   условия   формирования   у   детей   дошкольного   возраста социальных навыков в процессе социально­личностного развития выступает организация в ДОУ   социокультурных   –   и   художественных   центров.   Центры   предназначены   для организации   образовательной   детской   деятельности   социальной   направленности   вне группового   помещения.   С   этой   целью   в   ДОУ   созданы   социокультурный   центр   «Наш поселок:  осень,  зима,   весна,  лето»,   художественный   центр  «Сказочный  вернисаж».  Для центров   отобраны   репродукции   картин,   произведений   детской   художественной литературы,   периодики,   материалы   и   оборудование,   содействующие   решению   задач   по формированию у дошкольников социальных навыков. Не   менее   важным   условием   формирования   у   детей   дошкольного   возраста социальных навыков является и создание мини­музеев и музейных пространств социальной направленности в групповых ДОУ. Организация музеев «Археология», «Палеонтология», «Текстиль», «Автомир» и др. способствует погружению детей в прошлое, быт людей, их занятия,   знакомит   со   способами   передвижения   в   древности   и   в   настоящее   время, средствами   связи   между   людьми.   Музейные   композиции   воссоздают   историю   поселка, знакомят детей с трудом и бытом наших земляков, видами ткани, одежды, продукцией сельскохозяйственной  и автомобильной промышленности и т.д. Музейные  пространства организуют   с   целью   обеспечения   условий   для   активной   деятельности   детей   по установлению   и   закреплению   детских   контактов,   обыгрыванию   сюжетов   музейных композиций, обогащению сюжетов детских игр. Деятельность на базе музейной экспозиции содействует развитию у детей таких социальных навыков, как умение вступать в контакт со   сверстниками,   договориться   о   теме   и   сюжете   деятельности,   планировать последовательность действий и поступков. Музейные   пространства   в   ДОУ   имеют   цель   познакомить   детей   с   достижениями современной науки и технического прогресса (оборудование текстильной фабрики, виды транспорта и связи и т.п.) Для   отбора   экспонатов   в   музейную   композицию   педагоги   учитывают   ряд требований: ­ каждый   объект   знакомит   дошкольников   с   историей   нашей   страны,   его граждан, жизнью поселка, его жителей; ­ объекты   должны   быть   разнообразны   по   назначению   и   использованию;   ­ объекты должны быть привлекательны и отличаться оригинальностью. Обязательным   требованием   для   включения   объекта   в   музейную   композицию является предоставление ребенку возможности действовать с экспонатом.

«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»

«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»

«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»

«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»

«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»

«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»

«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»

«Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2018