Роль инноваций в повышении качества образования
Оценка 4.8

Роль инноваций в повышении качества образования

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
19.03.2017
Роль инноваций в повышении качества образования
Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.В статье рассматривается роль инноваций в повышении качества и эффективности образовательного процесса
Роль инноваций.doc
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Становление   форм   организации   обучения   происходило   вместе   с   развитием человеческого общества.  Учитель,   воспитатель   всегда   были   центральными   фигурами   в   образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в   большой   степени   зависят   от   готовности   и   способности   учителей   изменять   свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и учителя как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, которая стоит сегодня перед работниками образования. Педагогическая  инноватика – особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Инновация  –   (от   латинского   «innovation»   –   нововведение¸   изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков) Инновации, или новшества присущи для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации,   как   правило,   возникают   на   стыке   нескольких   проблем   и   решают принципиально   новые   задачи,   ведут   к   непрерывному   обновлению   образовательного процесса и являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта как отдельно взятых учителей, так и целых коллективов.  Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:  инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;  использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;  внедрение   инноваций   вызывает   качественные   изменения   других   компонентов системы  школы. К инновационным школам могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки. Школа в этом случае   одновременно   выполняет   функции   и   научной   лаборатории,   и 1 экспериментальной площадки, и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых.  В качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:  разрабатывает  или  реализует отличную от общепринятой в большинстве  школ модель организации жизнедеятельности учащихся;   разрабатывает   принципиально   отличное   от   традиционного   содержание образования;  разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога. Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как   воспроизводство   однажды   усвоенных   методов   работы.   Такая   деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что   она   не   способствует   развитию   личности   самого   педагога.   Без   творчества   нет педагога­мастера. Характер   инновационной   деятельности   учителя   зависит   от   существующих   в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности   и   деятельности   всего   коллектива   школы,   а   также   его   способности выявлять   актуальные   проблемы   образования   учеников,   находить   и   реализовать эффективные способы их решения. Первая   составляющая   готовности   учителя   к   инновационной   деятельности   – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь   разные   смыслы   для   разных   людей.   Участие   учителя   в   инновационной деятельности может восприниматься:  как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;  как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;  как выполнение своего профессионального долга;  как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития;  как способ получения дополнительного заработка.  Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности   с   точки   зрения   его   направленности.   Материальный   мотив   или   мотив избегания   неудач   соответствуют   слабой   готовности   к   инновационной   деятельности. Высокому   уровню   готовности   к   инновационной   деятельности   соответствует   зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и 2 саморазвития, самосовершенствовании учителя.   что,   в   свою   очередь,   кроется   в   самообразовании   и Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение   как   можно   лучших   результатов   –   необходимое   условие   приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких­то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Фредерик Смит: «Вам непременно придется проводить инновации, если перед вами будет стоять проблема выживания». Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда­то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое   отношение   к   себе,   тому,   что   достигнуто,   и   поиски   путей   и   средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности. Но   недостаточно   учителю   только   знать   о   существовании   инновационных образовательных   моделей,   программ,   технологий.   Чтобы   учитель   мог   хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности   должно   быть   не   только   актуальным,   но   и   реалистичным,   т.е. соответствующим реально существующим в данной школе условиям. Если, например, учитель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево­ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии. Степень   компетентности   учителя   в   инновационном   образовании   может   быть различной,   поэтому   различным   будет   и   уровень   его   готовности   к   инновационной деятельности в этом аспекте. Учитель,   желающий,   хорошо   подготовленный   и   готовый   к   инновационной деятельности:  владеет комплексом понятий педагогической инноватики;  понимает место и роль инновационной деятельности в школе, ее связь с учебно­ воспитательной деятельностью;  знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;   умеет изучать опыт учителей­новаторов;   умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;  3  умеет   разрабатывать   и   обосновывать   инновационные   предложения   по совершенствованию образовательного процесса;  умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;   умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;  умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;   умеет   анализировать   и   оценивать   себя   как   субъекта   инновационной деятельности. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество  профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. В   контексте   инновационной   стратегии   целостного   педагогического   процесса существенно возрастает роль учителей как непосредственных носителей новаторских процессов.   При   всем   многообразии   технологий   обучения:   дидактических, компьютерных,   проблемных,   модульных   и   других   –   реализация   ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно­воспитательный процесс   современных   технологий   учитель   школы   все   более   осваивает   функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от него специальной психолого­педагогической   подготовки,   так   как   в   профессиональной   деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и   реализации   педагогических инноваций. Если в традиционной системе образования основной задачей является освоение наиболее   рациональных   методов   и  приемов   обучения   и  воспитания  учащихся,  то   в инновационной   системе   –   создание   условий   для   профессионального   саморазвития, готовности   к   инновациям,   проектирование, моделирование новых педагогических практик; экспертиза, анализ, технология опыта.   творческой   самореализации; Результатом работы является педагогическое мастерство. В инновационной работе –   уровни   профессионального   саморазвития   педагога   (педтехника,   педмастерство, творческая   деятельность,   создание   индивидуального   стиля,   авторских   программ   и технологий, готовность к инновациям).  Инновационные   принципы   работы   (системность,   диагностичность, дифференцированность, оптимальность, технологичность).     Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести   урок   с   использованием     информационно­коммуникационных   технологий (ИКТ).   Урок   с   использованием   ИКТ   –   это   наглядно,   красочно,   информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, 4 дает   возможность   оперативно   проконтролировать   и   оценить   результаты   обучения. Использование на уроках информационно­коммуникационных технологий позволяет: сделать урок более интересным, наглядным.   К сожалению, сегодня администрация часто сталкивается с подменой понятий. Речь   идет   об   использовании   компьютерной   техники.   Большинство   учителей   нашей школы регулярно используют компьютерную технику, но не всегда мы можем смело сказать об использовании компьютерных технологий. Подмена понятий и заключается в разнице этих самых понятий «компьютерная техника» и «компьютерные технологии». Использование презентаций на уроках не является инновационной деятельностью, т.к. это   является   обычной   ретрансляцией   учебного   материала.   Посещенные   уроки   у некоторых наших учителей, которые использовали мультимедийный проектор, убедил меня   в   том,   что   не   всегда   этот   самый   проектор   оказывается   уместным.   И   его эффективность на уроке сводится к нулю.   На сегодняшний день можно смело утверждать, что IT­технологии (как сейчас их называют)   в   прямом   смысле   этого   понятия   используют   учителя:   Аксенова   Э.Э., Федоров С.П., Алексеенко Л.А., Крупина Г.В., Гордиевская Н.В.     Применение информационных технологий на уроках не только облегчает усвоение учебного материала, но и  представляет  новые  возможности для развития творческих способностей   учащихся,   повышает   мотивацию   учащихся   к   учению,   активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует   активную   жизненную   позицию   в   современном   обществе.   Мы   об   этом, уважаемые коллеги, неоднократно с вами говорили. Что же собой представляет инновационный урок?  Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и   учения   учащихся   на   определенный   период   времени.   В   его   основе   могут   быть: элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий; обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей   школьников   через   активные   методы   творческой   деятельности   (при помощи   элементов   театра,   музыки,   кино,   изобразительного   искусства);   научно­ исследовательская   деятельность,   подразумевающая   активное   применение методологических   знаний   в   процессе   обучения,   раскрывающая   особенности мыслительной   работы   учащихся;   применение   психологических   знаний,   отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д. Творческий   поход   к   проведению   уроков   литературы   демонстрируют   учителя филологии: Павлова Н.А., Кастоварова Е.А., Сливка А.В.  Инновационные уроки имеют свои виды:   уроки самостоятельной деятельности;   исследовательские уроки;  5  уроки на основе групповой технологии;   проблемные уроки;   уроки дифференцированного обучения;   уроки на основе проектной деятельности;   уроки­тренинги, и интегрированные уроки. Каждый   вид   инновационных   уроков   можно   детально   охарактеризовать,   но   я предлагаю   характеристику   данных   видов   разместить   на   страницах   нашего методического вестника.  Если   говорить   о   наших   педагогах   в   ключе   озвученной   классификации,   то необходимо отметить исследовательские уроки учителя Алексеенко Л.А., проблемные уроки   учителя   Крупиной   Г.В.,   уроки­тренинги   и   интегрированные   уроки   учителя Федорова  С.П., уроки дифференцированного обучения учителей Белоусовой  В.И. и Ярош   Н.В.,   уроки   на   основе   проектной   деятельности   учителей   Алексеенко   Л.А., Оринко   И.Н.,   Аксеновой   Э.Э.,   уроки   на   основе   групповой   технологии   учителей Федорова С.П., Зубовой О.В. Уроки  самостоятельной  деятельности  –   форма   учебного   процесса   на   основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков ­ формирование и развитие   механизмов   независимости   школьников,   утверждение   самостоятельных качеств   личности.   Для   каждого   ученика   разрабатывается   модель   самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература   и   дидактический   материал;   технико­технологические   средства   учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.         Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель   исследовательского   урока   ­   использование,   развитие   и   обобщение   опыта учащихся   и   их   представлений   о   мире.   В   основе   такого   урока   ­   организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся   на   уроке   сами   подбирают   вопросы   для   изучения,   ведут   поиск   решения проблемы,   обмениваются   мнениями,   экспериментируют,   вырабатывая   идеальный вариант предложений для изучения. Урок   на   основе   групповой   технологии  может   представлять   собой   работу   в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д.  Цель   групповой   технологии  –   обучение   умению   работать   в   коллективе   и средствами   коллектива.   Каждый   участник   групповой   деятельности   непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. 6 Уроки   дифференцированного   обучения  строятся   в   соответствии   с   уровнем развития   школьника   и   уровнем   его   базовых   знаний.   Цель   дифференцированного обучения ­ развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной   деятельности   на   таких   уроках   специфична   и   требует   рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического   материала   учебно­воспитательного   процесса   на   уроке.   Самый распространенный тип таких уроков ­ урок, предполагающий работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с   ними   определяется   проблема.   Цель   проблемного   обучения   –   активизация познавательной   сферы   деятельности   учащихся   на   основе   выявления   причинно­ следственных связей. Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Урок­тренинг  – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой   технологии   ­   приобретение   учащимися   определенных   умений   и   навыков   при помощи   неоднократного   повторения   одних   и   тех   же   знаний   или   действий.   Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Уроки   на   основе   проектной   деятельности  предусматривают   развитие познавательных   навыков   учащихся,   умения   самостоятельно   конструировать   свои знания,   анализировать   полученную   информацию,   выдвигать   гипотезы   и   находить решения. Интегрированные уроки  позволяют глубже овладеть темой, которую изучают. Интегрированные уроки по содержанию разделяются на три категории:   а) вступительные – к изучению определенного раздела;   б) изучение нового материала;   в) итоговые.    Среди   разных   форм   проведения   интегрированных   уроков   наиболее   удобной является беседа.  Уроки­презентации. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой   форме.   Презентации   повышают   мотивацию   учащихся,   усиливают восприятие нового учебного материала. Таким образом, инновационные технологии в работе учителя дают возможность:  повысить уровень профессионализма;  обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика; 7  выбирать   наиболее   эффективные   технологии   для   решения   педагогических проблем;  с   большей   определенностью   предсказывать   результат   и   управлять педагогическим процессом. Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и   применять на практике. В то же время эти технологии…  стимулируют у учащихся процесс познания нового,  формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,  порождают стремление к самостоятельной деятельности,  формируют устойчивое внимание к предмету. Формирование инновационной деятельности как личностный компонент учителя есть   процесс   многофакторный,   поэтому   важно   четко   представлять   ожидаемые результаты   и,   соответственно,   правильно   и   эффективно   строить   и   реализовывать процесс   формирования   инновационной   деятельности   в   условиях   модернизации образования. Для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность инновационной   деятельности   и   на   степень   активности   участия   учителей   в инновационном процессе, Каковы же факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельности и на степень активности участия учителей в инновационном процессе? Факторы   интенсивности   и   эффективности   инновационных   процессов   можно разделить   на   две   группы.   Приведенные   факторы   имеют   значение   в   условиях производственной деятельности, однако при реализации инновационной деятельности в школе их учет также необходим для обеспечения ее эффективности.  К первой группе факторов относятся те, которые определяют восприимчивость организации к новшествам. Данная характеристика организации определяет скорость обнаружения   вовне   полезных   для   себя   новшеств.   Можно   выделить   три   группы факторов, определяющих уровень организации:  Психологические   характеристики   персонала  (установки   руководителя   к нововведениям; профессионализм руководителя; заинтересованность руководителя в служебном   росте;   склонность   руководителя   к   риску;   информационные   контакты   в коллективе организации; осведомленность персонала о новшестве; мотивированность персонала   на   изменения;   образовательный   уровень   персонала;   нормы,   принятые   в коллективе). Структурные   характеристики   организации  (размер   организации;   величина   ее ресурсов;   наличие   резервных   ресурсов;   наличие   отдельного   подразделения   для создания   нововведений;   опыт   во   внедрении   и   использовании   новшеств;   сложность 8 организационной   структуры;   степень   централизации;   степень   регламентированности работы; развитость коммуникационных каналов; организационный климат). Характеристики окружения  (уровень стабильности – неопределенности внешнего окружения; изменения в требованиях к продукту; уровень конкуренции; положение среди конкурентов; межорганизационная кооперация). Ко  второй   группе  относятся   факторы,   определяющие   интенсивность   и эффективность инновационных процессов, влияющие на успешность внедрения данных процессов. Результаты исследований свидетельствуют, что успеху внедрения новшеств способствуют:   гибкость   организационной   структуры,   проявляющуюся   в   способности организации   создавать   временные   структурные   единицы,   ориентированные   на достижение   четко   поставленных   конечных   целей,   и   обеспечивать горизонтальную, а не вертикальную координацию совместных действий;  общая культура организации;  стиль руководства;  информированность членов организации о проблеме, демонстрация недостатков в ее деятельности;  информированность членов организации о достоинствах новшества;  вовлечение персонала в процесс планирования внедрения и управления им;  наличие четко поставленных целей;  хорошее планирование процесса изменений;  наличие поддержки основных влиятельных групп в организации;  мотивированность исполнителей (существование адекватных вознаграждений);  способность   руководства   анализировать   причины   сопротивления   и   применять адекватные методы для его преодоления;  организация обучения персонала;  регулярный и эффективный контроль хода процесса внедрения;  наличие отлаженной системы коммуникаций. Однако, благоприятные условия инновационной деятельности не всегда являются залогом активности участия в ней педагога. Как показывают исследования, важным фактором   является   наличие   готовности   к   инновационной   деятельности.   Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих   его   направленность   на   развитие   собственной   педагогической деятельности   и   деятельности   всего   коллектива   школы,   а   также   его   способности выявлять   актуальные   проблемы   образования   учеников,   находить   и   реализовывать эффективные способы их решения. 9 Существует   прямая   зависимость   качества   развития   школ   и   в   целом педагогического   коллектива   о  готовности  к   инновационной   деятельности.  Качество готовности   учителей   к   инновационной   деятельности,   в   свою   очередь,   определяет уровень развития исследовательской работы в школе.  Инновационная   активность   учителя   в   общем   случае   направлена   на совершенствование   собственной   педагогической   деятельности   и   деятельности   всей школы в целом. В инновационной деятельности учителями решаются задачи четырех основных типов:  освоения (внедрения) новшеств; собственной разработки новшеств; проведения педагогических экспериментов;  передачи собственного опыта и разработок. В заключении хочется заметить, что главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности   человека   и   их   реализацию.   Образование   должно   развивать   механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать  превращению творчества в норму и форму существования человека. Успешное   новаторство   –   достижение   не   интеллекта,   а  воли.   (Йозеф Шумпетер) 10

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования

Роль инноваций в повышении качества образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2017