Пед.совет 30.09.2017г.
Морозовой Т.В. ЗД по УВР
«Роль методической службы в совершенствовании профессионального мастерства учителя »
ЦЕЛЬ: выявить влияние методической работы на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя.
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются и требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал. Качество образования невозможно без качественного преподавания . Именно педагог является главным источником качества обучения, развития и воспитания школьника. А профессиональный рост педагога – залог успеха в работе по повышению эффективности образовательного процесса. Поэтому нужна действенная и эффективная структура методической службы, основная задача которой
- создать все условия для развития профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность педагога формируется через постоянную систематическую профессиональную учебу.
Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации
Аттестация педагогических кадров
категория |
2014 - 2015 |
2015 - 2016 |
2016-2017 |
высшая |
18 (24%) |
23 (38%) |
26 (37%) |
первая |
43 (57%) |
34 (57%) |
32 (46%) |
соответствие |
5 (7%) |
3 (5%) |
0 |
неаттестовано |
9 (12%) |
10 (14%) |
12 (17%) |
всего педагогических работников |
75 |
70 |
70 |
На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что за последние 3 года прослеживается положительная динамика профессионального роста педагогов школы. Увеличилось количество учителей с высшей категорией, привлекаются молодые специалисты.
В 2016- 2017 учебном году аттестовано 13 педагогических работников : высшую категорию – 5 (Ващенко О.В, Березина Н.Н., Шлюпикова Н.И., Пархоменко Е.С., Березовская Н.Н.) на первую – 8 (Слесарева Г.В., Гончарова М.Т., Пшенова С.В., Абдрахманова С.А., Кужагулова Б.К., Сафарова Ю.А., Курлаева А.А., Калишкина О.Д.)
Курсы повышения квалификации в 2016-2017 учебном году прошли 24 человека:
Проблемные курсы для руководителей- 1 чел. Курсы по подготовки экспертов ОГЭ, ЕГЭ – 5 чел, Проблемные курсы "Теоретические и методические аспекты подготовки учащихся к написанию исторического сочинения – 4чел, ОРКСЭ- 3чел, Курсы повышения квалификации – 9 чел., «Педагогика инклюзивного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта» - 4чел. Курсы профессиональной переподготовки – 2чел.
Через методическую службу школы осуществляется становление и развитие творчества и педагогического мастерства учителя. Методическая служба включает в себя следующие главные направления:
-Тематические педагогические советы;
-Методические объединения учителей, работа учителей над темами самообразования;
-Методические семинары и практикумы;
-Работа ШМО;
-Организация и контроль курсовой подготовки учителей;
-Аттестация педагогических кадров;
-Работа с одарёнными детьми;
-Внутришкольный контроль.
Единство и взаимосвязь указанных направлений обеспечивают развитие педагогического мастерства педагога.
В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать как формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей. Участие учителей в методической, инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической деятельности. Таким профессиональным и индивидуальным стилем обладают учителя, которые постоянно работают над собой, осуществляют публикации на различных сайтах, участвуют в различных семинарах, вебинарах , видеоконференциях.
На базе школы усилиями школьных методических объединений проведены методические семинары и практикумы:
1. Практикум «Современный урок: анализ и самоанализ в соответствии с современными требованиями» (октябрь 2016)
2. Семинар «Духовно-нравственное воспитание» (декабрь 2016).
3. Педагогический совет по теме «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС основного общего образования: проблемы и решения».
(ноябрь 2016)
4. Семинар-практикум по теме «Формы и приемы формирования УУД» (февраль 2017)
5. Конференцию для учителей "Формирование педагогического дискурса в образовательной среде школы"(апрель 2017).
Педагогический коллектив школы активно участвовал в методической работе школы, города и области. Учителя школы посетили более 45 семинаров и инструктивно - методических совещаний проводимых на городском и областном уровне. Принимают активное участие в дистанционных семинарах, публикуют свои методически наработки.
Публикации педагогов на сайте:
Япиева А.В.- Личный сайт https://infourok.ru/user/yapieva-anastasiya-vladimirovna, Методические разработки на сайте «Инфоурок» 3шт.
Сафарова Ю.С.- Дидактическое обеспечение современного урока статья « Инновационные способы организации современного урока», Мир инноваций статья «Математические способности»
Некрасова Т.А. - На сайте «Инфоурок» материалы урока «Векторная графика» 8 класс,материалы урока «Файловая система» 8класс, Практическая работа для 10 – 11 класса «Проектная деятельность» ,Материалы урока «Базы данных» 11 класс
Паневина Т.Н- личный саит panevinasait, материал для подготовки к ОГЭ
Сакулцан Н.В. на сайте nfo@aeterna-ufa.ru статья Профессиональное развитие персонала в образовательной организации.
Атлякина В.М. –на сайте «Мультиурок» опубликовала следующие материалы: «Рабочая программа по истории 5-9 классы по ФГОСООО», «Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы по ФГОСООО», «Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс», «Рабочая программа элективного курса по праву, 9 класс», «Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, 11 класс».
Кужагулова Б.К. – на сайте «Инфоурок» - методическая разработка «Календарно-тематическое планирование по обществознанию (7 класс)», методическая разработка «Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)», технологическая карта урока «Финикийские мореплаватели», презентация по истории «Финикийские мореплаватели», проверочная работа «Россия в XVI-XVII вв.», технологическая карта урока «Политическая раздробленность на Руси», проверочная работа «Правление Александра II», конспект урока «Народничество. Убийство Александра II», проверочная работа «Россия в период правления Александра I», проверочная работа «Война за независимость Нидерландов», проверочная работа «Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX в.», проверочная работа «Европа в период Наполеоновских войн».
Курлаева А.А. – «Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования»
(Журнал «Вопросы дополнительного профессионального образования»), «Модель управления развитием профессиональных компетенций педагога, как проблема современного образования (Журнал «Вопросы дополнительного профессионального образования»).
Публикации и выступления, участие в семинарах:
Сафарова Ю.А., Дыга С.Р., Ниетова А.О разработали и провели конференцию для учителей "Формирование педагогического дискурса в образовательной среде школы". Также учителя математики Дыга С.Р. и Сафарова Ю.А, учитель информатики Храпов А.В. публиковали свои статьи в сборниках "Мир инноваций", "Дидактическое обеспечение урока в школе: методические рекомендации".
Паневина Т.Н.- Выступление на ГМО на тему «Портфолио как одна из форм признания профессиональных достижений учителя» март 2017 , Выступление на педсовете на тему «Работа учителя- предметника по подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ» январь 2017
Бакланов В.В.- выступления на городских методических объединениях по темам: август 2016г – «Новые требования к учебно-методическому обеспечению уроков технологии (КТП, Диагностические задания для 5,6,7х классов)ноябрь 2016г – «Формирование УУД на уроках технологии»., педагогический опыт представлен в банке данных на сайте в ИПК и ППРО г. Оренбурга - Информация об опыте работы учителей технологии области - "Проектная деятельность на уроках технологии" (учебно-методическое пособие).
Салкуцан Н.В. - Экологический диктант(1.04.2017), участие в Международном молодежном экологическом форуме «Молодежь-. Экология- Будущее», (30.03.2017).
Лукашук Н.В.- методическая разработка урока в 11 классе по биологии для Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской, методической и социальной помощи «ИМПУЛЬС – ЦЕНТР»(МБУ «Импульс – центр»)
Ишмухаметова Т.В. - Выступление на ГМО тема «Когнитивный подход как основа развития профессионализма учителя» 01.11.2016 г. Методическая разработка урока «Дисперсные системы» 11 класс МБУ «Импульс – центр» 22.03.2017
Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы.
Профессиональное развитие учителя - это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.
В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.
Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутренние силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности.
От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности.
Участие педагогов школы в педагогических конкурсах.
В ноябре 2016 года в школе проведен школьный этап конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют - 2016», в котором приняли участие 5 учителей – Кужагулова Б.К, Сафарова Ю.А., Бабанова Е.С., Харитонова Ю.С., Пырьева П.С..
Победителем школьного этапа стала Кужагулова Б.К., которая приняла участие в отборочном туре муниципального конкурса профессионального мастерства « Педагогический дебют - 2016», (диплом 3 степени), вышла в финал регионального конкурса «Педагогический дебют» (диплом 3 степени)
Учитель математики Дыга С.Р и учитель истории и обществознания Кужагулова Б.К. принимали участие в городском конкурсе «Золотая молодёжь» .Учитель русского языка и литературы Дерябина В.В. приняла участие в конкурсе «Лучшее портфолио учителя».
Педагоги школы работали: в должности жюри муниципального этапа Всероссийских олимпиад школьников (15 педагогов), со студентами ОГПК им. Калугина, член жюри «Информашка» (1 педагог), эксперты оценки профессиональной деятельности педагогов (9 педагогов), Областной олимпиады школьников 5-8 классов (8), эксперты ОГЭ- 5, ЕГЭ -3, Всероссийские проверочные работы – 15, региональные экзамены в 7-8 классах -10 человек..
Большое внимание в школе уделяется современному уроку. В течение года были организованы и проведены методические дни, посещение уроков администрацией согласно ВШК, взаимопосещение уроков. За год проведено 52 открытых уроков и ЧКР: открытые уроки (октябрь 2016 г) по теме «Современный урок: анализ и самоанализ в соответствии с современными требованиями» (18 открытых уроков), в январе 2017 г по теме «Целеполагание как этап урока» (16 уроков), в марте 2017 г по теме «Формы и приемы формирования УУД» (13 уроков), открытые классные часы (январь 2017) по теме «Духовно-нравственное воспитание».
Анализ качества открытых уроков и посещенных уроков в рамках внутришкольного контроля позволил создать портрет коллективного урока. Мониторинг качества урока показал:
1) В основном учителя оптимально сочетают фронтальную и индивидуальную формы работы.
2) Значительно реже организуются коллективные формы сотрудничества: парные и групповые.
3) Большинство учителей уверено владеют учебным материалом, демонстрируют правильную выразительную речь, но не всегда обращают внимание на монологическую речь учащихся.
4) Значительное место на уроках отводится самостоятельной познавательной деятельности. Лишь не многие педагоги создают условия для осуществления самоконтроля, самооценки учащихся.
5) Довольно часто организуется ситуация взаимопомощи (особенно в начальном звене), что способствует формированию социальной активности учащихся.
6) Практическую направленность, создание ситуации выбора для учащихся можно наблюдать на уроках учителей начальной школы, математики, русского языка, учителей технологии, учителей биологии, физики, истории и обществознания.
7) Многие учителя используют элементы проблемного, коммуникативного, личностно-ориентированного, развивающего обучения.
8) На большинстве уроков изложение характеризуется яркостью, образностью, используется жизненный опыт учащихся. Преимущественный характер учебной деятельности репродуктивный, конструктивный, реже творческий.
9) Определенные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса отмечаются у специалистов, имеющих небольшой стаж работы и новых учителей, которые адаптировались в новом коллективе неполностью. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей.
Считать проблемными в организации урока:
1. Формирование у учащихся новых форм учебной деятельности: самоанализ, рецензирование, прогнозирование учебной деятельности.
2. Рефлексивное обучение (оценка учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
3. Мало внимание уделяется формированию УУД.
4. Неэффективно организована работа по формированию навыков смыслового чтения.
5. Использование здоровьесберегающих технологий: в том числе динамических пауз, физкультминуток, своевременное завершение урока.
6. Не на всех уроках учащимся предоставляется возможность высказываться и рассуждать, часто наблюдаются ответы в виде чтения с листа.
7. Нередко оценки выставляются немотивированно или вообще без комментариев, после звонка.
8. Учителя достигают запланированных целей, не всегда используя дифференциацию обучения, т.е. затрудняются правильно распределить задания, определить степень участия каждого ученика и самое главное – получить качественный результат.
Наряду с положительными моментами нужно отметить и недостатки методической работы школы:
- график открытых уроков и мероприятий не реализован в полной мере;
- недостаточное количество взаимопосещённых уроков;
- нерегулярно велась работа по обмену опытом;
- не проводился систематический глубокий мониторинг знаний по предметам;
- низкая активность педагогов в профессиональных конкурсах;
- низкая активность педагогов в создании методической копилки на сайте ОУ.
- недостаточная аналитическая деятельность методических объединений,
- отсутствие качественных изменений в содержании работы МО, преобладание традиционных форм работы, недостаточно конкретное и продуманное планирование работы МО.
Общие выводы:
1.Вся методическая работа способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества учебно-воспитательного процесса.
2.Большую часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством.
3.Практически все педагоги повысили свою квалификацию в связи с введением ФГОС. Низкой остаётся активность учителей по повышению квалификации через дистанционные курсы.
4.Не все педагоги школы в своей деятельности систематически используют ИКТ на уроках и внеклассной работе с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс.
5.Недостаточно активное включение и участие педагогов школы в профессиональных конкурсах;
6.Педагоги школы слабо мотивированы на обобщение опыта работы на городском уровне.
7.Слабой остаётся подготовка к муниципальным предметным олимпиадам и не ведется анализ полученных результатов;
Успешному решению задач методической работы в 2017-2018 учебном году будут способствовать:
1. Построение методической работы на основе аналитической деятельности.
2. Изучение и творческая реализация нормативных программно-методических документов.
3. Совершенствование видов и форм диагностики, прогнозирования и контроля результатов образовательного процесса.
4. Формирование положительной мотивации школьников в процессе учебной и внеклассной деятельности.
5. Совершенствование формы работы с одаренными детьми.
6. Использование в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий.
7. Выявление и предупреждение недостатков, затруднений в работе педагогов.
8 Стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе
9. Усиление практической направленности работы над темой самообразования
10. Презентация опыта работы отдельных педагогов и образовательного учреждения в целом на муниципальном и региональном уровне, в профессиональных сообществах в сети Интернет.
«Учитель
– это тончайший инструмент,
вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер,
и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать
его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и
красоту звучания этого инструмента»
(«Учительская газета»)
Так давайте, уважать и понимать друг друга.
Всем успехов в работе и здоровья!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.