Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Оценка 4.8

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Оценка 4.8
Научные работы +1
doc
воспитательная работа +2
Детсад—1 кл
21.01.2018
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Данная работа позволяет акцентировать внимание родителей и воспитателей детей дошкольного возраста на необходимости мотивационно подготовить ребенка к школьному обучению. Ведь считать и писать он научиться и в школе, если у него будет сформировано желание учиться и будут усвоены основные навыки получения и обрабатывание материала, а так же понимание того, зачем и для чего он это все делает.
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.doc
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе. Жизнь каждого человека состоит из множества этапов жизненного пути. Переход с  одной возрастной ступени на другую практически всегда связан с кризисом, когда  появляется неудовлетворенность в текущей деятельности и способах ее исполнения,  желание изменить или увеличить социальное окружение, с резким изменением мотивации к  различным видам деятельности. Эти этапы кризиса с последующей адаптацией к  изменениям социальной среды крайне необходимы для полноценного развития личности  ребенка и ее внутренней позиции. При переходе от одного этапа жизненного пути к другому дети переживают периоды  адаптации к новой социальной ситуации. Первый такой яркий период наступает в 1,5­3  года, когда ребенок поступает в ясли/детский сад. «Наши современные дети во многом  отличаются от нас, поколения их родителей. Если нас в детстве заставляли или наказывали  и это помогало, наши малыши могут лишь на время покориться (и это выражается иногда в  таких заболеваниях, когда настоящей болезни нет, а все признаки присутствуют), но потом  взбунтуют ещё сильнее. Правило «кнута и пряника» сейчас не актуальны. Нам важно учить  наших детей слушать, слышать и договариваться». Опытные педагоги и психологи  помогают родителям подготовиться самим и помочь своим малышам как можно мягче и  быстрее пережить этот период смены социальной обстановки, изменения отношения с  родными, установление взаимоотношения с «незнакомыми» взрослыми (воспитатели,  «нянечки», другие сотрудники детского сада) и большим количеством других сверстников. Сейчас во многих дошкольных учреждениях открыты группы кратковременного  пребывания, в которых малыши досадовского возраста вместе с родителями посещают  занятия, привыкают к «чужим» людям (как взрослым, так и детям), знакомятся с  будущими воспитателями. «К 2,5­3 годам дети, чаще всего, готовы сделать первый шаг от  родителей и стремятся к общению со сверстниками. Поэтому данный возраст, по мнению  педагогов и психологов, самый оптимальный для начала посещения детского сада. Их  желание быть с мамой ещё очень велико, но жажда нового общения бывает сильнее. И здесь самое главное для родителей ­ поддержать ребёнка в его стремлении». Понимание  важности этого шага помогает сгладить адаптационный период при поступлении в  младшую группу детского сада.   Во многом, плавный переход к школьному обучению и мотивационная готовность  ребенка к обучению в школе зависит от воспитателей детского сада и самих родителей  будущих школьников. Именно от их совместной работы зависит подготовка ребенка к школьному обучению. И в первую очередь это должна быть психологическая готовность,  включающая в себя интеллектуальную готовности, личностное развитие,  мотивационную  готовность (образование «внутренней позицией школьника»),  развитие волевой  готовности. При школах так же стали открывать курсы подготовки к поступлению в  школу. Нам кажется, что главной задачей таких мероприятий должно стать привыкание  ребенка к новому месту, общение со сверстниками и будущими учителями, то есть  психологическая подготовка к изменению социального окружения и помощь в будущей  адаптации первоклассников. Однако, в настоящее время мы замечаем значительный перевес в развитии старших  дошкольников в сторону интеллектуального и учебного направления: все меньше времени  остается на необходимые для дошкольного развития сюжетно­ролевые, развивающие,  настольно­печатные и подвижные игры. Дома их стали заменять компьютерными играми и  просмотром телепередач. Да, несомненно, это более удобно для родителей, так как  требует меньше усилий и дети охотнее проводят время с техникой. К тому же в детских  садах и организациях системы дополнительного дошкольного образования стали вводить  систематическое обучение как в школе и как можно раньше. В итоге, дети поступают в  первый класс с умением читать, писать, считать, но большинство из них психологически  практически не готовы к обучению. Они не успевают «наиграться» в отведенное  дошкольным возрастом время и переносят это состояние в школьный период, когда, в  принципе, уже положено временем проявлять готовность к обучению, заинтересованность в учении как процессе и достижении результата. Это ведет к тому, что интенсивная  подготовка детей к школьному обучению приводит к значительному снижению  познавательной мотивации уже в первые месяцы обучения в школе. Кому­то становиться  неинтересно, так как уже это знает и «умеет», и не успевает заметить, когда появляется  новая информация, а потом очень сложно догнать остальных, появляется ситуация  неуспеха, неудовлетворенности, обиды, нежелания учиться. Если учитель или родители  вовремя не успеют заметить данную ситуацию – начинается процесс дезадаптации, который очень сложно преодолеть и нормализовать. Мы знаем, что для формирования психики  очень важно, чтобы деятельность, которая должна стать ведущей, заняла необходимое,  важное место в содержании жизни детей, стала неким центром, вокруг которого  сосредотачиваются их главные интересы, переживания, действия, события. И учебная  деятельность в первом классе сможет стать ведущей, главной для ребенка только в том  случае, если сформировано такое новообразование как «внутренняя позиция школьника», о которой мы писали ранее. То есть когда внешнее воздействие и «внутренние составляющие  социальной ситуации развития будут соответствовать содержанию младшего школьного  возраста». К тому же, у современных детей, в отличие от детей прошлого века, благодаря такой  усиленной дошкольной­«школьной» подготовке есть практика систематического обучения  уже в дошкольном возрасте. То есть школьниками они становятся уже в дошкольном  возрасте. Поэтому их переход из дошкольного детства в школьную жизнь становиться  менее заметным, формальным, нет такой яркой мотивации и глубокого смысла, как у их  родителей, и тем более бабушек­дедушек. Они уже дошкольниками ходят с ранцами в  школьные классы и «учатся». Границы дошкольного и школьного детства стираются,  кризисная ситуация пропадает, а значит и нет того сильнейшего толчка в развитии,  который предполагает ситуация проживания кризисной ситуации.  С особенностями развития мотивационной сферы теснейшим образом связаны  показатели успеваемости и обучаемости первоклассников. По данным различных  исследований игровые мотивы, больше относящиеся к дошкольному периоду развития  детей, чаще всего практически отсутствуют или уходят на второй план у отличников, в то  время как у детей, успевающих «средненько», так называемых «троечников», они  присутствуют в большей степени и доминируют над мотивами учения. Также выявлено, что у большей части исследуемых отличников учебная мотивация больше была представлена  социальными мотивами учения, которые у троечников не встречались вообще. Т.А.Нежнова проводила исследования, которые изучали динамику развития и  изменения отношения к школе и учебной мотивации у школьников во время обучения в  первом классе. Результаты исследования показали, что в начале учебного года у детей 6­ 7летнего возраста критерий «чувство необходимости учения», который показывает уровень развития учебно­познавательной потребности, практически отсутствует или сформирован  незначительно.  Это говорит о том, что готовность к школе менее всего связана с учебно­ познавательными мотивами. По мнению автора, главное для ребенка – пребывать в школе,  посещать уроки и это ценно благодаря общественному мнению. Потребность в учении  довольно низкая. Те дети, у которых она обнаружена в незначительной стадии развития, по  возрасту ближе к 7 года. То есть, основным результатом исследования можно считать то,  что  «…если семилетние дети уже проявляют свое положительное отношение к школе  именно как к учебному заведению, то для ребенка шестилетнего возраста характерно  сочетание стремления в школу, весьма положительного к ней отношения с практически полным игнорированием ее специфического школьно­учебного содержания». То есть в  данном случае мы видим, что школа не является частью системы мотивов и потребностей  таких детей, у которых нет мотивационной (личностной) готовности к школьному  обучению. Речь идет об отсутствии крайне важного для успешного обучения  новообразования, названного Л.И.Божович «внутренняя позиция школьника», в отсутствии мотивации учения.  Каждый родитель желает своему ребенку успешности в обучении. Но заставить  ребенка учиться невозможно, если он сам того не захочет. Именно поэтому мотивационная  готовность дошкольников к школе и является одним из самых важных аспектов подготовки к обучению. Сформированность мотивации к учению является ключом к будущему успеху, к успешному прохождению адаптационного периода, к ощущению успешности у ребенка, а  это ведет к повышению самооценки (тут надо очень внимательно следить, чтобы  самооценка не стала завышенной, так как это тоже возможно и может привести к  неудачам).  По мнению действующих педагогов и психологов, мотивационная готовность  начинается с веры ребенка в возможность быть лучше, с любви к себе и принятии себя  такого, как есть (в отличии от эгоизма), в стремлении к совершенству. Самооценка – это  один из самых важных и нужных механизмов саморегуляции, который помогает ребенку  стремиться к достижениям и преодолевать трудности.  Самый благоприятный период для  этого – старший дошкольный возраст (5­6 лет). Задачи воспитателей, педагогов,  психологов и родителей заключается в совместной работе помочь детям сформировать  адекватную самооценку для преодоления жизненных и школьных сложностей. Для этого  необходимо поднять интерес и положительное отношение к школе. Это возможно и нужно  делать в дошкольный период с помощью игр, характерных и нужных в данном возрасте. В  процессе игр ребенок приобретает такие нужные для обучения в школе качества, как  самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу или  инструкции, у него формируются социальные мотивы учения, о которых мы говорили  ранее.  Очень важно, чтобы родители соблюдали ряд правил, помогающих их ребенку  подготовиться к школьному обучению и успешно адаптироваться к школе в короткие  сроки: ­ ребенок все еще тесно связан с родителями, особенно с матерью, и тревожное  отношение взрослых к будущему обучению может снизить самооценку ребенка, зародить в нем страх школьного обучения; следует как можно более благожелательно и с интересом  обсуждать будущее успешное обучение, готовить к интересной, познавательной работе; ­ нельзя ругать ребенка за ошибки и сравнивать с результатами других более  успешных детей; сравнивать можно только личные успехи ребенка и показывать, что нет  ошибок, есть только опыт, который поможет в будущем быть еще более успешным; ­ надо шаг за шагом показывать ему путь, по которому он уже прошел, показывая ему  успешные, результативные поступки, что он уже умеет делать, и что он может сделать для  достижения еще больших результатов; ­ обязательно поддерживать интерес ребенка ко всему новому, беседовать с ним,  отвечать на вопросы, рассказывать новое об уже известных предметах, раскрывая их с  другой стороны – этим вы добьетесь не только успешности ребенка, но и сблизитесь с ним  еще больше, разовьете у него познавательный интерес, так необходимый для полноценного  развития личности; ­ воспитатели в детском саду должны в старшем дошкольном возрасте уделять  значительное внимание на воспитании мотивов достижения целей у ребенка: не бояться  трудностей, а хотеть и стремиться их преодолевать, добиваясь намеченной цели. Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование мотивационной  готовности ребенка к школе и наличие «внутренней позиции школьника», родительская  заинтересованность в ребенке и поддержка со стороны педагогов и психологов  ­ вот  главные условия благополучной адаптации к обучению в школе и залог успешной учебы на  протяжении всего жизненного пути человека. Именно в старшем дошкольном и младшем  школьном возрастах мы закладываем базу, основу, фундамент будущего успешного  человека, Личности с большой буквы.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.

Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018