Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Оценка 4.8
Научные работы +1
doc
воспитательная работа +2
Детсад—1 кл
21.01.2018
Данная работа позволяет акцентировать внимание родителей и воспитателей детей дошкольного возраста на необходимости мотивационно подготовить ребенка к школьному обучению. Ведь считать и писать он научиться и в школе, если у него будет сформировано желание учиться и будут усвоены основные навыки получения и обрабатывание материала, а так же понимание того, зачем и для чего он это все делает.
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.doc
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Жизнь каждого человека состоит из множества этапов жизненного пути. Переход с
одной возрастной ступени на другую практически всегда связан с кризисом, когда
появляется неудовлетворенность в текущей деятельности и способах ее исполнения,
желание изменить или увеличить социальное окружение, с резким изменением мотивации к
различным видам деятельности. Эти этапы кризиса с последующей адаптацией к
изменениям социальной среды крайне необходимы для полноценного развития личности
ребенка и ее внутренней позиции.
При переходе от одного этапа жизненного пути к другому дети переживают периоды
адаптации к новой социальной ситуации. Первый такой яркий период наступает в 1,53
года, когда ребенок поступает в ясли/детский сад. «Наши современные дети во многом
отличаются от нас, поколения их родителей. Если нас в детстве заставляли или наказывали
и это помогало, наши малыши могут лишь на время покориться (и это выражается иногда в
таких заболеваниях, когда настоящей болезни нет, а все признаки присутствуют), но потом
взбунтуют ещё сильнее. Правило «кнута и пряника» сейчас не актуальны. Нам важно учить
наших детей слушать, слышать и договариваться». Опытные педагоги и психологи
помогают родителям подготовиться самим и помочь своим малышам как можно мягче и
быстрее пережить этот период смены социальной обстановки, изменения отношения с
родными, установление взаимоотношения с «незнакомыми» взрослыми (воспитатели,
«нянечки», другие сотрудники детского сада) и большим количеством других сверстников.
Сейчас во многих дошкольных учреждениях открыты группы кратковременного
пребывания, в которых малыши досадовского возраста вместе с родителями посещают
занятия, привыкают к «чужим» людям (как взрослым, так и детям), знакомятся с
будущими воспитателями. «К 2,53 годам дети, чаще всего, готовы сделать первый шаг от
родителей и стремятся к общению со сверстниками. Поэтому данный возраст, по мнению
педагогов и психологов, самый оптимальный для начала посещения детского сада. Их
желание быть с мамой ещё очень велико, но жажда нового общения бывает сильнее. И здесь
самое главное для родителей поддержать ребёнка в его стремлении». Понимание
важности этого шага помогает сгладить адаптационный период при поступлении в
младшую группу детского сада.
Во многом, плавный переход к школьному обучению и мотивационная готовность
ребенка к обучению в школе зависит от воспитателей детского сада и самих родителей
будущих школьников. Именно от их совместной работы зависит подготовка ребенка к школьному обучению. И в первую очередь это должна быть психологическая готовность,
включающая в себя интеллектуальную готовности, личностное развитие, мотивационную
готовность (образование «внутренней позицией школьника»), развитие волевой
готовности. При школах так же стали открывать курсы подготовки к поступлению в
школу. Нам кажется, что главной задачей таких мероприятий должно стать привыкание
ребенка к новому месту, общение со сверстниками и будущими учителями, то есть
психологическая подготовка к изменению социального окружения и помощь в будущей
адаптации первоклассников.
Однако, в настоящее время мы замечаем значительный перевес в развитии старших
дошкольников в сторону интеллектуального и учебного направления: все меньше времени
остается на необходимые для дошкольного развития сюжетноролевые, развивающие,
настольнопечатные и подвижные игры. Дома их стали заменять компьютерными играми и
просмотром телепередач. Да, несомненно, это более удобно для родителей, так как
требует меньше усилий и дети охотнее проводят время с техникой. К тому же в детских
садах и организациях системы дополнительного дошкольного образования стали вводить
систематическое обучение как в школе и как можно раньше. В итоге, дети поступают в
первый класс с умением читать, писать, считать, но большинство из них психологически
практически не готовы к обучению. Они не успевают «наиграться» в отведенное
дошкольным возрастом время и переносят это состояние в школьный период, когда, в
принципе, уже положено временем проявлять готовность к обучению, заинтересованность в
учении как процессе и достижении результата. Это ведет к тому, что интенсивная
подготовка детей к школьному обучению приводит к значительному снижению
познавательной мотивации уже в первые месяцы обучения в школе. Комуто становиться
неинтересно, так как уже это знает и «умеет», и не успевает заметить, когда появляется
новая информация, а потом очень сложно догнать остальных, появляется ситуация
неуспеха, неудовлетворенности, обиды, нежелания учиться. Если учитель или родители
вовремя не успеют заметить данную ситуацию – начинается процесс дезадаптации, который
очень сложно преодолеть и нормализовать. Мы знаем, что для формирования психики
очень важно, чтобы деятельность, которая должна стать ведущей, заняла необходимое,
важное место в содержании жизни детей, стала неким центром, вокруг которого
сосредотачиваются их главные интересы, переживания, действия, события. И учебная
деятельность в первом классе сможет стать ведущей, главной для ребенка только в том
случае, если сформировано такое новообразование как «внутренняя позиция школьника», о которой мы писали ранее. То есть когда внешнее воздействие и «внутренние составляющие
социальной ситуации развития будут соответствовать содержанию младшего школьного
возраста».
К тому же, у современных детей, в отличие от детей прошлого века, благодаря такой
усиленной дошкольной«школьной» подготовке есть практика систематического обучения
уже в дошкольном возрасте. То есть школьниками они становятся уже в дошкольном
возрасте. Поэтому их переход из дошкольного детства в школьную жизнь становиться
менее заметным, формальным, нет такой яркой мотивации и глубокого смысла, как у их
родителей, и тем более бабушекдедушек. Они уже дошкольниками ходят с ранцами в
школьные классы и «учатся». Границы дошкольного и школьного детства стираются,
кризисная ситуация пропадает, а значит и нет того сильнейшего толчка в развитии,
который предполагает ситуация проживания кризисной ситуации.
С особенностями развития мотивационной сферы теснейшим образом связаны
показатели успеваемости и обучаемости первоклассников. По данным различных
исследований игровые мотивы, больше относящиеся к дошкольному периоду развития
детей, чаще всего практически отсутствуют или уходят на второй план у отличников, в то
время как у детей, успевающих «средненько», так называемых «троечников», они
присутствуют в большей степени и доминируют над мотивами учения. Также выявлено, что
у большей части исследуемых отличников учебная мотивация больше была представлена
социальными мотивами учения, которые у троечников не встречались вообще.
Т.А.Нежнова проводила исследования, которые изучали динамику развития и
изменения отношения к школе и учебной мотивации у школьников во время обучения в
первом классе. Результаты исследования показали, что в начале учебного года у детей 6
7летнего возраста критерий «чувство необходимости учения», который показывает уровень
развития учебнопознавательной потребности, практически отсутствует или сформирован
незначительно. Это говорит о том, что готовность к школе менее всего связана с учебно
познавательными мотивами. По мнению автора, главное для ребенка – пребывать в школе,
посещать уроки и это ценно благодаря общественному мнению. Потребность в учении
довольно низкая. Те дети, у которых она обнаружена в незначительной стадии развития, по
возрасту ближе к 7 года. То есть, основным результатом исследования можно считать то,
что «…если семилетние дети уже проявляют свое положительное отношение к школе
именно как к учебному заведению, то для ребенка шестилетнего возраста характерно
сочетание стремления в школу, весьма положительного к ней отношения с практически полным игнорированием ее специфического школьноучебного содержания». То есть в
данном случае мы видим, что школа не является частью системы мотивов и потребностей
таких детей, у которых нет мотивационной (личностной) готовности к школьному
обучению. Речь идет об отсутствии крайне важного для успешного обучения
новообразования, названного Л.И.Божович «внутренняя позиция школьника», в отсутствии
мотивации учения.
Каждый родитель желает своему ребенку успешности в обучении. Но заставить
ребенка учиться невозможно, если он сам того не захочет. Именно поэтому мотивационная
готовность дошкольников к школе и является одним из самых важных аспектов подготовки
к обучению. Сформированность мотивации к учению является ключом к будущему успеху,
к успешному прохождению адаптационного периода, к ощущению успешности у ребенка, а
это ведет к повышению самооценки (тут надо очень внимательно следить, чтобы
самооценка не стала завышенной, так как это тоже возможно и может привести к
неудачам).
По мнению действующих педагогов и психологов, мотивационная готовность
начинается с веры ребенка в возможность быть лучше, с любви к себе и принятии себя
такого, как есть (в отличии от эгоизма), в стремлении к совершенству. Самооценка – это
один из самых важных и нужных механизмов саморегуляции, который помогает ребенку
стремиться к достижениям и преодолевать трудности. Самый благоприятный период для
этого – старший дошкольный возраст (56 лет). Задачи воспитателей, педагогов,
психологов и родителей заключается в совместной работе помочь детям сформировать
адекватную самооценку для преодоления жизненных и школьных сложностей. Для этого
необходимо поднять интерес и положительное отношение к школе. Это возможно и нужно
делать в дошкольный период с помощью игр, характерных и нужных в данном возрасте. В
процессе игр ребенок приобретает такие нужные для обучения в школе качества, как
самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу или
инструкции, у него формируются социальные мотивы учения, о которых мы говорили
ранее.
Очень важно, чтобы родители соблюдали ряд правил, помогающих их ребенку
подготовиться к школьному обучению и успешно адаптироваться к школе в короткие
сроки:
ребенок все еще тесно связан с родителями, особенно с матерью, и тревожное
отношение взрослых к будущему обучению может снизить самооценку ребенка, зародить в нем страх школьного обучения; следует как можно более благожелательно и с интересом
обсуждать будущее успешное обучение, готовить к интересной, познавательной работе;
нельзя ругать ребенка за ошибки и сравнивать с результатами других более
успешных детей; сравнивать можно только личные успехи ребенка и показывать, что нет
ошибок, есть только опыт, который поможет в будущем быть еще более успешным;
надо шаг за шагом показывать ему путь, по которому он уже прошел, показывая ему
успешные, результативные поступки, что он уже умеет делать, и что он может сделать для
достижения еще больших результатов;
обязательно поддерживать интерес ребенка ко всему новому, беседовать с ним,
отвечать на вопросы, рассказывать новое об уже известных предметах, раскрывая их с
другой стороны – этим вы добьетесь не только успешности ребенка, но и сблизитесь с ним
еще больше, разовьете у него познавательный интерес, так необходимый для полноценного
развития личности;
воспитатели в детском саду должны в старшем дошкольном возрасте уделять
значительное внимание на воспитании мотивов достижения целей у ребенка: не бояться
трудностей, а хотеть и стремиться их преодолевать, добиваясь намеченной цели.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование мотивационной
готовности ребенка к школе и наличие «внутренней позиции школьника», родительская
заинтересованность в ребенке и поддержка со стороны педагогов и психологов вот
главные условия благополучной адаптации к обучению в школе и залог успешной учебы на
протяжении всего жизненного пути человека. Именно в старшем дошкольном и младшем
школьном возрастах мы закладываем базу, основу, фундамент будущего успешного
человека, Личности с большой буквы.
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Роль мотивационной готовности к школе в адаптации и обучении в первом классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.