РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
музыка
Детсад
27.02.2019
Данная статья посвящена проблемам нравственно-патриотического воспитания дошкольников, ведь именно в детском саду малыши начинают узнавать, что такое Родина, родной край, его основы и традиции. Нравственно-патриотическое воспитание очень важно для дошкольника, оно обозначает также приобщение ребенка к культурным ценностям и традициям родного края, народа и страны. В детском саду мы уже растим гражданина. Воспитываем в ребенке патриотизм, гуманное отношение к людям. Важно с первых лет жизни пробуждать в дошкольнике любовь к Родине, семье, своему городу, его людям.
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО.doc
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННОПАТРИОТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Важным звеном нравственнопатриотического воспитания ребенка
является детский сад. Именно в дошкольном возрасте малыши начинают
узнавать, что такое Родина. Нравственнопатриотическое воспитание – часть
процесса приобщения ребенка к культурным ценностям его края, народа,
государства.
Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше,
совершеннее нас, являли собой тип современного передового человека,
активного борца за мир. Мы растим гражданина. Быть гражданином – значит
сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и долг перед
обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм,
гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в
ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к
родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать
человеком и гражданином.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю,
родной культуре, родному городу, родной речи – задача первостепенной
важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к
своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта
любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории,
прошлому и настоящему, а затем – ко всему человечеству» [4].
Искусство всегда находит глубокий отклик в детских душах, так как
влияет, прежде всего, на эмоциональную сферу дошкольников. Поэтому
особую актуальность приобретает вопрос формирования гражданственности,
патриотизма, любви к Родине на музыкальных занятиях в детском саду.
Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей, учатся лучше понимать себя
и открывают целый новый мир вокруг.
проблемой
Над
воспитания
дошкольников трудились такие ученые, как Кабалевский Д. Б., Козлова С. А.,
нравственнопатриотического
Караковский В. А., Полежака С. И., Зеньковский В. В. и другие. В своих
работах они анализировали влияние средств музыкального образования
дошкольников на формирование их нравственной и гражданской позиции.
«Воспитательное значение произведений искусства в том прежде всего и
заключается, писал профессор Б.М. Теплов, что они дают возможность
войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженный в свете
определенного мировоззрения» [2, с. 305].
Цель данной статьи – проанализировать возможности и роль
музыкального воспитания в процессе нравственнопатриотического развития
дошкольников.
В детском саду дети еще в полной мере не осознают понятие
«патриотизм». Они только начинают узнавать, что это такое.
Согласно Кравцову И. Е., патриотизм – это любовь к своему отечеству,
к родным местам, к родному языку, к передовой культуре и традициям, к
продуктам труда своего народа.
Ученые сходятся в одном – процесс патриотического, нравственного и
духовного воспитания ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте,
так как в этот период формируются эмоции, чувства, мышление малыша,
основы его духовнонравственных ценностей.
Каждый возрастной этап нравственнопатриотического воспитания
характеризуется своими особенностями. Так, в старшем дошкольном возрасте
патриотизм проявляется как наличие у дошкольников чувства сострадания к
людям и животным, осознание себя частью мира. Именно в этот период
происходит формирование социальных мотивов ребенка. И от того, как они будут сформированы в дошкольном возрасте, зависит последующее развитие
нравственной и моральной сферы малыша.
Особым потенциалом в процессе нравственнопатриотического
воспитания обладают музыкальные занятия. Прежде всего, потому, что
музыка вызывает отклик у ребенка, влияет на его эмоции, а значит –
запоминается, формирует опыт переживаний и впечатлений.
Учеными доказано, что музыкальные образы влияют на чувственную
сферу дошкольника. Пение помогает научиться понимать интонацию,
эмоциональное состояние исполнителя или автора песни. Правильный подбор
музыкального материала на занятиях помогает формировать у дошкольников
чувство патриотизма, уважения к своей культуре и культуре других народов,
расширяет кругозор. Танец учит посредством движения передавать свои
переживания. Поэтому можем сделать вывод, что музыкальная деятельность
оказывает огромное воздействие на поведенческие реакции ребенка и его
нравственную сферу.
Музыка – это неотъемлемая часть каждого народа. Народная музыка
отображает определенные этапы развития общества, позволяет малышам
приобщаться к культурным и нравственным ценностям своего народа.
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях происходит на основе
русских песен, прибауток, частушек, календарнообрядового фольклора.
В работе по музыкальному воспитанию дошкольников предусмотрены
различные виды деятельности: игра, прослушивание музыки, работа с
народными музыкальными инструментами, театрализация, изготовление
народных атрибутов, подготовка к праздникам.
В процессе музыкального воспитания дошкольники знакомятся с
народными играми, календарными песнями, прибаутками, потешками.
Посредством этого обогащается внутренний мир ребенка. Через народную
игру дети не только познают историю своего народа, но и учатся общаться, взаимодействовать между собой, углубляют знания о малых жанрах народного
творчества.
В результате знакомства с народным музыкальным творчеством у
дошкольников формируются любовь и уважение к своей земле, её традициям
и талантам.
Также происходит знакомство дошкольников с музыкальными
народными инструментами. Дети узнают, что раньше такие инструменты
изготавливались своими руками. Они знакомятся с понятием «народный
оркестр» и пробуют свои силы в качестве музыкантов. На музыкальных
занятиях дошкольники слушают народную музыку, исполняют такие песни,
как «Веснянка», «Как у наших у ворот», водят хороводы «Во поле береза
стояла», «Сарафан», играют в народные игры, разучивают танцы. Также
происходит знакомство с различными видами театра, и в этом помогают игры
драматизации.
Особое значение имеет участие дошкольников в подготовке праздников
в детском саду. День Победы, День защитников Отечества, Мамин праздник,
День космонавтики – это те мероприятия, которые прививают дошкольникам
уважение к своей семье, народу, прошлому. Так, в процессе подготовки
празднования Дня Победы дошкольники слушают и исполняют такие песни,
как «Катюша», «Три танкиста», «Смуглянка», «В землянке» и другие. На
материале этих песен воспитывается уважение к ветеранам, желание
наследовать лучшим качествам солдат, которые защищали родную землю.
Празднование Восьмого Марта также служит основной для
нравственнопатриотического воспитания дошкольников, так как для ребенка
Родина начинается с семьи, с мамы. Стихотворения и песни, посвященные
мамам, бабушкам формируют у дошкольников семейные ценности, уважение
к старшим, любовь к семье и дому.
В нашем дошкольном учреждении традиционными являются такие
праздники, как Рождество, Масляница, Пасха, в процессе подготовки которых дети слушают и изучают колядки, масленичные песни, глубже проникают в
мир народных традиций и фольклора.
Малой Родине – детскому саду «Березка» посвящен праздник «Люблю
березку русскую».
Конечно же, огромным потенциалом нравственнопатриотического
воспитания дошкольников обладает знакомство детей с лучшими
произведениями русской классики. Так как именно классическая музыка – это
богатейшая сокровищница талантов русских композиторов. Необходимо
постепенно знакомить дошкольников с произведениями классической музыки,
акцентируя внимание на том, что она создана русскими композиторами.
Можно предложить дошкольникам познакомиться с произведениями таких
великих композиторов, как П. Чайковский, С. Прокофьев, А. Гречанинов, М.
Глинка, Н. РимскийКорсаков и другие. На основе их произведений можно
проследить связь русской классики с фольклорными традициями русского
народа. Нужно ненавязчиво прививать дошкольникам любовь к классической
музыке, учить понимать её, испытывать гордость за талантливых
композиторов родной земли.
Также должна проводиться работа по знакомству дошкольников с
музыкальными произведениями жителей родного края, посвященных родному
городу, природе, Республике. В ДОУ №8 «Березка» воспитанники знакомятся
с символикой ЛНР, гимном ЛНР и г. Стаханова. Учатся гордиться тем, что
именно здесь зародилось Стахановское движение. Так, традиционной для
воспитанников стала музыкальная игра «Путешествуем по родному городу».
Конечно же, наибольшую результативность работа по нравственно
патриотическому воспитанию дает тогда, когда детский сад плотно
сотрудничает с семьей, потому что основы нравственности и духовности
ребенка идут от родителей. Неоценимую роль и влияние семьи выделяют и
ведущие ученые. Макаренко А. С. писал: «В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Всё, что
совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к
детям» [5, с. 25].
В процессе работы по нравственнопатриотическому воспитанию
музыкальный руководитель знакомит своих воспитанников с сокровищницей
достижений русского народа, пробуждает душевный отклик, учит понимать и
принимать музыку. Важно, чтобы изученные произведения стали знакомыми и
любимыми, вызывали положительные эмоции. И тогда они станут основой для
формирования высоконравственного человека, патриота родной страны.
Список литературы:
Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания //
1.
Педагогика. 2005. №6. с. 59 63.
2. История дошкольной педагогики: хрестоматия [под ред. М. Ф.
Шабаевой]. – М.: Просвещение, 1980. – 450 с.
3. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! М.:
Новая школа, 1996. – 320 с.
4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания [Электронный ресурс]. — Режим
доступа:
http://thelib.ru/books/boris_timofeevich_lihachev/filosofiya_vospitaniya
read.html (дата обращения: 08.11.2016).
5. Макаренко А. С. Собрание сочинений. – М., 1951. – Т. 4. – 344 с.
6. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании
дошкольника. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
7. Полежака С.И. Роль народной культуры в воспитании целостной
личности // Наука производству. 2006. №6. с. 15 16.
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.