РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
музыка
Детсад
27.02.2019
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Данная статья посвящена проблемам нравственно-патриотического воспитания дошкольников, ведь именно в детском саду малыши начинают узнавать, что такое Родина, родной край, его основы и традиции. Нравственно-патриотическое воспитание очень важно для дошкольника, оно обозначает также приобщение ребенка к культурным ценностям и традициям родного края, народа и страны. В детском саду мы уже растим гражданина. Воспитываем в ребенке патриотизм, гуманное отношение к людям. Важно с первых лет жизни пробуждать в дошкольнике любовь к Родине, семье, своему городу, его людям.
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО.doc
РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО­ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Важным   звеном   нравственно­патриотического   воспитания   ребенка является   детский   сад.   Именно   в   дошкольном   возрасте   малыши   начинают узнавать, что такое Родина. Нравственно­патриотическое воспитание – часть процесса   приобщения   ребенка   к   культурным   ценностям   его   края,   народа, государства. Мы   продолжаем   себя   в   детях   и   хотим,   чтобы   они   были   лучше, совершеннее   нас,   являли   собой   тип   современного   передового   человека, активного борца за мир. Мы растим гражданина. Быть гражданином – значит сознательно   и   активно   выполнять   гражданские   обязанности   и   долг   перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное   отношение   к   людям.   Зачатки   этих   качеств   надо   формировать   в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной   земле,   воспитывать   черты   характера,   которые   помогут   ему   стать человеком и гражданином. Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, родной   культуре,   родному   городу,   родной   речи   –   задача   первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей   семье,   к   своему   дому,   к   своей   Родине.   Постоянно   расширяясь,   эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, прошлому и настоящему, а затем – ко всему человечеству» [4]. Искусство всегда находит глубокий отклик в детских душах, так как влияет,   прежде   всего,   на   эмоциональную   сферу   дошкольников.   Поэтому особую актуальность приобретает вопрос формирования гражданственности, патриотизма,   любви   к   Родине   на   музыкальных   занятиях   в   детском   саду. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей, учатся лучше понимать себя и открывают целый новый мир вокруг.   проблемой   Над воспитания дошкольников трудились такие ученые, как Кабалевский Д. Б., Козлова С. А., нравственно­патриотического   Караковский В. А., Полежака С. И., Зеньковский В. В. и другие. В своих работах   они   анализировали   влияние   средств   музыкального   образования дошкольников на формирование их нравственной и гражданской позиции. «Воспитательное значение произведений искусства в том прежде всего и заключается, ­ писал профессор Б.М. Теплов, ­ что они дают возможность войти   «внутрь   жизни»,   пережить   кусок   жизни,   отраженный   в   свете определенного мировоззрения» [2, с. 305]. Цель   данной   статьи   –   проанализировать   возможности   и   роль музыкального воспитания в процессе нравственно­патриотического развития дошкольников. В   детском   саду   дети   еще   в   полной   мере   не   осознают   понятие «патриотизм». Они только начинают узнавать, что это такое. Согласно Кравцову И. Е., патриотизм – это любовь к своему отечеству, к родным местам, к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа. Ученые сходятся в одном – процесс патриотического, нравственного и духовного воспитания ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте, так   как   в   этот   период   формируются   эмоции,   чувства,   мышление   малыша, основы его духовно­нравственных ценностей.  Каждый   возрастной   этап   нравственно­патриотического   воспитания характеризуется своими особенностями. Так, в старшем дошкольном возрасте патриотизм проявляется как наличие у дошкольников чувства сострадания к людям   и   животным,   осознание   себя   частью   мира.   Именно   в   этот   период происходит формирование социальных мотивов ребенка. И от того, как они будут сформированы в дошкольном возрасте, зависит последующее развитие нравственной и моральной сферы малыша. Особым   потенциалом   в   процессе   нравственно­патриотического воспитания   обладают   музыкальные   занятия.   Прежде   всего,   потому,   что музыка   вызывает   отклик   у   ребенка,   влияет   на   его   эмоции,   а   значит   – запоминается, формирует опыт переживаний и впечатлений.  Учеными   доказано,   что   музыкальные   образы   влияют   на   чувственную сферу   дошкольника.   Пение   помогает   научиться   понимать   интонацию, эмоциональное состояние исполнителя или автора песни. Правильный подбор музыкального материала на занятиях помогает формировать у дошкольников чувство патриотизма, уважения к своей культуре и культуре других народов, расширяет   кругозор.   Танец   учит   посредством   движения   передавать   свои переживания. Поэтому можем сделать вывод, что музыкальная деятельность оказывает   огромное   воздействие   на   поведенческие   реакции   ребенка   и   его нравственную сферу. Музыка – это неотъемлемая часть каждого народа. Народная музыка отображает   определенные   этапы   развития   общества,   позволяет   малышам приобщаться   к   культурным   и   нравственным   ценностям   своего   народа. Воспитание   патриотизма   на   музыкальных   занятиях   происходит   на   основе русских песен, прибауток, частушек, календарно­обрядового фольклора.  В работе по музыкальному воспитанию дошкольников предусмотрены различные   виды   деятельности:   игра,   прослушивание   музыки,   работа   с народными   музыкальными   инструментами,   театрализация,   изготовление народных атрибутов, подготовка к праздникам. В   процессе   музыкального   воспитания   дошкольники   знакомятся   с народными   играми,   календарными   песнями,   прибаутками,   потешками. Посредством   этого   обогащается   внутренний   мир   ребенка.   Через   народную игру дети не только познают историю своего народа, но и учатся общаться, взаимодействовать между собой, углубляют знания о малых жанрах народного творчества. В   результате   знакомства   с   народным   музыкальным   творчеством   у дошкольников формируются любовь и уважение к своей земле, её традициям и талантам.  Также   происходит   знакомство   дошкольников   с   музыкальными народными   инструментами.   Дети   узнают,   что   раньше   такие   инструменты изготавливались   своими   руками.   Они   знакомятся   с   понятием   «народный оркестр»   и   пробуют   свои   силы   в   качестве   музыкантов.   На   музыкальных занятиях дошкольники слушают народную музыку, исполняют такие песни, как «Веснянка», «Как у наших у ворот», водят хороводы «Во поле береза стояла»,   «Сарафан»,   играют   в   народные   игры,   разучивают   танцы.   Также происходит знакомство с различными видами театра, и в этом помогают игры­ драматизации. Особое значение имеет участие дошкольников в подготовке праздников в детском саду. День Победы, День защитников Отечества, Мамин праздник, День космонавтики – это те мероприятия, которые прививают дошкольникам уважение   к   своей   семье,   народу,   прошлому.   Так,   в   процессе   подготовки празднования Дня Победы дошкольники слушают и исполняют такие песни, как  «Катюша»,  «Три   танкиста»,   «Смуглянка»,   «В   землянке»   и   другие.  На материале   этих   песен   воспитывается   уважение   к   ветеранам,   желание наследовать лучшим качествам солдат, которые защищали родную землю.  Празднование   Восьмого   Марта   также   служит   основной   для нравственно­патриотического воспитания дошкольников, так как для ребенка Родина начинается с семьи, с мамы. Стихотворения и песни, посвященные мамам, бабушкам формируют у дошкольников семейные ценности, уважение к старшим, любовь к семье и дому.  В   нашем   дошкольном   учреждении   традиционными   являются   такие праздники, как Рождество, Масляница, Пасха, в процессе подготовки которых дети слушают и изучают колядки, масленичные песни, глубже проникают в мир народных традиций и фольклора. Малой Родине – детскому саду «Березка» ­ посвящен праздник «Люблю березку русскую».  Конечно   же,   огромным   потенциалом   нравственно­патриотического воспитания   дошкольников   обладает   знакомство   детей   с   лучшими произведениями русской классики. Так как именно классическая музыка – это богатейшая   сокровищница   талантов   русских   композиторов.   Необходимо постепенно знакомить дошкольников с произведениями классической музыки, акцентируя   внимание   на   том,   что   она   создана   русскими   композиторами. Можно   предложить   дошкольникам   познакомиться   с   произведениями   таких великих композиторов, как П. Чайковский, С. Прокофьев, А. Гречанинов, М. Глинка, Н. Римский­Корсаков и другие. На основе их произведений можно проследить   связь  русской   классики   с  фольклорными  традициями   русского народа. Нужно ненавязчиво прививать дошкольникам любовь к классической музыке,   учить   понимать   её,   испытывать   гордость   за   талантливых композиторов родной земли. Также   должна   проводиться   работа   по   знакомству   дошкольников   с музыкальными произведениями жителей родного края, посвященных родному городу, природе, Республике. В ДОУ №8 «Березка» воспитанники знакомятся с символикой ЛНР, гимном ЛНР и г. Стаханова. Учатся гордиться тем, что именно   здесь   зародилось   Стахановское   движение.   Так,   традиционной   для воспитанников стала музыкальная игра «Путешествуем по родному городу».  Конечно   же,   наибольшую   результативность   работа   по   нравственно­ патриотическому   воспитанию   дает   тогда,   когда   детский   сад   плотно сотрудничает   с   семьей,   потому   что   основы   нравственности   и   духовности ребенка идут от родителей. Неоценимую роль и влияние семьи выделяют и ведущие ученые. Макаренко А. С. писал: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» [5, с. 25]. В   процессе   работы   по   нравственно­патриотическому   воспитанию музыкальный руководитель знакомит своих воспитанников с сокровищницей достижений русского народа, пробуждает душевный отклик, учит понимать и принимать музыку. Важно, чтобы изученные произведения стали знакомыми и любимыми, вызывали положительные эмоции. И тогда они станут основой для формирования высоконравственного человека, патриота родной страны. Список литературы: Гасанов   З.Т.   Цели,   задачи   и   принципы   патриотического   воспитания   // 1. Педагогика. ­ 2005. ­ №6. ­ с. 59 ­63. 2. История   дошкольной   педагогики:   хрестоматия   [под   ред.   М.   Ф. Шабаевой]. – М.: Просвещение, 1980. – 450 с. 3. Караковский   В.А.   и   др.   Воспитание?   Воспитание:   Воспитание!   ­   М.: Новая школа, 1996. – 320 с.  4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://thelib.ru/books/boris_timofeevich_lihachev/filosofiya_vospitaniya­ read.html (дата обращения: 08.11.2016). 5. Макаренко А. С. Собрание сочинений. – М., 1951. – Т. 4. – 344 с. 6. Островская   Л.   Ф.   Беседы   с   родителями   о   нравственном   воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с. 7. Полежака   С.И.   Роль   народной   культуры   в   воспитании   целостной личности // Наука ­ производству. ­ 2006. ­ №6. ­ с. 15 ­ 16.

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019