В предложенном материале освещается актуальная проблема в разделе "Слушание музыки в ДОУ". Педагог анализирует данную ситуацию и пытается найти наиболее эффективный путь в решении этой задачи, выбрав и предлагая свою систему реализации тематических модулей для детей - дошкольников. Содержание их предполагает образцы высокохудожественных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов разных эпох и стилей. Важен запас, культурный багаж музыкальных впечатлений ,который в будущем обязательно положительно скажется в жизни каждого человека.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули..doc
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДОУ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДУЛИ.
Среди всех видов искусств, по мнению многих исследователей самым эмоциональным по своей природе является музыка, поскольку она
обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений.
По определению Б.В. Асафьева, для взрослого человека вся музыкальная деятельность – это триединство процессов создания музыки
композитором, воспроизведения исполнителями и восприятия слушателями, то для детей первичным является именно восприятие музыки. У детей
особенности восприятия зависят от личностных качеств ребенка, внешних условий, а также самого прослушиваемого музыкального произведения.
Музыкальное восприятие характеризуется определёнными свойствами. Некоторые из них специфичны именно для музыкального и
художественного восприятия. Это эмоциональность и образность (оба эти свойства могут быть развиты уже в раннем возрасте). Другие
являются общими для всех видов восприятия: целостность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, константность.
Н. А. Метлов считал, что музыкальные произведения для детей должны быть "...высокохудожественными, мелодичными, доставлять
наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям...".
Требованиям к репертуару, предъявляемому для слушания детям, уделяли внимание известные учёные, педагоги А.В. Кенеман и Н.А.
Ветлугина. Они справедливо отмечали, что: "Успешность реализации любой программы и методических рекомендаций зависит от самой
музыки, её художественных качеств, её соответствия возрастающим требованиям воспитывающего и развивающего обучения... Произведения
для детей должны быть также хороши, как и для взрослых, но только ещё лучше...".
Однако, в практике работы детских садов, "детский репертуар" на деле вытесняет классическую музыку. Она используется скорее как
исключение, эпизодически и в основном в старшем возрасте. Ранний же возраст не используется для накопления ценных музыкальных
впечатлений, не обходимых для формирования "тезауруса", опыта восприятия высокохудожественных образцов музыкальной классики.
Таким образом, лишая детей в раннем возрасте возможности слушать классическую музыку, мы теряем благоприятный, "сенситивный"
возрастной период для развития способности к восприятию музыки, упустив который, мы создаём дополнительные трудности в деле
музыкального развития, может быть, и бесповоротно теряем его.
Основываясь на анализе психологопедагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать предварительные
выводы о том, что далеко не безразлично, какую музыку слышит ребёнок, на каком репертуаре он воспитывается. Поэтому важно
способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию своеобразных эталонов восприятия, т.е.
необходимо найти не только форму преподнесения музыки детям, а совершенствовать само содержание обучения.
Сегодня в теории и практике музыкального образования существует несколько понятий, определяющих музыкальную деятельность в ее
слушательском аспекте. Такими понятиями являются «восприятие музыки», «музыкальное восприятие», «слушание музыки».
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать
музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми
раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере
владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки
восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно
поставить слушание музыки. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку
И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На
протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются
начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
В наше время дети слушают музыку разных жанров. Но не может не тревожить, что дети мало знают классическую музыку, а порой совсем
ее не воспринимают. А ведь классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества. Осмысленное прослушивание
музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание —
ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей.
Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их
последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой
музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его тезаурус, тем более успешным становится его развитие. Если
эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бесследно для его духовного становления.
Анализ некоторых программ ( «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Камертон» Э. П. Костиной, «Гармония» К. Л. Тарасовой) по
разделу «Слушание музыки» выявил следующие проблемы:
неопределенность либо ограниченность репертуара;
недостаточность произведений классической музыки;
неразработанность поурочных планов.
Для решения данных проблем мною были разработаны и внедрены циклы тематических модулей. (Приложение)
Современный исследователь П.А. Юцявичене определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную
единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных
дидактических целей».
Я решила использовать тематические модули, т.к. они являются эффективной формой для организации слушательской деятельности
дошкольников:
все составляющие модуля представляют собой единое целое;
в каждом модуле для достижения конкретного результата выполняются пошаговые действия.
Музыкальные модули представляют собой цикл занятий, объединенных общей целью и темой.
Структура модуля состоит из четырех основных составляющих:
музыкального содержания;
задач;
методов и приемов; дидактического обеспечения.
Для постановки целей и отбора музыкального репертуара мною были проанализированы возрастные возможности детей.
Дети 3его года жизни способны выражать любовь к близким, животным и растениям, стремятся быть хорошими, добрыми. В музыкальном
содержании выделяют образы мамы, папы, животных, игрушки, образы природы; дифференцируют средства музыкальной выразительности:
контрастные регистры, темпы, динамические оттенки, тембры некоторых инструментов.
В 4 года дети способны сопереживать настроению и содержанию музыки, соответствующей их собственному опыту; устанавливают
элементарные связи между знакомыми жизненными явлениями и музыкальными образами; улавливают (в общем) развитие музыкального
образа; способны замечать изменения средств музыкальной выразительности. Различают тембры, выделяют, сравнивают музыкальные звуки по
высоте, длительности, динамике; передают свои впечатления о характере и особенностях развития музыкального образа.
В 5 лет у детей расширяются знания об окружающей жизни, ребенок любит фантазировать. Дети различают жанры, виды музыкальных
произведений; воспринимают форму произведения, чувствуют смену характера музыки, динамику развития музыкального образа; умеют
выделять большинство средств музыкальной выразительности; могут различать выразительные отношения музыкальных звуков;
активизируются музыкальные способности детей (например, ладовысотный слух); дети способны к анализу относительно сложного
музыкального произведения. Минусами в этом возрасте являются имеющиеся знания, умения и навыки, которые часто не обладают особой
прочностью.
Дети 6ого года жизни способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в
интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки, выявлять комплекс средств музыкальной выразительности;
ребенок способен анализировать музыкальные произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и
речи; может осваивать элементы музыкальной грамоты, так как к этому времени у детей достаточно развит психологический механизм
восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость; музыкальный слух; память; музыкальное мышление, как обобщенное качество
музыкального восприятия; способность к творчеству.
С учетом возрастных возможностей детей мною определены цели и темы модулей.
Затем следует наполнение модуля определенным музыкальным содержанием. К каждому музыкальному произведению ставятся задачи,
выявляются методы и приемы, продумывается дидактическое обеспечение.
Усложнение приемов в младшем дошкольном возрасте предполагает показ действий педагогом: выразительные пояснения, совместные с
ребенком действия, показ вариантов действий, побуждение к самостоятельным проявлениям активности детей.
В среднем и старшем дошкольном возрасте все большее значение приобретает образное слово, вариативность показов, побуждение детей к
творческой активности.
Каждый модуль рассчитан на 78 занятий, т.е. на один месяц. Тематика затрагивает различные сферы жизни и деятельности ребенка: игры,
природу, семью, животных и т.д.
Практически каждый модуль завершается итоговым развлечением, которое может иметь разные формы: концертбеседа, кукольный театр,
играпутешествие, комплексное занятие и т.д.
Обстановка заинтересованности, атмосфера праздника помогают детям свободно и эмоционально снова окунуться в мир чудесной
музыки, встретиться с полюбившимися героями, изобразить их. Список использованной литературы
1. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. дра пед. наук. – Вильнюс, 1990.
2. Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ЛинкаПресс, 2008. – 320.
3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «ГномПресс», 1999. – 80с.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Бка воспитателя дет. сада).
5. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топхлоп, малыши: программа музыкальноритмического воспитания детей 23 лет. – СПб., 2001. – 120 с.
6. Тарасова К. В. , Нестеренко Т. В. , Рубан Т. Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
7. Метлов Н.А. Музыка детям. М., 1985.
8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Ленинград: Музыка, 1973.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1967.
10. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. – М., 1980.
11. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998.
12. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 1994.
13. Затямина Т.А. Современный урок музыки: учебнометодическое пособие. – М., 2007. – 170с.
14. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989. – 191с.
15. Затямина Т.А. Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: монография. – Волгоград: ВГАПК РО. Циклы тематических модулей
II младшая группа
Тема №1. «Мои игрушки» (сентябрь)
Приложение
Цель: учить вслушиваться в музыкальное произведение, определять его характер.
Музыкальный
материал
1. П. Чайковский
«Марш
деревянных
солдатиков»
2. П. Чайковский
«Игра в лошадки»
3. Р.н.п.
«Колыбельная»
Задачи
побуждать выполнять
движения, адекватные
характеру музыки;
дать представления о
жанре (марше)
услышать темповую
динамику, ритмическую
пульсацию, передавать ее
в движениях
почувствовать характер
музыки;
находить движения,
адекватные
музыкальному образу
Методы,
приемы
Метод двигательного
уподобления, рассказ
Прием – выбор
инструментов (барабан
или колокольчик)
Словесный портрет
лошадки
Прием – ритмическая
пульсация
Метод вокального
уподобления
Прием – покачивание
куклы
Дидактическое обеспечение
Картинка, музыкальные инструменты (барабан или
колокольчик)
Игрушка – лошадка, ритмические палочки
Кукла, рука, голос
Развлечение «Магазин игрушек» Средняя группа
Тема № 1. «Мои любимые игрушки» (сентябрь октябрь)
Цель: вслушиваться в музыку, определять её характер, выявлять интонационные особенности
.
Музыкальный
материал
1. П. Чайковский
«Болезнь куклы»
2. П. Чайковский
«Новая кукла»
3. П. Чайковский
«Марш
Задачи
смоделировать ситуацию,
адекватную музыкальному
образу;
услышать интонации боли,
слёз, отчаяния.
побуждать находить
адекватные музыке образы
её воплощения;
определять характер
звучаний музыки
(вальсовый, танцевальный)
определять жанр музыки
произведения;
Методы,
приемы
Метод
пластического
интонирования,
беседа
Метод
художественного
движения
Дидактическое обеспечение
Пиктограммы эмоций, карточки «цвет – настроение»
Слово, движения, ленточки, куклы
Ассоциативный
метод, метод
Движения; дидактическая игра – «Что делают дети?» (жанры в
музыке), деревянные палочки. деревянных
солдатиков»
выполнять движения,
соответствующие
музыкальному образу;
услышать контраст в
динамике (mƒpmƒ),
показать его в
двигательных
воплощениях.
контрастных
составлений:
задание: шаги на
mƒ, замереть на
рр; ритмическая
пульсация
Старшая группа.
Тема № 3. «Игры детей» (ноябрь – декабрь)
Цель: побуждать детей определять характер музыки (песенный, танцевальный, маршевый), дать понятие «жанра», учить
дифференцированному восприятию.
Музыкальный
материал
1. К. Дебюсси
«Кукольный кэк
уок»
2. Ж. Бизе
«Волчок»
Задачи
научить выявлять
звукоизобразительные
элементы;
находить изобразительные
движения;
обыграть музыкальную
композицию;
почувствовать необычность
ритмического рисунка
почувствовать
непрерывность движения
(кружение, быстрый темп),
Методы,
приемы
Рассказ, метод
двигательного
уподобления,
ролевая игра, метод
ритмического
уподобления
Метод ручного
уподобление,
задание: придумать
Дидактическое обеспечение
Игрушки, схема ритма
Графическое изображение 2х музыкальных пластов 3. Ж. Бизе
«Марш»
4. Ж. Бизе
«Колыбельная»
сюжетную сценку,
проиграть ее,
Метод контрастного
уподобления,
задание: подобрать
нужный инструмент,
имитация игры на
трубе
Графическое
изображение, ручное
уподобление, метод
вокального
уподобления
две линии – игрушка и дети
учить сравнительному
анализу 2х контрастных
произведений;
услышать тембры 2х
инструментов (труба,
барабан);
определять характер
произведения (маршевый)
отметить певучесть
инструментов, очередность
их вступления;
услышать оттенки
спокойного настроения;
научить воссоздавать
картинку в словах;
определять характер
музыки (песенный)
Музыкальные инструменты, шаги,
Доска, мел, куклы, голос, рука
Развлечение «Давайте поиграем» Тема № 1. «Мир вокруг нас» (сентябрь)
Цель: учить детей сопереживанию музыкальным образам, чувственному восприятию; стимулировать детей давать оценку прослушанным
произведениям; вызывать желание моделировать форму и характер произведения.
Подготовительная группа
Музыкальный
материал
1.Ф. Шуберт
«Ave Maria»
2.Ф. Шуберт
Задачи
ощущать общее настроение
музыки (возвышенное,
одухотворенное,
человечное);
вслушиваться в звучание
органа – символа глубокого
проникновения в душу
человека
улавливать и определять
Дидактическое обеспечение
Молитва, правила
Методы,
приемы
Беседа, вживание
в образ, вокальное
уподобление,
моделирование
жизненных
ситуаций
Метод
Дидактическая игра «выложить схему частей на «Музыкальный
момент»
3. Х. Глюк
«Мелодия»
характер, смену частей
произведения, характер
каждой из них;
давать сравнительную
характеристику;
вычленять интонации боли,
отчаяния.
определять характер
произведения (песенный);
вычленять средства
музыкальной
выразительности (плавное
звуковедение, медленный
темп, ровный ритм, тембр
музыкального инструмента,
динамику);
контрастного
сопоставления,
определение
частей
Ручное
уподобление,
вакальное
уподобление
приём –
дирижерский жест
фланелеграфе»
Лента, рука, голос.
Концерт – беседа «Инструменты симфонического оркестра»
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Слушание музыки в ДОУ. Тематические модули.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.