Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»
Оценка 4.7

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
doc
музыка +1
Взрослым
21.08.2018
Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»
Программа учебного предмета специальность (баян).doc
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» программа учебного предмета "специальность " (баян) ОП.01 УП.01 дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы  в области музыкального искусства "Народные инструменты" 1 2013 г. Саров «Одобрено»  Методическим советом образовательного учреждения ___________________ дата рассмотрения «Утверждаю» Директор – фамилия, имя, отчество ______________  (подпись) ________________ дата утверждения Разработчик – Фасонова Н.А., преподаватель МБОУ ДОД ДШИ Рецензент – Суслов Е.С., председатель ПЦК «Инструменты народного  оркестра» ГБОУ СПО «Арзамасский музыкальный колледж» Рецензент – Ефимова И.Н., заместитель директора МБОУ ДОД ДШИ 2 Пояснительная записка   Характеристика учебного предмета,  его место и роль в образовательном процессе.  Урок   специальности   является   основанным   звеном   в   процессе   обучения   будущего баяниста.   В   задачу   преподавателя   входит   воспитание   в   учащимся   любви   к   музыке   и отношение к ней как к одному из видов искусства, способному отображать в художественных образах   явления   жизненной   действительности   и   связанные   с   ними   различные   чувств, настроение человека. На   уроках   специальности   преподаватель   должен   стремиться   к   тому,   чтобы   занятия музыкой обогащали духовный мир учащегося, способствовали эстетическому воспитанию, а также благотворно влияли на становление его личности. С момента прикосновения учащегося к   инструменту   закладываются   основы   исполнительских   навыков,   а   также   определяются методы работы над учебным материалом. Происходит ознакомление ученика с музыкальной грамотой, а также развитие его музыкального слуха, чувства ритма, памяти. Тесный контакт преподавателя по специальности с преподавателями музыкально­теоретических  дисциплин способствует   лучшему   усвоению   теоретического   материала   и   улучшает   успеваемость.   На лучших образцах музыкальной классики, народного музыкального творчества, что является неисчерпаемым   источником   развития   профессионального   музыкального   искусства, формируется художественный вкус будущего музыканта. Главной задачей преподавателя по специальности  является не только пробуждение в  своих учащихся любви к музыке,  но и воспитать   их   активными   пропагандистами   и   слушателями,   подготовить   их   к   будущей музыкальной деятельности в самых разных её формах. Срок освоения программы  «Народные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.    Объем   учебного   времени,   предусмотренный   учебным   планом   образовательного учреждения на реализацию учебного предмета – 559 часов из расчета 2 аудиторных часа в неделю в 1­6 классах и 2,5 часа в 7­8 классах  Срок   освоения   программы   «Народные   инструменты»   для   детей,   не   закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего   образования   и   планирующих   поступление   в   образовательные   учреждения, реализующие   основные   профессиональные   образовательные   программы   в   области музыкального искусства, может быть увеличен на один год (9 класс). При   реализации   программы   «Народные   инструменты»   с   дополнительным   годом обучения объем аудиторной учебной нагрузки по предмету «Специальность» – 641,5 часа. Объем самостоятельной нагрузки по предмету «Специальность» рекомендованный ФГТ составляет: 1­3 классы – по 2 часа в неделю; 4­6 классы – по 3 часа в неделю; 7­8 классы – по 4 часа в неделю 3 Форма проведения учебных аудиторных занятий ­ индивидуальная.  Цель учебного предмета: приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; Задачи: достижение  достаточного технического уровня владения народным инструментом для воссоздания   художественного   образа   и   стиля   исполняемых   произведений   разных   форм   и жанров;  определению наиболее эффективных способов достижения результата формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; и т.д.  приобретение детьми опыта творческой деятельности; развитие   мотивации   личности   ребенка   к   познанию   и   творчеству   через   музыкальное искусство,  формирование   культурно­образованной   части   общества,   заинтересованной   аудитории слушателей. Требования к уровню подготовки обучающихся   Результатом   освоения   программы   "Народные   инструменты"(баян)   является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области музыкального исполнительства: ­   знания   художественно­эстетических,   технических   особенностей,   характерных   для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства; ­ знания музыкальной терминологии; ­ умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре; ­ умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров; ­   умения   самостоятельно   преодолевать   технические   трудности   при   разучивании несложного музыкального произведения; ­ умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; ­ навыков импровизации на баяне, чтения с листа несложных музыкальных произведений на баяне и на фортепиано; ­ навыков подбора по слуху; ­ первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; ­ навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых) Результатом освоения программы с дополнительным (9 клаас) годом обучения является: подготовка   одаренных  детей   к  поступлению   в  образовательные   учреждения,  реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Методическое обеспечение учебного процесса В настоящей программе заложен основной принцип обучения детей — от выборного к готово­ выборному баяну, ­ который обоснован рядом важных педагогических аргументов. Главный из них заключается в том, что изучение музыкального материала на выборном баяне  способствует более последовательному развитию музыкального слуха ученика и идёт в  тесном взаимодействии с приобретаемыми исполнительскими навыками ведения меха. 4 Навыки звукоизвлечения ученики осваивают и совершенствуют под руководством  преподавателя на протяжении всего периода обучения в школе, работая над динамикой,  штрихами, фразировкой и различными характерными приёмами. Постоянной заботой преподавателя должна быть организация правильных игровых движений  ученика, свободных от излишнего мышечного напряжения. Важен повседневный контроль  педагога за правильной, естественной посадкой ученика. Необходимо учитывать, что занятия  на баяне требует от ученика известной физической силы и выносливости. Преподаватель  должен вовремя заметить признаки усталости и сделать небольшой перерыв или изменить  характер деятельности ученика. Одна из главных задач, стоящих перед преподавателем специального класса, ­ добиваться  гармонического развития технических и художественных навыков учащихся, подчиняя работу над техникой правдивому раскрытию художественного замысла изучаемого музыкального  проведения. Развитие техники исполнения должно осуществляться в процессе работы над всеми  изучаемыми проведениями. Развитию пальцевой беглости, чёткости и так далее способствует работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. Предлагаемые  технические комплексы направлены на овладение в равной мере как на готовой, так и на  выборной клавиатурами, а также на идентичное развитие левой и правой рук учащихся. В  работе над гаммами, арпеджио и упражнениями следует обращать внимание на качественную  сторону исполнения, добиваясь точного соблюдения установленной аппликатуры, ровности  звучания, устойчивого ритма, пальцевой чёткости. Преподавателю необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их  значение при исполнении музыкальных произведений. Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством  звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет  обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. Исходя из индивидуального, дифференцированного подхода к учащемуся, преподаватель  должен давать ему задания и систематически проверять их исполнение. Преподавателю  следует прослушивать заданный учебный материал, не прерывая исполнения. Объяснения и  указания целесообразно делать при повторном проигрывании. Сочетания показа на  инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы,  стимулирующей интерес, внимание и активность учащегося.  Занятия по анализу музыкальных произведений целесообразно начинать с песенного  материала, так как связь мелодии и слова способствует более яркому образному восприятию  художественного содержания, заостряет внимание ученика на музыкальном языке как  средстве выражения различных мыслей, и, следовательно, интенсивно развивает его мышление и вкус. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В  индивидуальные планы учащегося, как и в экзаменационную программу, следует включать  произведения русских композиторов, композиторов­классиков, советских и зарубежных  композиторов, полифонические произведения, произведения крупной формы, обработки  народных песен и танцев, этюды, а также произведения современной и эстрадной музыки. Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное музыкально­ техническое развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего,  музыкального и технического развития и связанными с этим конкретные педагогические  задачи. Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала являются  5 важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса,  успешному всестороннему развитию музыкально­исполнительских данных учащегося. На  основании детального изучения программных требований соответствующего класса, учета  всех индивидуальных особенностей ученика и строгого соблюдения дидактического принципа доступности и последовательности преподавателю необходимо найти оптимальный вариант  полугодового индивидуального плана работы ученика. Репертуарные списки, приводимые в  программе, не являются исчерпывающими. Преподаватель может пополнять индивидуальные  планы учащихся по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими по степени  трудности возможностям учащегося. Для расширения музыкального кругозора в индивидуальный план ученика следует включать  произведения, предназначенные для ознакомления, при этом допускается различная степень  завершённости работы над ними. Обязательными разделами индивидуального плана должны быть: самостоятельная работа над музыкальным произведением; работа над этюдами и упражнениями; работа над гаммами; подбор мелодий по слуху и транспонирование; чтение с листа; повторение пройденного репертуара.       Формы и методы контроля, система оценок Оценка качества реализации программы «Баян» включает в себя текущий контроль  успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Одной из форм  контроля является концертная практика учащихся. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы  обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам  в области искусств.   Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный  урок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце  учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, в рамках промежуточной  (экзаменационной) аттестации  Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: ­ качества реализации образовательного процесса;  ­ качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; ­ уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе  обучения.  Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме экзамена с обязательным  выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного  учреждения.  Выступление учащихся на зачётах, прослушиваниях, академических концертах,  промежуточной аттестации оцениваются по пятибалльной системе, включающей «плюс» и  «минус» или зачет/не зачет. Итоговая аттестация оценивается по пятибалльной системе. Проведение технических зачётов, промежуточной и итоговой аттестации осуществляется в  соответствие с учебным планом: 6 зачёт (чтение с листа, этюд) 2­8 классы; технический зачёт (2 мажорные гаммы, термины) 2­8 классы; первое прослушивание выпускников (два произведения: полифония, пьеса/ этюд); академический зачёт 1­7 классов (1,2 кл.­ два разнохарактерных произведения, 3­5 кл – полифония и пьеса, 6­7 кл. ­ крупная форма и пьеса); прослушивание в рамках подготовки к конкурсам (1,2 группа учащихся);  выступление на родительских собраниях, концертах. Февраль зачёт (этюд) 2­7 класс   школьный конкурс (отбор на региональные, областные и другие конкурсы)  Март   технический зачёт (1­2 минорные гаммы, термины) 2­8 классы второе прослушивание выпускников (три произведения: полифония, крупная форма,  пьеса/ этюд) промежуточная аттестация 1­7 классов (два произведения: 1,2 кл.­ два  разнохарактерных произведения, 3­5 кл – крупная форма и пьеса, 6­7 кл. ­ полифония  и пьеса) третье прослушивание выпускников (полифония, крупная форма, обработка народной  песни или танца, пьеса по выбору или этюд) Октябрь  Ноябрь Декабрь       Апрель   Май     зачёт (подбор по слуху, гармонические упражнения) 2­7 классов зачёт по ансамблю итоговая аттестация 8 класс итоговая аттестация 9 класс Критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации 1класс 1 организация игровых движений (посадка, постановка рук, владение штрихами, звук,  меховедение); 2 грамотность (точность выполнения текста, ритмичность); 3 выразительность исполнения (отношение к исполняемому, динамика, слуховой контроль); 4 стабильность; 5 исполнительский рост. Остальные классы 1 выразительность (динамика, интонирование, слуховой контроль); 2 техничность (беглость, артикуляция, владение штрихами, мехом); 3 метро­ритм (единство темпа, владение мелким ритмом, ритмический ансамбль между  руками); 4 интерпретация (отношение к авторскому тексту, чувство стиля, формы); 5 артистические качества (одарённость, трудолюбие, убедительность исполнения); 6 соответствие уровня исполняемой программы программным требованиям класса. «2» ­ комплекс серьёзных недостатков, отсутствие самостоятельной работы,  плохая посещаемость аудиторных занятий; 7 «3» ­ большое количество недочётов; «4» ­ небольшие недочёты в техническом плане; «5» ­ технически качественно и художественно, отвечает всем требованиям данного этапа  обучения Критерии оценки технического зачёта 1 Грамотность(теоретические знания, аппликатурная формула); 2 Организация игровых движений (постановка рук, посадка); 3 Техничность (беглость, артикуляция, владение штрихами, мехом); 4 Метр — ритм (единство темпа, ритмический ансамбль между руками); 5 Соответствие уровня исполняемых гамм техническим требованиям. Предлагаемые технические комплексы в данной программе направлены на овладение в равной мере как готовой, так и выборной клавиатурами, а также на идентичное развитие левой и правой рук учащихся, однако это не исключает обучения на инструментах с готовой клавиатурой на протяжении первых нескольких лет. Требования к освоению инструктивного материала даны в трёх разделах:   I  ознакомительный раздел  — знакомство  с новыми  гаммами  и их  видами в каждом классе; II  технический   минимум   —   предполагает   показ   учащимся   на   зачёте   рекомендуемого программой инструктивного материала для всех групп; III  технический   максимум   —   предполагает   исполнение   ранее   изученных   гамм   в максимально быстром, для данного ученика, темпе. Такая   корректировка   даёт   возможность   свободно   развивать   технические   навыки учащимся с 6­ти летнего возраста, которым сложно усваивать объём министерских программ. С учётом своих возрастных, музыкальных и физиологических данных возникла необходимость разделения учащихся с третьего класса по группам: 1 группа ­ конкурсное направление; учащиеся с хорошими и со средними данными, но исполнительные и старательные. В лучшем случае это дети, выбравшие музыку своей будущей профессией. Эти учащиеся являются постоянными участниками ответственных  концертов, конкурсов. 2 группа ­ академическое направление Дети со средними, порой хорошими музыкальными данными, но на первом плане у которых стоят занятия в общеобразовательной школе. Как правило, им не хватает времени для домашних занятий, но они внимательны на уроках. Эти ученики сравнительно успешно выступают на академических концертах и экзаменах, но к исполнительской деятельности не стремятся. Учатся для себя. 3   группа   ­   общеэстетическое   направление.   Дети   со   слаборазвитыми   музыкальными данными. Работа с ними направлена в первую очередь на развитие слуха, ритма, музыкальной памяти. Требования   технического   максимума   предусматривают   исполнение   на   зачётах учащимися первой и второй групп. Содержание учебного предмета Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне (посадка, постановка рук, первые навыки ведения меха, звукоизвлечение)  Основы техники исполнения штрихов: легато, нон легато, стаккато. 1 класс 8 В течение первого года обучения учащийся должен пройти: 4­5 этюдов; (4, 6, 18, 24, 46, 49, 56, 57) 15­20 пьес, различных по характеру (народные песни, пьесы для детей).   Технические требования Ознакомительный раздел: Г. Гаммы До, Соль,.Фа мажор правой рукой со штрихами (легато, нон легато, стаккато);  арпеджио с обращениями по три звука (нон легато), тоническое трезвучие без обращения. Хроматическая гамма правой рукой в одну октаву штрих нон легато. В. Гамма До мажор отдельно каждой рукой со штрихами (легато, нон легато, стаккато); Фа,  Соль мажор правой рукой (нон легато); арпеджио по три звука отдельно каждой рукой штрих  (нон легато); тоническое трезвучие без обращения Хроматическая гамма отдельно каждой рукой. В две октавы в прямом движении Примерные программы промежуточной аттестации: В. 1 Часы­ходики (49) Р.Н.П. «Савка и Гришка» (49) Г. 2 Хоровод и наигрыш (22) Иванов Аз. Обработка русской народной песни «Во саду ли, во городе» Г. 3 Моцарт В.А. Азбука (35)  Берлин Пони «Звёздочка» (15) ___________________________________________________________ 1 Для удобства работы в программе даны принятые знаки сокращения: В — выборный баян. Г — баян с готовыми аккордами 2 Цифры в скобках обозначают номер в списке репертуарных сборников. 2 класс Развитие техники ведения меха, совершенствуется работа над звукоизвлечением. Знакомство с простыми элементами полифонии (имитация, канон) Знакомство с основными музыкальными терминами. В течение второго года обучения учащийся должен пройти: 4­5 этюдов на разные виды техник; 2­3 пьесы с элементами полифонии; 5­6 разнохарактерных пьес; 4­5 обработок народных песен и танцев. Чтение нот с листа несложных пьес отдельно каждой рукой. Транспонирование. Игра по  слуху. Технические требования Ознакомительный раздел: Г. В. Гаммы До, Соль Фа мажор отдельно каждой рукой в одну октаву со штрихами легато, нон легато, стаккато; арпеджио короткие с обращениями в две октавы правой рукой. Гамма ля минор (натуральная и гармоническая) правой рукой в одну октаву (нон легато), аккорды и арпеджио короткие правой рукой (нон легато). Г. Хроматическая гамма правой рукой (легато, нон легато, стаккато) в прямом движении в две октавы. 9 В. Хроматическая гамма двумя руками (нон легато) в прямом движении. Технический минимум: Г. Гамма До мажор в прямом параллельном движении в медленном темпе двумя руками со штрихами (легато, нон легато); аккорды, арпеджио короткие отдельно каждой рукой с обращением;   длинные   —   правой   рукой   в   две   октавы   со   штрихами   (легато,   нон   легато), хроматическая гамма ­ правой рукой в две октавы. В. Гамма До мажор двумя руками со штрихами (легато, нон легато); арпеджио короткие с   обращением  отдельными  руками;  длинные  ­  правой  рукой;   хроматическая   гамма  двумя руками штрих нон легато.  Примерные программы промежуточной аттестации: В.1 Моцарт В.А. «Волынка» (49)  Украинская народная песня «Несёт Галя воду» (50) Г. 2 Хренников Т. «Осенью» (4) Русский танец «Барыня» (17) Г. 3 Самойлов Д. «Пьеса» (46) Русская народная песня «Заинька» (7) 3 класс Знакомство с циклической формой (сюита). Совершенствование ранее пройденных приемов. Развитие техники ведения меха (тремоло). В течение года учащийся должен пройти: 4­6 этюды на разные виды техники; (24, 56, 57, 63) 2­3 полифонические произведения; 2­3 произведения крупной формы (2­3 сонатины, детская сюита); 2­3 пьесы старинных композиторов; 2­3 пьесы современных композиторов; 4­5 обработки народных песен или танцев Чтение нот с листа двумя руками вместе из репертуара 1 класса. Транспонирование в близкие тональности. Игра по слуху. Технические требования Ознакомительный раздел. Мажорные гаммы До, Соль, Фа двумя руками в прямом параллельном движении двумя видами   аппликатур   в   две   октавы   (легато,   нон   легато);   арпеджио   короткие   и   длинные   на готовой клавиатуре правой рукой и короткие арпеджио на выборной клавиатуре (штрих нон легато) отдельно каждой рукой, трёхзвучные аккорды правой рукой на готовой клавиатуре и отдельно каждой рукой на выборной клавиатуре. Гамма До мажор в терцию правой рукой в одну октаву со штрихами (легато, нон легато). Г. Гаммы ля, ре, ми минор (три вида) отдельно каждой рукой в одну октаву, штрих нон легато; арпеджио короткие и длинные правой рукой; трёхзвучные аккорды правой рукой. В. Гаммы ля, ре, ми минор (три вида) отдельно каждой рукой, короткие арпеджио правой рукой штрих нон легато. Хроматическая гамма двумя руками в прямом движении в две октавы  упражнения; 10 Технический минимум. Исполнение   мажорных   гамм   с  I,  II  рядов   (до   двух   ключевых   знаков)   в   прямом параллельном движении двумя руками на готовой и выборной клавиатурах (штрих легато, нон легато)   в   две   октавы.   Аккорды,   короткие   и   длинные   арпеджио   каждой   рукой   отдельно (легато, нон легато) на готовой и выборной клавиатурах в две октавы. Технический максимум Г. и В Гамма До мажор в максимально быстром темпе для данного ученика. Гамма исполняется в прямом параллельном движении двумя руками тремя вариантами: 1 вариант ­ четвертными нотами в одну октаву штрих нон легато; 2 вариант ­ восьмыми нотами — в две октавы штрих­легато, 3 третий вариант ­ правой рукой ­ дуолями в две октавы, левой рукой — четвертными нотами в одну октаву, штрих­легато. Аккорды, короткие и длинные арпеджио каждой рукой отдельно штрих нон легато в две октавы. Примерные программы промежуточной аттестации: 1 В. Власов В. «Маленькая сюита» (49) Коробейников А. «Старинный романс» (24) 2 Г. Кравченко И. Вариации на тему народной песни «Не летай, соловей» (14) Гайдн И. «Анданте» (49) 3 В.Репников А. «Гармонист» из Детской сюиты (49) Русская народная песня «Вставала ранёшенько» (35) 4 класс Совершенствование ранее пройденных приемов. Развитие техники ведения меха Трёхчастная форма. В течение года учащейся должен пройти:       4­5 этюдов на разные виды техники; (25, 57,63, 73) 2­3 полифонических произведения; 1­2 произведения крупной формы (классический вариационный цикл, сонатину или  сюиту — не менее трёх частей); 2­3 разнохарактерные пьесы; 2­3 обработки народных песен и танцев; 1 произведение для самостоятельной работы. Чтение нот с листа произведений из репертуара 2 класса. Транспонирование на м3. Игра по слуху, подбор аккомпанемента по цифровке. Технические требования Ознакомительный раздел. Г. и В. Гамма До мажор двумя руками: правой рукой — терциями, левой рукой одноголосно  (нон легато, легато), в одну октаву — правой рукой (объём — две октавы) нон легато. Гаммы  Соль, Фа мажор — терциями правой рукой в одну октаву (нон легато). Минорные (гармонические и мелодические) гаммы до двух ключевых знаков двумя руками в  две октавы в прямом параллельном движении (легато, нон легато, стаккато). Четырёхзвучные  аккорды, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы (легато, нон легато,  стаккато). Технический минимум. 11 Мажорные гаммы до четырёх ключевых знаков в прямом параллельном движении двумя руками на весь диапазон разными штрихами (правой рукой — стаккато, левой — легато и наоборот) на выборной и готовой клавиатурах, До мажор в терцию и октавами двумя руками в   две   октавы;   Соль   и   Фа   мажор   терциями   правой   рукой   в   одну   октаву   (штрих   легато), аккорды, арпеджио короткие двумя руками на весь диапазон разными штрихами, длинные­ отдельно каждой рукой. Технический максимум Гамма   До   мажор   в   прямом   параллельном   движении   двумя   руками:правой   рукой   в максимально быстром темпе (дуолями ­ в две, триолями ­ в три октавы) 4­х и 5­ти пальцевой аппликатурами легато, левой рукой — четвертными нотами в одну октаву, нон легато на готовой и выборной клавиатурах. Аккорды, арпеджио короткие и длинные двумя руками на весь диапазон (легато, нон легато, стаккато). Гамма   До   мажор   в   прямом   параллельном   движении   двумя   руками:   правой   рукой   — терциями, левой рукой одноголосно (нон легато) в максимально быстром темпе. Примерные программы промежуточной аттестации: 1 Бах И.С.«Маленькая прелюдия» (35) Варламов А. «Красный сарафан» (35) 2 Александров Д. «Ноктюрн» (35) Русская народная песня «Калинка» (35) 3 Плейель И. «Менуэт» (35) Русская народная песня «Камаринская» (35) Макконен П.«Плывущий в звёздной пыли» (49) 5 класс Совершенствование ранее пройденных приемов. Осваивается приём тремоло мехом,  вибрато левой рукой. Исполнение произведений крупной формы. Обязательным является включение в репертуар  произведений повышенной сложности. В течение года учащейся должен пройти:       упражнения; 4­5 этюдов на разные виды техники; 2­3 полифонических произведения; 1­2 произведения крупной формой; 3­4 разнохарактерные пьесы; 2­3 обработки народных песен и танцев; 1 произведение для самостоятельной работы Чтение нот с листа произведений из репертуара 2­3 класса. Транспонирование. Игра по слуху, сочинение несложных вариаций к мелодии. Технические требования Ознакомительный раздел. Г. и В Мажорные гаммы до пяти ключевых знаков в прямом параллельном и расходящемся движениях двумя руками разными штрихами (объём — четыре октавы). Аккорды, короткие и длинные арпеджио в прямом параллельном движении двумя руками стаккато и легато (объём — четыре октавы). Гамма До мажор двумя руками: правой рукой в терцию (дуолями в две 12 октавы); левой четвертными в одну октаву; правой рукой в сексту, левой — одноголосно (штрих легато и нон легато); в октаву двумя руками (объём ­ две октавы). Гаммы До, Соль, Фа мажор — пунктирным ритмом двумя руками на весь диапазон. Минорные   (гармонические   и   мелодические)   гаммы   до   трёх   ключевых   знаков   в   прямом параллельном   движении   двумя   руками   (левой   —   на   выборной   и   готовой   клавиатурах) разными   штрихами   (объём   —   четыре   октавы).Аккорды,   короткие   и   длинные   арпеджио исполняются в прямом параллельном движении двумя руками стаккато и легато (объём — четыре октавы) Г.. Хроматическая гамма левой рукой (легато, нон легато). В.  Хроматическая гамма правой рукой малыми терциями легато, нон легато (аппликатура: первый ряд ­2,3; второй ряд ­1,4; третий ряд ­1,5). Технический минимум Г.  и  В  Мажорные   гаммы   до   четырёх   ключевых   знаков   в   прямом   параллельном   и расходящемся   движениях   двумя   руками   на   готовой   и   выборной   клавиатурах   разными штрихами в четыре октавы. Аккорды, короткие и длинные арпеджио исполняются в прямом параллельном движении двумя руками в четыре октавы, стаккато, легато Минорные   (гармонические   и   мелодические)   гаммы   до   трёх   ключевых   знаков   в   прямом параллельном   движении   двумя   руками,   разными   штрихами   в   четыре   октавы.   Аккорды, короткие и длинные арпеджио исполняются в прямом параллельном движении двумя руками в четыре октавы (штрих легато, стаккато). Осваивается приём тремоло мехом при исполнении мажорных и минорных секстаккордов с первого ряда (дуолями и квартолями). Технический максимум Г. и В. Гаммы Соль и Ре мажор двумя руками: правой рукой в максимально быстром темпе двумя видами аппликатур (дуолями — в две, триолями — в три, квартолями — в четыре октавы) легато, левой рукой в одну октаву стаккато. Гамма До мажор в терцию двумя руками в максимально быстром темпе легато и нон легато. Аккорды, короткие и длинные арпеджио в прямом параллельном движении тремя штрихами на весь диапазон. Примерные программы промежуточной аттестации: 1 Яшкевич А «Сонатина в старинном стиле» (77) Коробейников А. «Осенние листья» (24) 2 Кулау Ф. Вариации Соль мажор (4) Русская народная песня «Мужик пашенку пахал» обработка Смеркалова Л. (63) 3 Бетховен Л. Рондо (4) «В тёплый вечер на Тверской» (25) 6 класс Совершенствование ранее пройденных приемов. Осваивается приём ­ триольный рикошет. В течение года учащейся должен пройти:      Чтение нот с листа. Транспонирование, игра по слуху. 4­5 этюдов на разные виды техники; (64, 73) 2­3 полифонических произведения; 1­2 произведения крупной формой; 2­3 обработки народных песен и танцев; 1­2 произведения для самостоятельной работы. 13 Технические требования Ознакомительный раздел. Г  и  В  Мажорные   гаммы   до   шести   ключевых   знаков   разными   штрихами   двумя   видами аппликатур,   ритмическим   вариантом   (правая   рука   —   триолями,   левая   —   дуолями   и наоборот) в две октавы. Гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками секстами легато и нон легато. Аккорды, короткие и длинные арпеджио исполняются пунктирным ритмом двумя руками. Ломаные арпеджио двумя руками (легато, стаккато) на весь диапазон.  Минорные   гаммы   до   четырёх   ключевых   знаков   в   прямом   параллельном   и   расходящихся движениях   двумя   руками   разными   штрихами   Аккорды,   короткие   и   длинные   арпеджио исполняются в прямом параллельном движении двумя руками стаккато и легато (объём — четыре октавы) Г. Хроматическая гамма двумя руками в прямом параллельном движении легато, нон легато, стаккато. В. Хроматическая гамма двумя руками (правая — малыми терциями; левая ­ в унисон) тремя штрихами. Осваиваются приёмы вибрато, глиссандо. Технический минимум Мажорные   гаммы   до   пяти   ключевых   знаков   в   прямом   параллельном   движении   разными штрихами (дуолями ­ в две, триолями — в три, квартолями — в четыре октавы) пунктирным ритмом синхронно двумя руками смешанными штрихами. Аккорды,   короткие   и   длинные   арпеджио   исполняются   в   прямом   параллельном   движении двумя   руками   в   пройденных   тональностях   на   весь   диапазон   на   готовой   и   выборной клавиатурах легато, нон легато, стаккато. Минорные   гаммы   до   четырёх   ключевых   знаков   двумя   руками   в   прямом   параллельном движении в две октавы легато, нон легато, стаккато. Аккорды, короткие и длинные арпеджио исполняются   в   прямом   параллельном   движении   двумя   руками   на   готовой   и   выборной клавиатурах. Технический максимум Гамма   До   мажор   в   максимально   быстром   темпе   (дуолями,   триолями,   квартолями, квинтолями) четырёх и пятипальцевой аппликатурой двумя руками. Гаммы Соль и Фа мажор правой рукой (дуолями, триолями, квартолями) штрих легато, нон легато, левой рукой — четвертными нотами нон легато. Примерные программы промежуточной аттестации: 1 Гендель Г. «Прелюдия» (63) Фоменко В. Весёлый музыкант (21) 2 Моцарт В. А. Менуэт Русская народная песня Выйду на улицу обработка Бурьян О.(12) 3 Франк С. Молитва (49) Русская народная песня «Ой, да не вечер» обработка Коробейникова А. (25) 7 класс Совершенствуются приёмы вибрато, глиссандо, тройного рикошета. Осваивается приём ­  квартольный рикошет. В течение года учащейся должен пройти:  3­4 этюды на разные виды техники;(64) 14      2­3 полифонических произведения; 1­2 произведения крупной формы; 4­5 разнохарактерных пьес; 2­3 обработки народных песен и танцев; 1­2 произведения для самостоятельной работы Чтение нот с листа. произведений из репертуара 3­4 класса. Транспонирование в отдалённые  тональности. Игра по слуху, сочинение с элементами импровизации (подготовленная). Технические требования Ознакомительный раздел. Г. и В Мажорные гаммы до семи ключевых знаков. Мажорные трезвучия в хроматической  последовательности в прямом параллельном движении двумя руками (на Г.Б. в медленном  темпе нон легато, на В.Б. ­ в подвижном). Минорные гаммы до пяти ключевых знаков, аккорды, арпеджио. Мажорные гаммы До, Соль,  Фа, минорные гаммы ля, ми, ре терциями, секстами и октавами правой рукой и одноголосным  изложением левой рукой от основного (тонического) звука. Аккорды и доминантсептаккорды  с обращениями во всех тональностях двумя руками, короткие, ломаные и длинные арпеджио  во всех тональностях в прямом движении двумя руками. Хроматическая гамма в прямом  параллельном движении двумя руками в унисон (правой рукой — тремя видами аппликатуры, левой — двумя видами аппликатуры на выборной клавиатуре, на готовой клавиатуре левой  рукой одним видом аппликатуры разными штрихами, объём — три­четыре октавы) Технический минимум Г и В Мажорные гаммы до шести ключевых знаков и минорные (гармонический и  мелодический) до пяти ключевых знаков двумя руками в прямом параллельном движении в  подвижном темпе тремя штрихами на весь диапазон. Тонические аккорды,  доминантсептаккорд с обращениями двумя руками; арпеджио короткие, длинные и ломанные  в прямом движении двумя руками в подвижном темпе  Гаммы До, Соль, Фа мажор терциями, секстами, октавами двумя руками  разными штрихами.  Мажорные трезвучия в хроматической последовательности в прямом параллельном  движении двумя руками Технический максимум Гаммы с первого ряда в прямом параллельном движении двумя руками в максимально  быстром темпе: правой рукой дуолями, триолями, квартолями, квинтолями секстолями и  октавами штрих­легато, левой рукой — четвертными нотами в одну октаву нон легато, затем  левой рукой дуолями, триолями, квартолями штрих­легато, правой рукой — четвертными  нотами в одну октаву штрих нон легато. Исполнение гаммы До мажор правой рукой терциями (дуолями ­в две, триолями ­в три, квартолями ­в четыре октавы), левой рукой ­четвертными  нотами в одну октаву нон легато. Примерные программы промежуточной аттестации: 1 Бах И.С. Органная прелюдия Прибылов А. Сонатина до минор 2 Бах И.С. Двухголосная инвенция До мажор Русская народная песня «Субботея» обработка Коробейникова А.(25) 3 Д. Самойлов Полифонический этюд на тему народной песни «Ой, Иван­то ты Иван(64) Русская народная песня Я в садочке была обработка Лондонова П. (4) 15 8 класс Совершенствуются приёмы вибрато, глиссандо, квартольного рикошета. В течение года учащейся должен пройти: 1­2 полифонических произведения; 1­2 произведения крупной формы; 3­4 разнохарактерные пьесы; 1­2 обработки народных песен и танцев; 1­2 этюда концертного плана 1­2 произведения для самостоятельной работы      Чтение нот с листа. произведений из репертуара 4­5 класса. Транспонирование в отдалённые  тональности. Игра по слуху, подбор аккомпанемента к заданной мелодии, сочинение с  элементами импровизации. Технические требования Ознакомительный раздел. В Г Все одноголосные мажорные и минорные гаммы(три вида) гаммы двумя руками в прямом  и противоположном движении в подвижном темпе различными штрихами и группировками на  весь диапазон. Мажорные и минорные (три вида) гаммы до трёх знаков в ключе терциями,  секстами, октавами в правой руке и одноголосном изложении от основного (тонического)  звука в левой — в прямом движении на весь диапазон в среднем темпе. Короткие, ломаные и  длинные арпеджио. Тонические аккорды и доминантсептаккорд с обращениями во всех  тональностях двумя руками вместе. Длинные арпеджио правой рукой от заданного звука на  основе мажорных, минорных трезвучий, доминантсептаккорда, уменьшённого септаккорда с  обращениями в непрерывном движении на весь диапазон вверх и вниз в подвижном темпе.  Группировки мехом — дуоли, триоли; тремоло мехом, различные виды вибрато. Примерные программы итоговой аттестации: 1 Бах И.С. Маленькая органная прелюдия и фуга ми минор (39) Кулау Ф. Рондо (49) Шишаков Ю. Весёлая прогулка Сурков А. Обработка русской народной песни «Как у наших у ворот» 2 Глинка М. Фуга ля минор (40) Дмитриев А. «Сонатина» (64) Шестериков И. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя» Галкин С. Пьеса (26) 3 Бах И.С. Двухголосная инвенция До мажор (39) Лондонов И. Сонатина Ля бемоль мажор (5) Новиков А. Интермеццо (64) Русская народная песня «На горе­то калина» обработка Завьяловой Е. (64) 9 класс Совершенствуются все виды техники. В течение года учащейся должен пройти: 1­2 полифонических произведения; 1­2 произведения крупной формы; 2­3 разнохарактерные пьесы;  1­2 обработки народных песен и танцев; 1­ из перечисленных произведений разучивается самостоятельно;      16  3 этюда на разные виды техники; Чтение нот с листа произведений из репертуара 5 класса. Транспонирование. Подбор по  слуху. Импровизация на основе каданса. Технические требования В Г Все одноголосные мажорные и минорные гаммы(три вида) гаммы двумя руками в прямом  и противоположном движении в подвижном темпе различными штрихами и группировками на  весь диапазон. Мажорные и минорные (три вида) гаммы до четырёх знаков в ключе терциями,  секстами, октавами в правой руке и одноголосном изложении от основного (тонического)  звука в левой — в прямом движении на весь диапазон в подвижном темпе. Короткие, ломаные и длинные арпеджио. Тонические аккорды и доминантсептаккорд с обращениями во всех  тональностях двумя руками вместе. Длинные арпеджио правой рукой от заданного звука на  основе мажорных, минорных трезвучий, доминантсептаккорда, уменьшённого септаккорда с  обращениями в непрерывном движении на весь диапазон вверх и вниз в подвижном темпе.  Группировки мехом — дуоли, триоли; тремоло мехом, различные виды вибрато. Примерные программы: 1 Лядов А Прелюдия Клементи М Сонатина Фа мажор (52) Сурков А Вариации на тему русской народной песни «То не ветер ветку клонит» Бажилин Р. Упрямая овечка (8) 2 Гендель Г. Ф. Аллеманда Кулау Ф. Сонатина ля мажор (52) Шалаев А. Обработка русской народной песни «Вдоль по Питерской» (4) Доренский А. Вечерний Париж 3 По требованиям среднего профессионального музыкального учебного заведения в которое  поступает выпускник. 17 Список литературы. 1 Агафонов О., Лондонов П., Соловьёв Ю. Самоучитель игры на баяне изд. «Музыка» М.,  1972 2 Агафонов О., Лондонов П., Соловьёв Ю. Самоучитель игры на баяне Москва «Музыка»  1994 3 Азбука аккордеониста начальное обучение Учебное пособие составители Кузовкин В.,  Самойлов Д., Щербакова М., Москва «Кифара» 2011 4 Акимов Ю. Школа игры на баяне — М., 1981 5 Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне ч.1 Всесоюзное издательство  «Советский композитор» М., 1971  6 Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне ч.2 Всесоюзное издательство  «Советский композитор» М., 1976 7 Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной музыки Ростов­на­Дону  «Феникс» 1998 8 Бажилин Р. Аккордеон в джазе. Изд. Владимира Катонского М., 2003 9 Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне» изд. 2 переработанное, издательство Владимира  Катанского М., 2001 10 Басурманов А. Хрестоматия баяниста 1­5 класс выпуск 2 ДМШ изд. «Музыка» М., 1966 11 Баянисту — любителю выпуск 4 изд. М. «Советский композитор» 1979 12 Бланк С. Двенадцать пьес и одна сюита для аккордеона, баяна Ростов­на­Дону, 2001 13 Баян Народные песни 1­3 классы ДМШ составление и исполнительская редакция  Самойлова Д. Москва «Кифара» 1997 14 Баян Сонатины и вариации 1­3 классы ДМШ составление и исполнительская редакция  Самойлова Д. Москва «Кифара», 1998 15 Бойцова Г. «Юный аккордеонист» ч. 1 «Музыка» М., 1994 16 Бойцова Г. «Юный аккордеонист» ч. 2 «Музыка» М., 1994 17 Брызгалин В. Я играю на баяне репертуарно­методический сборник, лёгкие пьесы,  ансамбли и обработки народных мелодий для маленьких баянистов Курган, 1995 18 Грачёв В., Крылусов А. Педагогический репертуар баяниста 1­2 класс ДМШ изд.  «Музыка» М., 1977 19 Дербенко Е. Гармонь, баян, аккордеон в классическом стиле выпуск 5 Курган «Мир нот»,  2005 20 Дербенко Е. Гармонь, баян, аккордеон выпуск 2 Курган «Мир нот», 2002 21 Дербенко Е. Альбом для юношества Тула, 2000 22 Дербенко Е. Ученик на эстраде конкурсные пьесы для баяна и аккордеона Курган «Мир  нот» 2006 23 Доренский А. Педагогический репертуар баяниста 2­3 класс Музыка для детей выпуск 2  Ростов­на­Дону «Феникс» 1998 24 Доренский А. Пять ступеней мастерства этюды для баяна первая ступень изд. «Феникс»  Ростов­на­Дону 2000 25 Доренский А. Пять ступеней мастерства этюды для баяна вторая ступень, исполнительская и педагогическая редакция Варавиной Л. 26 Евдокимов А. Избранный репертуар для четырёхрядного готово­выборного баяна ч.1 М.,  2012 27 Евдокимов А. Избранный репертуар для четырёхрядного готово­выборного баяна ч.2  Пьесы М., 2012 28 Корецкий Н., Бурый И. Спутник ученика­баяниста выпуск 1 Киев 18 29 Коробейников А. Детский альбом для баяна и аккордеона «Русское музыкальное  товарищество» Москва, 2004 30 Коробейников А. Альбом для детей и юношества пьесы для баяна и аккордеона ч.2 изд.  «Композитор» Санкт­Петербург, 2003 31 Колесов Л. Эстрада в музыкальной школе Москва, 1998 32 Корчевой А. Ступенька к джазу пьесы и обработки для баяна и аккордеона Омск, 2008 33 Корчевой А. Деревенские проходки пьесы и обработки для баяна и аккордеона  Новосибирск, 2008 34 Корчевой А. Маленький виртуоз пьесы и обработки для баяна и аккордеона Омск, 1997 35 Кузовлев В., Самойлов Д. Азбука баяниста для готово­выборного баяна М. «Кифара»,  2010 36 Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне «Музыка» М., 1997 37 Мунтян О. 12 пьес для малят­дошкалят для выборного баяна 38 Мясков К. Солнечный зайчик пьесы для выборного баяна составитель Бесфамильнов В.,  Курган «Мир нот» 1999 39 Накапкин В. Школа игры на готово­выборном баяне. М.,1988 40 Павин С. Баян в музыкальной школе выпуск 28 пьесы для 1­2 класс изд. «Советский  композитор» М., 1978 41 Перевезенцев Н. Ступени мастерства сборник пьес для учащихся младших и средних  классов ДМШ и ДШИ Вичуга, 42 Ритм Гармоника Джаз эстрадные пьесы для баяна, выпуск 10 Курган «Мир нот» 2008 43 Ритм Гармоника Джаз эстрадные пьесы для баяна и аккордеона, выпуск 10 Курган «Мир  нот» 2005 44 Самойлов Д. «Пьесы» 3­5 классы ДМШ, Москва «Кифара» 1999 45 Самойлов Д. Полифонические пьесы 1­3 классы ДМШ, М. «Кифара», 1999 46 Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне Москва,1996 47 Сапалов А. По лесенке пьесы для выборного баяна, Курган «Мир нот»,1999 48 Сборник лёгких пьес для баяна переложение Рожкова В. 49 Семёнов В. Современная школа игры на баяне издательство «Музыка» М., 2007 50 Серотюк П. Хочу быть баянистом Учебное пособие для начинающих Москва, 1994 51 Современная крупная форма в музыкальной школе для баяна (аккордеона) Курган «Мир  нот» 2008 52 Сонатины и вариации для баяна выпуск 10 составитель Ф. Бушуев Советский композитор  Москва, 1978 53 Танцевальные ритмы для баяна выпуск 15 составитель Павин С. издательство «Советский  композитор» 1989 54 Тимошенко А. Детские пьесы для баяна Издательство Дом Алейниковых Воронеж, 2006 55 Товпеко М. Концертные пьесы для баяна (аккордеона) Брянск,2003 56 Хрестоматия аккордеониста 1­2 классы издание третье, стереотипное составитель В.Гусев  Москва, 1986 57 Хрестоматия баяниста ДМШ 1­3 классы Упражнения Этюды составитель А. Судариков,  издательство «Музыка» 1983 58 Хрестоматия баяниста ДМШ 1­3 классы Упражнения Этюды издание второе составитель  А. Судариков, издательство «Музыка» 1995 59 Хрестоматия баяниста ДМШ 1­2 классы составитель А. Крылусов Москва «Музыка» 1993 60 Хрестоматия для баяна младшие классы ДМШ выпуск 1 составитель   Гречухина Р, М.  Лихачёв издательство композитор Санкт­Петербург, 2002 19 61 Хрестоматия баяниста младшие классы ДМШ пьесы выпуск 2 составитель Крылусов  А.Москва «Музыка» 2004 62 Хрестоматия для баяна и аккордеона 1­3 годы обучения Музыка народов мира 1 часть  издательство «Композитор» Санкт­Петербург, 2007 63 Хрестоматия. Баян 3­5 классы ДМШ Москва «Кифара» 2003 64 Хрестоматия. Баян 5­7 классы ДМШ Москва «Кифара» 2003 65 Ча­ча­ча популярные мелодии в латиноамериканских ритмах для баяна или аккордеона  составитель Крылусов В.Москва «Музыка» 2004 66 Чайкин Н. «Детский альбом» пьесы для баяна выпуск 1 Москва «Музыка» 1983 67 Чайковский П. Вренена года : для ф­но. М., 1972 68 Чиняков А. Альбом начинающего баяниста выпуск 21 Москва «Советский композитор»  1980 69 Этюды для аккордеона выпуск 15 составитель Двилянский М. Москва «Советский  композитор» 1982 70 Этюды для аккордеона выпуск 2 составление и редакция Коняева С. издательство  «Музыка» Москва,1963 71 Этюды для баяна составитель Гаврилов Л. и Грачёв В., Всесоюзное издательство  «Советский композитор» Москва, 1971 72 Этюды для баяна выпуск 15, составитель Гаврилов Л. издательство «Советский  композитор» Москва, 1986 73 Этюды для баяна на разные виды техники 4 класс учебный репертуар ДМШ издание пятое,  Киев «Музыкальная Украина» 1987 74 Этюды для баяна выпуск 8 составление редакция Гвоздева П. Москва, 1983 75 Этюды для баяна выпуск 6 составитель Грачёв В. Всесоюзное издательство «Советский  композитор» Москва, 1975 76 Юный виртуоз пьесы для готово­выборного баяна выпуск 2 издательское объединение  «Композитор», 1993 77 Яшкевич И Сонатина в старинном стиле. Киев, 1969 Список рекомендуемой методической литературы Азбука аккордеониста начальное обучение Учебное пособие составитель Кузовкин В.,  Самойлов Д., Щербакова М., Москва «Кифара» 2011 Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне ч.1 Всесоюзное издательство «Советский композитор» М., 1971 Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне ч.2 Всесоюзное издательство  «Советский композитор» М., 1976 Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне изд. 2 переработанное, издательство Владимира  Катанского М., 2001 Брызгалин В. Я играю на баяне репертуарно­методический сборник,  лёгкие пьесы, ансамбли и обработки народных мелодий для маленьких баянистов Курган,  1995 Вопросы воспитания баяниста (методические разработки) составитель Бардин Ю. Вопросы музыкальной педагогики 7 выпуск составитель Руденко В. Грачёв В., Крылусов А. Педагогический репертуар баяниста 1­2 класс ДМШ изд. «Музыка»  М., 1977 Евдокимов А. Избранный репертуар для четырёхрядного готово­выборного баяна ч.1 М., 2012 Евдокимов А. Избранный репертуар для четырёхрядного готово­выборного баяна ч.2 Пьесы  М., 2012 Кузовлев В., Самойлов Д. Азбука баяниста для готово­выборного баяна М. «Кифара», 2010 20 Липс Ф. Искусство игры на баяне — М., 1985  Кузовлев В., Самойлов Д. Азбука баяниста для готово­выборного баяна М. «Кифара», 2010. Накапкин В. Школа игры на готово­выборном баяне. М.,1988 Семёнов В. Современная школа игры на баяне издательство «Музыка» М., 2007 Сератюк П. Хочу быть баянистом учебное пособие для начинающих Москва, 1994 Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна М.1987 Шплатова О. Юным аккордеонистам и баянистам Учебно­методическое пособие Ростов­на­ Дону «Феникс» 2008 21

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»

Учебно-методическое пособие «Развитие технических навыков учащихся 6-ти летнего возраста с учётом их возрастных особенностей по классу баяна»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2018