Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся
Оценка 5

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
16.10.2017
Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся
Организация самостоятельной работы учащихся, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание навыков самостоятельной работы необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности. Проблема развития самостоятельности охватывает решительно все стороны деятельности педагога и ученика.
Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы.docx
Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся. Организация самостоятельной работы учащихся, руководство ею ­ это ответственная   и   сложная   работа   каждого   учителя.   Воспитание   навыков самостоятельной   работы   необходимо   рассматривать   как   составную   часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности. В этой связи интересна характеристика роли педагога, данная Г.Г. Нейгаузом: «Считаю, что одна из главных задач педагога ­     сделать   как   можно   скорее   и   основательнее   так,   чтобы   быть   ненужным ученику…, то  есть  привить   ему  ту  самостоятельность   мышления, методов работы,   самопознания   и   умения   добиваться   цели,   которые   называются зрелостью».    Прежде   всего   следует   уточнить   понятие   «самостоятельная   работа» учащихся и выяснить, можно ли требовать какой­либо самостоятельности от учеников   на   начальной   стадии   обучения.   Под   «самостоятельной   работой» имеется   в   виду   умение   учащихся   применять   в   своих   домашних   занятиях полученные на уроках знания и навыки, творчески подходя к решению по­ ставленных   задач.   При   этом   ученик   должен   обладать   определенными знаниями, понимать сущность заданий и их цель, владеть методом решения этих заданий. Само собой, разумеется, что педагог может добиться от детей самостоятельности в работе только в том случае, если ему удастся вооружить их соответствующими навыками. В то же время даже с первого года обучения педагог должен неустанно стремиться к постепенному развитию у ученика инициативы и навыков самостоятельной работы, стараясь пробудить в нем интерес к занятиям и творческую активность.    Проблема   развития   самостоятельности   охватывает   решительно   все стороны   деятельности   педагога   и   ученика.  В  музыкальной   педагогике   это, прежде всего проблема выработки сознательного отношения к музыкальному искусству. Важнейшими задачами при этом являются: ­   формирование   музыкально­разносторонней   личности   с   широким кругозором; ­  развитие художественной индивидуальности;  ­     рационализация   и   ускорение   процесса   разучивания   музыкальных произведений.    Основную роль в воспитании навыков самостоятельной работы играет педагог. Он всегда является центральной фигурой всякого учебного процесса. По   мнению   К.Д.   Ушинского   необходимо,   чтобы   ученики   по   возможности трудились   самостоятельно,   а   учитель   руководил   этим   самостоятельным трудом и давал для него материал. Развитие навыков самостоятельной работы ­ активизация их творческой инициативы,   овладение   ими   исполнительским   мастерством   ­   есть   прежде всего умение правильно определить цели и задачи работы на основе глубокого изучения авторского текста музыкального произведения. Главное внимание при этом отводится раскрытию художественного замысла сочинения. Для   успешного   развития   навыков   самостоятельной   работы   следует   в первую очередь заботиться о соблюдении двух важнейших моментов. Прежде всего,   это   сознательное   и   осмысленное   отношение   к   музыкальной деятельности,  т.к. эффективность   всякой  музыкальной  деятельности   будет тем большая, чем сознательнее, осмысленнее станет человек к ней подходить. Например,  Лешетицкий   рекомендовал   пианистам,  из   каждого   часа   занятий играть   лишь   20   минут,   посвящая   остальную   часть   времени   анализу сыгранного,   продумыванию   работы.   Это   не   что   иное,   как   требование предельного   напряжения   ума,   слуха,   фантазии,   своих   критических способностей. В теоретическом плане дело обстоит именно так. Однако на практике каждый   педагог,   вероятно,   почти   ежедневно   сталкивается   с   примерами пассивного разучивания пьес учениками, с механической долбежкой. Поэтому напоминать   себе   и   учащимся   о   сознательном   подходе   к   занятиям   ­   дело практически важное и необходимое. И главное, надо не только напоминать, а каждый   раз   говорить   конкретно,   в   чем   состоит   сознательный   подход. Внимание   ученика   будет   распределяться   по   следующим   каналам: всесторонний   анализ   текста,   нахождение   пианистических   приемов, рационализация домашнего труда. Другой важнейший момент состоит в необходимости учить преодолевать не только конкретную трудность в каждом отдельном месте произведения, но и   добиться   того,   чтобы   ученик   мог   легко   справиться   с   подобными трудностями и в любой другой пьесе. Это значит, что нужно нацеливать на освоение, типовых трудностей, прививать ученикам обобщенные умения. В психологии это называется формированием обобщенных навыков. Подобно этому,  и  педагоги­музыканты   призваны   дать   учащимся   основы   мастерства, которые помогут впоследствии осваивать отдельные трудности, то есть надо действовать подобно тому, как это делают учителя математики или физики, предлагающие учащимся решать так называемые типовые задачи.  Ясно, что данный вид обучения подразумевает выработку умения обоб­ щать ­ важнейшего условия успешности всякой человеческой деятельности. У любого педагога, вероятно, бывали в практике случаи, когда ученик, освоив какое­либо   трудное   место   в   одной   пьесе,   отлично   играя   его,   затем   в следующем разучиваемом произведении или даже в другом отрезке этого же сочинения   вновь   не   мог   справиться   с   аналогичными   трудностями.   Значит, необходимо, чтобы ученик умел преодолевать какую­либо трудность на ряде сходных, но все же чем­то отличающихся друг от друга примеров, учился находить в разных пьесах (по выбору и указанию преподавателя) родственные трудности, сравнивать их, вскрывать в них наиболее сложное. Воспитание   самостоятельности,   следовательно,   и   успех   всей работы,   быстрота   усвоения   материала   в   большей   степени  зависят   от четкости и ясности поставленных на уроке заданий, от умения наметить главное   направление   в   работе,   нацелить   учащихся   на   самое   важное   и трудное, продумывать последовательность своих указаний. Нельзя учить «вообще», не представляя себе итог работы. Как   известно,   в   развитии   самостоятельных   навыков   пианистической работы   учащихся   значительную   роль   играют   все   стороны   формирования человеческой   личности:   характер,   воля,   интерес,   внимание,   память   и   т.   д. Задача педагога ­ учитывать индивидуальные психологические способности своих воспитанников, стараться уловить, помогают или мешают занятиям те или иные свойства психики. Многие штрихи в исполнительском поведении ученика способствуют познанию его характера.  Ученик, разбирающий нотный текст с ошибками, нередко оказывается и вообще   в   жизни   недостаточно   наблюдательным.   Очень   живые,   подвижные учащиеся   чаще   оказываются   менее   восприимчивыми   к   лирическим   пьесам. Умение играть в оживленном темпе во многом зависит от способности быстро думать, следить за всем, распределять внимание. Ритмические достоинства или   недостатки   учащихся   стоят   в   прямой   связи   с   характером,   нервным складом пианиста. С первого же урока нужно воспитывать в ученике чувство строжайшей   ответственности   за   выполнение   каждого,   путь   даже   самого маленького задания. Всем известно, что в деле воспитания нет мелочей. И то, как ведет себя человек вне стен класса, каковы его интересы в жизни, с кем он дружит,   вовремя   ли   приходит   па   урок,   как   одет   и   т.   д.,   ­   все   должно находиться в поле зрения педагога­воспитателя. Чем самостоятельнее ученик, тем большему его может научить педагог. В этом случае у него увеличится запас времени на художественную отделку исполнения, отшлифовку деталей, выработку артистизма. С самого начала работы с учеником, с первой же встречи с ним нужно пробуждать его инициативу во всем. Даже в наиболее пассивных, инертных учениках   можно   зажечь   желание   самому   достигать   цели.   На   успешность самостоятельных   творческих   попыток   учащегося   заметно   влияют   многие психологические   предпосылки.   Чрезвычайно   важно,   например,   создавать   в классе   во   время   урока   такую   обстановку,   которая   бы   помогла   эмоцио­ нальному раскрытию ученика. Для того чтобы робкий и застенчивый ученик проявил   себя   в   эмоционально­исполнительском   отношении   полноценно, решился показать педагогу свою трактовку произведения, необходимо создать в   классе   спокойную,   доброжелательную   творческую   атмосферу   исканий, размышлений.   Необходимо   помочь   ученику   избавиться   от   внутренней скованности, вялости, поднять его настроение, чтобы не было так, что   те крупицы собственных замыслов, которые есть у юного исполнителя, педагог или не замечает, или резко отвергает. При этом индивидуальность ученика окончательно увядает.  В педагогической литературе справедливо подчеркивается, что слишком большая   активность   педагога   на   уроке   вредит   делу.  Она   проявляется   и   в таких   случаях,   когда   педагог,   хотя   и   флегматично   ведет   урок,   однако оценивает все действия ученика только сам, а ученик не принимает участия в разборе собственных ошибок.   Следует   помнить,   что   успех   работы,   быстрота   усвоения   материала прямо пропорциональны яркости, четкости и ясности поставленных па уроке заданий.   Последнее   чрезвычайно   существенно   в   искусстве   преподавания. Нельзя принимать за правило делать вместе с учеником всю работу. Нельзя объяснять ему каждую деталь, искать в звучании с ним каждую интонацию. Такая подробная проработка иногда бывает необходима, однако, лишь для примера. Но проходить с учеником все произведение такт за тактом, штрих за штрихом, значит стать на путь наименьшего сопротивления в педагогике. Ведь гораздо   легче   выучить   с   учеником   ряд   произведений,   чем   заставить   его собственными силами решать музыкальные задачи, развивая его музыкальное мышление.  Умелый   педагог   заметно   сократит   путь   изучения   пьесы   и   повысит самостоятельность ученика. Педагог обязан проявлять величайшую гибкость: от   неуклонного   требования   к   ученику   до   косвенного   наведения,   когда ученику   кажется,   будто   он   сам   пришел   к   разрешению   трудностей.   Таким приемом эффективно пользовался А. Рубинштейн.   Не   всегда   верен   традиционный   ход   урока:   прослушивание   пьесы целиком,  последующая   критика   педагога,  исправление   ошибок   учеником   в присутствии   педагога   и   т.  д.   Пусть   свое   исполнение   в   классе   ученик   сам попробует оценить и рассказать, что было в игре хорошего и плохого, какие места   удались   лучше   и   что   не   вышло.   На   практике   слишком   обычным является обратный порядок: педагог всегда сразу сам выносит приговор, что ведет   к   ослаблению   творческой   инициативы   и   самостоятельности   юного музыканта.   В   старших   классах   необходимо   прежде   всего   узнать   представления ученика   о   пьесе,   о   композиторе,   о   том,   как   и   какими   приемами,   по   его мнению, было бы целесообразнее разучивать произведение. Большую помощь оказывают беседы об игре товарищей, о прослушанных закрытых и открытых вечерах,   концертах,   В   процессе   подобных   бесед   можно   влиять   на   вкусы учащегося, направлять их. Полезно дать ученику высказаться и о том, чем исполнение педагога (при показе в классе) было лучше его собственного. Все подобные   моменты   обостряют   критическое   чутье   исполнителя,   приучают формулировать   свои   мысли,   разбираться   в   своих   впечатлениях.   Они вырабатывают   более   активное   отношение   к   жизни,   создают   тот психологический тонус, при котором вся работа идет живее, интереснее и эффективнее. Вряд   ли   можно   признать   удачным   способ   работы   с   учеником   над музыкальным произведением, при котором педагог всегда сам па первом же уроке рассказывает о пьесе и показывает ее в собственном исполнении. Это наиболее   быстрый   путь,   но   далеко   не   самый   полезный   для   раскрытия самостоятельных музыкальных задатков ученика. Ведь ученик получает тогда все  в  готовом  виде   и бездумно  выполняет  распоряжение  учителя. Прежде всего надо позаботиться, чтобы ученик проявил свою фантазию, воображение и,   детально   вникая   в   текст,   всесторонне   его   изучая,   постарался самостоятельно   представить   себе   характер   пьесы,   сравнить   изучаемое произведение  с  известными  ему  другими  сочинениями  того  же  автора  или пьесами   в   том   же   жанре   другого   композитора.   Такое   знание,   добытое собственным наблюдением и размышлением, всегда несравненно крепче, чем сведения,   полученные   из   книг   или   от   других   людей.   Оно   делается собственным, личным, как будто бы самим человеком, впервые открытым. И неважно, что ученик открывает старое, другим уже известное. Важно, что он сам нашел истину. Цель   педагогического   показа   исполнения   на   уроке   может   быть   очень многосторонней.   Весьма   полезно,   когда   педагог   показывает   ученику различные варианты исполнения одной и той же пьесы, а тому приходится выбирать между ними наилучший, наиболее внутренне близкий. Это сразу же направляет ученика на собственные поиски, заставляет активнее работать его воображение.  Есть   множество   моментов,   касающихся   поведения   педагога   на   уроке, которые способны усиливать приобретение навыков самостоятельной работы учащихся. Педагог обязан знать конкретно, во всех деталях, как его ученик занимается дома, как распределяет работу, в каком порядке играет пьесы, как их учит, какими приемами, способами, в каком количестве и т. д. «Одно из важнейших   правил   педагогики   гласит:   каждое   задание   всегда   проверь. Достаточно один раз не проверить выполнение домашнего задания, как даже хорошие ученики перестают его выполнять добросовестно. Нужно все время и здесь   будить   фантазию   учащегося,   добиться   того,   чтобы   он   сам   находил разнообразные   приемы   разучивания   (по   звуковым   заданиям   и   по   технике), менял их, обогащал и, главное, всегда убеждался, что они приносят реальную пользу». Совершенно очевидно, что степень самостоятельности на разных курсах школы будет различной, не говоря уже о зависимости ее от индивидуальных особенностей учащегося.  Важно пристально наблюдать своих воспитанников, выявляя   возможности   к   самостоятельной   работе,   и   терпеливо   приучать постепенно все возрастающую часть работы делать дома самому.   И как бы методически правильно ни был построен урок, как бы ни был опытен педагог, ­   этого   еще   недостаточно   для   успешного   обучения   детей.   Без систематического   выполнения   домашних   заданий   и   вдумчивой самостоятельной работы над изучаемым материалом трудно рассчитывать на успешное продвижение учащихся.   Если в старших классах от хороших и даже средних учеников можно добиться   того,   чтобы   черновую   работу   (разбор,   выяснение   аппликатуры, техническое   освоение)   они   смогут   проводить   сами,   а   на   первый   же   урок приносили   новую   пьесу   в   должном   виде,   тогда   возможности   педагога художественно   отшлифовывать   с   учеником   исполнение   разучиваемых   пьес неимоверно возрастут. Если   ученик   не   умеет   еще   совсем   самостоятельно   заниматься   дома следует поучить с ним одну­две пьесы на уроке досконально, показать вплоть до   малейших   подробностей,   как   нужно   трудиться   дома,   а   затем,   на последующих произведениях, уже какую­то часть работы поручать самому, используя вновь приобретенные навыки. При этом весьма полезно не только облегчать ему работу, но иногда намеренно вызывать затруднения, возбуждать сомнения в правильности пути занятий, заставлять раздумывать над тем, как поступить.  Педагог   должен   воспользоваться   природной   любознательностью ученика   и   направить   ее,   помочь   ему   перейти   от   осмысливания   простых вопросов к пониманию более сложных. Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею ­ это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание навыков самостоятельной   работы   необходимо   рассматривать   как   составную   часть учебного   процесса,   руководящая   роль   при   этом   принадлежит   учителю. Учитель   продумывает   систему   самостоятельных   работ,   их   планомерное включение   в   учебный   процесс.   Он   определяет   цель,   содержание   и   объем самостоятельной   работы,   ее   место   на   уроке,   методы   обучения   различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся   и   учитывает   их   при   организации   самостоятельной   работы.   Эта задача должна стоять перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся

Роль педагога в развитии навыков самостоятельной работы учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2017