Роль педагогических исследований мониторинг достижений личностных результатов школьников

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Новые образовательные стандарты школьного обучения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание образования и его образовательный результат. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий. Одно из них личностные достижения ребёнка. Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.
Иконка файла материала Роль педагогических исследований мониторинг достижений личностных результатов школьников.docx
Тема: Роль педагогических исследований, мониторинг достижений личностных результатов школьников.          Новые  образовательные  стандарты  школьного обучения  задают качественно   новое представление   о   том,   каким   должно   быть   теперь   содержание   образования   и   его образовательный результат.     В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий. Одно из них личностные достижения ребёнка.          Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать,   ценностное   отношение   к   собственному   здоровью   –   всё   это   становится предметом   целенаправленного   формирования   со   стороны   педагогов   и,   как   следствие, предметом измерения и оценки.         Возникает   закономерный   вопрос:   можно   ли   отследить   и   измерить   привычными   способами контроля и оценки личностные образовательные достижения учащихся? Между тем именно они связаны с уровнем развития универсальных учебных действий, которые отражают   способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения опыта.   умение   учиться,   т.е. Следует выделять 3 вида личностных действий применительно к учебной деятельности:          — самоопределение сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение   новой   социальной   роли обучающегося;   становление   основ российской гражданской идентичности   личности   как   чувства гордости   за   свою   Родину,   народ, историю   и   осознание   своей этнической принадлежности; развитие и способности   адекватно   оценивать себя   и   свои   достижения,   видеть сильные   и   слабые   стороны   своей личности;    самоуважения     смыслоообразование   —   поиск   и установление личностного смысла (т. е.   “значения   для   себя”)   учения обучающимися на основе устойчивой системы   учебно­познавательных   и социальных   мотивов;   понимания границ   того,   “что   я   знаю”,   и   того, “что   я   не   знаю”,   “незнания”,   истремления   к   преодолению   этого разрыва;   в   том   числе   готовность   к выбору   направления   профильного образования   морально­этическая   ориентация   — знание   основных   моральных   норм  и ориентация   на   их   выполнение   на основе   понимания   их   социальной необходимости;   развитие   этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.  ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое   поведения   и   поступки,   понимание   основных   моральных   норм:   взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе   способности   к   восприятию   чувств   других   людей;   установки   на   здоровый   и безопасный образ жизни. Наиболее   точным   измерительным   инструментом   для   отслеживания   и   оценки   процесса развития УУД является мониторинг, который в образовании определяется как “постоянное наблюдение за каким­либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому   результату   или   первоначальным   предположениям”.   Согласно   требованиям ФГОС   личностные   образовательные   результаты   подлежат   целенаправленному формированию   и   отслеживанию.   Вывести   учащихся   на   высокий   личностный   результат можно только в результате систематической, постоянной работы над формированием УУД в   течение   всего   периода   обучения   детей   в   школе.   Для   того,   чтобы   отслеживать продвижение   каждого   ребёнка   по   пути   развития   УУД   и   эффективность   собственной педагогической работы, и нужен мониторинг. Проводится 1 раз в год. Формирование   ЛУУД   происходит   на   всех   этапах   образовательно­воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.  Из личного опыта учителя начального звена Виноградовой Н.В. Формирование личностных результатов происходит через уроки, классные часы, выставки, экскурсии, родительские собрания: Уроки нравственности раз в месяц:  Уроки толерантности: 1 раз в месяц  1.Активность и пассивность 1.Кто я? Мои силы, мои возможности. 2.Ответственность и безответственность 2.Что такое идеальное “Я” 3.“Тление и горение” 3.Расскажи мне о себе 4.Поступок и проступок 4.Я изменяюсь5.Разумная и неразумная любовь 6.Красивое и безобразное 7.Зло и добро 5.Смысл жизни 6.Имею право  7.Талант и упорство 8.Творчество – способ преобразования мира 8.Где прячется счастье? 9.Ученик Школы Мира Миров (образ) 9.Мое будущее Экскурсии и выставки (1 раз в месяц)  Творческий отчет класса 1. Краеведческий музей: экскурсия “История моего родного города, края.” (октябрь) 2.Презентация   рисунков выставки   собственных 3.Посещение городской Картинной галереи  Классные собрания:  I четверть: ПП в школе. II четверть: Каждой вещи свое место. III четверть:  Трудовые обязанности ребенка в семье. VI четверть: О чем может рассказать дневник школьника. Родительские   собрания   (1   раз   в четверть):  1.Значение творчества в жизни человека 2.О культуре речи 3.Преобразование средствами искусства   пространства 4.“Посеешь   привычку­пожнешь   характер, посеешь характер­пожнешь судьбу” Методики отслеживания формирования ЛУУД Рекомендации по проведению диагностических исследований были взяты из методического пособия   под   редакцией   А.Г.   Асмолова   “Как   проектировать   универсальные   учебные действия в начальной школе”. Диагностика действия самоопределения была использована методика “Лесенка”. Цель: выявление уровня развития самооценки.  Учащимся   предлагается   следующая   инструкция:   Ребята,   нарисуйте   на   листе   бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть­ чуть получше, на третьей – еще чуть­ чуть получше и т.д., а вот наверхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа. Критерии оценивания     1­3 ступени – низкая самооценка – у 4 учащегося класса 4­7   ступени   – самооценка – у 15 учащихся класса  адекватная 8­10   ступени   – самооценка – у 4 учащихся  завышенная Оценка действия смыслообразования использовалась “Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой) Цель:   анкета   предназначена   для   выявления   мотивационных   предпочтений   в   учебной деятельности.  Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося. Форма: анкета с выбором ответа. Результаты показали:  высокий уровень школьной мотивации  имеют 9 человек  (из 25), хорошая школьная мотивация у 4 человек, 6 учащихся школа привлекает внеурочной деятельностью и 5 учеников имеют низкую школьную мотивацию. Диагностика  нравственно­этической ориентации  детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”. Цель: выявить нравственные представления учеников. Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций. Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы: 1.Тебе   нравится,   когда   тебя   уважают   твои одноклассники? А Нравится  Б Не очень нравится В Не нравится 2. Что будешь делать если увидишь, что твой А Сделаю замечание и помогу убратьдруг   намусорил(а)   на   улице,   набросал(а)   на землю фантики от конфет? Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать 3.   Ты   взял(а)   у   друга   (подруги)   книгу   и порвал(а) ее, как ты поступишь? А   Отремонтирую   книгу   или   попрошу своих родителей купить новую  Б Не знаю В Тихонько отдам, чтобы не заметили 4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время   еды   разлил(а)   суп   и   накрошил(а)   на столе. А Извинюсь и уберу за собой  Б Не знаю В   Ничего   делать   не   буду,   есть   же уборщица 5.   Часто   ты   приходишь   в   школу   в   грязной одежде? А. Нет  Б. Иногда В. Да 6.   Как   ты   поступишь   если   твой   друг   или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее? А   Помогу   другу   извиниться   перед учителем и признаться в поступке  Б   Скажу   другу,   что   надо   извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам В Сделаю вид, что не заметил 7.Часто   ли   ты   уступаешь   место   в   автобусе пожилому человеку или женщине? А Часто  Б Иногда В Почти никогда  8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса? А Часто  Б ИногдаВ Почти никогда  Обработка данных:  Портрет Выпускника начальной школы:            За первый ответ (А) – 2 балла, За второй ответ (Б) – 1 балл, За третий ответ (В) – 0 баллов осознавать   смысл   учения   и   поймет личную ответственность за будущий результат; сформирована будет     учебная мотивация   и   развиты   мотивы достижения социального признания;   и   сформирована самооценка;    адекватная будет видеть свои сильные и слабые стороны,   будет   понимать,   кто   он   в этом   мире   и   чем   ему   хотелось   бы заниматься; будет   знать   основные   моральные нормы; уметь делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям; у него будет сформирован целостный образ   мира,   уважение   к   культуре   и истории,   людям   и окружающему миру.   к   себе, Методики отслеживания формирования ЛУУД   Психологические   тренинги,   деловые игры,   анкетирование,   тестирование, наблюдение, беседа.Анкета для учащихся  “Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова) Цель: поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:  Хорошая жизнь ­ это _________________________________________________ Счастливый человек ­ это тот, кто...____________________________________ Больше всего я ценю в людях...________________________________________ Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________ 2. Назови самые большие твои желания:  Первое желание_____________________________________________________ Второе желание______________________________________________________ Третье желание ______________________________________________________ 3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить   себя   и   свои   способности   (подчеркни   перечисленные   ниже   ответы, которые соответствуют твоему мнению)? ­ на уроке; ­ в общественных делах; ­ на занятиях кружка, клуба, секции; ­ при проведении досуга; ­ нигде; 4.   Как   ты   думаешь,   где   тебя   больше   уважают   и   понимают   (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)? ­ дома; ­ в классе; ­ в кружке, клубе, секции; ­ в компании друзей; ­ нигде;В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в: 1) соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; 2) участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно­полезной деятельности; 3) прилежание и ответственности за результаты обучения; 4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в   том   числе   выбор   направления   профильного   образования,   проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; 5) ценностно­смысловых   установок   обучающихся,   формируемых   средствами   различных предметов в рамках системы общего образования. Данные   о   достижении   этих   результатов   могут   являться   составляющими   системы внутреннего   мониторинга   образовательных   достижений   обучающихся,   однако   любое   их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152­ФЗ “О персональных данных”.  В   текущем   учебном   процессе   в   соответствии   с   требованиями   Стандарта   оценка   этих достижений   должна   проводиться   в   форме,   не   представляющей   угрозы   личности, психологической   безопасности   и   эмоциональному   статусу   учащегося   и   может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. Вывод: Создание комплексной системы мониторинга может стать одним из механизмов реализации   Концепции   модернизации   российского   образования   на   уровне общеобразовательного   учреждения,   обеспечить   необходимый   для   развития   региона   и личности  уровень образования  и  адекватную целям  образования  оценку  его качества  с учетом потребностей и интересов всех субъектов образовательного процесса.