Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся
Оценка 4.9

Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
05.02.2017
Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся
В работе излагается подробная поисковая работа, организованная учителем истории (автор статьи) и классными руководителями СОШ №9 города Уральска Западно Казахстанской области Республики Казахстан. В работе принимали участие сами ребята так, как работа начиналась с исследования военного пути своих предков. Ребята посещали ветеранов Великой Отечественной войны на дому и материал, который они получали был обработан и систематизирован. После этого был оформлен в школе (впервые) Зал Боевой Славы, который был переоформлен к 70-ти летию Победы.
Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся. Microsoft Office Word.docx
Боранбаева Т.А.,  учитель истории.  ЗКО, г. Уральск СОШ №9 Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся «Отнимите у человека память, и он превратится в беспомощное, ни на что ни годное существо. Но есть и другая память – историческая! Он делает человека частью народа. Отнимите эту память,  и нет человека»     Учитель от слова «учить». Главная функция учителя – учить детей. Но учить в процессе  учебной деятельности, значит заниматься и воспитанием подрастающего поколения, ведь  никто не будет спорить, что нет учебного процесса без воспитательного так, же как и  воспитательного без учебного. Одним из главных направлений воспитательного процесса  является патриотическое воспитание. Это экскурсии в музеи, экскурсии по местам боевых  сражений, встречи с участниками операций военных лет, встречи с людьми – участниками  или свидетелями событий военных лет, просмотр фильмов о гражданской войне, о Великой Отечественной войне, а так проведение военно­спортивных игр или соревнований.   Средняя общеобразовательная школа  №9 работает уже третий десяток лет, в котором  сложился большой и дружный коллектив. Воспитание подрастающего поколения в духе  казахстанского патриотизма одна из главных задач учителей нашей школы.  Доказательством этому являются проведение мероприятий: « Этот день победы»,  «Далёкая и близкая страна – Афганистан», «День защитника Отечества», «День  Независимости», «День памяти жертв репрессий» и др. Особенно мне хочется выделить  мероприятия, гостями которых являются участники Великой Отечественной войны,  ветераны тыла, участники Афганской войны. Для учащихся являются ценными те факты и  события, которые рассказывают живые свидетели войн, так, как информация идёт от  «первого» лица.   Для меня, наверное, как и для многих моих сверстников, такая дата, как 9 мая – особая.  Постараюсь объяснить почему.   Во­первых, потому что мой папа Нургалиев Алексей Саликович был ветераном Великой  Отечественной войны, участник взятия города Кенигсберга, за что имел благодарность от  Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. От ран, полученных во время войны и  простуды (нелёгкое детство, семья подверглась конфискации в годы коллективизации)  папы не стало в 1980 году.    Во­вторых, потому что я как и многие, училась в советской школе, которая тоже очень  многое дала для формирования чувства патриотизма. Наше село Нижняя Покровка  (Саратовская область, Перелюбский район) имела историческое прошлое, которое связано  с боями 25­ой Чапаевской дивизии. В нашем селе жили будёновцы и чапаевцы, с которыми учителя часто организовывали встречи, на которых они рассказывали о гражданской войне. Ветераны Великой Отечественно войны в то время (70­е годы XX в) были скромнее, что ли  рядом с очевидцами гражданской войны? Даже помню своего папу, он не очень любил  рассказывать о войне. Наверное, люди были другие, или считали, что ничего особенного  они не совершали, а просто защищали Родину.   В­третьих, потому, что я учитель истории, и поэтому, я считаю своей прямой  обязанностью прививать чувство патриотизма, опираясь на исторические факты.   Зал Боевой Славы в нашей школе был впервые оформлен к 55­летию Победы, в 2000 году. Но это был стендовый материал с иллюстрациями фактов, великих битв Великой  Отечественной войны.  Стенды были расположены в хронологической последовательности.  Имелся стенд с фотографиями Героев Советского Союза – Казахстанцев.    За год до следующего юбилея 60­летие Великой Победы встал вопрос о переоформлении  Зала. И идея, и цель дальнейшей работы возникли одновременно. Человек живёт и какой­то след, частичку памяти о себе оставляет после себя. За каждой школой имеются  «закреплённые» ветераны, участники войны, ветераны тыла, пожилые люди. Это ведь  живые свидетели войны и тыла, которых с каждым днём становится всё меньше. К  сожалению, они уже не молод, не все бодры и нужно было поторопиться встретиться с  ними, с ветеранами наших микрорайонов Строитель и Северо­Восток и собрать материал  об их боевом пути.   Со своей идеей я пошла к директору школы Абулкаировой А.К., которая поддержала  меня и пообещала со своей стороны помощь и поддержку. Неоднократно советовались  с  родителя, учителями как провести эту поисковую работу. И, конечно без помощи учеников мы бы не обошлись. В работу подключились и ученики и учителя нашей школы от «мала до велика». Они встречались с ветеранами у них дома. Ребята были и журналистами и  фотографами. В ходе беседы ветераны делились интересными событиями на войне или  рассказывали интересные случаи из их нелёгкой солдатской жизни. Параллельно с  подбором материала для оформления Зала Боевой Славы, проводился подбор материала  для пополнения фондов зала (документы или копии, награды, медали, вещи, которые могли являться экспонатами). Так начался первый этап поисковой работы.   Для уточнения сведений о Героях Советского Союза  Западного Казахстана, учитель  истории Каримова Г.Т. обратилась в городской и областной военкоматы. Это нужно было  для оформления стенда: «Герои Советского Союза – казахстанцы», где предполагалось  разместить сведения о Героях Западного Казахстана.    Во время беседы ребята фотографировали ветеранов, брали интервью. Нужно было  видеть, как ветераны волновались, когда надевали пиджаки с наградами, потому что они   знали, что фото и их биография будут либо на стенде, либо в «книге памяти»  Когда  разговор заходил о том, смогут ли они что­либо из своих личных вещей отдать в Зал  Боевой Славы в виде экспоната, они, конечно же, соглашались. Отдавали фото военных  лет, либо разрешали делать копию с особо дорогих для них фото, отдавали удостоверения к наградам. Затем позже приносили копии благодарностей для Зала Боевой Славы, ну, а  сами награды для них, конечно же, являются священными.   Данной работой были охвачены и семьи учителей, в которых родители участники или  ветераны войны. Мы благодарны учителям нашей школы: Демченко Ю.С. и Демченко А.П,  Овчинниковым А.П. и Овчинниковой О.А, Юнусовой В.К, Тернющенко В.Ф, Бондаренко  О.М. и др. Юнусова Валентина Константиновна, классный руководитель 8 «г» класса  несколько раз посещала вместе с ребятами ветерана Лачугина Александра  Константиновича. При каждой встрече ребята фотографировались вместе с ветераном, а  затем снимки были распечатаны, фотографии разместили в альбом, который был подарен  ветерану на память. Ветеран был благодарен за такое внимание. Сама же Валентина  Константиновна принесла много документов, наград и удостоверения к ним, фото военных  лет своего отца Свешникова К.Н. Аналогичный материал был предоставлен и учителем  начальных классов Тернющенко Валентиной Фёдоровной о своём отце Беспаленко Ф, где  среди документов есть свидетельство о рождении старого образца.   Во второй этап работы подключились учителя истории. Ученики приносили собранный  материал о боевом пути ветерана. Потом из общего текста выбирали только то, что можно  уместить на стенде вместе с фото ветерана. Параллельно шла работа над размерами  фотографий, мы их делали одинаковыми по размеру, для размещения на стенде. Я сама  лично несколько раз ездила в «мир копий», и приходилось часами сидеть у компьютера,  что бы получить нужный размер и фон фото. И так совпало, что всю эту работу выполнял  выпускник нашей школы Шарафутдинов Р. Самым трудным было составление биографии  людей только по их документам и их наградам. Потомки этих людей (так получилось)  ничего не могли рассказать о своих предках. Заранее посоветовавшись, ученик нашей  школы Мухаметвалиев Денис принёс пакет с документами прабабушки Моториной К. и  прадедушки Зотова П. Тщательно изучив документы мною были составлены биографии и  боевые пути ветеранов Великой Отечественной войны. Ценными были документы о  профессии и справки о ранениях из госпиталей и удостоверения­оригиналы к наградам  конца 40­х годов.   Когда поступало очень мало сведений о ветеране, за работу приходилось браться самой.  Лично посещала уже «прикованного» к постели больного ветерана Завьялова П. и с  помощью его супруги и имеющихся документов дома приходилось составлять историю  боевого пути ветерана так, как сам он уже ничего не говорил.   «Кто ищет, тот всегда найдёт» ­ гласит пословица. В ходе поисковой работы, и в этом мы  благодарны учителю начальных классов Тернющенко В.Ф., выяснилось, что ученик 2­го  класса Боровиков Р, является внуком Героя Советского Союза Масина Т. ­ такая встреча  не всегда случается! И вновь началась работа: я лично встретилась со снохой Героя, женой  его сына Болата, бабушкой Руслана – Жумаганым. Когда она узнала о нашей поисковой  работе, то с удовольствием предоставила весь материал из семейного архива: несколько  книг, статей о Герое, орденскую книжку Героя Советского Союза, фото Героя, фото  членов семьи. Конечно, это всё было предоставлено только на время. Мы оформили  выставку – экспонат под названием «Герои – рядом!». Затем сделали фото этого оформления и подарили семье сына Болата. Связь с его семьёй поддерживается. Сейчас в  школе учится его внучка Карина.   Третий этап работы.   Весь собранный материал был систематизирован, отпечатан по специальному стандарту и  был размещён на стендах, а документы и фото под стеклом. Тот материал, который там не  уместился, был оформлен в файловые папки.    Мною был составлен текст для экскурсовода при проведении экскурсий для посетителей  Зала Боевой Славы, которые кроме учащихся посещают гости школы и родители учащихся. Кроме экскурсий в Зале Боевой Славы проводятся мероприятия и внеклассные  мероприятия на военно­патриотическую тематику и интересные встречи с ветеранами  Великой Отечественной войны и ветеранами Афганской войны (разработка мероприятия  «О той войне незнаменитой» была опубликована в журнале « Преподавание истории  Казахстана в школе и вузах» 2016 г. №12) Не менее интересной была встреча с ветераном войны Ветровым Николаем Фёдоровичем,  который при встречи с учащимися рассказал о своём боевом пути механика и обслуживал  самолёты полка «Нормандия­Неман». Учащиеся с интересом слушали рассказ ветерана о  войне и задавали ему вопросы, на которые ветеран бодро отвечал. Также ребята с  интересом рассматривали фото и документы, наградами ветерана, которыми его наградили государства: Монголия, Франция, Советский Союз и Независимый Казахстан. При  проведении мероприятия присутствовали оператор и ведущая местной областной  телекомпании ТДК­42. В конце мероприятия ветеран пожелал ученикам хорошей учёбы,  доброго здоровья, мира и согласия и подметил, что «сейчас несколько упущено военно­ патриотическое воспитание» и поэтому такие мероприятия необходимы подрастающему  поколению. Николаю Фёдоровичу была выражена благодарность за то, что несмотря на  свой возраст он откликнулся и пришёл на встречу с учащимися и был вручён скромный  подарок.   Поисковая работа ведётся постоянно. Время неумолимо. Но одни ветераны «уходят»,  пока остаются «тыловики», которых с каждым днём становится меньше. Обращения  учителей к учащимся о том, что нужно пополнять фонд музея об информации их предков  участников Великой Отечественной войны, не остаются без внимания. Учащиеся приносят  материалы о своих предках, он систематизируется и оформляется на стенде.   К 70­ти летию Победы в школе был переоформлен новый Зал Боевой Славы, на стендах  которого появился обновлённый материал.    Такая поисковая работа, безусловно, способствует патриотическому воспитанию  подрастающего поколения. Пока есть живые свидетели войны, нужно организовывать как  можно больше встреч с ними и привлекать учащихся к поисковой работе, таким образом,  наше подрастающее поколение будет проявлять и интерес к истории своих предков, к  истории своего народа, к истории в целом.

Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся

Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся

Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся

Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся

Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся

Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся

Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся

Роль поисковой работы в патриотическом воспитании учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017