РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Оценка 4.9
Научные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
16.04.2019
Данная статья раскрывает основные аспекты деятельности преподавателей в успешной адаптации студентов первого курса к условиям обучения в медицинском университете. Для развития личности необходимы индивидуализированные педагогическая помощь и поддержка преподавателя в обучении. В соответствии с принципами отбора педагогических технологий определяются приемы обучения и воспитания
Кузнецова Е.В..doc
г. Киров, Россия, Кировский государственный медицинский университет
Кузнецова Елена Владиславовна
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Данная статья раскрывает основные аспекты деятельности преподавателей
по адаптации студентов первого курса к условиям обучения в медицинском
университете.
В настоящее время обострилось противоречие между потребностью
общества в высоком качестве высшего образования и недостаточной
готовностью абитуриентов к новым условиям взаимодействия с образовательной
средой вуза. При поступлении в медицинский вуз значительное число
абитуриентов имеют лишь общее представление о профессии. В силу этого,
студентам первого курса необходимо адаптироваться к обучению в вузе. Это
предполагает адаптацию к различным видам учебной деятельности (работать с
первоисточниками, готовиться к семинарским и практическим занятиям и т.д.),
включиться в студенческую жизнь (установить контакты в группе, участвовать в
общественной жизни университета), научиться распределять рационально свое
время.
Процесс адаптации усложняется еще и тем, что студенты, изучая на
первом курсе общеобразовательные дисциплины, не связывают знание их с
будущими профессиональными функциями. В связи с этим, в ходе обучения в
университете у студентов формируется профессиональнонаправленная
адаптация. А это в свою очередь подразумевает: формирование устойчивого
положительного отношения к будущей профессии с помощью овладения
профессиональными навыками и умениями; развитие интереса к своей специальности; профессиональное самовоспитание во время обучения в вузе;
самоутверждение в студенческом коллективе; приспособление к новым формам
и методам обучения, к условиям быта и отдыха.
Переход к многоступенчатой системе образования в вузе значительно
расширяет возможности выбора студентом пути в сфере профессиональной
деятельности. Но свободный выбор может быть осуществлен только на основе
осознания и понимания студентами своих индивидуальных возможностей.
Исходя из этого, университет не только вооружает студента знаниями, но и
формирует его профессиональную самостоятельность, как общественно
необходимое качество личности, помогает студенту быстрее адаптироваться к
обучению в новых для него условиях жизнедеятельности. Полноценное
системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для
реализации студентом себя как личности, повышает его социально
профессиональную конкурентоспособность в меняющихся условиях жизни.
Показателями личностного роста являются проявления субъективности, т.е.
становление внутреннего мира и саморегуляции личности.
Для развития личности необходимы индивидуализированные
педагогическая помощь и поддержка преподавателя (куратора) в обучении. В
образовательном процессе принципиально важен тип взаимоотношения
студентов и преподавателей, а выбор педагогических технологий зависит: от
цели их применения (деятельностные технологии; развивающие технологии;
личностноориентированные технологии); от содержания обучения (технологии
обучения, базирующиеся на моделировании профессиональной деятельности в
учебном процессе); от состава студентов (возраст, уровень подготовленности,
количество обучающихся, их физическое состояние); от оснащенности учебного
процесса (использование новых информационных технологий).
В соответствии с принципами отбора педагогических технологий
определяются приемы обучения и воспитания: 1. Преподаватель проявляет педагогическую эмпатию, включающую такие
уровни как: рациональный (понимание эмоционального состояния студентов);
эмоциональный (сопереживание состояния обучаемого); действенный (оказание
реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций); опережающий
(прогнозирование возможных эмоциональных состояний).
2. В процессе общения важно проявление педагогического такта, т.е.
выбор и осуществление педагогического воздействия, которое основано на
отношении к личности студента как к главной ценности (вне зависимости от его
успеваемости).
3. Обязательное использование техник фасилитационного общения:
обращение к студенту по имени; создание ситуации успеха, авансирование
похвалы, что повышает способности студентов; оптимистические гипотезы о
возможностях и способностях студентов.
4. Речь преподавателя влияет на создание эмоциональнопсихологической
атмосферы общения со студентами, характер отношения между ними.
Главной целью деятельности преподавателя медицинского вуза,
оказывающего непрерывное воздействие на студентов, является воспитание
личности будущих высококомпетентных специалистов. Достижение этой цели
напрямую зависит от самой личности преподавателя, его духовности и
Преподаватель должен обладать
профессиональной компетентности.
организаторскими способностями,
чертами
эмоциональноволевыми
высокими моральными качествами,
принципиальностью,
характера,
настойчивостью, интеллектуальными свойствами для того, чтобы стимулировать
интеллектуальной
у студентов состояние эмоционального комфорта,
активности, творческого поиска, а также прийти к взаимопониманию и
сопереживанию.
Психологический климат в коллективе в значительной мере зависит от
авторитета преподавателя и актива группы. Условием успешной совместной
работы преподавателя и студентов является взаимопонимание, высокая требовательность к себе и другим, взаимное уважение. Взаимопонимание
зависит от адекватной самооценки и оценки окружающих. Профессионально
зрелый педагог относится к своей работе как призванию, для него характерно
сочетание традиций и новаторства. Главное в его работе наладить
взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, обеспечить развитие
обучения и воспитания студентов. Фасилитирующее влияние педагога,
реализуемое через единство требований и уважения по отношению к студентам,
обеспечивает оптимальные психологопедагогические условия для адаптации
студентов в вузе.
Отношение преподавателя к студентам в педагогическом процессе должно
быть субъектсубъектного типа, характерного для процесса общения. Решая
общую стратегическую задачу педагогической поддержки – помочь студенту
стать успешным в своей жизни, преподаватель должен владеть различными
тактиками взаимодействия с ним. Это:
тактика защиты (задача преподавателя выстроить взаимодействие со
студентом с уважением его достоинства);
тактика помощи (разблокировать собственную активность студента,
привыкшего ориентироваться на авторитет, не верящего в свои силы);
тактика содействия (помощь студенту преодолеть страх перед
неизвестным);
тактика взаимодействия (преподаватель создает условия, в которых
студент овладевает логикой поиска и установления границ своей свободы и
ответственности).
Цель педагогической поддержки заключается в формировании субъектной
позиции студента, а внутренняя активность студента это не только основа
организации самосознания, но и условие его саморазвития. Педагогическая
поддержка не только выполняет функцию защиты студента от неуверенности,
страха невыполнения учебных заданий, но и помогает в утверждении его
статуса, а статус в свою очередь характеризует не только реальное место студента в системе межличностных отношений, но и его положение в учебной
группе.
Педагогический коллектив вуза ориентирован на создание педагогически
воспитывающей среды; обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с
учебной и научной работой; осуществление системы мероприятий комплексного
воспитательного взаимодействия; создание условий для разностороннего
Обеспечение максимально
саморазвития личности студента и т.д.
благоприятных для саморазвития личности студента условий возможно при
гуманизации учебновоспитательной среды, т.е. формирование в вузе учебно
воспитательной среды, предоставляющей студенту реальные возможности
проявления социальной активности. Создание наиболее благоприятных условий
для гармонического и свободного развития личности студента является
решающим фактором формирования самосознания студентов. Правильное
применение преподавателем принципов воздействия на студентов позволяет
повысить у них уровень самооценки, что в свою очередь позитивно сказывается
на адаптации студентов к образовательному процессу в вузе.
Адаптация студентов первого курса к образовательному процессу одна из
главных проблем воспитательной работы вуза. Формирование адаптации
студентов первого курса к обучению в медицинском университете является
главной задачей для преподавателейкураторов академических групп. Хотя,
бесспорно, преподавателькуратор в первую очередь это преподаватель учебных
дисциплин, обязанный знать основы управления учебной деятельностью. Это
главное требование для его успешной педагогической деятельности. Функции
преподавателей кураторов заключаются не только в предоставлении студентам
знаний, навыков и умений, но и в формировании их мировоззрения, создании
условий для их адаптации к обучению в вузе.
Кураторами являются наиболее опытные преподаватели профессорско
преподавательского состава университета. Развитию основных качеств
личности, которые определяют мировоззрение, социальные и нравственные позиции студента, способствует воспитание, диалектически связанное с
обучением. Образование и воспитание рассматриваются как основные факторы
формирования личности, общества и государства, науки и культуры. Обучение и
воспитание это две взаимообусловленные части целостного педагогического
процесса.
Основой организации воспитательного процесса в вузе является
деятельностнотворческий подход (творческая деятельность преподавателя в
личная творческая деятельность студента).
воспитании студентов,
но творчески
Воспитательная система представлена традиционными,
переосмысленными составляющими: деятельность института кураторов,
студенческое самоуправление, внеаудиторные формы воспитательной работы.
Предметом социальновоспитательной работы вуза является
формирование убеждений и ценностей студентов. Социальновоспитательная
работа направлена на создание социокультурной среды, внедрение норм
поведения, развитие и сохранение университетских традиций, формирование у
студентов чувства гордости за принадлежность к академическому сообществу,
комфортных
социальнопсихологических условий для
создание
коммуникативноличностного развития будущих специалистов, воспитание у
студентов устойчивых нравственных принципов и ценностей.
Система воспитательной работы современной высшей школы включает в
себя три взаимосвязанных компонента: воспитание в процессе обучения,
внеучебную деятельность и моральнопсихологический климат в коллективе.
Для правильной методической организации всех форм работы со студентами
преподавателькуратор должен многое знать и уметь. Основной закон
воспитания: воспитывать, а значит организовывать деятельность студентов. С
учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания связаны различные
виды внеурочной деятельности (познавательная, ценностно ориентационная,
общественная, эстетическая, досуговая). Ценностноориентированная деятельность это процесс формирования
взглядов, убеждений, моральных ценностей (беседы по социальнонравственной
проблематике).
Общественная деятельность предполагает участие студентов в органах
самоуправления учебного заведения, различных молодежных объединениях,
участие в трудовых и др. акциях.
Эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы,
культуру, способности студентов.
Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых
и свободное общение, в котором инициатива принадлежит студентам, но под
скрытым руководством преподавателя.
Правильная методическая организация всех этих форм работы поможет
достичь поставленной цели организовать оптимальные условия для воспитания
личности студента, повышения его самосознания, самооценки, что поможет ему
эффективнее адаптироваться к обучению в вузе. С этой целью преподаватель
куратор формирует дружный коллектив в группе из разрозненных студентов.
Сплочение коллектива и весомость общественного мнения для каждого его
члена реальна при условии реализации студентом в коллективе своих
способностей.
Таким образом, для преподавателякуратора необходимо знание наиболее
важных институтов, оказывающих максимальное влияние на формирование
личности студента, чтобы по возможности корректировать ее развитие и
социализацию. Несомненно, высокий авторитет педагога обладает большой
силой в формировании личности студента, но в своей деятельности ему
необходимо опираться на помощь сотрудников деканата, родителей, органов
самоуправления вуза, общественных организаций и др.
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.