Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников.
Оценка 5

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Оценка 5
Научные работы
docx
воспитательная работа
1 кл
22.01.2018
Роль проектной деятельности в формировании  универсальных учебных действий младших школьников.
Статья для учителей начальных классов. В статье описывается работа над проектной деятельностью в рамках ФГОС. С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время. Хочется привести тезис из выступления президента Российской Федерации Д. Медведева на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшееся 15 октября 2008 года: «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития».«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
моя тема. Лунегова.docx

Лунегова И.В.

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №4» г.Пермь

Роль проектной деятельности в формировании  универсальных учебных действий младших школьников.

 

 

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».

А. Дистервег

 

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникает необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время. Хочется привести тезис из выступления президента Российской Федерации Д. Медведева на  заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшееся 15 октября 2008 года: «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития».

 

 «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Федеральный компонент нового государственного стандарта выделяет одну из главных целей начальной школы – развитие личностных качеств и способностей обучающихся должно опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности. В следствии этого ведущая роль отводится системно-деятельностному подходу : практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. «Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятель-ностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова».

Основная образовательная программа в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ нового образовательного стандарта» указывает на то, что «к окончанию каждой ступени образования в соответствии с целями основных образовательных программ и задачами разных видов деятельности обучающихся результаты образования должны быть записаны через :

· Основные понятийные средства и соответствующие способы действий в каждой образовательной области;

· Ключевые компетентности;

· Общественно-полезный социальный опыт. Для каждой ступени необходимо обозначить возможные социальные практики, их результаты, способы их обнаружения и описания».

Усиливается воспитательная роль школы.

Какие средства формирования социального опыта школьников предполагает государственный стандарт :

· технология совместной деятельности в педагогическом взаимодействии ;

· педагогическая поддержка формирования социального опыта детей.

При этом необходимыми условиями являются создание ситуаций успеха, социального выбора и творческого самоопределения для каждого ребёнка.

Поступление ребёнка в школу , адаптационный период в первом классе – это уже первый опыт социального взаимодействия ребёнка в школе.

Два года я работаю над методической темой по самообразованию «Роль проектной деятельности на формирование УУД младших школьников».

Тема моей методической работы как учителя начальных классов была определена в соответствии с введением новых государственных образовательных стандартов второго поколения.

Цели профессионального развития я определила следующие:

- изучить и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме;

- освоить содержание и методику по формированию ключевых компетентностей и развитию интеллектуальных умений обучающихся с учётом требований единого общеобразовательного стандарта.

Новый государственный стандарт – это общественный договор, в котором соединяются индивидуальные потребности личности (и семьи) + государственный заказ + социальный заказ. Родители  на сегодняшний день являются и заказчиками и полноправными участниками общеобразовательного процесса, деятельность которых влияет на результат обучения и воспитания ребёнка. Именно поэтому я как учитель провожу анкетирование, диагностику, они знакомятся с результатами, к родительскому собранию для каждого готовятся письменные рекомендации в виде таблицы:

В чём успехи ребёнка.

Что мешает развитию ребёнка.

Как организовать деятельность.

По результатам диагностических исследований можно ставить определённые цели и планировать пути их реализации для достижения определённого результата.

Особое внимание хочу уделить организации проектной деятельности, так как информационные предметные проекты ( «Здоровый образ жизни», «В мире животных», «События, открытия и достижения русского народа», «Весёлый кулинар», «100 часов доброты», «Мои личные идеи», «Масленица», «Страницы истории Отечества» , «Такие разные праздники») дают возможность для развития учебно-познавательной и информационной компетентностей ребёнка, у одарённых детей – формированию метапредметных знаний и умений.

Проектная деятельность играет важную роль в формировании  УУД младших школьников: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Проектная деятельность гармонично вписывается в образовательном процессе в классно-урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками урока.

 

Таким образом, формирование учебных универсальных действий,

 особенно личностных, может проходить и через  деятельность посредством проектов.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Лунегова И.В. учитель начальных классов

Лунегова И.В. учитель начальных классов

А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,

А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,

Особое внимание хочу уделить организации проектной деятельности, так как информационные предметные проекты ( «Здоровый образ жизни», «В мире животных», «События, открытия и достижения русского народа»,…

Особое внимание хочу уделить организации проектной деятельности, так как информационные предметные проекты ( «Здоровый образ жизни», «В мире животных», «События, открытия и достижения русского народа»,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018