Роль профессиональной компетентности учителей в формировании ключевых компетенций обучающихся
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
19.03.2017
Все мы знаем, что можно создать в школе хорошую материальную базу, установить конструктивные отношения с социальными партнерами, привлечь в школу дополнительные финансовые средства. Но, если уровень профессионализма учителей не соответствует современным требованиям, вряд ли можно рассчитывать на высокий образовательный результат, удовлетворяющий потребности общества и государства, ведь система образования развивается благодаря профессионализму и отдаче тех людей, чье призвание – Учитель.В статье раскрывается роль учителя и его профессиональной компетентности
Роль профессиональной компетентности.doc
Роль профессиональной компетентности учителей в
формировании ключевых компетенций обучающихся
Можно считать общепринятым утверждением, что в экономике XXI века не техника, а
образованный человек будут составлять главную часть капитала любой фирмы. Именно
поэтому модернизация образования призвана повысить его доступность, качество и
эффективность. Итогом работы любого общеобразовательного учебного заведения является
выпускник, который сам определяется в жизни, выбирает дальнейшее профессиональное
образование, получая профессиональную квалификацию.
Целью образовательной системы является воспитание личности ученика с гражданско
правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Для этого, по мнению государственных мужей, необходимо:
→ обновить содержание образование;
→ ликвидировать необоснованный информационный перегруз образовательных сфер;
→ решить проблему кадрового обеспечения и повысить профессионализм учителей.
Все мы знаем, что можно создать в школе хорошую материальную базу, установить
конструктивные отношения с социальными партнерами, привлечь в школу дополнительные
финансовые средства. Но, если уровень профессионализма учителей не соответствует
современным требованиям, вряд ли можно рассчитывать на высокий образовательный
результат, удовлетворяющий потребности общества и государства, ведь система образования
развивается благодаря профессионализму и отдаче тех людей, чье призвание – Учитель.
Все мы стремимся к достижению высоких результатов учебновоспитательного процесса.
Но не всегда получаем то, к чему стремимся. Причины, на мой взгляд, следующие:
предметные цели обучения доминируют над интегрированными;
элементарные умения и навыки вытесняют деятельностный подход;
отсутствует компетентностный подход в обучении;
авторитаризм в отношениях между учащимися и учителем не уступают место
сотрудничеству, партнерству в учебной деятельности;
примитивный или совсем отсутствующий поурочный план урока.
равнодушие учителяпредметника к опозданиям и пропускам уроков учащимися;
расхождение поставленных целей на урок с формами и методами преподавания;
формальное отношение к повышению своей квалификации
и другие причины.
1 В педагогической литературе часто используются и «устоялись» термины
компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно
компетенция, компетентность
компетенция
в связи с необходимостью модернизации (обновления) содержания образования. Согласно
Толковому словарю русского языка под ред. С.И. Ожегова, компетентность –
осведомленность, авторитетность. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное
лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
На мой взгляд, можно модифицировать отмеченные понятия в педагогическом контексте
и построить, например, специальную терминологическую конструкцию «образовательная
компетенция» уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением
содержания образования.
Ключевая часть образовательной компетенции проходит через все образовательные сферы
и призваны объединить их в единое, целостное содержание. В ней также получают свое
концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования:
реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемых
явлениях; общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности и др.
О профессиональной компетентности учителя можно судить, если проанализировать
организуемый им учебный процесс. Учитель должен представить в содержании урока значимые
для учащихся данного возраста проблемы, межпредметные связи изучаемого материала,
увлечения учащихся в сфере внешкольной деятельности.
Нам, педагогам, необходимо выявлять, насколько целостно усваиваются учащимися
различные виды опыта – деятельностного, творческоисследовательского, социального,
личностного. Этот обобщенный критерий дифференцируется, таким образом, на множество
других критериев, выявляющих:
качества знаний (системность, осознанность, сформированность понятий и др.);
эффективность способов деятельности (рациональность, рефлексированность,
автоматизированность и пр.);
уровень творчества (самостоятельность, новизна, эвристичность и др.);
проявления личности, востребованные данной ситуацией (личностные функции –
избирательность, поиск смысла идей и ценностей, раскрываемых на уроке, самостоятельное
оценивание достигнутых на уроке результатов с позиций своих личных критериев и
притязаний, креативность, ответственность и др.).
Источником деятельности по достижению результата является формирование учителем у
учащихся опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагает показ учащимся на уроке
2 образцов организации учебной деятельности, её способов, техники, приемов самоконтроля,
сотрудничества с партнерами.
К критериям мастерства учителя следует отнести также целесообразное сочетание
репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, продуманную последовательность
этапов учебной работы, благодаря чему оптимально распределяется содержание,
поддерживается уровень активности учащихся на протяжении всего занятия, обеспечивается
сочетание воспроизводящей и творческой, коллективной и индивидуальной работы.
Наконец, современный урок предполагает непрерывное мотивационное обеспечение
деятельности учащихся. Это достигается учителем благодаря:
специальной подборке материала (новизна, историзм, практическая направленность);
композиции методов обучения (проблемность, самостоятельность, творчество,
исследовательский подход, диалог, игра);
эмоциональносмысловому контакту субъектов учебного процесса (эмоциональный
тонус, взаимопринятие, оптимизм, поддержка, достижения, проявления индивидуальности).
Что же подразумевается под понятием «ключевые компетентности»? это наиболее общие
(универсальные) культурновыработанные способы действия (способности и умения),
позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и
профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате
опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом
позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с
целью быть понятным.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с
позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными
технологиями, работать со всеми видами информации.
Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию,
самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой
информацией.
3 Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть
способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Нравственная компетентность
– готовность,
способность жить по
традиционным нравственным законам.
Педагоговпрактиков больше всего интересует вопрос: «Каким образом, через какие
технологии формировать ключевые компетенции?». Необходимо искать и осваивать новые
пути передачи информации. Отсюда прямой выход на применение мультимедийных
технологий обучения, дающих возможность моделирования ситуаций, многовариантность
выбора. Особую значимость приобретают следующие методы и технологии: проектная
технология, проблемномодульная, технология формирования критического мышления,
игровое (имитационное планирование), ролевые игры и др.
Уверен, изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя–
информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, т.к. самый лучший продуктивный
результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят
решение.
Учитывая социальноэкономическую ситуацию и специфику образовательной системы,
мы можем выделить следующие предпочтительные компетенции, которыми вооружаем
выпускника нашей школы:
политическая и социальная компетенция – способность брать на себя
ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты
ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении структур
самоуправления;
межкультурная компетенция, толерантность
– умение жить в
многокультурном обществе, уважать людей других национальностей, вероисповеданий, языков,
уметь препятствовать климату нетерпимости;
компетентность в области владения устным и письменным языком,
коммуникативность – умение свободно, доступно, логично, доказательно излагать свои мысли,
терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, формирование потребности в
языковой культуре, умение владеть иностранным языком на уровне функциональной
грамотности;
информационная компетентность – владение новыми технологиями,
обеспечение компьютерной грамотности, умение владеть телекоммуникационными средствами
4 (email, internet), способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ
информации и рекламе.
Разрабатывая программу развития школы на перспективу, передо мной возникла
проблема поиска параметров результативности учебновоспитательного процесса. Именно
поиск объективных параметров результативности качества учебновоспитательного процесса
является сейчас одним из самых приоритетных и сложных. В этой связи хотел предлагаю
сформировать систему мониторинга, которая отражала бы профессионализм учителей,
динамику роста учащихся. Систему сформировать на основе следующего целеполагания:
→ параметры результативности (что измерять);
→ процедура оценки результативности (как измерять);
→ форма представления результатов (в каком виде представлять);
→ описание анализа полученных данных и выводы на основе этого анализа.
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении
целого ряда требований (раздаточный материал). Работа учителя с личностью ребенка на уроке
предполагает:
1) включение в содержание урока специально подобранного материала, позволяющего
ученикам выразить свое отношение к изучаемому;
2) организацию деятельности учащихся, имплицитно содержащей возможность рефлексии,
самооценки и др. проявлений личностного опыта учащихся;
3) проектирование затруднений, побуждающих учащихся к волевой активности;
4) разработку таких элементов деятельности учащихся, которые бы актуализировали
стремление к достижениям, к саморазвитию;
5) введение в структуру урока заданий развивающего характера, пробуждающих интерес к
процессу творчества;
6) построение учебной деятельности,
требующей взаимодействия,
коммуникации,
сотрудничества;
7) учет интересов и жизненных планов учащихся при дифференциации учебных заданий;
8) применение интерактивных методов обучения – групповых, коллективнораспределенных,
игровых, контекстных и др.;
9) передачу учащимся функций самоконтроля, обнаружение ими и исправление собственных
ошибок;
10) дозированную помощь учащимся с целью поддержания достаточного уровня
самостоятельности и режима напряжения («зона ближайшего развития»);
5 11) осознание учащимися логики урока, проявление познавательной инициативы, постановку
собственных вопросов и проблем;
12) диалог как преобладающий стиль общения на занятии, умение слушать друг друга,
возможность проявить свою позицию, выразить собственное мнение, взаимную
толерантность;
13) стремление достичь результата собственными усилиями, отсутствие страха рискнуть, пойти
собственным путем;
14) самостоятельность речи и общения, рефлексивные высказывания учащихся;
15) предъявление учебного материала в виде задач и проблем, принятие их учащимися;
16) имитационноигровое моделирование социальных проблем и коллизий, принятие
учащимися ситуации игры и игровой роли;
17) авторскую позицию учителя, стремление реализовать собственную индивидуальность.
Итак, наступило время практической реализации тех направлений, которые сегодня
выдвигаются государством. К чему же должен быть готов уже сегодня учитель? В первую
очередь к осмыслению и принятию новых целей образования, к изменению собственной
педагогической деятельности. Современная школа должна обеспечить формирование у
учащихся целостной системы знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности учащихся – ключевых надпредметных компетенций.
Ключевые компетенции невозможно сформировать только посредством передачи информации
(чем в общемто школа занимается до сих пор). Необходимо нарабатывать принципиально
новые способы взаимодействия учителя и учащегося. Необходимо нарабатывать
принципиально новые способы взаимодействия учителя и учащегося, учиться работать по
другому не только с учащимися, но и со своими коллегами.
Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не
столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно».
П.Г. Щедровицкий
6
Роль профессиональной компетентности учителей в формировании ключевых компетенций обучающихся
Роль профессиональной компетентности учителей в формировании ключевых компетенций обучающихся
Роль профессиональной компетентности учителей в формировании ключевых компетенций обучающихся
Роль профессиональной компетентности учителей в формировании ключевых компетенций обучающихся
Роль профессиональной компетентности учителей в формировании ключевых компетенций обучающихся
Роль профессиональной компетентности учителей в формировании ключевых компетенций обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.