Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.
Оценка 5

Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
20.10.2018
Роль семьи в компенсации нарушений     психического развития ребенка.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующие о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни.
Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.docx
Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка. План:  1. Введение. 2. Семья как социальный институт 3. Семья ­ это родной дом ребенка 4. Роль родителей в развитии ребенка 5. 6. Заключение 7. Список литературы  Ошибки семейного воспитания Введение Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку  социально исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и  деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным  правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом  воспитания, социализации ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными,  свидетельствующие о том, что без ущерба для развития личности ребенка  невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку  всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его  сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным,  воспитанием в детском саду или в школе. С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако  далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития  ребенка с момента рождения. Вот почему в качестве первого и очень важного  фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в  формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с  другими воспитательными институтами, ученые называют глубоко  эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на  кровном родстве, привязанности, доверии, нежности детей к родителям .    Семьи, которые воспитывают детей с врожденными или приобретенными  нарушениями здоровья, имеют специфические особенности функционирования.  Ребенок из такой семьи нередко на протяжении длительного времени находится  в болезненном состоянии и потому нуждается в создании особой домашней «лечебной» среды ­ специфических условий жизнедеятельности на уровнях  заботы, общения, воспитания и поддержки. Вместе с тем сложности ухода за  больным ребенком, трудности контакта с ним, наличие отклонений развития  могут затруднять реализацию основных функций семьи и даже приводить семью  к дисфункциональности. Семья с больным ребёнком (вне зависимости от характера патологии)  становится особой социальной группой, с присущим только ей характером  функционирования и психологической атмосферой. Проявляюсь по­разному,  семейные факторы могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие, физического и психического состояния, течение и прогноз заболевания ребенка. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, как правило, приводит семейную систему в состояние тяжелого стресса. Надежды и ожидания  родителей относительно жизни семьи, будущего ребенка становятся  неопределенными или рушатся, в результате чего изменяется весь ход  жизнедеятельности семьи. Со временем стресс в семье не только не снижается,  но и усиливается, поскольку семья сталкивается с большим количеством  проблем, связанных с принятием и включением больного ребенка в социум.  Зачастую семьи, не получая должной психологической помощи, остаются со  своими проблемами один на один. Отсутствие поддержки, давление негативного социального отношения в ряде случаев приводит к социальной изоляции семьи.  Нарушается потребность родителей в самореализации. В связи с тем, что уход за ребенком с нарушенным психическим развитием требует больших усилий, его  мать часто вынуждена оставлять работу. Низкий уровень материального  обеспечения такой семьи ­ достаточно частое явление.    Семья ­ это родной дом ребенка, где он живет, играет, учится постигать  окружающее, практически познает, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью. Ребенок с отклонениями в развитии обычно проводит в семье большую часть  времени. Уже поэтому семья играет чрезвычайно большую роль в деле его  воспитания и обучения. Очень важно, чтобы в семье сложились условия  благоприятные для его жизни, общего развития, становления его как личности. Следует сказать, что сам факт рождения ребенка с отклонениями в развитии всегда вызывает у родителей глубокие переживания, а часть из них  воспринимает такое событие как полное крушение надежд. Ведь все хотят  иметь здорового, умного, красивого сына или дочь, мечтают об их благополучии в будущем.  Родителям ничего не остается делать, как принять своего ребенка  таким, какой он есть. Матери и отцу следует приложить все усилия к тому,  чтобы семья не распалась. Ведь они оба крайне нужны малышу, а он, их родной  ребенок, никогда не будет для других людей столь же близким и желанным.  Воспитывать и обучать всякого ребенка трудно. Трудности резко возрастают,  если у ребенка имеются те или иные отклонения в развитии. Однако, почти все­ гда ему можно в той или иной степени помочь в плане коррекции имеющегося  недостатка. Организация жизни такого ребенка представляет собой не только  педагогическую, но и медицинскую проблему. Поэтому родителям необходимо  как можно раньше обратиться к детскому врачу, специалистам разного  профиля, чтобы получить от них полезные советы и реальную помощь,  способствующую коррекции зрения, слуха, двигательной сферы или речи.  Консультации врачей должны быть не разовыми, а периодическими, что  позволяет увидеть те изменения, которые имеют место в состоянии ребенка под  влиянием его роста и медикаментозных средств. Важны также постоянные контакты родителей с педагогом­специалистом,  знающим, как следует работать с детьми различных возрастов, у которых  имеются отклонения в развитии, чтобы способствовать коррекции или  компенсации присущих ребенку дефектов. Дефектолог поможет определить  правильное направление обучения и воспитания, покажет наиболее  целесообразные формы и приемы работы, посоветует, какие книги читать, какие игрушки и предметы использовать, предостережет от возможных ошибок. А  родители смогут реализовать все эти рекомендации, проявляя собственную  инициативу.  Родителям полезно читать популярную педагогическую и медицинскую  литературу, пользоваться ею при возникновении трудностей в воспитании и  обучении малыша. Ошибки в воспитании ребенка с отклонениями в развитии в  семье наиболее часто заключаются в чрезмерной опеке или, напротив, в  недостаточном внимании к малышу. В первом случае ребенка слишком балуют,  жалеют, оберегают от всех даже посильных для него дел. Взрослые сами  выполняют все за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его  беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требований старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится дружить и играть с другими детьми. К тому же  он становится эгоистичным, «семейным деспотом», не желающим, чтобы забота  родителей распространялась на других членов семьи. Лишение внимания со стороны родителей приводит к тому, что он чувствует  себя в родной семье дискомфортно. У него возникает и укрепляется чувство  ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. Он становится робким,  забитым, теряет присущую детям доверчивость и искренность в отношениях с  родителями. Таким образом воспитывается умение приспосабливаться к  окружающей среде, равнодушное, недоброжелательное отношение к родным и  другим окружающим его взрослым и детям. Следует заметить, что родители поступают совершенно неправильно, когда  предъявляют ребенку с отклонениями в развитии требования, для него  непосильные, заставляют прилагать чрезмерные усилия для их выполнения. В  этих случаях ребенок перенапрягается физически и морально. Он страдает,  видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство  неудовлетворенности, сердятся на ребенка за то, что он не оправдал их  ожиданий. На этой почве может возникнуть тихий, затяжной конфликт, в  котором наиболее страдающей стороной является ребенок. Важно принимать во внимание также возрастные и индивидуальные особенности ребенка. В ходе воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье серьезной  проблемой становится формирование правильных взаимоотношений между ним  и его нормально развивающимися братьями и сестрами. Важно организовать  жизнь семьи таким образом,  чтобы другие дети относились к своему  исключительному брату (или сестре) с любовью и терпением, чтобы они не  обижали его, принимали в общие игры, помогали ему, заботились о нем. Следует проследить за тем, чтобы ребенок с отклонениями в развитии был в свою  очередь доброжелательным и уступчивым. Родителям нужно очень внимательно следить за своим отношением к ребенку  с отклонениями в развитии и другим детям, не проявлять особого отношения к  кому­то из них, равномерно и справедливо распределять свою любовь, внимание между всеми детьми и ко всем быть одинаково требовательным и  взыскательным. Это будет способствовать сплочению семьи, объединению всех  детей. В противном случае между детьми возникнет подозрительность, зависть,  стремление к ненужному соперничеству. Воспитывая ребенка с отклонениями в развитии в семье, родителям следует с  дошкольного возраста научить его понимать, знать и делать то, что в его  возрасте доступно всем здоровым детям. Это относится прежде всего к  формированию навыков самообслуживания, выработке определенной  самостоятельности, умению соблюдать правила поведения, общаться с детьми и  взрослыми. При этом нет необходимости фиксировать внимание ребенка на  дефекте, вызывая у него тем самым жалость к себе и сознание собственной  неполноценности. Напротив, следует подчеркнуть его позитивные качества,  поощрять за успехи, за стремление преодолевать трудности. Это будет  способствовать укреплению у ребенка веры в собственные силы, повышать его  старательность, настойчивость. Наряду с решением задач, общих для воспитания всех детей с отклонениями в развитии, в семье должна осуществляться работа, обусловленная конкретным  дефектом, присущим данному ребенку, направленная на коррекцию или, если  это возможно, компенсацию последствий дефекта.  Речь необходима ребенку вначале просто для общения с окружающими его  взрослыми и детьми. Живя в семье, он хочет понимать обращения, просьбы,  сообщения. Стремится сам выразить свои желания, мысли, чувства. Позднее  речь явится основным средством обучения. Успехи ребенка в обучении в  значительной мере зависят от уровня его речевого развития. Заключение Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс,  требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной  доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и  возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии  нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без  которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным. Проводить работу с разными категориями детей с отклонениями в развитии  целесообразнее всего, привлекая для этого специалистов­дефектологов,  понимающих нужды этих детей и владеющих методиками их обучения. Однако, очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок с тем  или иным дефектом. Именно семья может оказать ему существенную помощь,  способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности  ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за  консультацией и квалифицированной помощью. Список рекомендуемой литературы. 1. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со  сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология.  — 1996.  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т.— М., 1983. Т. 5: Основы  дефектологии. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и  обучение умственно отсталых дошкольников. — М.: Просвещение,  1985. 3. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой  патологией // Дефектология. — 1995.  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984. 5. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М.,  1990. 6. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с  церебральным параличом в семье. — М., 1980. 7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. —  М., 1988. 8. Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение  психического развития аномальных детей // Дефектология. — 1983.  9. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 1990. 10.Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с  нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988. 11.Либлинг М.М. Холдинг­терапия как форма психологической помощи  семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. — 1996. Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Институт педагогики и психологии.             Реферат Роль семьи в компенсации нарушений психического  развития ребенка.                                                                           Выполнила: Зиминская М.                                                                           2 курс . Дефектология

Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений     психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений     психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений     психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений     психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений     психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений     психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребенка.

Роль семьи в компенсации нарушений     психического развития ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018