"Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"
Оценка 4.9

"Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
26.02.2018
"Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"
Роль семьи в воспитании нравственных ценностей Форма проведения: обмен мнениями. Цель: формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества. Задачи: обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях; провести практическую работу по решению проблемных ситуаций; познакомить родителей с результатами самооценки нравственных качеств у детей, сравнить их с оценкой родителей. Ход собрания I. Подготовительный этап. 1.Приготовить цитаты о нравственном воспитании, написать их на доске. (См. Приложение 1). 2.Разработать педагогические ситуации для обсуждения. 3.Провести диагностику самооценки сформированности у детей нравственных качеств. 4.Приготовить текст беседы для педагогического всеобуча. II. Организационный этап. Написать на доске цитаты по теме собрания. Приготовить тексты карточек с проблемными педагогическими ситуациями. Приготовить и раздать листы с результатами самооценки нравственных качеств.
Роль семьи в воспитании нравственных ценностей.doc
Роль семьи в воспитании нравственных ценностей         Форма проведения: обмен мнениями. Цель: формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества. Задачи: обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях; провести практическую  работу по решению проблемных ситуаций; познакомить родителей с результатами самооценки  нравственных качеств у детей, сравнить их с оценкой родителей.                                   Ход собрания   I. Подготовительный этап.         1.Приготовить цитаты о нравственном воспитании, написать их на доске. (См. Приложение 1). 2.Разработать педагогические ситуации для обсуждения. 3.Провести диагностику самооценки  сформированности  у детей нравственных качеств.         4.Приготовить текст беседы для педагогического всеобуча. II. Организационный этап. Написать на доске цитаты по теме собрания. Приготовить тексты  карточек с проблемными  педагогическими ситуациями. Приготовить и раздать листы с результатами самооценки  нравственных качеств.  III. Проведение педагогического всеобуча.    У: Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный  человек. Что же понимают под нравственностью? По словам русского писателя М. Пришвина,  нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Если сказать проще, это умение и желание  человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственность не передаётся по наследству  как интеллектуальные способности или внешние данные, её надо воспитывать.  Доброжелательность,  сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным и другие нравственные качества надо  прививать с раннего детства. А в значимый для ребёнка круг общения в этом возрасте входят самые  близкие люди – родители. Именно в семье закладываются основы нравственности. По выражению В.  Сухомлинского, важнейшим принципом «является внушение воспитанникам мысли о том, что мы…живем  среди людей». К. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят  традиции и обычаи поколений. Л. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он  живет в обстановке злобы, подавления свободы.    Формирование нравственных категорий осуществляется  по трем направлениям. Во­первых, у ребёнка надо воспитать желание приносить добро. Во­вторых,  родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребёнка, проявлять к нему самому  сочувствие, сердечность. В­третьих, необходимо дать ребёнку знания о моральных нормах, правилах,  идеалах.   Хочется предостеречь вас: излишняя необдуманная строгость родителей приводит к тому, что  послушание, смиренность ребёнка становятся показными. При маме и папа он один, а без них – другой.  Нравственное воспитание должно строиться на принципах педагогики сотрудничества: понимании ребёнка,  объяснении ему нравственных правил, любви к нему. Родители должны осознать, что без взаимопонимания  воспитание будет носить формальный характер.                            К нашему собранию мы провели в классе  диагностическое исследование по самооценке уровня сформированности у детей нравственных качеств.  Предлагаем вам оценить своих сына или дочку по этим же критериям и затем сравнить свои выводы с  самооценкой ребёнка.     IV. Решение педагогических ситуаций. Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком – либо проступке ребенка. Ребенок отрицает это.  Родители не замечали за ребенком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но побеседовав с  детьми в классе, они выяснили, что ребенок солгал. Как бы поступили вы?                                                Ситуация 2. Вы заметили, что ребенок вырвал листки в дневнике. Ребенок отказывается говорить о  причинах поступка. Ваши действия?       Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребенок обзывает детей неприличными  словами. Что вы предпримете?  Ситуация 4. Вы заметили, что ребенок «связался» с дурной компанией, избегает общения с вами. А  недавно вы почувствовали запах табака. Ваша реакция? Ситуация 5. Ребенок пришел из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Наташки «2». Что вы  ответите? Ситуация 6. Вы недолюбливаете одного своего незнакомого и за глаза называете его, например, Индюком.  Вечером в дверь позвонили, открыл ребенок и крикнул: «Мама, к нам дядя Индюк пришел». Как вы  выйдете из этой ситуации? V. Подведение итогов родительского собрания.           У: Мерилом нравственности, благородства и красоты души человека является совесть. Ошибаться,  совершать проступки, нарушающие моральные нормы, может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано  такое качество души, как совесть, если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой  аналогичной ситуации. Задача родителей ­ воспитать в нем это качество. Представления младших  подростков о нормах нравственности пока отличаются расплывчатостью, имеют явную тенденцию, с одной  стороны, к расширенному толкованию («нравственный человек­это хороший человек»), а с другой стороны  – к сужению этого понятия («нравственный человек­это тот, кто дарит подарки, делится с другими,  слушается взрослых»). Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил  поведения, в стремлении и умении им следовать. Но понимание детьми нравственных норм («слушать  взрослых», «не шалить», «не жадничать», «хорошо учиться» и т. д.) объясняется именно повседневными  наставлениями, которые дети слышат от взрослых. Представления о нравственности у младших школьников крайне ограничены, потому что взрослые, прежде всего родители, изо дня в день твердят им только о  необходимости быть послушными, не шуметь, беспрекословно подчиняться требованиям старших.  Игнорируются причины этих проявлений­то, что школьник не знает правила поведения, не умеет их  применять в конкретной ситуации, а главное ­ не имеет потребности в нравственном поведении, не  понимает, для чего это нужно. Знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о его воспитанности.  Важно, чтобы, хорошо осознаваемые, они стали мотивами его поведения. В этом и состоит основная цель  нравственного воспитания.                                                      Давайте подведем итоги собрания.         ­ Что нового вы сегодня узнали на собрании? ­ В правильности каких методов, применяемых вами, убедились? ­ Опыт каких родителей вам был полезен? ­ Над чем вы задумались? ­ Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?                                                                                                                    Приложение 1. Цитаты.        « Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для  общества». ( Т. Рузвельт)        «Характер и нравственное поведение – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их  характер и их поведение». (Э. Фромм)        «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения  и страсти истребления себе подобных?» (Л. Толстой)         « Усилие есть необходимое условие нравственного самосовершенствования». (Л. Толстой)                             Приложение 2. Самооценка нравственных качеств. Методика: Ребёнку предлагается ряд шкал, условно  обозначающих проявления различных черт личности  (доброта, честность, вежливость, трудолюбие, скромность) и следующая инструкция.                                                                       «Допустим, что на этой шкале расположены все люди мира по состоянию здоровья в  порядке повышения: внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не  болеют). Как ты думаешь, где твоё место среди всех людей мира по состоянию здоровья?»                                                                    На примере оценки «качества здоровья» ребёнок усваивает выполнение инструкции.  Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с 5­ балльной системой. При этом первое деление на шкале равно 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается  средний балл самооценки. «Нормальной», «средней» самооценкой принято считать 2,5 балла  и немного  выше; «высокой» ­ 4 – 5 балла; «низкой» ­ 0 – 2,5 балла.

"Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"

"Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"

"Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"

"Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018