Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
Оценка 4.8
Лекции
docx
библиотека
5 кл—7 кл
06.03.2018
В современных условиях значение терминов "исследование" и "исследовательская деятельность" приобретает несколько иное значение, но в них всё так же присутствует содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Какова же роль школьной библиотеки в организации исследовательской работы в школе?
Сегодня школьная библиотека является основным интеллектуальным и культурологическим центром школы. Для того чтобы решить поставленные задачи, и учащийся, и его научный руководитель используют различные информационные ресурсы, в том числе и школьной библиотеки.Исследовательская работа в школе - это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной тематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Роль школьной библиотеки в организации исследов. деятельности.docx
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХантыМансийский автономный округЮгра
Тюменская область Сургутский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная общеобразовательная школа № 1»
Тема: Роль школьной библиотеки в исследовательской
деятельности учащихся.
Автор: педагогбиблиотекарь
Гриценко Оксана Александровна с.п.Солнечный
2018г.
Исследовательская деятельность в школе – это деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка
проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик
исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его
анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
В современных условиях значение терминов «исследование» и
«исследовательская деятельность» приобретает несколько иное значение, но в них
всё также присутствует содержание, связанное с пониманием исследовательской
деятельности как инструмента повышения качества образования.
Какова же роль школьной библиотеки в организации исследовательской
работы в школе?
Сегодня школьная библиотека является основным интеллектуальным и
культурологическим центром школы. Для того чтобы решить поставленные
задачи, и учащийся, и его научный руководитель используют различные
информационные ресурсы, в том числе и школьной библиотеки. Да, школьные
библиотеки всегда были ресурсными базами в образовании, и одной из функций
библиотек была и остаётся образовательная. А главная задача любой школьной
библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно
воспитательном процессе. Наша библиотека основывает свою деятельность,
исходя из концепции школы, опираясь в своей работе как на традиционные
мероприятия (презентации, выставки, обсуждения), так и на привлечение
учащихся
В первую очередь, надо сказать о художественном фонде библиотеки, который
комплектуется исходя из целей, интересов и задач школы и читателей,
основываясь на принципах содействия образования и самообразования учащихся,
максимального удовлетворения читательского спроса. В распоряжении юных
исследователей находятся книги по различным отраслям знаний и поиск
информации по заданной теме обычно начинают с изучения фонда школьной
библиотеки.
деятельности.
проектной
к
Мы оказываем и методическую и библиографическую помощь учащимся в
работе над исследованием, подбираем книги, журнальные статьи, находим
информацию и иллюстративный материал для работы.
Большое значение мы придаем библиографическому списку используемой при подготовке доклада литературы. Порой, это первый вопрос, который задается
докладчику. К нашему сожалению не все ребята называют книги, для некоторых
ведущую роль в поиске нужной информации играет интернет, а затем литература.
При организации исследовательской работы в школе библиотека выступает
информационным и научнометодическим центром, что обусловлено следующими
обстоятельствами:
наличием в современных школьных библиотеках информационной ресурсной базы
на различных носителях;
высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом школьных
библиотекарей, позволяющим ему оказывать методическую и консультационную
помощь в проведении исследований (в формулировке целей, задач, в составлении
плана работы, подборе методик и т.д.);
активным внедрением ИКТ в работу современных школьных библиотек,
позволяющим библиотекарю оказывать помощь с использованием этих технологий
в оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентаций,
буклетов, рекомендательных списков и т. д.;
возможностью создания банка проектных работ с целью дальнейшего их
использования в порядке ознакомления с опытом исследовательской
деятельности, для разработки и проведения уроков, библиотечных уроков,
массовых мероприятий.
педагогов
и
библиотекаря,
С учетом выше перечисленного можно сказать, что библиотека превращается
в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого
роста
обучающихся.
Принципиально иные подходы к образованию позволяет говорить о развивающем
обучении, развития самостоятельного критического и творческого мышления
учащихся. Для этого современному школьнику при работе над научным
сообщением, исследованием естественно недостаточно только компетенции
учителяруководителя и книг, отражающих одну точку зрения. Необходимо
широкое информационное поле деятельности, различные источники информации,
различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, чтобы полученная
информация побуждала ученика к самостоятельному мышлению, поиску
собственной аргументированной позиции.
Рекомендации квалифицированных сотрудников школьной библиотеки
сводятся к формированию следующих принципов работы с различными
источниками информации:
умение отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных
источников; анализировать полученную информацию;
систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с
поставленной познавательной задачей;
уметь выявлять проблемы в различных областях знания;
уметь выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
уметь делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
уметь генерировать новые идеи,
уметь работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в
сотрудничестве;
владеть искусством риторики и культурой коммуникации.
Все эти умения составляют суть интеллектуального и нравственного развития
наших учащихся, обеспечивающих реализацию идей и целей развивающего обучения в
той концептуальной плоскости, которая существует в нашей школе.
Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия
в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не
только консультанта, но и научного руководителя исследовательских работ
учащихся.
Таким образом, школьная библиотека сегодня является необходимым звеном в
образовательной среде, т.е. библиотека и есть та материальная и духовная среда,
способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Леонтович. А.В. Учебноисследовательская деятельность школьника как модель
педагогической технологии. Народное образование. 1999. № 10.
2.Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для
учителей. М.: просвещение, 1975.
3.Газета " Математика 13,2008г.,№15 2008г. Издательский дом " Первое сентября".
4.
Алексеева Л.Н.Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм
и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003 № 4
5. 2. Гузеев В.В. Пополнение образовательных технологий: Интегральные
технологии // Химия в школе. – 2003. № 10
6. 3. Естественно научные проекты. 10 – 11 классы (Физика. География.
Биология. Химия.) / сост. Демидова М.Ю. – М.: Школьная пресса,
2005. («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3)
7. 4. Еняковская Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.
(библиотека учителя) 8. 5. Немерещенко Л.В., Чайка А.Н., Иванова Л.В. Актуальная тема: Организация
проектной деятельности // Химия в школе. –2005 № 4.
9. 6. Оржевский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности
при обучении химии. М.: ИО СО РАО, 1997.
10.7. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебновоспитательном процессе
школы. // методист. –2004. № 3.
11.8. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном
образовании // Школьные технологии. – 2004. № 4.
12.9. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой
личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 5.
13.Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях
проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. 2005. №
8. С. 611.
14. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология
исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко //
Литература в школе. – 2002. №7. С. 39. N7.
15. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В.
Громова. М. : Чистые пруды, 2006. 32 с. (Бчка "Первого сентября"). ISBN
5966702306.
Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.