Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
Оценка 4.8

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Оценка 4.8
Лекции
docx
библиотека
5 кл—7 кл
06.03.2018
Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
В современных условиях значение терминов "исследование" и "исследовательская деятельность" приобретает несколько иное значение, но в них всё так же присутствует содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Какова же роль школьной библиотеки в организации исследовательской работы в школе? Сегодня школьная библиотека является основным интеллектуальным и культурологическим центром школы. Для того чтобы решить поставленные задачи, и учащийся, и его научный руководитель используют различные информационные ресурсы, в том числе и школьной библиотеки.Исследовательская работа в школе - это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной тематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Роль школьной библиотеки в организации исследов. деятельности.docx
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ханты­Мансийский автономный округ­Югра Тюменская область Сургутский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солнечная общеобразовательная школа № 1» Тема: Роль школьной библиотеки в исследовательской  деятельности учащихся. Автор: педагог­библиотекарь  Гриценко Оксана Александровна с.п.Солнечный 2018г. Исследовательская   деятельность   в   школе   –   это   деятельность   учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. В   современных   условиях   значение   терминов   «исследование»   и «исследовательская деятельность» приобретает несколько иное значение, но в них всё также присутствует содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Какова   же   роль   школьной   библиотеки   в   организации   исследовательской работы в школе? Сегодня   школьная   библиотека   является   основным   интеллектуальным   и культурологическим   центром   школы.   Для   того   чтобы   решить   поставленные задачи,   и   учащийся,   и   его   научный   руководитель   используют   различные информационные ресурсы, в том числе и школьной библиотеки. Да, школьные библиотеки всегда были ресурсными базами в образовании, и одной из функций библиотек была и остаётся образовательная. А главная задача любой школьной библиотеки   является   оказание   помощи   учащимся   и   учителям   в   учебно­ воспитательном   процессе.   Наша   библиотека   основывает   свою   деятельность, исходя   из   концепции   школы,   опираясь   в   своей   работе   как   на   традиционные мероприятия   (презентации,   выставки,   обсуждения),   так   и   на   привлечение учащихся   В первую очередь, надо сказать о художественном фонде библиотеки, который комплектуется   исходя   из   целей,   интересов   и   задач   школы   и   читателей, основываясь на принципах содействия образования и самообразования учащихся, максимального   удовлетворения   читательского   спроса.    В   распоряжении   юных исследователей   находятся   книги   по   различным   отраслям   знаний   и   поиск информации   по   заданной   теме   обычно   начинают   с   изучения   фонда   школьной библиотеки.  деятельности. проектной     к   Мы оказываем и методическую и библиографическую помощь учащимся в работе   над   исследованием,   подбираем   книги,   журнальные   статьи,   находим информацию   и   иллюстративный   материал   для   работы.   Большое   значение   мы   придаем   библиографическому   списку   используемой   при подготовке доклада литературы. Порой,   это первый вопрос, который задается докладчику. К нашему сожалению не все ребята называют книги, для некоторых ведущую роль в поиске нужной информации играет интернет, а затем литература.    При организации исследовательской работы в школе библиотека выступает информационным и научно­методическим центром, что обусловлено следующими обстоятельствами: ­ наличием в современных школьных библиотеках информационной ресурсной базы на различных носителях; ­   высоким   уровнем   профессионализма   и   творческим   потенциалом   школьных библиотекарей, позволяющим ему оказывать методическую и консультационную помощь в проведении исследований (в формулировке целей, задач, в составлении плана работы, подборе методик и т.д.); ­   активным   внедрением   ИКТ   в   работу   современных   школьных   библиотек, позволяющим библиотекарю оказывать помощь с использованием этих технологий в оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентаций, буклетов, рекомендательных списков и т. д.; ­   возможностью   создания   банка   проектных   работ   с   целью   дальнейшего   их использования   в   порядке   ознакомления   с   опытом   исследовательской деятельности,   для   разработки   и   проведения     уроков,   библиотечных   уроков, массовых мероприятий.   педагогов       и библиотекаря, С учетом выше перечисленного можно сказать, что библиотека превращается в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста обучающихся. Принципиально иные подходы к образованию позволяет говорить о развивающем обучении,   развития   самостоятельного   критического   и   творческого   мышления учащихся.   Для   этого   современному   школьнику   при   работе   над   научным сообщением,   исследованием   естественно   недостаточно   только   компетенции учителя­руководителя   и   книг,   отражающих   одну   точку   зрения.   Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники  информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, чтобы полученная информация   побуждала   ученика   к   самостоятельному   мышлению,   поиску собственной аргументированной позиции.  Рекомендации   квалифицированных   сотрудников   школьной   библиотеки сводятся   к   формированию   следующих   принципов   работы   с   различными источниками информации:  умение   отбирать  нужную  (для   определенных   целей)   информацию   из  разных источников;  анализировать полученную информацию;  систематизировать   и   обобщать   полученные   данные   в   соответствии   с поставленной познавательной задачей;  уметь выявлять проблемы в различных областях знания;  уметь выдвигать обоснованные гипотезы их решения;  уметь делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;  уметь генерировать новые идеи,  уметь   работать   в   коллективе,   решая   познавательные,   творческие   задачи   в сотрудничестве;  владеть искусством риторики и культурой коммуникации. Все   эти   умения   составляют   суть   интеллектуального   и   нравственного   развития наших учащихся, обеспечивающих реализацию идей и целей развивающего обучения в той концептуальной плоскости, которая существует в нашей школе. Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской   деятельности. А   библиотекарь  может  выступать   в роли  не только   консультанта,   но   и   научного   руководителя   исследовательских   работ учащихся. Таким образом, школьная библиотека   сегодня является   необходимым звеном в образовательной среде, т.е. библиотека и   есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Леонтович. А.В. Учебно­исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. ­ Народное образование. 1999. № 10. 2.Разумовский   В.Г.   Развитие   творческих   способностей   учащихся.   Пособие   для учителей. М.: просвещение, 1975. 3.Газета " Математика 13,2008г.,№15 2008г. Издательский дом " Первое сентября". 4.   Алексеева Л.Н.Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003 ­­ № 4 5. 2.      Гузеев В.В.   Пополнение   образовательных   технологий:   Интегральные технологии // Химия в школе. – 2003. ­­ № 10 6. 3.      Естественно   ­   научные   проекты.   10   –   11   классы   (Физика. География. Биология. Химия.)   /   сост.   Демидова   М.Ю.   –   М.:   Школьная   пресса, 2005. («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3) 7. 4.      Еняковская Т.М.   Внеклассная   работа   по   химии.   –  М.:   Дрофа,   2004. (библиотека учителя) 8. 5.      Немерещенко Л.В., Чайка А.Н., Иванова Л.В. Актуальная тема: Организация проектной деятельности // Химия в школе. –2005 ­­ № 4. 9. 6.      Оржевский П.А. Формирование у  учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. М.: ИО СО РАО, 1997. 10.7.       Пахомова   Н.Ю.   Проектное   обучение   в   учебно­воспитательном   процессе школы. // методист. –2004. ­­ № 3. 11.8.  Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. ­­ № 4. 12.9.  Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. ­­ № 5.  13.Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях  проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. ­ 2005. ­ №  8. ­ С. 6­11. 14.  Борисенко   Н.А.   Как   мы   работали   над   проектом,   или   Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. ­ №7. ­ С. 39.­ N7. 15. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. ­ М. : Чистые пруды, 2006. ­ 32 с. ­ (Б­чка "Первого сентября"). ­ ISBN 5­9667­0230­6.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.

Роль школьной библиотеки в исследовательской деятельности учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018