Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Оценка 4.6
Книги
doc
русская литература +1
Детсад
05.06.2017
Дошкольный возраст это тот временный промежуток, который большинство детей проводят в условиях дошкольного детского учреждения. А это значит, что специалисты разных уровней, имеющие отношение к дошкольному обучению и воспитанию , не могут не быть обеспокоены вопросом, что можно дать ребенку в это время как, учитывая его особенности, специфику возраста, оказать благотворное влияние на его психическое и личностное развитие. Каким должно и, главное, может быть вмешательство педагогов в естественный ход развития ребенка? Как сохранить его здоровый потенциал? И что предложить ему?
Роль сказки в системе обучения и воспитания.doc
Л.В.Ходарева.
воспитатель высшей категории
ЦРР д/с №45 «Жаворонок»
г. Нерюнгри. РС(Я)
Роль сказки в системе обучения и воспитания
детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст это тот временный промежуток, который большинство
детей проводят в условиях дошкольного детского учреждения. А это значит, что
специалисты разных уровней, имеющие отношение к дошкольному обучению и
воспитанию , не могут не быть обеспокоены вопросом, что можно дать ребенку в это
время как, учитывая его особенности, специфику возраста, оказать благотворное
влияние на его психическое и личностное развитие. Каким должно и, главное, может
быть вмешательство педагогов в естественный ход развития ребенка? Как сохранить
его здоровый потенциал? И что предложить ему?
Первое, на что следует, согласно позиции Л.С. Выготского, обращать внимание в
ходе воспитательного и образовательного процессов, создание и поддержание
соответствующей данному возрасту социальной ситуации развития. Именно она
гарантирует ту систему отношений, которая способствует полноценному развитию
ребенка в дошкольном возрасте. Второе – это такая организация жизни ребенка, при
которой реализуется тип деятельности, являющийся на данном возрастном этапе
ведущим. Третье – к ценностям дошкольного возраста относят тот спектр
психологических новообразований, которые оформляются на данном возрастном
этапе. Это моральные представления, преодоление познавательного эгоцентризма,
формирование произвольности поведения и многое другое. В центре сознания данного
возраста находится память, а к возрастным новообразованиям относится воображение.
Самоценностью дошкольного возраста является необходимость пройти все те
особенности восприятия мира, которыми ребенок обладает на данном возрастном
этапе (1).
Позиция взрослых при этом может состоять в неспешности и ожидании момента,
когда ребенок сполна возьмет все то, что он дожжен впитать в себя на данном этапе. В
качестве оптимальных педагогических условий для реализации потенциальных
возможностей ребенка, для его гармоничного развития называются не форсирование
обучения, направленное на сокращение периода детства, на преждевременное
превращение дошкольника в школьника, а, напротив, широкое развертывание и
максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой,
практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и
со взрослым (2).
Для создания оптимальных педагогических условий в системе воспитания и
обучения дошкольников необходимо использовать феномен сказки. Тяготение ребенка
к сказке естественно. Работая над сказкой, формируя понятия посредством сказки, удается установить связь между видимым и слышимым, между образом и
воплощением, выявить творческие возможности детей, обогащать фантазию,
раскрывать внутренний мир ребенка и воздействовать на него. Сказка помогает
педагогу овладеть психологически и технологически, многими эффективными
методами обучения, которые вне сказки крайне редко используются, например, метод
аналогии, в том числе так называемой фантастической аналогии.
1
Существуя и двигаясь в знакомом сказочном пространстве, среди узнаваемых
образов, ребенок не испытывает напряжения, ему легко. Обучение приобретает такое
свойство, как естественность. Ребенок воспринимает в качестве нормы извлечение
удовольствия и радости из процесса учения. Регулярная работа со сказочным
материалом, как основным источником учебной информации ( и в известной степени
средством формирования учебных умений) способна создать и для педагога то
эмоционально – смысловое пространство, в котором происходит постепенная оценка
ценностей и нахождение новых приоритетов в обучении. Так, обычно заслоняющая
собой все остальное направление на результат сменяется нацеленностью, в первую
очередь, на процесс. Для педагога постепенно становится очевидным: результат, на
который мы выйдем, важен, но значительно важнее то, как этот результат будет
достигнут, как проживает ребенок тот период времени, который потребуется для его
достижения, о чем будет думать и что чувствовать, какие мыслительные и
эмоционально – психические процессы в это время будут происходить. Нацеленность
педагога на процесс передается как ведущая установка ребенку, помогает углублению
контакта между ним и взрослым, что, в свою очередь, способствует изменению
отношения педагога к происходящему на занятии.
Работая по программе: «Школа 2100» я выделила объединение методов,
направленных на развитие ребенка, где возможно воздействие на него посредством
сказки ( «Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», и др.).
1. Введение в художественную литературу (знакомство со сказками, их
разнообразием, и др.).
2. Обучение грамоте (игры с буквами и звуками по сказкам)
3. Развитие речи (обогащение словарного запаса; развитие умений конструировать
предложения по сюжетным картинкам, составлять сказку по кругам Луллия, по
серии иллюстраций совместно с педагогом, с другими детьми и самостоятельно;
варьирование сказочных сюжетов и придумывание новых;
игровое
фантазирование; сочинение сказок об окружающих предметах с родителями).
4. Ознакомление с окружающим миром (формирование представлений о временах
года; о домашних и диких, перелетных и зимующих птицах; о домашних и диких
животных путем детализации сказок, в которых встречаются природные явления,
птицы и животные)
5. Формирование элементарных математических представлений на основе сюжетов
сказок; героев и предметов, их окружающих (образование чисел; сравнение чисел
по величине; форма, размер, цвет предметов, пространственные представления; выявление общих и отличительных признаков предметов; моделирование сказки с
помощью геометрических фигур)
6. Социально – личностное развитие. Работа в этом направлении предполагает
рассказывание сказок и их проигрывание в постановках настольного театра
пальчикового и театра перчаточных кукол, инсценирование сказок. Результатом
такой деятельности является способность детей распознавать эмоциональное
состояние героев и познание своего внутреннего мира, мира чувств и состояний.
Импровизированные игры в уголке «Ряжения» заключаются в том, что ребенок
перевоплощается в выбранный персонаж, отвечает на вопросы, какой он, и может
поверхностно сравнить свои качества с качествами персонажа. Так в раннем детстве
зарождается опыт самопознания. Через сказку дети понимают, где добро и зло, «и со
всей силой непосредственных эмоций встают на сторону добра» (4).
Воздействие сказки на развитие и воспитание ребенка будет усиленно, если в этой
деятельности участвуют родители. Возникла необходимость определенной работы
(пропедевтической) среди пап и мам, из жизни которых исчезли традиции чтения и
рассказывания ребенку сказок, придумывания сказок о своих детях.( Прием
рассказывания сказок, героями которых являются мои маленькие воспитанники, я
часто использую в свободное от занятий время и на занятиях. Дети очень
внимательно следят за развитием сюжета и радуются, когда герои преодолевают все
препятствия.) В ходе бесед с родителями я часто убеждаю их в значимости сказки в
жизни ребенка, даю рекомендации по совместному ( родители – дети)
сочинительству сказок, а также изготовлению поделок по сюжетам сказок. Это дает
хорошие результаты. Так появились авторские сказки « Как Кот спас Петушка»,
«Колобок и Колобчата» и др. В свободное время и на занятиях дети рассказывают
сюжеты из сказки прослушанной «на ночь».
Итак, экскурс в методику взаимодействия со сказкой убеждает в том, что сказка –
это средство приобщения ребенка к культурному пространству и духовному
богатству, накопленному человечеством, «Золотой ключик» к творческому,
созидательному продвижению в пространстве нравственных и эстетических
ценностей.
Примечания
1.Выгодский Л.С. Педагогическая психология, М.,1999.
2.Практическая психология образования. М., 1907. С.128.
3.Сидорчук Т. А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию.
Ульяновск,1997.
4.Дубинина Т.Н.Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. Минск,2002. 3
Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.