Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Оценка 4.6

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Оценка 4.6
Книги
doc
русская литература +1
Детсад
05.06.2017
Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст это тот временный промежуток, который большинство детей проводят в условиях дошкольного детского учреждения. А это значит, что специалисты разных уровней, имеющие отношение к дошкольному обучению и воспитанию , не могут не быть обеспокоены вопросом, что можно дать ребенку в это время как, учитывая его особенности, специфику возраста, оказать благотворное влияние на его психическое и личностное развитие. Каким должно и, главное, может быть вмешательство педагогов в естественный ход развития ребенка? Как сохранить его здоровый потенциал? И что предложить ему?
Роль сказки в системе обучения и воспитания.doc
Л.В.Ходарева. воспитатель высшей категории ЦРР д/с №45 «Жаворонок» г. Нерюнгри. РС(Я) Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста                Дошкольный возраст это тот временный промежуток, который большинство детей   проводят   в   условиях   дошкольного   детского   учреждения.  А   это   значит,  что специалисты   разных   уровней,   имеющие   отношение   к   дошкольному   обучению   и воспитанию , не могут не быть обеспокоены вопросом, что можно дать ребенку в это время   как,   учитывая   его   особенности,   специфику   возраста,   оказать   благотворное влияние на его психическое и личностное развитие. Каким должно и, главное, может быть вмешательство педагогов в естественный ход развития ребенка? Как сохранить его здоровый потенциал? И что предложить ему?       Первое, на что следует, согласно позиции Л.С. Выготского, обращать внимание в ходе   воспитательного   и   образовательного   процессов,   ­   создание   и   поддержание соответствующей   данному   возрасту   социальной   ситуации   развития.   Именно   она гарантирует   ту   систему   отношений,  которая   способствует   полноценному   развитию ребенка в дошкольном возрасте.  Второе – это такая организация жизни ребенка, при которой   реализуется   тип   деятельности,   являющийся   на   данном   возрастном   этапе ведущим.  Третье   –   к   ценностям   дошкольного   возраста   относят   тот   спектр психологических   новообразований,   которые   оформляются   на   данном   возрастном этапе.   Это   моральные   представления,   преодоление   познавательного   эгоцентризма, формирование произвольности поведения и многое другое. В центре сознания данного возраста находится память, а к возрастным новообразованиям относится воображение. Самоценностью   дошкольного   возраста   является   необходимость   пройти   все   те особенности   восприятия   мира,   которыми   ребенок   обладает   на   данном   возрастном этапе (1).      Позиция взрослых при этом может состоять в неспешности и ожидании момента, когда ребенок сполна возьмет все то, что он дожжен впитать в себя на данном этапе. В качестве   оптимальных   педагогических   условий   для   реализации   потенциальных возможностей ребенка, для его гармоничного развития называются не форсирование обучения,   направленное   на   сокращение   периода   детства,   на   преждевременное превращение   дошкольника   в   школьника,   а,   напротив,   широкое   развертывание   и максимальное   обогащение   содержания   специфически   детских   форм   игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослым (2).         Для   создания   оптимальных   педагогических   условий   в   системе   воспитания   и обучения дошкольников необходимо использовать феномен сказки. Тяготение ребенка к сказке естественно. Работая над сказкой, формируя понятия посредством сказки, удается   установить   связь   между   видимым   и   слышимым,   между   образом   и воплощением,   выявить   творческие   возможности   детей,   обогащать   фантазию, раскрывать   внутренний   мир   ребенка   и   воздействовать   на   него.   Сказка   помогает педагогу   овладеть   психологически   и   технологически,   многими   эффективными методами обучения, которые вне сказки  крайне редко используются, например, метод аналогии, в том числе так называемой фантастической аналогии.                                                                                                                                          1       Существуя   и   двигаясь   в   знакомом   сказочном   пространстве,   среди   узнаваемых образов, ребенок не испытывает напряжения, ему легко. Обучение приобретает такое свойство, как  естественность.  Ребенок воспринимает  в качестве  нормы  извлечение удовольствия   и   радости   из   процесса   учения.   Регулярная   работа   со   сказочным материалом, как основным источником учебной информации ( и в известной степени средством   формирования   учебных   умений)   способна   создать   и   для   педагога   то эмоционально – смысловое пространство, в котором происходит постепенная оценка ценностей и нахождение новых приоритетов в обучении. Так, обычно заслоняющая собой все остальное направление на результат сменяется нацеленностью, в первую очередь, на процесс. Для педагога постепенно становится очевидным: результат, на который мы выйдем, важен, но   значительно  важнее то, как этот результат будет достигнут, как  проживает ребенок тот период времени, который потребуется для его достижения,   ­   о   чем   будет   думать   и   что   чувствовать,   какие   мыслительные   и эмоционально – психические процессы в это время будут происходить. Нацеленность педагога на процесс передается как ведущая установка ребенку, помогает углублению контакта   между   ним   и   взрослым,   что,   в   свою   очередь,   способствует   изменению отношения педагога к происходящему  на занятии.       Работая   по   программе:   «Школа   2100»   я   выделила   объединение   методов, направленных на развитие ребенка, где возможно воздействие на него посредством сказки ( «Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», и др.). 1. Введение   в   художественную   литературу   (знакомство   со   сказками,   их разнообразием, и др.). 2. Обучение грамоте (игры с буквами и звуками по сказкам) 3. Развитие речи (обогащение словарного запаса; развитие умений конструировать предложения по сюжетным картинкам, составлять сказку по кругам Луллия, по серии иллюстраций совместно с педагогом, с другими детьми и самостоятельно; варьирование   сказочных   сюжетов   и   придумывание   новых;   игровое фантазирование; сочинение сказок об окружающих предметах с родителями). 4. Ознакомление с окружающим миром (формирование представлений о временах года; о домашних и диких, перелетных и зимующих птицах; о домашних и диких животных путем детализации сказок, в которых встречаются природные явления, птицы и животные) 5. Формирование элементарных математических представлений на основе сюжетов сказок; героев и предметов, их окружающих (образование чисел; сравнение чисел по величине; форма, размер, цвет предметов, пространственные представления; выявление общих и отличительных признаков предметов; моделирование сказки с помощью геометрических фигур) 6. Социально   –   личностное   развитие.   Работа   в   этом   направлении   предполагает рассказывание   сказок   и   их   проигрывание   в   постановках   настольного   театра пальчикового и театра перчаточных кукол, инсценирование сказок. Результатом такой   деятельности   является   способность   детей   распознавать   эмоциональное состояние героев и познание своего внутреннего мира, мира чувств и состояний. Импровизированные   игры   в   уголке   «Ряжения»   заключаются   в   том,   что   ребенок перевоплощается в выбранный персонаж, отвечает на вопросы, какой он, и может                                                                                                                                                    поверхностно сравнить свои качества с качествами персонажа. Так в раннем детстве зарождается опыт самопознания. Через сказку дети понимают, где добро и зло, «и со всей силой непосредственных эмоций встают на сторону добра» (4).    Воздействие сказки на развитие и воспитание ребенка будет усиленно, если в этой деятельности участвуют родители. Возникла необходимость определенной работы (пропедевтической) среди пап и мам, из жизни которых исчезли традиции чтения и рассказывания   ребенку   сказок,   придумывания   сказок   о   своих   детях.(   Прием рассказывания сказок, героями которых являются мои маленькие воспитанники, я часто   использую   в   свободное   от   занятий   время   и   на   занятиях.   Дети   очень внимательно следят за развитием сюжета и радуются, когда герои преодолевают все препятствия.) В ходе  бесед с родителями я часто убеждаю их в значимости сказки в жизни   ребенка,   даю   рекомендации   по   совместному   (   родители   –   дети) сочинительству сказок, а также изготовлению поделок по сюжетам сказок. Это дает хорошие результаты. Так появились авторские сказки « Как Кот спас Петушка», «Колобок и Колобчата» и др. В свободное время и на занятиях дети рассказывают сюжеты из сказки прослушанной «на ночь».    Итак, экскурс в методику взаимодействия со сказкой убеждает в том, что сказка – это   средство   приобщения   ребенка   к   культурному   пространству   и   духовному богатству,   накопленному   человечеством,   «Золотой   ключик»   к   творческому, созидательному   продвижению   в   пространстве   нравственных   и   эстетических ценностей. Примечания 1.Выгодский Л.С. Педагогическая психология, М.,1999. 2.Практическая психология образования. М., 1907. С.128. 3.Сидорчук   Т.   А.,   Кузнецова   А.Б.   Обучение   дошкольников   творческому   рассказыванию. Ульяновск,1997. 4.Дубинина Т.Н.Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск,2002. 3

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017