Роль учителя и родителя в организации исследовательской деятельности учащихся
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
химия
9 кл
22.05.2018
В работе рассказана о работе с учащимися над исследовательскими проектами под руководством учителя и родителя.
Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Для эффективной работы над проектами в МБОУ (1).doc
Змеева Инна Владимировна, учитель химии, МБОУ «СОШ №7»
Роль учителя и родителя в организации исследовательской
деятельности учащихся
Значительное влияние на поведение и деятельность
оказывает то знание, которое самостоятельно
усвоено человеком и связано с открытием
сделанным им самим»
Карл Роджер
Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи
представлены на нескольких уровнях личностном, метапредметном и
предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые
принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими
условиями становления современной личности становятся такие качества, как
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
особо отмечается необходимость вовлечения школьников в
исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых
учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные
знания на практике . Одним из основных направлений образовательного
процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской
деятельности.
Современное образование в последние годы претерпевает множество
изменений. Значительно расширяется объем информации, которую получают
обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики. В
таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к
обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя
системнодеятельностный подход в образовании. Развитие системно
деятельностного подхода возродило интерес к использованию проектной
деятельности в процессе обучения. Использование новой научно
методической основы, развитых информационных технологий позволили
включить этот метод в круг наиболее востребованных образовательных
технологий, без систематического применения которого невозможно
реализовать центральные установки современного образования: «научить
детей учиться». Проектная деятельность дает учителю и ученикам самые
широкие возможности.
Именно исследовательская деятельность является уникальной сферой
развития мотивации ребенка к познанию, сферой самореализации и
личностного роста, предоставления учащимся больших возможностей для формирования исследовательской культуры. В исследовательской
деятельности каждый может продвигаться своим темпом, здесь нет жестких
требований к результатам деятельности в конце занятия. Успехи детей
сравниваются только с предыдущими достижениями. При осуществлении
исследования дети имеют выбор, который создает условия для развития
индивидуальности, учит самостоятельному решению жизненных задач.
Исследовательская деятельность формирует у учеников умения и навыки
практического применения теоретических знаний, развивает мышление,
логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения,
требует освоения различных методов. Поскольку это приобретается на основе
собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.
Для эффективной работы над проектами в МБОУ «СОШ№7» создан в 2007
году клуб «Прометей». Название говорит само за себя .Здесь собираются
учащиеся , учителя и родители у которых горят мысли , энергия. Люди
которые хотят чтото создать, чтото исправить. Конечно, начинать нужно с
малого. Ведь достаточно с 5 класса предложить выбрать ему для какоголибо
исследования и сразу видно у кого глаза горят , мысли бегут вперед. На этих
учащихся сразу обращаешь внимание и начинаешь работать с ними. Сначала
работаем над мини исследованиями, а затем над темой большой
исследовательской работы или проекта.
На первом занятии проводим диагностику учащихся, выявляем тех ребят
которые уже готовы к исследованиями и конечно будут помощниками в
работе.
Диагностика учащихся (выявление склонности к исследовательской и
общественной деятельности)
1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год?
Назовите их.
5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие
и где?
6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее
актуальной (значимой)?
7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какойнибудь проблемы?
8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих
товарищей вы хотели бы провести в рамках школы? 9. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при
организации и проведении проекта?
10. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да / Нет).
Например если пятиклассникам предложить сделать дома геометрические
фигуры, сразу видно творческие работы. Некоторые просто, что бы не
получить «2», вырежут чтото из бумаги, ктото согнет проволоку, а ктото
будет вырезать из дерева, сваривать с родителями из металла. С такими
участниками интересно работать и сразу понятно, что при работе с ними
всегда будет помощь родителей. Живя на Урале, нам очень близки
экологические проекты и работы по исследованию продуктов, которые мы
покупаем в магазине. И здесь нам тоже не обойтись без родителей. Исследуя
воду, ее нужно брать в разных точках Ревды и даже Первоуральска. Исследуя
продукты их нужно покупать в различных торговых точках, чтобы
исследовать марки данной продукции. Исследования ребята часто
проделывают дома, поэтому помощь ,и общение с родителями необходимо и
очень полезно.
Очень было приятно в этом году когда нам с ребятами предложили
поучаствовать в Инжериада УГМК 2018. Ребята сами выбрали направления.
познакомились с руководителем Булатовым Василием Александровичем,
который очень много с нами работал и помогал во всех мелочах.
Конечно много технологий написания исследовательских работ и выбора
учащихся, но результат один. Если ребёнок, родитель и руководитель смотрят
в одну сторону и работают на одной волне, тогда и работа спорится и
исследования хорошие и полезные.
Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную,
активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные
формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы
принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или
иному направлению.
«Оптимизм, настойчивость и успешность!» вот девиз педагога в
совместном с учениками поиске истины.
Роль учителя и родителя в организации исследовательской деятельности учащихся
Роль учителя и родителя в организации исследовательской деятельности учащихся
Роль учителя и родителя в организации исследовательской деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.