формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;
воспитывать уважение к нравственному опыту предста¬вителей старшего поколения;
содействовать углублению моральных знаний школьни¬ков, побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию;
способствовать сплочению детского коллектива.дать детям возможность приобрести социально-культурные знания и опыт
Ролевая игра
«Счастлив тот, кто счастлив дома»
Цель:
формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;
воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
содействовать углублению моральных знаний школьников, побуждать их к анализу
собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию;
способствовать сплочению детского коллектива.
Форма проведения: ролевая игра
Оформление: Презентация, памятки сердечки для учся, шаблоны ваз и цветов,
пословицы, название.
Ход мероприятия:
I.
II.
Приветствие, представление себя.
Организация внимания учся
1.
Интерактивная беседа
1. Притча
Нашу встречу сегодня мне бы хотелось начать с притчи.
Жилабыла на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в
этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы
скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья
была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани,
ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли
молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота,
достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать,
как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, как ты
добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что
то писать.
Затем передал лист владыке. Владыка взял бумагу и стал разбирать каракули
старика. Прочитал и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ,
ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз
ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка и спросил:
И все?
Да, ответил старик, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав,
добавил: И мира тоже».
Учитель: Для каждого из нас семья играет важную роль в жизни. Хорошая дружная семья
– не результат удачи или везения. Даже сильное и глубокое чувство надо беречь, укреплять
и развивать. Раздражительность, грубость, взаимные упреки могут отравить жизнь даже
любящим друг друга людям. И сегодня мы попробуем выяснить из чего складывается
семейное счастье и что каждый из вас может сделать, чтобы в доме царили мир и лад.
А чтобы наш разговор получился мы с вами разделимся на семьи. (деление на семьи)
12.
Работа с пословицами
Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Счастлив тот, кто счастлив дома”? А что
это повашему значит? (отвечают)
– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где
его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и
уютно. С давних времен, самыми близкими людьми члены одной семьи. Недаром у всех
народов есть пословицы и поговорке о семье, о домашнем очаге, об отношениях между
родственниками. Давайте и мы обратимся к народной мудрости. Задача наших команд
собрать пословицу и объяснить.
Работа с пословицами.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
В гостях хорошо, а дома лучше.
III.
Воспитывающие ситуации
Учитель: К счастью, есть и в наше время семьи, в которых дети считают родителей
друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.
Всетаки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же
удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в
нескольких ситуациях.
Ситуация 1
(Тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама и
сестра хлопочут на кухне, старший брат делает домашнее задание. Младший сын
играет в новую компьютерную игру. Дедушка с бабушкой смотрят телевизор. )
Вдруг мама заглядывает в комнату и строгим голосом говорит:
Мама. У нас закончился сахар. Нука, бросай своих монстров и в магазин!
Сын: Ау меня самый сложный уровень! Пусть брат сходит!
Брат: Я делаю уроки!
Сын: Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем!
Мама: Что? Может быть мне тоже готовить только то что я ем сама?
(мама обиженно уходит на кухню, все укоризненно смотрят на мальчика)
Дедушка: Как тебе не стыдно! Нука марш в магазин!
Сын: Дедушка мне некогда!
Ситуация 2
(Дедушка с папой играют в шашки, мама гладит белье, бабушка вяжет. Сестра
пыталась отогнать братьев от компьютера, жалуется бабушке.)
Бабушка. Пожалуйста, уступите сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь.
Младший брат: Не могу. У меня важное задание в игре!
Бабушка. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.
Папа: Сейчас я ваш компьютер вообще выкину!
Старший брат: Компьютер вообще – то мне подарили, я и буду им распоряжаться.
Может и от руки написать подумаешь, реферат!
Мама: А может быть и вы займетесь уроками?
2Братья: ( сестре) Ну вот все изза тебя!
Ситуация 3
(Мама смотрит телевизор с бабушкой, внук с дедушкой играют в шашки, папа читает
газету, старший брат читает книгу. Входит дочь.)
Дочь: Мама, папа! В субботу будет дискотека. Я пойду?
Бабушка с дедушкой: Что???
Папа: Нет!
Дочь: Почему это нет? Я уже достаточно взрослая.
Мама: Ну во – первых, ты не такая уж и взрослая…А во – вторых, нет!
Дочь: Всех пускают уже давно, а меня нет!
Мама: А зачем мне все? Ты наша дочь и мы переживаем за тебя!
Дочь: И что мне теперь всю субботу смотреть с Вами телевизор???
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
IV.
Практикум
Учитель. Каждый из вас в будущем создаст свою семью, отношения, в которой Вы,
наверное, постараетесь построить на общепринятых ценностях таких как:
взаимопонимание, доброта, верность, терпение, любовь, уют и др.. И, конечно, все мы
мечтаем, что наша семья будет счастливой.
1.
«Кристаллики счастья» (ваза с цветами)
Семья – это счастье, а счастье стекло,
Стеклянному счастью разбиться легко.
Как хрупкую вазу и нежный букет
Семью берегите, живите без бед.
Добро, теплоту и уют сохраняйте,
Надежду, любовь никогда не теряйте.
Для счастья семейного надо трудиться,
И в доме тепло очага сохранится.
Сейчас вы в командах слова подберите,
Кристаллики счастья семьи соберите.
Получаться вазы для крепкой семьи
Пусть символом счастья пребудут они.
А сейчас я предлагаю вам собрать свою семейную вазу. Вам нужно сложить ее из тех
слагаемых семейного счастья, которые, по – вашему мнению, являются наиболее
важными.
(творческая работа по группам)
2. Микроитог
Презентация. Советы детям.
V.
1. Любите, цените и берегите своих родителей. Это самые близкие и родные вам люди. Их
никто не заменит.
2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт вам радость.
3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы ваши родители были
спокойны и счастливы. Это зависит от вас.
34. Старайтесь следовать совету Марины Цветаевой: «НЕ слишком сердитесь на родителей,
помните, что они были вами, а вы будете ими».
(Сердечки раздать)
VI.
Итог
1.
2. Пожелания ( под музыку)
Рефлексия (Я постараюсь…, я задумаюсь над…, я буду помнить…)
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
4