Рольживотных, грибов и бактерий в сообществе
Оценка 5

Рольживотных, грибов и бактерий в сообществе

Оценка 5
docx
23.04.2020
Рольживотных, грибов и бактерий в сообществе
12..docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.

Цель урока: формирование представления о животных как потребителях, а о грибах и бактериях как разрушителях органического вещества, о круговороте веществ в природном сообществе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийная установка, электронная презентация в программе PowerPoint, электронный диск – приложение к учебнику, раздаточный материал: карточки с заданиями для парной, групповой и индивидуальной работы.

Задачи урока (образовательные, воспитательные и развивающие) отражены в планируемых результатах.

Планируемые результаты:

Предметные:

Приводить примеры грибов и животных.

Составлять пищевую цепь

Определять место растений, животных, бактерий и грибов в пищевых цепях.

Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.

Личностные:

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;
  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия:

регулятивные

  • умеет самостоятельно определять цели своего обучения,
  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

владеет основами самоконтроля, самооценки

познавательные

  • ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности,
  • развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

  • организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать инди­видуально и в паре.
  • слушать и понимать речь других;

 

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

 Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный этап.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания

Настраиваются на урок

Личностные: самоопределение обучающихся в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований и выработке внутренней готовности к их реализации. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем.

2

Проверка усвоения пройденного ранее материала.

Беседа. Демонстрация слайда с фото различных сообществ. Вопросы: Что вы видите на фотографиях?

А как можно назвать лес, луг, болото, тундру?

Какие организмы объединяют в природные сообщества?

А что еще входит в природное сообщество кроме живых организмов?

Какая часть природного сообщества самая главная?

А почему растения самые главные?

Предполагаемые ответы: луг, лес, смешанный лес, хвойный лес, болото, поле

Природные сообщества.

Растения, животные, грибы, бактерии

 

Территория, на которой они обитают, условия неживой природы.

Растения, их объединяют в растительное сообщество.

Они создают органические вещества с помощью солнечной энергии, дают кислород, предоставляют убежище.

Личностные: Самоопределение к учебной деятельности. Познавательные: обобщение полученных знаний. Коммуникативные: выражение в ответах своих мыслей. Метапредметные: графическое отображение информации, сопоставление, классификация объектов. Коммуникативные: совместная работа в паре, учет мнения одноклассника, умение обосновать свое мнение, умение задать вопрос. Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний, анализ причины допущенных ошибок.

Предлагает задание на карточке №1 дляработы в парах

  1. Установить соответствие между понятием и определением.
  2. Установить соответствие между названием сообщества и преобладающими жизненными формами растений
  3. Разделить природные сообщества на 2 группы

Выполняют задания, уточняют у учителя, правильно ли поняли задания, советуются друг с другом.

1) Самостоятельно соединяют ячейки таблицы линиями;

2) Самостоятельно соединяют ячейки таблицы линиями;

 

3) Делят на группы, стрелками в таблице показывают, в какую группу относят сообщества.

Демонстрирует слайды презентации для самопроверки.

Осуществляют самопроверку, оценивают проделанную работу, корректируют знания, анализируют причину ошибки.

3.

Постановка проблемы, цели, задач урока

Учитель рассказывает сказку и задает вопрос: Что мог ответить отец леса иве?

 

Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

А какие цели и задачи перед нами стоят?

Уточняет или исправляет ответы учащихся.

Показывает слайд с темой и задачами урока.

Слушают сказку, выдвигают предположения: в лесу важны не только растения, но и животные, и грибы, и бактерии, все они не могут существовать друг без друга.

Тема: Роль животных, грибов, бактерий в природном сообществе

Узнать, что делают в сообществе животные, грибы, бактерии, как они связаны друг с другом, как помогают друг другу и растениям.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

4.

Открытие новых знаний.

Беседа. Какое значение имеют животные?

Предполагаемые ответы: поедают растения, помогают им расселяться и укореняться, удобряют и рыхлят почву, опыляют растения, переносят семена.

Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний, анализ причины допущенных ошибок.

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов

осознанное построение речевого высказывания. Метапредметные: умение делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. Анализ и сопоставление характеристик.

Дает задание для самостоятельной работы: прочитать на с.32 учебника статью «Сообщество грибов и бактерий», предлагает ответить на вопросы:

  1. Какова роль грибов и бактерий
  2. Что произойдет, если исчезнут все грибы и бактерии?

Изучают текст,

Отвечают: Разлагают остатки растений и животных, перерабатывают, создают гумус, повышают плодородие почвы.

Бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые нужны растениям. Если исчезнут бактерии и грибы, то скоро закончатся минеральные вещества, и растения погибнут. Все будет покрыто трупами.

Задание для самостоятельной работы: прочитать на с. 33 статью «Круговорот веществ», подготовить ответы на вопросы: какие группы организмов есть в сообществе, и какова их роль?

 

 

 

Задает вопрос, отрицательна ли роль разрушителей. Уточняет, что это важная и нужная роль в сообществе.

Читают, находят нужную им информацию, называют группы организмов и какую роль они играют: производители – растения, создают органические вещества из неорганических

Потребители – животные, потребляют готовые органические вещества

Разрушители – грибы и бактерии, разлагают органические вещества до неорганических.

Возможен ответ, что разрушители вредны.

Раздает карточки №2, объясняет задание: создать схему круговорота

Показывает слайд с карточкой для самопроверки.

Групповая работа. Записывают, кто относится к названным группам организмов. Стрелками разного цвета показывают переход органических и минеральных веществ, изображают условные знаки, проверяют правильность. Корректируют.

Демонстрация анимации «Круговорот веществ» (диск – приложениие к учебнику).

Смотрят и комментируют.

Учитель сообщает, что между организмами существуют очень тесные взаимосвязи, главные из которых – пищевые. Их можно выразить в виде пищевых цепей.

Демонстрирует таблицу и поясняет правила составления цепей:

Запись слева направо, стрелки показывают переход вещества и энергии, начинают цепь с растения или с опавших листьев. С животного начинать цепь нельзя! Показ слайда с образцом цепи: клевер, гусеница, синица, ястреб

Слушают и запоминают.

5.

Физкультминутка

Учитель предлагает ученикам повторить за персонажем и его заданиями с проектора.

Учащиеся повторяют упражнения предложенные им.

6.

Первичное закрепление

Раздает карточки №3. Осуществляет помощь дифференцированно.

Выполняют тестовые задания по карточке №3 индивидуально, осуществляют взаимопроверку с помощью слайда с правильными ответами, оценивают работу соседа по предложенным критериям.

Просит поднять руку тех, кто получил «5» и т.д. Кто не справился – еще раз нужно проработать текст №11.

Оценивают свой результат. Пытаются проанализировать причины ошибок.

7.

Домашнее задание.

текст №11, на выбор – составить кроссворд по изученным темам или сочинить экологическую сказку.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Личностные УУД: Самоопределение.

8.

Рефлексия.

Предлагает проверить, выполнили ли поставленные задачи (слайд с задачами),

Предлагает поднять руку, кому урок понравился, спрашивает, что понравилось больше всего, у кого задания вызвали затруднения и какие?

Оценивают свои достижения и высказывают отношение к уроку.

Регулятивные УУД: самоанализ

Личностные: самооценка, освоение начальных форм познавательной и личностнойрефлексии, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1..

Экологическая сказка.

Я расскажу вам историю, которая может приключиться с тем, кто считает себя самым главным и забывает о других.

Жила-была в лесу красавица – Ива. Она меняла свои наряды: весной ее изящные тонкие ветви покрывались пушистыми белыми шариками, потом они становились солнечно-желтыми и благоухали. Летом ее платье было ярко-зеленым и шелестело на ветру, осенью наряд становился коричневым, а зимой был серебристым и сверкал на солнце.

Однажды Ива как обычно любовалась собой, а вокруг кипела жизнь: жужжали трудолюбивые пчелы и шмели, топали зайцы, пищали птенцы в гнездах, шуршали в земле черви и многоножки, скрипели грибы, оплетая почву своей грибницей, трудились бактерии.

Надоело Иве, что все заняты своими делами, и никто не восхищается ее красотой. Топнула она своими корнями, прогнала она всех прочь: «Убирайтесь, мне никто не нужен!»

И не осталось рядом с Ивой ни одной живой души. Только очень скоро стало от этого Иве не просто одиноко, а совсем плохо. Поборола тогда она свою гордость и обратилась к старейшему и мудрейшему дереву – Отцу Леса с вопросом, что же с ней случилось. Отец Леса объяснил глупой Иве ее ошибку, она заплакала и попросила у своих соседей прощения. Вернулись все соседи и стали опять вместе жить-поживать.


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Методы обучения: Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый

Методы обучения: Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый

Какая часть природного сообщества самая главная?

Какая часть природного сообщества самая главная?

Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Задает вопрос, отрицательна ли роль разрушителей

Задает вопрос, отрицательна ли роль разрушителей

Учитель предлагает ученикам повторить за персонажем и его заданиями с проектора

Учитель предлагает ученикам повторить за персонажем и его заданиями с проектора

Приложение 1.. Экологическая сказка

Приложение 1.. Экологическая сказка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.