Урок 88.
Роман «Война и мир». Многозначность названия, история создания.
Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. С 1863 по 1869 год.
5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».
О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.
Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки.
· Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. (От этого первоначального замысла осталось 3 главы.)
· Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году – эпохе восстания декабристов.
· Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года.
· Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека в глубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.
Три поры написания романа:
1856 (амнистия декабристов)-1825 (время заблуждений и несчастий) – 1812 (война народная. «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 года») – 1805 (« Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама»+мемуары декабристов: Якушкин, Глинка, Давыдов)
Свой замысел – запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны – Толстой назвал «Три поры». (Было еще одно название: «Все хорошо, что хорошо кончается.».)
· Первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года.
· Вторая пора – это 20-е годы с их главным событием – восстанием 14 декабря 1825 года.
· Третья пора – 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России.
Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. «Война и мир», по утверждению Л.Н. Толстого, – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.
Впервые название романа «Война и мир», как название было написано так: «Война и мiр» , т.е общество , мир в широком смысле. Толстой писал не семейную хронику, а исторический роман, писал историю народа. Секретарь и биограф Толстого Гусев Н.Н. высказал предположение, что название романа , вероятно, навеяно словами летописца Пимена из Пушкинского «Бориса Годунова»:
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь
Войну и мир, управу государей…
На протяжении первого года работы Толстой напряженно трудился над началом романа. По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа. В основе замысла произведения лежал глубокий интерес Толстого к истории, к философским и общественно-политическим вопросам. Произведение создавалось в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса той эпохи – о роли народа в истории страны, о его судьбах. Работая над романом, Толстой стремился найти ответ на эти вопросы.
Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, – указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, – я люблю до малейших подробностей быть верным действительности». Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. В книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.
Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма и т. д. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.
При создании романа Толстой пользовался мемуарами современников и участников Отечественной войны 1812 года. Так, из «Записок о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения», писатель заимствовал материалы для сцен, изображающих Москву в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу парти- занских сцен «Войны и мира»; в «Записках Алексея Петровича Ермолова» писатель нашел много важных сведений о действиях русских войск во время их заграничных походов 1805–1806 годов. Много ценных сведений Толстой обнаружил и в записях В.А. Перовского о его пребывании в плену у французов, и в дневнике С. Жихарева «Записки современника с 1805 по 1819 год», на основе которых в романе описана московская жизнь той поры.
Работая над произведением, Толстой также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года. Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно изучил неопубликованные документы (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). Здесь же он познакомился с письмами фрейлины императорского дворца М.А. Волковой к В.А. Ланской, письмами генерала Ф.П. Уварова и других лиц. В письмах, не предназначавшихся для печати, писатель находил драгоценные подробности, изображавшие быт и характеры современников 1812 года.
Жанровые особенности.
Роман «Война и мир» – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России В романе-эпопее 569 персонажей. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом , писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.
Долго не мог определить Толстой жанр своего романа и возражал против названия его романом. Просто книга – как Библия.
«Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» - есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».(Л.Н.толстой)
Н. Страхов: «…Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника., это хроника семейная…это быль, и быль семейная».
И.С.Тургенев:оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов»
В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как роман-эпопе
«Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка рзвитие действя, кульминация, развязка – для всего этого и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.
Признаки эпопеи:тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание – моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности. Патриотизм…прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению»
Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.
В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.
Оказываясь рядом в те или иные мгновения своей жизни, совсем не похожие друг на друга люди неожиданно помогают самим себе лучше понять все оттенки чувств и мотивы поведения. По мере развития действия романа мировоззрение героев меняется или постепенно углубляется. Триста тридцать три главы четырех томов и двадцать восемь глав эпилога складываются в четкую, определенную картину.
«Эпопеей нашего времени» назвал роман Белинский. Толстой отказывался давать ему жанровое определение:
Вопросы, поставленные Толстым, велики потому, что обращали читателя к размышлениям нравственным, а Толстой велик потому, что весь сосредоточен на нравственных проблемах, возвращая читателям величие и красоту нравственности, о которой было впервые заявлено в священном писании и котором русское общество забыло.
С какой же высоты Толстой пытается разрешить все нравственные вопросы?
У каждого писателя своя нравственная высота. У Пушкина - это закон чести (Береги честь смолоду), у Лермонтова - постоянная готовность к битве за свободу личности, у Гоголя — «живая человеческая душа», преодолевшая власть материальных мелочей быта; у Тургенева — классическая гуманистическая культура; у Некрасова — красота гражданского подвига; у Достоевского — евангельский Христос и закон совести; а у Толстого — это народно-демократический идеал простоты, добра и правды, высказанный в 3-м томе «Войны и мира» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет_простоты, добрали правды!».
Эта исконная народная правда стала нравственной позицией Толстого, его отношением к жизни. Она явилась тем художественным цементом, который скрепил весь разнородный материал всех 4-х томов эпопеи. Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной простоте, добру и правде. Толстой считал, что приближение к этому идеалу возвышает и облагораживает человека, а отдаление — опустошает и превращает в «'мертвую душу». '
Отсюда главная мысль «Войны и мира»: «Если в Анне Карениной» я люблю мысль семейную, то в «Войне и мире» — мысль народную». Что это значит? Имеется в виду не только подвиг народа в 1812 г., но главное — что правда и смысл бытия —.в простой, естественной, незапутанной жизни русского деревенского мужика, в сельской общине, в крестьянском миру.
Отсюда появляется новый смысл слов «война» и «мир» в заглавии
МИР |
ВОЙНА |
Мир, во-первых, — это не только перерыв между боями и не только тишина после боя, но это крестьянский мир и крестьянская община, которая потому стала идеалом Толстого, что в' ней не было социального принуждения, не было власти одних и подчинения других, а было полное социальное равенство, опирающееся только на нравственные основы (проблема власти для Толстого в «Войне и мире» — одна из важнейших) |
|
. Значит второй смысл слова «мир» — равенство людей |
, а «война» соответственно. — это принуждение, неравенство и наличие власти |
В-третьих, крестьянский мир стал идеалом Толстого не только благодаря простоте и равенству, но и благодаря единству, братству, способности к самоотречению ради коллектива, |
|
значит, третий смысл «мира» — это единство и братство |
, а «война» - это обособленность, разобщенность, разъединенность, заставляющая нередко воевать людей за свои корыстные интересы, которые они пытаются утвердить с помощью лжи, коварства или силы. |
|
Примером «воины» в романе является сцена борьбы за портфель между князем Василием Курагиным и матерью Бориса Друбецкого, (в портфеле находилось завещание умирающего графа Безухова — отца Пьера). |
|
Эти люди высшего света, никогда не участвовавшие в боях, являются людьми «войны», поскольку им свойственно хищно-агрессивное отношение к жизни, значит, «война» ,в третьем смысле – это разъединение людей, воюющих друг с другом за богатство, карьеру и власть. |
Русские люди, совершающие подвиг, не нуждались в разговорах об отечестве и верности царю, о патриотизме и геройстве. В этом смысле «Война и мир» противоположна лермонтовскому «Бородино», в котором полковник, «сверкнув очами», произносит перед солдатами речь с призывом умереть за царя. Вспомним, что и Андрей Болконский, имеющий тоже звание полковника, во время Бородинской битвы сначала считал «своей обязанностью возбуждать мужество солдат и 'показывать им пример». Но потом понял, что ему нечему их учить. Толстой подчеркивает, что официальные патриотические фразы чужды людям, воюющим за свою землю и свободу. Например, Тихон Щербатый, услышав от Денисова слова о «верности царю и Отечеству» и ненависти к французам, которую должны «блюсти сыны России», был даже испуган. Любимые герои Толстого также не склонны произносить высокие книжные слова. Толстой отказывается при изображении войны от привычного слова «герой». По его мнению, «для художника не может быть и не должно быть героев, а должны быть люди». Слово «герой» у Толстого произносят либо дети (Петя Ростов и Николенька Волконский), либо с его помощью оцениваются люди наполеоновского склада. Ни Тушин, ни Тимохин, ни Кутузов героями нигде не названы.
|
|
Отсюда пафос всего романа, сформулированный Луначарским: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица романа показывают, что человек подходит или отходит от этой правды. Итак, Толстой утверждает общение и единение людей и отрицает разобщение и разъединение». Вот почему, хотя Толстой очень любит русский народ и всегда приветствует его победы, все-таки ему дороже сцены не побед, а перемирия, сцены братания, когда люди, преодолевая национальные, возрастные, географические и социальные барьеры, видят в другом просто человека, которому может быть больно, холодно или голодно.(мальчик-француз)
|
Кроме этих, уже названных смыслов слов «мир» и «война» , можно выделить еще несколько значений.
|
Война-это расчетливое, рассудочное отношение к жизни при отказе от искренних эмоциональных порывов.(не случайно Наташе Ростовой не нравился Долохов, потому что у него все заранее рассчитано; Кутузов не любил штабную науку и штабы, потому что они игнорировали живое богатство человеческого поведения, исходя только из рассудка. |
|
А рассудочное мироотношение «рождает склонность к актерству, к ролевому поведению», к внешней парадности, т.е. к показухе., которую так любят наполеоны всех мастей и Курагины. Смысл войны – это актерство, показуха, перевес внешней формы над внутренним содержанием. |
|
Войной является и высокомерное отношение ко всему обыкновенному, будничному, незаметному, что свойственно даже князю Андрею, который никак не мог примириться с тем, что совершивший подвиг капитан Тушин имел простую и даже неказистую внешность и не обладал красноречием; не случайно князь Андрей поначалу тянулся к славе Наполеона: ему долгое время нравился блеск Бонапарта, эффектность Сперанского.
|
|
Войной является неспособность части людей поставить интересы общие выше собственных, т.е. неспособность к самоотречению ради высших ценностей (ради страны, земли, ради народа). Это свойственно почти всем людям высшего света. А Наташа» психологически близкая к народу, умеет потребовать подводы для раненых, отказаться от собственного добра.
|
|
Наконец, «Войной» можно назвать отсутствие у части людей ощущения своей "связи со всем миром, с народным целым, с мировой справедливостью, с высшей волей или с мировой судьбой, а также отсутствие ощущения своей личной причастности и зависимости от этого народного целого, от мировой судьбы. |
мир –и десятеричная
–не война.
Мiр - i – восьмеричная – народ, вселенная
Можно сказать, что категория мировой судьбы является высшей точкой в структуре «Войны и мира», а отношение каждого из 569 действующих лиц к этой высшей точке (мировой судьбе) и является главной проблемой романа, т. е. зависит человек от мировой судьбы или считает себя свободным — это проблема свободы и зависимости — является центральной, которую и рассматривает Толстой во всех философских отступлениях.
В зависимости от этого признания или непризнания каждым героем своей связи и зависимости от судьбы Толстой распределяет _всех героев по 2-м полюсам: полюс «войны» и полюс «мира», что и выдвигает в качестве, главного принципа композиции принцип контраста, или антитезы.
Высшим выражением полюса мира является кутузовское и каратаевское начало, к которому тяготеют все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и народ в целом.
А высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало (фамилия Курагины происходит от слова «куражиться», издеваться над людьми). К «войне» относятся Друбецкие, Берг, все окружение Александра 1 и Наполеона, все (кроме 2-х) гости салона А. П. Шерер, все штабные офицеры и все светское дворянство.
У людей «мира» внутреннее содержание преобладает над внешней формой, их можно назвать людьми долга и чести ('.пример — Наташа-мать в эпилоге).
У персонажей «войны» форма преобладает над содержанием, их можно назвать людьми карьеры, жажды богатства и жажды власти. Это люди, у которых нет души, и поэтому Толстой -«исследует у них «диалектику души», а .только — диалектику поведения.
И только два героя (князь Андрей и Пьер) жестко не прикреплены ни к одному из полюсов. Находясь в постоянной динамике, они мучительно, сквозь срывы, разочарования, душевные тупики и духовные кризисы пробиваются от «воины» — в начале — к народной простоте, добру и правде – в финале, т.е.е от бонопартизма – к «миру».
Такое строгое распределение всех героев по двум противоположным полюсам показывает четкое различие Толстым двух главнейших нравственных начал — добра и зла — и является одним из признаков эпопеи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.