Урок литературы в 7 классе №44
Тема: Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш»
Цель: проанализировать рассказ М. Горького о «Данко», «Челкаш» и научить находить смысл, заложенный автором.
а) Образовательные: научить учащихся давать характеристику персонажам, определять части сюжета в тексте; сформировать навыки определения в тексте произведения изобразительно-выразительных средств, а также их назначения; работа с учащимися над литературоведческим понятием легенды.
б) Развивающая: развивать связную речь учащихся; развивать логическое мышление; развивать умение выражать свои мысли.
в) Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родной литературе и потребность чтения художественного слова; воспитать через анализ легенды уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, самоотверженности, добру, служению людям.
Ход урока
Есть только две формы жизни: гниение и горение.
Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые--вторую.
М.Горький
Человека, человека сильного ждет земля, весь земной шар.
М. М. Пришвин
1.Оргмомент.
1. Вступительное слово
Учитель: Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу “Старуха Изергиль”. Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький.
Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно кончающегося смертью.
“Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него”.
Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные наблюдения.
“Человек рассказывающий” – вот кто поразил юного Пешкова. Что бы не передавалось изустно – сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда являлось созданием какого-то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в человеке – способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М.Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений. (“Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”, “Челкаш”).
Есть одна особенность этих произведений – установка на предельно обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта – гордость, честность, трусость, благородство.
Герой – повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии – пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного.
Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.
2. Рассказ “Старуха Изергиль”
– Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма:
1. У героя два мира – идеальный и реальный.
2. Яркость образов.
3. Необычность событий.
4. Гиперболизация качеств.
5. Патетика.
6. Загадочный пейзаж.
– В какое время суток
происходят события в рассказе? Почему? (Ночью, это самое таинственное
время суток.)
– Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море, искры, небо,
ветер, тучи, луна.)
– Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (Эпитеты,
олицетворение, метафору.)
– Почему именно таким показан пейзаж в природе? (Природа показана
одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна.
Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его
желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе –
сильные, красивые, свободные.)
– Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой
автором композиционной формы. (Рассказ старухи о своей жизни обрамлён
двумя легендами. В них героиня рассказа выражает своё представление о людях, о
том, что считает ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным ценностям и мы
можем судить о героине рассказа.) Мы вернёмся к этому вопросу, когда
будем говорить о жизни Изергиль.
3. Легенда о Ларре (пересказ)
– Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу – тень Ларры.)
– В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.
– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он таким родился, он – сын орла.)
– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный “зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса одобрили решение племени.)
– А что добавила Изергиль непосредственно от себя? (“Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди”.)
– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? (Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива.)
– Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова – гордость и гордыня. Запишите.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.
– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: “И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота”. Следовательно, она осудила и самоё себя.)
4. Легенда о Данко (пересказ)
– Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе.)
– В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко.)
5. Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
6. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.
– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.)
– Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.)
– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные.
7. Рассказ о жизни Изергиль
– Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.
– Какая она, Изергиль? (Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ).
– К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют).
– Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).
– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.
– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня?
– Докажите примерами из текста позицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. “И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.”И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини – её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)
– Итак, композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.
– Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)
– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу “Старуха Изергиль”. Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.
8. Домашнее задание: читать стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маковским летом на даче»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.