Российский опыт взаимодействия СКИ по формированию региональной идентичности младших школьников
Кондрашина Наталья Леонидовна
ЦРТДЮ города Кирова, методист
В современной России вопросы формирования региональной идентичности младших школьников глубоко осознаются на государственном уровне. В основе этого социокультурного феномена лежат корневые аспекты самовосприятия личности. И здесь на первый план выходит народная художественная культура, которая воспринимается как целостный этнокультурный комплекс, оказывающий огромное влияние на воспитательное и социально-культурное развитие подрастающего поколения в многонациональном государстве.
Народная культура по праву считается одним из базовых элементов, формирующих фундаментальные социальные ценности детей младшего школьного возраста, такие как любовь к Родине, своему народу, семье, гордость за великие достижения соотечественников. Значение этого слоя нематериального культурного наследия многочисленных российских народов нельзя недооценивать, поэтому, как уже было указано выше, на государственном уровне этому вопросу уделяется большое внимание. Так, в основах государственной культурной политики, основными задачами в области культурного наследия народов Российской Федерации определяются:
- утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития;
- поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации;
- практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц; совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов;
- создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия;
- сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности;
- систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе;
- повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма;
- поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия[1].
Отношение к формированию гражданской и этнокультурной идентичности сегодня – основополагающий фактор культурной политики современной России.
Документ «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», определяет как угрозу безопасности в области культуры «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры». В соответствии с этим документом основными целями государственной культурной политики являются:
- формирование гармонично развитой личности;
- укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
- укрепление гражданской идентичности;
- создание условий для воспитания граждан;
- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
- передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;
- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
- обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям[2].
Руководители, мастера и педагоги большого количества студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, возникших в последние годы ведут работу по формированию региональной и этнокультурной идентичности детей младшего школьного возраста, посредством активного поиска форм и методов передачи российских культурных ценностей детям, подросткам, молодежи и взрослым людям. На «помощь» общине, семье в деле укрепления и трансляции региональной идентичности пришла школа, система культуры и образования, сеть специализированных внешкольных учреждений социально-культурной сферы, средства массовой коммуникации. Каждый из них вырабатывает свои механизмы включения человека в творческий процесс и в процесс мотивации к познавательной деятельности к истории и культуре родного края, в каждом из них складывается собственная технология и методика развития человека средствами народной культуры.
Анализ взаимодействия социально-культурных институтов по формированию региональной идентичности в России, показал ряд проблем и тенденций развития этой работы.
Так, формирование региональной идентичности младших школьников, как уже было сказано выше, осуществляют различные социально-культурные институты это школа, учреждения культуры, спорта и дополнительного образования, общественные организации, СМИ и т. д. Но именно в семье закладывается основа нравственности личности. Её можно считать своего рода первичной средой, которая приобщает ребенка к опыту конкретного общества, и именно она формирует представления о родной культуре, о Родине вообще, о формах поведения, важных для нормальной жизни человека в обществе. Также важно, чтобы ребенок не только механически усваивал и воспроизводил определенные образцы, а мог трансформировать их в наполненный личностный смысл, ценность, проявляющиеся в индивидуальных формах личностного и социального поведения. Собственно семья – это не пассивный транслятор социальных ролей и поведенческих шаблонов, она проявляет их в индивидуальном жизненном опыте каждого поколения, формирует собственные уникальные внутрисемейные представления о том, что такое семья, малая Родина, Отечество. Этим задаётся уникальный ориентир процесса региональной идентификации каждого конкретного ребенка.
Однако, в настоящее время, есть достаточно серьезные проблемы приобщения родителей к формированию региональной идентичности ребенка. Поэтому, необходимо заниматься серьезной целенаправленной подготовкой родителей на базе учреждений культуры, образования, физической культуры и спорта с целью определения стратегии комплексного воспитания с множеством общих целей, а в случае необходимости, ее корректировка. На социально-культурные институты ложится важнейшая задача повышения педагогического потенциала семьи и развития ее социализирующей роли, оказание квалифицированной своевременной помощи родителям в воспитании детей.
Учитывая тот факт, что формирование региональной идентичности призвано обеспечивать интеграцию, целостность и единство самосознания и самовосприятия личности как члена поликультурного общества на основе освоения системы нравственных общечеловеческих ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
В свою очередь, учреждения образования, на концептуальном уровне декларируют, что «центральной задачей современной российской школы, которая обеспечивает социально-культурную модернизацию российского общества, должна стать задача воспитания ответственного гражданина. Именно школа является сосредоточением не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни детей и подростков» [3].
В соответствии с концепцией развития дополнительного образования детей, этому социально-культурному институту также отводится значительная роль в формировании региональной идентичности. В ней обозначено, что «в современных условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» [4].
Учреждения культуры, в отличие от образовательных организаций, как правило, редко занимаются научным обоснованием работы по формированию региональной идентичности детей. Они, в основном, в рамках своей основной деятельности осуществляют работу по сохранению нематериального культурного наследия, развитию самодеятельного художественного творчества, организации выставок, фестивалей и конкурсов, сохранению традиционной народной культуры и пр.
Средства массовой информации поднимают и транслируют основные проблемы, тенденции, возможности и эффективность деятельности по развитию и трансляции результатов работы по формированию региональной идентичности.
Следует отметить, что, в целом, каждый социально-культурный институт в той или иной мере осуществляет эту деятельность, в том числе, часть из них осуществляет взаимодействие по отдельным направлениям. Несмотря на это существует ряд актуальных проблем взаимодействия социокультурных институтов по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста.
Так, в результате анализа нормативно-правовой базы отмечено отсутствие концепций и стратегий формирования идентичности на уровне отдельных регионов. По информации Интернета (на момент написания статьи), только в Ростовской области существует документ «Концепция формирования у детей и молодежи Ростовской области общероссийской гражданской идентичности», в которой четко обозначено следующее. «Сложившаяся традиция Ростовской области позволяет сформировать у детей и молодежи гражданскую идентичность посредством развития идентичности региональной – такого самосознания жителей Ростовской области, которое сложилось при учете местной специфики устоявшейся государственно-патриотической ментальности, многонациональности и многоконфессиональности населения. В силу наличия и важности местной специфики Ростовской области важно принимать во внимание и этническую идентичность как систему представлений о своем народе, его культуре, языке, территории, интересах и эмоциональное к ним отношение. Формирование у молодежи и детей Ростовской области гражданской идентичности является целенаправленной, плановой и согласованной деятельности органов местного самоуправления и исполнительной власти Ростовской области, общественных организаций и государственных учреждений по созданию условий для обретения детьми и молодежью чувства национального самосознания, единства, солидарности и патриотизма». «Достижение требуемого уровня работы по формированию у детей и молодежи Ростовской области общероссийской гражданской идентичности возможно только при консолидации усилий субъектов этой деятельности на основе сформированных единых подходов и наличии соответствующей этим подходам системы.[5]. В случае наличия такого рода нормативно-правовых документов в регионах, позволили бы обеспечить нормативно-правовую базу и обоснование создания системы межведомственного взаимодействия по формированию региональной идентичности в целом и младших школьников в частности.
Анализ мероприятий, обеспечивающих научно-методическое обоснование взаимодействия социально-культурных институтов по исследуемой проблеме, автор отметил часть проведенных всероссийских конференций, семинаров и круглых столов, таких как: В рамках функционирования сетевой экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования» с 2010 по 2015 г. были проведены 11 различных научно-методических и научно-практических мероприятий по «Взаимодействию семьи, школы и других социальных партнёров в рамках формирования региональной идентичности личности».[6].
Острота этих вопросов в той или иной мере обсуждается в различных регионах на различном уровне. Участие автора в научно-практических конференциях, семинарах и мастер-классах по сохранению традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия позволяет констатировать, что вопросы формирования региональной, этнокультурной и гражданской идентичности детей младшего школьного возраста являются актуальными для специалистов отрасли культуры и образования практически во всех регионах России.
Анализ кадрового обеспечения показал, что в настоящее время существует дефицит кадров, способных осуществлять эту работу на высоком профессиональном уровне. Дело в том, что образовательные организации привлекают к этой деятельности, как правило, психологов, историков, краеведов, учителей МХК и НХК, социальных педагогов. Но все эти специалисты, имея достаточно узкую специализацию не в полной мере представляют этот процесс как систему взаимодействующих и взаимообусловленных компонентов, которые создают единую систему, обеспечивающую достаточный уровень самоидентификации личности ребенка с конкретным регионом.
Таким образом, проанализировав взаимодействие социокультурных институтов по формированию региональной идентичности младших школьников в России, автор определил следующее. В настоящее время существует целый ряд организационных, научно-методических и художественно-творческих проблем взаимодействия социокультурных институтов по формированию региональной идентичности младших школьников. В качестве основных стоит отметить:
- учреждения зачастую отдают безусловный приоритет в реализации собственных планов, проектов и программ и формах, методах и средствах их достижения, а не рассматривают их в системном взаимодействии с коллегами и другими социально-культурными институтами;
- в современной России отсутствует достаточная нормативно-правовая база и кадровое обеспечение взаимодействия социокультурных институтов по формированию региональной идентичности младших школьников;
- существует очевидная ведомственная несогласованность проектов и программ по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста;
- на региональном уровне часто отмечается недостаточный интерес к проблеме социокультурных институтов по формированию региональной идентичности младших школьников со стороны государственных органов;
- в учреждениях культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства отсутствует достаточная научно – методическая база по формированию региональной идентичности младших школьников.
- одной из наиболее обсуждаемых проблем на семинарах и мастер-классах является проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, обеспечивающих работу по формированию региональной идентичности младших школьников.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики":[Электронный ресурс]. Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) 2016. URL: http://base.garant.ru/70828330/#ixzz4394MyWEL(Дата обращения 10.03.2017)
[2] Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. Институт развития образования в сфере культуры и искусства. URL: http://www.iroski.ru (Дата обращения 14.03.2017)
[4] Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р/[Электронный ресурс]URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/06/Concepcia.pdf (дата обращения 13.03.2017). С. 4.
[5] Правительство Ростовской области Постановление от 19 февраля 2015 № 123 «Об утверждении Концепции формирования у детей и молодежи Ростовской области общероссийской гражданской идентичности»/Официальный портал правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Koncepcii-formirovaniya-u-detejj-i-molodezhi-Rostovskojj-oblasti-obshherossijjskojj-grazhdanskojj-identichnosti?pageid=128483&mid=134977&itemId=180
[6] Круглый стол «Взаимодействие семьи, школы и других социальных партнеров в рамках формирования региональной идентичности личности». [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/?p=17563 (дата обращения 13.03.2017)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.