"Российское общество в петровскую эпоху"
Оценка 4.6

"Российское общество в петровскую эпоху"

Оценка 4.6
Документация
docx
история
8 кл
02.08.2022
"Российское общество в петровскую эпоху"
Разработка Российское общество в петровскую эпоху.docx

                             Тема урока: «Российское общество в петровскую эпоху»

 Тип урока:

Цели урока:-раскрыть особенности социальной политики при Петре Первом, обусловленной модернизацией государства

Образовательная: раскрыть особенности социальной политики Петра I, обусловленной модернизацией государства; определить изменения в социальном статусе дворян, горожан, крестьян в период преобразований первой четверти 18 века.

Развивающие: развивать навыки аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать явления и факты, Устанавливать причинно-следственные связи, давать оценочную характеристику личности, совершенствовать навык работы с текстом учебника, словарём, иллюстрациями.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории Отечества , к личности Петра; уважительное отношение друг к другу.

Формирование УУД:

Личностные:  воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по реформам Петра I.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Оборудование: Учебник, фрагменты документов, трудов историков

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

                                       План.

1)Дворянское сословие.

2) Города и горожане.

3) Положение крестьян

 

Основные понятия: Гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия

Основные даты:      1714 г. — указ о единонаследии.      1720 г. — учреждение магистратов.

1721 г. — принятие Регламента Главного магистрата.

 

                                                      Ход урока

 

Прошлое не безупречно,

Но упрекать его бессмысленно,

А вот изучать необходимо.

(А. М. Горький)

 

I. Организационный момент

- приветствие, проверка готовности к уроку

II. Проверка домашнего задания

Учитель предлагает зачитать 3-4 эссе о главных победах российского флота в Северной войне, подготовленное дома; групповое обсуждение.

III. Изучение нового материала

Учитель: Прочтите строки записанные на доске

«Явился Пётр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели,

Достиг – и всё переменилось!..

Сильною рукою дано новое движение России,

Мы уже не возвратимся к старине!..»

Н.М. Карамзин

- Объясните смысл этих строк. Согласны ли вы с автором? Почему?

- Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в петровскую эпоху, в которой проводились преобразования.  Побеседуем по темам:   Дворянское сословие;  Города и горожане; Положение крестьянства.                                                                                                                                                            С началом Северной войны Российское государство стало испытывать сильнейшие финансовые затруднения.

Для создания новых источников государственного дохода была даже введена особая должность прибыльщика.

(Запись в тетрадь.)Прибыльщик – государственный чиновник с 1704 года, в задачу которого входило изыскание источника дохода для государства.

Они хорошо послужили своему государю, придумав множество разнообразных способов взимания денег с населения. Самым простым способом пополнения казны прибыльщики видели в введении бесконечных налогов, как прямых, так и косвенных.

Многие из вас слышали о знаменитом налоге на бороды, однако не менее известен и налог на цвет глаз, который был введён в Башкирии. Согласно царскому указу, чем темнее были глаза у человека, тем меньше он платил налога. Самыми низкооблагаемыми глазами были глаза чёрного цвета. Плата за них составляла всего 2 алтына.

Алтын – это серебряная монета достоинством 3 копейки.

За серые глаза приходилось отдавать уже 7 алтын, за зелёные – 10, а за голубые –13. К слову, в начале XVIII века за 12-18 копеек можно было купить овцу, а за 30 – около 64 килограммов муки.

Подробнее о финансовом положении и о других сферах жизни различных представителей российского общества в эпоху Петра I вы узнаете далее.

1. Дворянское сословие. В начале XVIII века российское дворянство насчитывало около 70 тысяч человек.  Из них только 600 человек (0,8 %) держали более тысячи крестьянских душ и могли называться богатыми людьми. Остальные 90 % дворян имели не более 100 душ, 60 % которых владело всего 1-20 душами. Усадьбы таких мелкопоместных дворян практически не отличались от владений состоятельных крестьян.

 Сообщение  2-х учащихся:                                                                                                Ученик №1.   В эпоху Петра I дворяне были прикреплены к отбыванию государственной службы точно так же, как и крестьяне были прикреплены к земле. Они обязаны были нести либо военную службу в регулярных армии и флоте, либо гражданскую – в новых административных и судебных учреждениях.

   Однако государственная служба требовала наличия образования и некоторых специальных умений и навыков. Поэтому Петром I для была введена обязательная школьная подготовка к службе.

 

  Безграмотным дворянским недорослям не разрешалось жениться, покупать земли и крестьян. Указом 1714 года о единонаследии были упразднены различия между поместными и вотчинными владениями.

   С этого момента вся земельная собственность дворян стала наследственной. Но в то же время их могли лишить имения за неявку на службу либо иную провинность. Однако указ о единонаследии постановил, что землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё имение одному из них, чтобы избежать дробления родовых владений. Остальные же сыновья для получения земельной собственности должны были нести государственную службу.

  Ученик №2.  Объясняя новый закон, Пётр указывает, что «ежели недвижимое [имущество] будет всегда одному сыну, а прочим только движимое, то государственные доходы будут справнее, ибо с большого всегда господин довольнее будет… и один дом будет, а не пять, и может лучше льготить подданных, а не разорять их».   Тем дворянам, которые находились на военной службе, разрешалось покупать имения после 7 лет службы, тем, кто нёс гражданскую службу, – после 10 лет. Указ о единонаследии вызывал большое недовольство среди дворян, и они любыми способами старались его обойти.

После введения «Табели о рангах»(приложение №1) выходцы из низших сословий получили возможность строить карьеру и могли дослужиться до высоких чинов. Так, например, 25 % офицерского состава в пехотных полках в начале XVIII века вышли из простых солдат – крестьян, посадских людей, купечества.

Пётр I лично продвигал по службе талантливых государственных и военных деятелей. За достойную службу даже неродовитых дворян могли наградить орденами и титулами – баронским, графским и даже княжеским.

   В конечном итоге благодаря нововведениям Петра I все разночинные «служилые люди» были объединены в единое сословие – дворянство. В Петровскую эпоху это сословие на польский манер называли «шляхетство».

    Но при этом старая знать сохранила свои земли. Её представители по-прежнему занимали высшие должности в армии и системе управления. И лишь немногие выходцы из низших сословий смогли попасть в ряды правящей верхушки.

Первичное закрепление: Издание «Табели о рангах» явилось важным этапом в бюрократизации государственного аппарата и оформлении абсолютизма в России. Он поддержал формирование особой прослойки общества — бюрократии, обособление высшего и среднего слоя чиновничества. Нормы «Табеля о рангах» существовали до начала XX в., претерпевая лишь некоторые несущественные изменения.

- Автоматическое присвоение личного дворянства с получением чина низшего класса по «Табелю» позволяло интегрировать в господствующее сословие наиболее способных выходцев из других слоев общества.

2. Города и горожане.  Учитель: Городских жителей в России в начале XVIII века было около 600 тысяч человек, что составляло всего 4 % населения. Многие российские города представляли собой военно-административные центры, в которых размещались гарнизоны и чиновники государственных учреждений.                                                                                             В Петровскую эпоху в управлении городов, как и в других сферах российского общества, также произошли изменения. В 1720 году в Петербурге был основан Главный магистрат как главное начальственное учреждение над магистратами других городов.

(Запись в тетрадь)Магистрат – сословный орган городского управления в России с 1720 по 1864 год. Первоначально имел административно-судебные, а с 1775 года – преимущественно судебные функции.                                                                                                                       Самостоятельное изучение:  Опишите жизнь горожан при Петре I. Существовало ли деление горожан на разные категории. Ответ на данный вопрос вы найдёте в учебнике на с.49 (учащиеся читают, высказывают свои аргументы)

Учитель:(Запись в тетрадь)Гильдии – купеческие, политические, религиозные объединения, защищавшие права своих членов.

Первичное закрепление: Городовые магистраты заменили собой земские избы и состояли из выборных бургомистра и советников-ратманов. Им подчинялось торгово-промышленное население городов – купцы и мещане.

Члены магистрата стали бесплатными помощниками воевод в городах. Они обеспечивали сбор налогов, поставку рекрутов, выполнение различных служб и повинностей.

Также магистраты выполняли полицейские функции: выдавали паспорта, выявляли людей без документов.

Однако города не получили настоящего самоуправления: горожане находились в подчинении у провинциальных и городовых начальников-воевод.

3. Положение крестьян.                                                                                             Учитель: При Петре I большинство населения составляли крестьяне. Их мало интересовала государственная и культурная жизнь. Они полностью зависели от цикла земледельческих работ.

    С началом Северной войны горожан и крестьян облагали всё новыми и новыми налогами, как прямыми, так и косвенными. Прямыми были такие налоги, как драгунские, корабельные, рекрутские, на строительство Санкт-Петербурга. В качестве косвенных налогов вводились разнообразные сборы, придуманные прибыльщиками. Начиная с 1704 года, налоги взимались с тех, у кого есть баня, пасека, мельница и даже борода.

     Кроме денежных сборов, на крестьянские плечи ложились и различного рода государственные работы. Мужиков обязывали возить казённые грузы, строить каналы и крепости. Также ежегодно до 40 тысяч человек отправлялось на строительство новой столицы.

Учащийся № 3. «Приписные» государственные крестьяне налоги не платили, но работали на казённых заводах. Для этого они по несколько раз в год должны были прибывать на завод, который часто находился за несколько сотен вёрст от дома.  Кроме этого, один, а иногда и два раза в год деревни должны были предоставить новобранцев (от 15 до 30 лет) на бессрочную солдатскую службу. При Петре I в армию было набрано 284 тысячи молодых рекрутов, многие из которых погибли, были ранены или бежали из армии и стали бродягами и разбойниками. А поскольку у военнослужащих регулярной армии не было казарм, то они расселялись на постой в домах крестьян и горожан.

      Также работоспособное мужское население стало облагаться подушной податью. В 1718–1724 годах была проведена первая «ревизия» – перепись податного населения. После неё владельческие крестьяне и холопы были уравнены в правах.

    К казённым повинностям добавлялся крепостной гнёт. По закону имущество крепостных стало рассматриваться как собственность их владельца и могло быть конфисковано за любую провинность.

Учитель:( Запись в тетрадь)В 1721 году Пётр I своим указом разрешил владельцам заводов – недворянам – покупать деревни. Так появились прикреплённые к частным предприятиям посессионные крестьяне.

В 1724 году для крепостных вводятся паспорта. С этого времени на заработки они могли уходить только с письменного разрешения помещиков, удостоверенного подписью представителя местной власти.

В 1721 году Пётр I осудил продажу людей, но крестьян по-прежнему дарили, меняли, проигрывали, продавали оптом и в розницу. Это привело к их массовому бегству, в том числе за границу. Приём беглых крестьян наказывался штрафом до 100 рублей и даже конфискацией имущества укрывателя.

Первичное закрепление: Положение крестьян при Петре I заметно ухудшилось. Это было связано с увеличением финансовых тягостей и разного рода повинностей, возлагавшихся на крестьянское население, особенно в эпоху Великой Северной войны (доставка подвод, рабочих для постройки крепостей и судов и т.д.), так и еще более введением подушной подати.

- Своеобразным итогом социальной политики правительства стало деление крестьян на шесть разрядов:

1) государственные (подчиненные казне и считавшиеся лично свободными) — 19% всего земледельческого населения страны;

2) дворцовые (принадлежавшие царю и лицам царской фамилии) — около 7,5%;

3) церковные и монастырские — около 11%;

4) помещичьи (частновладельческие) — более 50% всех крестьян;

5) посессионные (прикупленные для работы на заводах);

6) однодворцы (бывшее сословие служилых людей по прибору, обязанных теперь платить подушную подать, но сохранивших право личного землепользования)рестьян на шесть разрядов

Обобщение нового материала: Учитель: Ответьте мне: « Какие изменения произошли в обществе в  Петровскую эпоху».                                                              Ответ:  В Петровскую эпоху российские подданные как знатные, так и незнатные, были поставлены на службу «регулярному государству»; горожане и крестьяне платили возросшие налоги и исполняли новые повинности; образовалось единое дворянское сословие («шляхетство»), которое несло бессрочную военную и гражданскую службу. Реформы давали возможность выходцам из низов сделать карьеру на государственной службе. Родовитые дворяне сохранили за собой ключевые посты в армии и государственном аппарате.

VI.Рефлексия

-Обратите внимание ещё раз на слова историка Н.М. Карамзина. Скажите, что хотел донести этими словами до нас автор?

-Подтвердите или опровергните примерами вывод параграфа: «Реформы давали возможность выходцам из низов сделать карьеру на государственной службе». Какие тяготы пришлось испытать народу в годы Петровских реформ?

VII. Оценивание работы. Выставление оценок.                                             VII.Домашнее задание: Проработать параграф     .                                                       Ответить на вопросы  в конце  данного  параграфа.

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                          Приложение №1.


 

Тема урока: «Российское общество в петровскую эпоху»

Тема урока: «Российское общество в петровскую эпоху»

Основные понятия: Гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия

Основные понятия: Гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия

Для создания новых источников государственного дохода была даже введена особая должность прибыльщика

Для создания новых источников государственного дохода была даже введена особая должность прибыльщика

Безграмотным дворянским недорослям не разрешалось жениться, покупать земли и крестьян

Безграмотным дворянским недорослям не разрешалось жениться, покупать земли и крестьян

Нормы «Табеля о рангах» существовали до начала

Нормы «Табеля о рангах» существовали до начала

Положение крестьян.

Положение крестьян.

В 1721 году Пётр I осудил продажу людей, но крестьян по-прежнему дарили, меняли, проигрывали, продавали оптом и в розницу

В 1721 году Пётр I осудил продажу людей, но крестьян по-прежнему дарили, меняли, проигрывали, продавали оптом и в розницу

Подтвердите или опровергните примерами вывод параграфа: «Реформы давали возможность выходцам из низов сделать карьеру на государственной службе»

Подтвердите или опровергните примерами вывод параграфа: «Реформы давали возможность выходцам из низов сделать карьеру на государственной службе»

Приложение №1.

Приложение №1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2022