Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Оценка 4.9

Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Оценка 4.9
Документация
docx
история
8 кл—11 кл +1
23.06.2022
Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Технологическая карта.docx

Технологическая карта урока

Тема урока

Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война

1877-1878 гг.

Тип урока

Изучение нового материала

План урока

1. Западное направление внешней политики.

2. Восточная политика: Туркестан и Средняя Азия.

3. Политика России на Дальнем Востоке.

4. Русско-турецкая война: причины, развитие военных действий.

5. Итоги войны.

Цель урока

Познакомить учащихся с внешней политикой Александра II, выявить её сходство и различие с внешней политикой Николая I, рассмотреть причины, ход, итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг., охарактеризовать участие России в решении международных вопросов.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Международная изоляция - автономия

Коалиция - экспансия

Горцы - восточный вопрос

Формы и методы обучения

Групповая работа;

Работа с историческими документами;

Ролевая игра;

Опережающее задание;

Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами;

Подготовка выступлений с использованием разных источников информации

Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации.

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Научатся: определять основные направления внешней политики Александра II.

Получат возможность научиться: сравнивать, выявляя сходства и различия, находить причины и определять последствия, осуществлять поиск необходимой информации, выделять главное, работать с историческим источником, готовить выступления с использованием различных источников информации, а также представлять публичное выступление в виде презентации.

Ценностно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, работать с книгой, документом, ресурсами сети Интернет, вступать в речевое общение.

 

Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные

действия

(УУД)

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

I. Организаци

Подготовка класса к работе

Знакомит с темой, целями и планом урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

домашнего

1. карточки (для слабых учащихся);

2. ролевая игра:

1.Раздаёт карточки, объясняет, как выполнять

2.Знакомит с принципами ролевой игры, подводит итоги

1.Выполняют карточки (для слабых учащихся);

2. Участвуют в ролевой игре: 3 учащихся представляют три направления в общественном движении – консервативное, либеральное, революционное,1 ученик является экспертом, определяющим правильность, полноту ответов, остальные учащиеся являются журналистами, задающими вопросы представителям общественных движений: например, какие цели вы ставите перед собой, как относитесь к реформам Александра II, поддерживает ли вас народ и т.д. и осуществляют контент-анализ выступлений одноклассников.

Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск существенной информации по памяти.

Изучение нового материала

1.Вступительное слово учителя

2.Работа в группах по материалам учебника

3. Работа с опережающим заданием

4. Работа с учебником с. 202, 207, работа с исторической картой

5. Работа с презентацией

1.Знакомит с внешней политикой Александра II.

2. Организует работу в группе, подводит итоги работы групп

3. Предлагает выступить учащемуся, готовившему опережающее задание

4. Рассказывает об обострении обстановки в Балканских государствах, территория которых входила в состав Турции, и о движении славянских народов против власти турецкого султана.

Организует проверку и дополняет ответы учащихся, которым затем задаётся вопрос: как вы думаете, готова ли была Россия к войне с Турцией?

Знакомит учащихся с развитием событий на Балканах и на Кавказе, с дальнейшими событиями войны и наступлении русской армии на Софию, Адрианополь и Стамбул.

5. Предлагает учащимся заслушать сообщение и познакомиться с презентацией.

1.Записывают тему урока в тетрадь, затем вспоминают результаты Крымской войны и условия Парижского мирного договора, находят и записывают определения терминов.

А)1 группа характеризует европейское направление внешней политики России, работая с учебником на стр.190-192 (группе выдаётся маршрутный лист).

2 группа характеризует восточное направление внешней политики России, работая с учебником на стр. 192-197 (группе выдаётся маршрутный лист).

3 группа характеризует дальневосточную политику России, работая с учебником на стр.197-199 (группе выдаётся маршрутный лист).

Б) представляют результаты своей работы, выбрав одного выступающего от группы

3.Слушают выступающего, рассказывающего о А.М.Горчакове

4. Выписывают причины русско-турецкой войны в тетради.

Отвечают на вопрос учителя

Составляют хронику военных действий, заполняя таблицу: дата, событие, результат

5.Заслушивают сообщение о М.Д.Скобелеве, которое сопровождается мультимедийной презентацией, составленной учениками (приложение 2)

Познавательные:

Общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о внешней политике России во второй половине XIX века, строят речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск необходимой информации, работают с историческими документами.

Логические – строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: работают в группе, приходят к общему решению, строят понятные для партнёров высказывания

1.Информационно-справочные ресурсы Интернета (Википедия)

2. Информационно-справочные ресурсы Интернета (Историческая энциклопедия)

3.Информационно-справочные ресурсы Интернета (Историческая энциклопедия)

4. Демонстрация мультимедийной презентации (приложение 1)

5. Информационно-справочные ресурсы Интернета (Историческая энциклопедия)

Демонстрация мультимедийной презентации

Первичное осмысление и закрепление

Работа с историческим документом

Объясняет принцип работы с историческими документами

Знакомятся с условиями Сан-Стефанского мирного договора и решениями Берлинского конгресса, сравнивают их и делают выводы об итогах русско-турецкой войны (работа с документами)

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу

Информационно-справочные ресурсы Интернета (база данных исторического архива)

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке знаний

1.Предлагает выполнить тест

1.Отвечают на вопросы теста 2.Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе, развивают способность к самооценке.

Регулятивные:

Определяют уровень усвоения изучаемого материала

Контролирующий тренажёр: контрольный тест в электронной оболочке в программе Power Point.

VI. Домашнее задание

параграфы 24-25, вопросы, дополнительно: прокомментируйте высказывания: канцлер Горчаков, представлявший Россию на Берлинском конгрессе, в записке Александру II отмечал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Император на ней написал: «И в моей также»

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Учебный проект по дисциплине:

«____________________ИСТОРИЯ__________________»

Тема:

« Разработка технологической карты урока »

Исполнитель: Оглоблин. В.А.

Тверь.2016 год.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Цель урока

Рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами.

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Образовательные ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания

План урока

1. Жители лесной полосы Восточной Европы

2. Тюркский и Аварский каганаты

3. Хазарский каганат

4. Волжская Булгария и Византия

Личностно значимая проблема

Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?

м етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода

Основные понятия

колонизация, городище, каган, ислам.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

Беседа

фронтальный опрос

работа с картой

занятия славян, религия. Беседа

1. Учитель обобщает ответы обучающихся, помогая сформулировать тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке?

Кто такие праславяне?

Когда и где проживали праславяне?

К какой языковой группе относились народы Восточной Европы?

Когда и на кого разделились балтославянские племена?

Какую территорию занимали славяне?

На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе?

Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э.

Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы.

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Восточные славяне

Древние предки славян

В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад

Балтославянская индоевропейская языковая группа

В V веке до н.э. на балтов и славян

Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря

Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне

От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток

Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

Записи в тетради

III.

Изучение

нового

материала

Работа с документами по группам

Чтение документа № 1

Работаем с картой

Чтение документа № 2

Чтение документа № 3

Вывод:

Работа с картой

Читаем документ №4

Работа с картой

Читаем документ № 5

Вопросы к документу

Работа с терминами

Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5)

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века:

Вопросы к документу:

Назовите народы, перечисленные в документе?

Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор.

«Расселение славян», находим перечисленные народы. На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена

Вопросы к документу:

О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов?

Чем они занимались?

Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь)

Вопросы к документу:

Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян?

Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»?

Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество.

На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы.

Вопросы к документам:

О каких контактах славян с балтами говорят источники?

Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов.

Религия – язычество.

Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля.

Прикрепляем на доску термин.

Чем занимались скифы?

Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь)

а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян.

б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания.

в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.

Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение

У славян уже были вои названия – топор, соха, борона

а) Охота (зубр)

б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин.

в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши.

не Перун, а Перкунас, Перкунь

На юге соседями славян были ираноязычные племена. К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров. На карте находим места проживания скифов.

Скотоводством, земледелием, ремеслом

бог, богатырь, хата, топор, собака

Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация.

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.

Фронтальная

работа

Фронтальная

работа

Фронтальная

работа

Фронтальная

работа

Личностные проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

Устные

ответы.

Устные ответы.

Устное задание

Записи в тетради

Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Работа в парах

Работа по карте

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация работы в парах или в группах.

На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя.

Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв. При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания.

Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития ?

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы

Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Решение тестов

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

§ 2, продолжить заполнение таблицы

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Соседи восточных славян

Хазарии

А) царь Б) каган В) император

А) гунны Б) финноугры В) скифы

А) Константинополь Б) Казань В) Рим

А) скотоводством Б) торговлей

В) военными походами

А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань

А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.

А) мурома Б) весь В) литва Г) меря

10. Поляне платили дань:

А) хазарам

А) Византий Б) Царьград

В) Рим Г) Константинополь

В) поляне Г) вятичи

А) Таматарха Б) Итиль

В) Саркел Г) Игрень

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

В) тюркскими

Соседи восточных славян

1. Религия иудаизм получила распространение

А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии

2. Во главе Тюркского государства находился:

А) царь Б) каган В) император

3. В бога грома Перкуня верили:

А) гунны Б) финноугры В) скифы

4. Столицей Византийской империи был город:

А) Константинополь Б) Казань В) Рим

5. Авары в основном занимались:

А) скотоводством Б) торговлей

В) военными походами

6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется:

А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань

7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к:

А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.

8. Путь «из варяг в греки» соединял:

А) Скандинавский полуостров с Византийской империей

Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом

В) Византийскую империю с Волжской Булгарией

Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом

9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским:

А) мурома Б) весь В) литва Г) меря

10. Поляне платили дань:

А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси

11. Среди названий этого города укажите лишнее:

А) Византий Б) Царьград

В) Рим Г) Константинополь

12. Согласно "Повести временных лет" дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам:

А) северяне Б) ильменские словене

В) поляне Г) вятичи

13. Столица Хазарского каганата - город:

А) Таматарха Б) Итиль

В) Саркел Г) Игрень

14. Верны ли следующие суждения?

А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена.

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины.

А) верно только А Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

15. Государство Волжская Булгария было создано:

А) иранскими племенами Б) славянскими племенами

В) тюркскими племенами Г) финно-угорскими племенами

Документ №1

« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».

Документ № 2

Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.

(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)

Документ № 3

Контакты финноугорских народов со славянами.

«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)

Документ №4

Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:

дегугцас дегти -«гореть»

толока – работа общиной
за угощение, взаимопомощь

белорусы, поляки, русские,
украинцы

Лит: тэлкти - «набирать, нанимать»

янтарь - окаменевшая
древесная смола желтого цвета

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты

Лит: гинтарас

баланда – жидкое кушанье
(чаще плохое)

белорусы, русские,
украинцы

Лит: баланда «лебеда»

кувшин – глиняный сосуд,
с ручкой, носиком

белорусы, русские

Лит: каушинас

Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).

Документ № 5

Геродот о народах Северного Причерноморья

«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»

В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».

Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.

хан
столица – Итиль

язычество,
иудаизм

кочевники-
скотоводы,
набеги

VIII в. брали
дань с
восточных
славян

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Волжская
Булгария

ханство
(царство)

Среднее Поволжье

хан

ислам

земледелие, скотоводство

Xв.- зависимость от
хазар

XII в.подчинили
племена башкир

Византийская
империя

Балканский п-ов,
Малая Азия, Сирия,
Палестина, Египет

Император
(василевс)

земледелие,
ремесло,
торговля

могущественная
империя

Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».

Пояснение.

Нестор называл этот путь «из варяг в греки».

Рассмотрите схему и выполните задание

https://i0.wp.com/ds04.infourok.ru/uploads/ex/11c7/0007784e-4540ea25/hello_html_m6c39980c.png

Напишите название отмеченного на карте пути.

Пояснение.

На карте Древней Руси изображен торговый путь из варяг в греки, который проходил по рекам Русской равнины.

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Перечень учебных и информационных ресурсов:

Программно-нормативное обеспечение:

ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.

Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории ().

Историко-культурный стандарт ().

Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.

Учебники, реализующие рабочую программу:

- «История России. 6 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова . 2 тт. М.: «Просвещение», 2016

Состав учебно-методиче ского комплекта:

Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я. , под редакцией А. В. Торкунова .

Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.

Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.

Ресурсы Интернет

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом

http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://www.fipi.ru - ФИПИ

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников

http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

- Энциклопедия Кирилла и Мефодия

- Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты

http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;

http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал

1.Борьба за власть сыновей Владимира

Ой, кажется, Нестор что-то забыл. Что это? Свиток… Похоже это отрывок из «Повести временных лет»…

Предлагаю вам стать исследователями, дипломатами, журналистами.

Согласно цвету бейджиков займите свои места в группах.

Итак, нам надо разобраться, что же целых 4 года происходило на Руси?

Поработаем с различными источниками.

Вы используете следующие источники информации: электронный образовательный комплекс (дивайс), карту Древнерусского государства, школьный учебник, справочную литературу, исторические документы. Обратите внимание, что у нас имеются Архив и Библиотека . Вы можете воспользоваться своим правом посещения.

Гр. №1 «Исследователи » Вы работаете на интерактивной доске. Исследуете карту.

В каких городах кто из сыновей Владимира правил.

Гр. №2 «Дипломаты » - Какие государства вмешивались во внутренний конфликт на Руси во время борьбы за власть после смерти Владимира?

Гр. №3 «Журналисты » - проводят журналистское расследование, ведут поиск информации в летописи, учебнике, ЭОК о борьбе сыновей Владимира за престол, об убийстве Бориса и Глеба.

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Затем вам нужно выступить перед классом.

Возвращаемся к плану. Выполнили первый пункт. Отмечаем на карте (размещаем флажок). (1.Борьба за власть сыновей Владимира)

Но мы пока не знаем, как он управлял государством.

-Внимание на экран . По ходу просмотра фильма вы можете делать пометки на полях маршрутного листа, которые помогут ответить нам на наши вопросы.

Что вы узнали о Ярославе после просмотра фрагмента? Так какое прозвище закрепилось за Ярославом? (Мудрый ) Поработаем со словарями.

- На доске «Мудрый ».

Создадим с вами кластер «Деяния, раскрывающие внутреннюю и внешнюю политику Ярослава как Мудрого правителя». На доске обращает внимание на рамки.

2.Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Гр. №2 – журналисты исторического журнала «Отечество»

Для вас задание: на основании фильма, текста учебника, летописи, памятки подобрать материал для рубрики «Исторический портрет» - о Ярославе Мудром

Гр. 1- исследователи –в рамках раскрытия вопроса

«Внутренняя политика Ярослава Мудрого»: анализируют исторический документ «Русская Правда» (текст статьи и комментарии)

О каких правилах жизни вы узнали из РП?

- «Продолжить предложения…»

Какие законы вам представляются справедливыми, а какие нет? Обоснуйте свой ответ.

Какого значение принятия первого письменного свода законов на Руси.

Гр. №3 – «Дипломаты» Ваш вопрос: 3.Внешняя политика Ярослава.

Вам предстоит выяснить, как мудрость Ярослава проявилась во внешней политике.

Используете текст учебника, летописи, книгу Карамзина «История государства Российского»

(- Ярослава прозвали тестем Европы? Как вы думаете, почему? Кто вообще такой тесть? (Тесть – отец жены. Прозвище «Тесть Европы» подчёркивает родственные отношения Ярослава с европейскими правителями. Тесть Европы, т.к. прежде всего дочерей отдал замуж за европейских принцев, его жена - из Швеции, сыновей женил на европейских принцессах. Династические браки)

Раскрасить на контурной карте страны, с которыми Русь была связана династическими браками.

Вывод (по каждому этапу).

Технологическая карта урока истории

Класс, дата, предмет : 9 класс (уровень обучения - базовый), 15.02.17, история.

Тема урока : « ».

Тип урока : открытие нового знания.

Вешникова Е. В.

Цель: создание условий для усвоения и осмысления школьниками важнейших аспектов внутренней политики Советского государства в 1930-е гг., формирование образовательных компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной и др.) по теме « Политическая система СССР в 1930-е гг. »

Тот самый запретный к показу выпуск, за который Малахова выперли с Первого! Людям гробят...

 

Не губите грибковые ногти Экзодерилом! Грибок как огня боится простого...

 

Формы работы : фронтальная, групповая, парная.

Формирование УУД:

Предметные: обучающиеся будут знать смысл понятий «тоталитаризм», «культ личности», критически оценивать особенности внутренней политики СССР в 1930-е гг., уметь определять причины и прогнозировать следствия общественных процессов.

Личностные: обучающиеся будут уметь оценивать собственную учебную деятельность на уроке, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Метапредметные:

Познавательные: обучающиеся будут уметь ориентироваться в своей системе знаний, сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения учебных целей, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: планировать цели и способы сотрудничества и совместной деятельности с учителем и в группе; аргументировать и отстаивать своё мнение.

Учебник: «История России. XX – начало XXI века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт.- М.: Просвещение, 2011 г.

Литература:

Домашек Е. В. Обществознание в схемах и таблицах / Е. В. Домашек, О. В. Вильчинская, А. В. Чагина. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190, -с. – (Без репетитора).;

-с. – (Серия «Справочник»).

Оборудование : ПК, экран, инструктивные карточки.

Всякий революционер кончает как палач или как еретик.

(Альбер Камю)

Деспотизм - вот к чему ведет торжествующая общая воля; а чей деспотизм - одного, нескольких или всех, - это уже несущественно.

(Бенжамен Анри Констан де Ребек)

Борцы за народное счастье не любят счастливых людей.

(Аркадий Давидович)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, пожелание успеха, деление класса на группы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация и мотивация к учебной деятельности

Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записан а тема урока, но на экране ПК имеются эпиграфы (читает).

Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы, эпиграфы на доске – это тоже своего рода подсказка.

С каким понятием ассоциируются у вас эти слова?

Разгадывают ребусы,

1 группа, слова – «сталинизм», «власть», «репрессия»;

2 группа – «социализм», «контроль», «партия».

Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «политика». Затем определяют тему урока и записывают тему урока - «Политическая система СССР в 1930-е гг.».

3. Целеполагание и постановка проблемного вопроса

Учитель:

Ребята, а чего о политике СССР 1930-х гг. вы еще не знаете, но хотели бы узнать?

Учитель записывает на доске о том, что необходимо узнать о:

государственной политической идеологии СССР в 1930-е гг.;

формировании культа личности Сталина и сталинских репрессиях;

национальной политике советского государства в 1930-е гг.

Ребята, А. Давидович писал: « Борцы за народное счастье не любят счастливых людей» (эпиграф). -Почему?

Не все могут ответить на этот проблемный вопрос, поэтому учитель предлагает вернуться к нему после проработки нового материала.

Учащиеся отвечают, ставят учебную задачу.

Пытаются найти ответ на проблемный вопрос.

4. Открытие нового знания

Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое тоталитаризм? (вопрос для 1 группы), а что такое культ личности? (вопрос для 2 группы).

Группам предлагается обсудить и самостоятельно дать определения данных понятий, при этом 2-м учащимся предлагается поработать со словарями и найти в них данные определения.

Внутренняя политика в Советском Союзе в 1930-е годы была непростой. О том, каковы особенности политической системы СССР, мы постараемся ответить, когда снова поработаем в группах. У вас на столах есть инструктивные карточки, выполняя задания, записанные в карточках, вы сумеете выявить особенности внутренней политики СССР в 1930-е гг.

Слушают учителя.

Выполняют задание (в группах).

Затем группы формулируют определения, 1-й учащийся читает определение из словаря, 2-й – из учебника (с. 190). Далее формулируются более точные определения (в соответствии с текстом слайда) и записываются в тетрадь (слайд 2 ).

Учащиеся выполняют задание 1, далее – выступления и презентация материала от групп.

5. Физминутка

Проводит физминутку для снятия статического напряжения.

Выполняют упражнения.

6. В ключение в систему знаний и повторение

А) Работа с текстом.

Ребята, мы уже узнали о том, каковы были особенности политической системы Советского Союза в 1930-е гг., как происходило формирование культа личности Сталина. Пожалуйста, откройте учебник на стр. 188 («Национальная политика»), самостоятельно прочитайте текст и по ходу чтения сделайте простым карандашом пометки:

- это уже знал; - новое; - не понял; - не согласен; - думал иначе.

Можно ли утверждать, что произошло свертывание курса 1920-х гг. на развитие национальных культур? Каковы причины и следствия данного процесса? Почему?

Б) «Проблемный вопрос».

Учитель предлагает вернуться к проблемному вопросу, поставленному в начале урока и, обсудив его в парах, ответить на него.

А теперь давайте обратимся к началу нашего урока и ответим на вопрос: достигнута ли цель урока?

Учащиеся читают материал учебника, далее - объясняют, какой символ они поставили и почему, с какой информацией и почему они не согласны и т. д.

Отвечают на вопрос учителя.

Работают в парах, отвечают на проблемный вопрос.

Отвечают на вопрос учителя.

7. Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Д/з: §25, найти (выучить наизусть по желанию) одно из произведений А. Твардовского, А. Барто, С. Маршака.

Записывают домашнее задание.

8. Выставление отметок

Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет отметки в дневник.

Выставляют отметки.

9. Рефлексия

Учитель предлагает ответить на вопрос: что нового узнали, был ли материал сложен, и заполнить на мониторе ПК в программе Microsoft PowerPoint «цветодневник ученика».

Отвечают на вопрос и заполняют «цветодневник».

Инструктивная карточка. Группа № 1

Задание 1

Прочтите текст учебника «Роль партии в жизни государства» (с. 182) и текст «Конституция 1936 г.» (Жукова Л. В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС / Л. В. Жукова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 527, -с. – (Серия «Справочник»).

Используя материалы текстов, справочные материалы, знания, полученные на уроках истории, оформите схему «Политическая система в СССР В 1930-е гг.» и дайте краткую характеристику политическая системы Советского Союза в 1930-е гг.». В проекте можно использовать эпиграфы урока.

Справочные материалы: политическая система сталинизма: тоталитаризм, однопартийная система; контроль органов власти над всеми сферами жизни общества; партия – ядро тоталитарной системы; культ национального вождя.

Инструктивная карточка. Группа № 2

Задание 1

Прочтите текст учебника «Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии» (с. 185) и текст «Первый Московский процесс» (Жукова Л. В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС / Л. В. Жукова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 527, -с. – (Серия «Справочник»).

Используя материалы текстов, справочные материалы, знания, полученные на уроках истории, оформите мини-проект «Сталинские репрессии и противоречивость Конституции 1936 г.». В проекте можно использовать эпиграфы урока.

Справочные материалы: Московские процессы 1936-1938 гг. (осуждены 16 человек, расстреляны Зиновьев, Каменев, застрелились Томский, Орджоникидзе; массовые репрессии в армии, прокураторе; 1930-1941 гг. – репрессировано до 20 млн. «врагов народа»).


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Опережающее задание; Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами;

Опережающее задание; Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами;

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Александра II, поддерживает ли вас народ и т

Александра II, поддерживает ли вас народ и т

Работа с презентацией1.Знакомит с внешней политикой

Работа с презентацией1.Знакомит с внешней политикой

Софию, Адрианополь и Стамбул. 5

Софию, Адрианополь и Стамбул. 5

Предлагает выполнить тест1.Отвечают на вопросы теста 2

Предлагает выполнить тест1.Отвечают на вопросы теста 2

VI. Домашнее задание параграфы 24-25, вопросы, дополнительно: прокомментируйте высказывания: канцлер

VI. Домашнее задание параграфы 24-25, вопросы, дополнительно: прокомментируйте высказывания: канцлер

Тот самый запретный к показу выпуск, за который

Тот самый запретный к показу выпуск, за который

Основные понятия колонизация, городище, каган, ислам

Основные понятия колонизация, городище, каган, ислам

Тот самый запретный к показу выпуск, за который

Тот самый запретный к показу выпуск, за который

Формы организации взаимодействия

Формы организации взаимодействия

Не губите грибковые ногти Экзодерилом!

Не губите грибковые ногти Экзодерилом!

Когда и где проживали праславяне?

Когда и где проживали праславяне?

В V веке до н.э. на балтов и славян

В V веке до н.э. на балтов и славян

Чтение документа № 2 Чтение документа № 3

Чтение документа № 2 Чтение документа № 3

Вопросы к документу: Назовите народы, перечисленные в документе?

Вопросы к документу: Назовите народы, перечисленные в документе?

Вопросы к документам: О каких контактах славян с балтами говорят источники?

Вопросы к документам: О каких контактах славян с балтами говорят источники?

У славян уже были вои названия – топор, соха, борона а)

У славян уже были вои названия – топор, соха, борона а)

Фронтальная работа Фронтальная работа

Фронтальная работа Фронтальная работа

Устные ответы. Устное задание

Устные ответы. Устное задание

Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков

Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков

Конкретизирует домашнее задание § 2, продолжить заполнение таблицы

Конкретизирует домашнее задание § 2, продолжить заполнение таблицы

В) поляне Г) вятичи А) Таматарха

В) поляне Г) вятичи А) Таматарха

А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань 7

А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань 7

Столица Хазарского каганата - город:

Столица Хазарского каганата - город:

А на Белоозере сидит весь, а на

А на Белоозере сидит весь, а на

Лит: тэлкти - «набирать, нанимать» янтарь - окаменевшая древесная смола желтого цвета

Лит: тэлкти - «набирать, нанимать» янтарь - окаменевшая древесная смола желтого цвета

Лит: каушинас Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив…

Лит: каушинас Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив…

VIII в. брали дань с восточных славян

VIII в. брали дань с восточных славян

XII в.подчинили племена башкир

XII в.подчинили племена башкир

Напишите название отмеченного на карте пути

Напишите название отмеченного на карте пути

Тот самый запретный к показу выпуск, за который

Тот самый запретный к показу выпуск, за который

Книга для чтения. История России

Книга для чтения. История России

Всероссийский интернет-педсовет http://www

Всероссийский интернет-педсовет http://www

Итак, нам надо разобраться, что же целых 4 года происходило на

Итак, нам надо разобраться, что же целых 4 года происходило на

Внимание на экран . По ходу просмотра фильма вы можете делать пометки на полях маршрутного листа, которые помогут ответить нам на наши вопросы

Внимание на экран . По ходу просмотра фильма вы можете делать пометки на полях маршрутного листа, которые помогут ответить нам на наши вопросы

Используете текст учебника, летописи, книгу

Используете текст учебника, летописи, книгу

Не губите грибковые ногти Экзодерилом!

Не губите грибковые ногти Экзодерилом!

Всякий революционер кончает как палач или как еретик

Всякий революционер кончает как палач или как еретик

Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «политика»

Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «политика»

Группам предлагается обсудить и самостоятельно дать определения данных понятий, при этом 2-м учащимся предлагается поработать со словарями и найти в них данные определения

Группам предлагается обсудить и самостоятельно дать определения данных понятий, при этом 2-м учащимся предлагается поработать со словарями и найти в них данные определения

Можно ли утверждать, что произошло свертывание курса 1920-х гг

Можно ли утверждать, что произошло свертывание курса 1920-х гг

Учитель предлагает ответить на вопрос: что нового узнали, был ли материал сложен, и заполнить на мониторе

Учитель предлагает ответить на вопрос: что нового узнали, был ли материал сложен, и заполнить на мониторе

Справочные материалы: Московские процессы 1936-1938 гг

Справочные материалы: Московские процессы 1936-1938 гг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2022