Россия в эпоху преобразований Петра I методическая разработка

  • docx
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Россия в эпоху преобразований Петра I методическая разработка.docx

 

Давыдова Алена Николаевна

                       ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ № 1»

                                                               учитель истории и обществознания

 

 

Россия в эпоху преобразований Петра I

 

8 класс.

 

На доске эпиграф: «Самодержавною рукой о он смело сеял просвещенье.

                                    Не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».

                                                                                                       А.С. Пушкин

Предметные цели урока:

  • Познакомить обучающихся с основными этапами реформ Петра I и причинами, вызвавшими необходимость преобразований.
  • Рассмотреть ключевые направления внутренней политики царя-реформатора.
  • Раскрыть значение Петровских реформ для дальнейшего развития российского государства, выявить их последствия для общества и экономики страны.
  • Формировать умение анализировать исторические события, выделять основные тенденции и закономерности исторического процесса.

Метапредметные цели урока:

  • Развитие умения самостоятельно искать, перерабатывать и интерпретировать информацию.
  • Освоение приемов анализа исторических источников, выявление их достоверности и степени объективности.
  • Обучение критическому мышлению, формированию аргументированной позиции по историческим вопросам.
  • Воспитание уважительного отношения к культурному наследию прошлого, осознанию роли личности в истории.

Личностные цели урока:

  • Воспитывать патриотизм и уважение к отечественной истории.
  • Способствовать развитию интереса к изучению истории своей страны.
  • Поощрять формирование активной гражданской позиции, осознания значимости преемственности поколений.
  • Подчеркнуть важность личных качеств лидера и роль сильной воли в осуществлении масштабных изменений.

 

Этапы урока:

1. Введение. Россия на рубеже 17 – 18 вв.

2. Самостоятельная работа учащихся со статьей «Царь – преобразователь».

3. Личность Петра I.

4. Групповая работа учащихся:

 «Экономические преобразования в России»

 «Реформы государственного управления»

5. Преобразования в духовной сфере.

6. Подведение итогов.

Ход урока:

1.   На протяжении 17 в. Россия значительно продвинулась в своем развитии. Однако по некоторым важным показателям экономики она заметно отставала от передовых стран Западной Европы. У России не было ни торгового, ни военного флота. Еще в начале 17 в. шведский король говорил, что Россия не может спустить на воду ни одного корабля, так как у нее «отнято море». Выплавка металла в нашей стране многократно уступала западным странам. Природные ресурсы были слабо разведаны. Не добывались серебро и золото. Приходилось рассчитывать на поступление его из других стран. Да и медь в основном ввозили из-за рубежа. Недостаточной была отечественная промышленность для производства вооружения. В годы войн приходилось покупать оружие за границей. Серьезные недостатки выявились и в деятельности государственных учреждений – приказов. Россия отставала от Европы  в социальном, экономическом и в культурном плане. И это отставание нужно было преодолеть. Вот такие задачи были поставлены перед царем Петром I.

 

- Давайте выясним, что же вам известно об эпохе Петра I

2.    Задание1.

Прочитайте статью “Царь – преобразователь” и с помощью специальных значков произведите его разметку в пустых скобочках.

V – я знал.

+ - новое для меня

! - удивлена

Царь-преобразователь.

Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины (… ). Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем новый год 1 января – это он ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова (… ). Петр выпустил первую печатную газету (… ).

В России появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города (Санкт – Петербург, Екатеринбург) (… ). В ту пору наладилось более тесное общение с другими странами Европы (… ). Русские люди стали быстрее узнавать о последних новинках техники, достижениях науки, культуры (… ). Они получили возможность бывать за границей, а иностранцы стали охотно приезжать в Россию. Стране требовались специалисты, хорошо знающие свое дело. Для их подготовки были открыты школы ( …).

Царь пытался приобщить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям (… ). Петр запретил носить бороду и русское платье (… ). Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной. Ввел моду на курение табака (…)

В 1721 году Петр I был провозглашен императором ( ). Россия стала империей ( ).

Вопросы после прочтения статьи.

Что из содержания было известным?

Что удивило?

Что нового узнали для себя из текста?

Во времена Петра I в стране произошли грандиозные изменения. И, наверно, вам интересно узнать, какими качествами характера обладал царь.

3.  Ученица дает библиографическую справку:

Петр I

 

Проведение преобразований в России конца 17 – первой четверти 18 века неразрывно связано с именем Петра I, которому Сенат в 1721 году присвоил титул Великого. Сам  Петр считал себя находящимся на службе Отечеству, государству и все силы отдавал этому служению.

Петр обладал глубоким и дальновидным умом, энергией, решительностью и сильной волей. Едва ли не самой яркой чертой личности царя было трудолюбие, желание во всех делах, больших и малых, принять личное участие.

Он показал себя прекрасным полководцем и флотоводцем, дипломатом, организатором промышленности, сторонником просвещения и науки. Царь владел

14-тью ремеслами, строил корабли, составлял указы, любил токарное дело. Особое пристрастие государь питал к морю, флоту и фейерверкам. Всю жизнь он учился и учил других.

Внешний облик Петра был очень выразителен: рост 2 метра 4 см. Но богатырским здоровьем царь не отличался. В быту был неприхотлив, не стремился к роскоши. Женат был дважды. С первой своей женой Евдокией Лопухиной Петр развелся. Их сын Алексей печально закончил свои дни. Второй брак с Екатериной I оказался более удачным. Дочь Петра и Екатерины Елизавета впоследствии стала императрицей.

 

4.   Задание 2.

Класс делится на 2 группы.

 

Задание для 1 группы  «Экономические преобразования в России»:

Прочитать текст в учебнике «История России» 8 класс под редакцией А.В. Торкунова (стр. 42-44).

Выделить главные черты  развития мануфактурной промышленности.

 

Учащиеся составляют свою часть опорного конспекта у доски, комментируют.

+ работа с картой (найти мануфактуры на Урале)

 

Задание для 2 группы  «Реформы государственного управления»:

Прочитать текст в учебнике «История России» 8 класс под редакцией А.В. Торкунова (стр. 35-37).

Определить реформы в государственном управлении России.

 

Учащиеся составляют свою часть опорного конспекта у доски, комментируют.

+ сказать адрес нашего города в 18 в (Пермская губерния Верхотурский уезд  Нижний Тагил), о Синоде (в 1721 г. была создана Духовная коллегия – Синод, управлял ей обер-прокурор, она ведала религиозными делами), о титуле императора (в 1721 г. Сенат преподнес Петру титул императора, Россия стала империей).

 

5. Рассказ учителя о преобразованиях в духовной сфере:

А.С. Пушкин писал о Петре 1:

«Самодержавною рукой  он смело сеял просвещенье.

Не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».

 

В условиях преобразований стране требовались не только грамотные люди, но и специалисты разных профессий. Поэтому в 1 четверти 18 века создается сеть общеобразовательных и специальных училищ, открываются математические, навигационные, инженерные и др. школы. Занятия продолжались весь день, дисциплина была жесткой. За непосещение уроков штрафовали или наказывали палками. Для дворян учеба приравнивалась к государственной службе. Молодым дворянам было запрещено жениться, если они не имели свидетельства об окончании какого-либо учебного заведения. В Петровские времена стало больше издаваться книг. Для облегчения чтения был введен новый гражданский шрифт. С 1702 года в стране стала выходить первая печатная газета «Ведомости». При Петре 1 открылась первая публичная библиотека в С-Петербурге, первый публичный театр. На рубеже 17-18 веков Петр 1 ввел новый счет лет: 7208 год от сотворения мира по старому календарю был объявлен 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стали отмечать не с 1 сентября, а с 1 января. Царь вводил европейскую одежду среди дворян: на пирах собственноручно обрезал длинные кафтаны и стриг бороды знатным гостям, велел носить парики как женщинам, так и мужчинам. Хотел, чтобы русские дворяне имели хорошие манеры, уважительно общались друг с другом. В качестве руководства написал книгу «Юности честное зерцало».

 

6. Подведение итогов урока.

 

Заслуги Петра велики: при нем успехи были достигнуты в развитии промышленности, был создан новый государственный аппарат, постоянно уделялось внимание вопросам культуры, науки и просвещения.

Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России. И в истории нашего государства он по праву остался Великим.

 

 

Эпоха Петра I (1682 -1725). Власть и общество.

 

Экономические преобразования в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформы государственного управления

Император Схема управления государством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У вас в руках загадочные картинки. Докажите, что они не могли появиться раньше Петровской эпохи. (Каждая команда получает по одной иллюстрации –

 

<Рисунок1>

img1

img2

<Рисунок2>

 

 

 

img3

<Рисунок3>

 

 

1. “Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок). На картинке нашел отражение петровский указ 1698 года о бритье бород.

2. “Укорочение кафтанов на заставе” (гравюра). В 1700 году Петр издает указ о ношении европейского платья. Нарушителей этого указа предписывалось поставить на колени и обрезать одежду наравне с землей.

3. “Мыши кота погребают” (русский лубок, фрагмент). Рядом с одной из мышей четко видна подпись: “Мышка пономаришка тянет табачишка”. Мода на курение табака была введена в России Петром I.