Разработка урока
самостоятельного чтения
для 6 класса
Тема урока: Анвар Абиджан
Повесть «Грозный Мешпалван»
(Первый урок)
Название урока: «Повесть, проросшая из зёрнышка правды».
Цели урока: познакомить учащихся с личностью и творчеством узбекского писателя Анвара Абиджана; повторить, что такое дастан; вспомнить первые главы повести «Грозный Мешпалван», развивать навыки работы с текстом литературного произведения; формировать положительное отношение к самостоятельному чтению; воспитывать любовь к Родине, чувства дружелюбия и товарищества.
Предварительно шестиклассники ознакомились с повестью ещё на летних каникулах и знают сюжетную линию произведения.
Оборудование: фотопортрет Анвара Абиджана, увеличенная копия обложки «Грозный Мешпалван» (Т.: Чулпон, 1991), текст повести, рисунки учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Введение нового материала.
Сообщение учителя: Анвар Абиджан (настоящее имя Анваржан Обитжанов) 1947-2020гг.
Узбекский журналист, поэт, писатель-фантаст. Народный поэт Узбекистана.
Родился в кишлаке Паласан в Ферганской области.
Будущий писатель работал хлопководом, литсотрудником в редакции газеты, редактором на радио. В 1979 году заочно окончил факультет журналистики Ташкентского государственного университета. Работал главным редактором в издательстве «Чулпан». (Начал печататься в 1974 году). Писал на узбекском языке.
В 1983 году была переведена на русский язык повесть «Аламазон и его пехота», повествующая о приключениях семиклассника Аламазона и его друзей. В 1991 году вышел в свет сборник детской фантастики «Грозный Мешпалван».
Работа с портретом писателя.
IV. Активизация и закрепление материала.
Учитель: предваряя произведение, Анвар Абиджан пишет: “А по-моему, так все сказочники говорят правду. Ведь эта повесть, проросшая из зёрнышка правды, веками переходила из уст в уста, и каждый родитель, рассказывая её своим детям, что-нибудь да пребавлял от себя”.
-Как вы понимаете выражение «зёрнышко правды»?
(Ответы учащихся)
Вы правы! Зёрнышко правды (или истины) – важное понятие, которое помогает нам понимать мир вокруг нас и находить смысл в наших действиях и убеждениях. Всё это мы попытаемся отыскать на страницах повести-сказки «Грозный Мешпалван».
В эпиграфе от автора мы читаем:
Учась у узбекских мудрецов – бахши,
я взялся за этот дастан
- Ребята, что такое дастан?
Дастан -
рассказ или история – эпическое произведение в фольклоре или литературе
Востока. Обычно дастаны
являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд
и сказочных сюжетов.
(Вспоминаем определение и записываем его в тетрадь)
V. Закрепление.
Работа с текстом.
Учитель: История начинается с того, как к двенадцати годам Мешпалван осиротел: его отца и мать угнали в рабство в далёкую Кахратонию воины Сепкильшаха. Остался Мешпалван жить со старой бабушкой.
- Что мы узнаём о родном крае Мешпалвана и о народе, населявшем его?
- Отчего мучилась бабушка Мешпалвана?
- О чём переживал мальчик, ведь зиму они смогли пережить?
- Какой случай заставил Мешпалвана засобираться в путь?
- Прочитайте эпизод, как экипировался Мешпалван, отправляясь в путь за родителями. (Читаем вслух стр.227 от слов «Решить-то он решил, да не было у бедного бойца ни оружия, ни лат, и в руке его не сверкал булат»).
- Что просит Мешпалван у бабушки на прощанье?
- Какими словами благословила бабушка внука на ратное дело?
Прочитайте вслух стихотворение. (Чтение стр.227-228).
- Мешпалван принадлежал к древнему роду землепашцев и никогда не видел пустыни.
Расскажите, что произошло с ним и его мулом в пустыне?
- Какие чувства вызывает у вас эта история?
- С кем повстречался и подружился Мешпалван после злоключения в пустыне?
- Опишите Ошикболу, используя эпитеты из текста повести.
Учитель: Итак, ребята, наш неунывающий Мешпалван в нелёгком пути в поисках справедливости обретает верного товарища в лице Ошикболы – Влюблённого юноши, который имеет знатное происхождение.
Прежде чем вспомним историю появления Ошикболы, подумайте и скажите, почему автор ввёл в повествование этого героя, ведь он – полная противоположность Мешпалвана.
Подготовленный ученик напоминает историю Ошикболы от его прадеда – прославленного Гёроглы до отца Равшанбека.
- Что умел делать Ошикбола в три года, в четыре, в пять лет и так далее до 12 –ти лет? Процитируйте этот отрывок из дастана. (Стр 233, последний абзац).
- Что случилось с Ошикболой в тринацать лет?
- Кто такая Ойтумар?
- Почему сваты, снаряжённые в Байсун прадедушкой Героглы, вернулись ни с чем?
Учитель: Объединившись, Мешпалван и Ошикбола продолжают путь вместе. Их объединяет общая цель: наказать чернопапашечников (от слов чёрная папаха) во главе с Сепкильшахом.
- Какие приключения ждут друзей впереди? Обратите внимание на рисунки, выполненные вашими одноклассниками.
Краткий пересказ подготовленными учащимися следующих глав повести:
Город Мингпода – «Тысяча стад». (Жители города. Мудрый нищий. Цыгане. Битва со сборщиками налогов).
В гостях у Мутала – дразнильщика.
В крепости Кизкурган («Девичья крепость»). Как Мешпалван разговорил с Ойтумор).
VI. Итоги урока. Оценивание работы учащихся.
Учитель: Ребята, на следующих уроках мы продолжим путешествие с Мешпалваном и Ошикболой, обсудим темы и проблемы, поднятые Анваром Абиджаном, а также постараемся понять, как сказочные персонажи и истории соотносятся с современным миром.
VII. Домашнее задание:
Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает своё задание.
1-ая группа: Обсудить сюжетное развитие повести и пути преодоления трудностей героями.
2-ая группа: Проанализировать персонажей: их мотивацию, развитие характера и роль в истории.
3-я группа: Определить ключевые темы произведения (борьба за справедливость, дружба, любовь, самоотверженность) с подтверждениями из текста.
4-я группа: Выявить и обсудить использование писателем юмора, фантастических элементов и народных мотивов.
Принести фломастеры, цветные карандаши для творческого задания.
Нурманова Замира Аблокуловна
учитель русского языка
и литературы
СОШ № 21 г.Ангрена
Ташкентской области.
Тел. +998909571197.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.