Анвар Абиджан Повесть «Грозный Мешпалван»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

познакомить учащихся с личностью и творчеством узбекского писателя Анвара Абиджана; повторить, что такое дастан; вспомнить первые главы повести «Грозный Мешпалван», развивать навыки работы с текстом литературного произведения; формировать положительное отношение к самостоятельному чтению; воспитывать любовь к Родине, чувства дружелюбия и товарищества. Предварительно шестиклассники ознакомились с повестью ещё на летних каникулах и знают сюжетную линию произведения.
Иконка файла материала Анвар Абиджана.docx

Разработка  урока

самостоятельного чтения

для 6 класса

Тема урока: Анвар Абиджан

Повесть «Грозный Мешпалван»

(Первый урок)

 

Название урока: «Повесть, проросшая из зёрнышка правды».

Цели урока: познакомить учащихся с личностью и творчеством узбекского писателя Анвара Абиджана; повторить, что такое дастан; вспомнить первые главы повести «Грозный Мешпалван», развивать навыки работы с текстом литературного произведения; формировать положительное отношение к самостоятельному чтению; воспитывать любовь к Родине, чувства дружелюбия и товарищества.

Предварительно шестиклассники ознакомились с повестью ещё на летних каникулах и знают сюжетную линию произведения.

Оборудование: фотопортрет Анвара Абиджана, увеличенная копия обложки «Грозный Мешпалван» (Т.: Чулпон, 1991), текст повести, рисунки учащихся.

Ход урока:

I.                  Организационный момент.

II.               Проверка домашнего задания.

III.           Введение нового материала.

Сообщение учителя: Анвар Абиджан (настоящее имя Анваржан Обитжанов) 1947-2020гг.

Узбекский журналист, поэт, писатель-фантаст. Народный поэт Узбекистана.

Родился в кишлаке Паласан в Ферганской области.

            Будущий писатель работал хлопководом, литсотрудником в редакции газеты, редактором на радио. В 1979 году заочно окончил факультет журналистики Ташкентского государственного университета. Работал главным редактором в издательстве «Чулпан». (Начал печататься в 1974 году). Писал на узбекском языке.

В 1983 году была переведена на русский язык повесть  «Аламазон и его пехота», повествующая о приключениях семиклассника Аламазона  и его друзей. В 1991 году вышел в свет сборник детской фантастики «Грозный Мешпалван».

Работа с портретом писателя.

IV.            Активизация и закрепление  материала.

Учитель: предваряя  произведение, Анвар Абиджан  пишет: “А по-моему, так все сказочники говорят правду. Ведь эта повесть, проросшая из зёрнышка правды, веками переходила из уст в уста, и каждый родитель, рассказывая  её своим детям, что-нибудь да пребавлял от себя.

-Как вы понимаете выражение «зёрнышко правды»?

(Ответы учащихся)

Вы правы! Зёрнышко правды (или истины) – важное понятие, которое  помогает нам понимать мир вокруг нас и находить смысл в наших действиях и убеждениях. Всё это мы попытаемся отыскать на страницах повести-сказки «Грозный Мешпалван».   

В эпиграфе от автора мы читаем:

                                                 Учась у узбекских мудрецов – бахши,

                                                                        я взялся за этот дастан

- Ребята, что такое дастан?

                  Дастан - рассказ или история – эпическое произведение в фольклоре или литературе Востока.

                    Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов.

 

 
 

 

 

 


(Вспоминаем определение и записываем его в тетрадь)

V.               Закрепление.

Работа с текстом.

Учитель: История начинается с того, как к двенадцати годам Мешпалван осиротел: его отца и мать угнали в рабство в далёкую Кахратонию воины Сепкильшаха. Остался Мешпалван жить со старой бабушкой.

- Что мы узнаём о родном крае Мешпалвана и о народе, населявшем его?

- Отчего мучилась бабушка Мешпалвана?

- О чём переживал мальчик, ведь зиму они смогли пережить?

- Какой случай заставил Мешпалвана засобираться в путь?

- Прочитайте эпизод, как экипировался Мешпалван, отправляясь в путь за родителями.  (Читаем вслух стр.227 от слов «Решить-то  он решил, да не было у бедного бойца ни оружия, ни лат, и в руке его не сверкал булат»).

-  Что просит Мешпалван у бабушки на прощанье?

- Какими словами благословила бабушка внука на ратное дело?

Прочитайте вслух стихотворение. (Чтение стр.227-228).

- Мешпалван принадлежал к древнему роду землепашцев и никогда не видел пустыни.

Расскажите, что произошло с ним и его мулом в пустыне?

- Какие чувства вызывает у вас эта история?

- С кем повстречался и подружился Мешпалван после злоключения в пустыне?

- Опишите Ошикболу, используя эпитеты из текста повести.

Учитель: Итак, ребята, наш неунывающий Мешпалван в нелёгком пути в поисках справедливости обретает верного товарища в лице Ошикболы – Влюблённого юноши, который имеет знатное происхождение.

Прежде чем вспомним историю появления Ошикболы, подумайте и скажите, почему автор ввёл в повествование этого героя, ведь он – полная противоположность Мешпалвана.

 

Подготовленный ученик напоминает историю Ошикболы от его прадеда – прославленного Гёроглы до отца Равшанбека.

 

- Что умел делать Ошикбола в три года, в четыре, в пять лет и так далее до 12 –ти лет? Процитируйте этот отрывок из дастана. (Стр 233, последний абзац).

- Что случилось с Ошикболой в тринацать лет?

- Кто такая Ойтумар?

- Почему сваты, снаряжённые в Байсун прадедушкой Героглы,  вернулись ни с чем?

Учитель: Объединившись, Мешпалван и Ошикбола продолжают путь вместе. Их объединяет общая цель: наказать чернопапашечников  (от слов чёрная папаха) во главе с Сепкильшахом.

- Какие приключения ждут друзей впереди? Обратите внимание на рисунки, выполненные вашими одноклассниками.

 

Краткий пересказ подготовленными учащимися следующих глав повести:

Город Мингпода – «Тысяча стад». (Жители города. Мудрый нищий. Цыгане. Битва со сборщиками налогов).

В гостях у Мутала – дразнильщика.

В крепости Кизкурган («Девичья крепость»). Как Мешпалван  разговорил с Ойтумор).

VI.            Итоги урока. Оценивание работы учащихся.

Учитель: Ребята, на следующих уроках мы продолжим путешествие с Мешпалваном и Ошикболой,  обсудим темы и проблемы, поднятые Анваром Абиджаном, а также постараемся понять, как сказочные персонажи и истории соотносятся с современным миром.

VII.        Домашнее задание:

Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает своё задание.

1-ая группа: Обсудить сюжетное развитие повести и пути преодоления трудностей героями.

2-ая группа: Проанализировать персонажей: их мотивацию, развитие характера и роль в истории.

3-я группа: Определить ключевые  темы произведения (борьба за справедливость, дружба, любовь, самоотверженность) с подтверждениями из текста.

4-я группа: Выявить и обсудить использование писателем юмора, фантастических  элементов и народных  мотивов.

Принести фломастеры, цветные карандаши для творческого задания.

   Нурманова Замира Аблокуловна

                    учитель   русского  языка

                    и  литературы

                    СОШ  № 21 г.Ангрена

                    Ташкентской  области.

                     Тел. +998909571197.

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также