конспект урока математики "Единицы измерения массы"4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

знакомство с новым понятием.
Иконка файла материала Единицы массы.docx

 

 

 

 

Конспект урока по теме:

 

«Единицы массы. Тонна. Центнер»

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов 1-ой квалификационной категории
Сергеева Ольга Николаевна


 

Ульяновск, 2025 г.

 

 

Технологическая карта оформления конспекта урока.

 

1)      ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ об УРОКЕ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

4

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

1

Тема урока

Единицы массы. Тонна. Центнер

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый уровень

Тип урока (укажите тип урока):

Урок освоения новых знаний и умений

 

2)      Логико-математический анализ изучаемых понятий ( место изучения понятия, какими понятиями ученик овладевает до его изучения, какие понятия рассматриваются  после изучаемого понятия,  каковы характеристические признаки понятия, какими предметными действиями должен овладеть ученик  по результатам изучения понятия в границах урока / фрагмента урока)

 

Место изучения понятия: Урок является первым в теме «Крупные единицы массы» и следует после уроков повторения грамм и килограмма

Какими понятиями ученик овладел до изучения склонений:

·          знают массу как величину;

·         умеют пользоваться граммом и килограммом;

·         умеют выполнять сложение и вычитание величин в пределах килограмма;

·         знакомы с реальными объектами веса (1 кг, 500 г и пр.).

 

Какие понятия рассматриваются после изучаемого:

·         преобразование единиц массы;

·         решение задач в два-три действия с переводом единиц;

·         комбинированные задачи на массу (разность, сумма, сравнение, кратное отношение).

Характеристические признаки понятия «склонение имени существительного»:
Тонна (т)
— единица массы;
— в 1 т = 1000 кг;
— используется для измерения большой массы (грузовики, зерно, металл, животные, строительные материалы).

Центнер (ц)
— единица массы;
— в 1 ц = 100 кг;
— 10 центнеров = 1 тонна;
— применяется в сельском хозяйстве, торговле, промышленности.

Какими предметными действиями должен овладеть ученик:

·         понимать и называть крупные единицы массы: тонну, центнер;

·         знать соотношения:
— 1 т = 1000 кг
— 1 ц = 100 кг
— 10 ц = 1 т

·         практически представлять массу тонны и центнера (через жизненные примеры);

·         читать, записывать и сравнивать массы в т и ц;

·         решать простые задачи без преобразования единиц (на соотношение 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)      Цели урока. Образовательные результаты урока

Цели урока

Образовательные результаты урока

Образовательные

— изучить новые единицы массы: тонна и центнер;
— установить связи между единицами массы: т — ц — кг;
— научить сравнивать массы и определять, в каких ситуациях применяют крупные массы.

Предметные

— узнает, что такое тонна и центнер;
— запомнит соотношения единиц массы;
— научится находить массу объектов, выраженную крупными единицами;
— научится составлять и решать задачи с новыми единицами.

Развивающие

— способствовать развитию логического мышления (анализ соотношений величин);
— формировать навыки моделирования и визуализации величин;
— развивать умение использовать сравнение и обобщение.

Метапредметные (УУД: познавательные,

регулятивные, коммуникативные, личностные)

Познавательные:
— анализ и сравнение величин;
— извлечение информации из схем и таблиц;
— моделирование соотношений единиц через сравнение.

Регулятивные:
— постановка цели урока;
— контроль и самопроверка при выполнении упражнений;
— работа по предложенному алгоритму.

Коммуникативные:
— формулирование выводов;
— работа в парах при решении задач;
— умение объяснять своё решение.

Воспитательные

— воспитывать интерес к математике и практическому применению знаний;
— формировать аккуратность в записях величин;
— воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с измерением массы (строителей, фермеров, логистов).

Личностные

— формирование учебной мотивации;
— осознание практической значимости математических величин;
— развитие ответственности и аккуратности.

 

 

 

4)      Логическая конструкция урока:

№ п/п

Основные этапы урока

Время, отводимое на этап урока

Оборудование этапов урока

1

Организационные этап

2 мин

Презентация (слайд с темой)

2

Актуализация знаний

5 мин

Карточки, изображения объектов массой 1 кг, 10 кг

3

Постановка темы и цели

3 мин

Презентация

4

Открытие нового знания

10-12 мин

Презентация, таблица единиц, схемы, картинки с грузами

5

Первичное закрепления

7-8 мин

Тетради, учебник

6

Проверочная мини-работа

3 мин

Карточки с 3 заданиями

7

Рефлексия, подведение итогов

2 мин

Устная обратная связь

8

Домашнее задание

1 мин

Учебник/рабочая тетрадь

 

5)      Оформление доски, подготовка оборудования на начало урока:

 

1. Верхняя строка (тема уже открыта)
По центру, крупно:
Тема: Единицы массы. Тонна. Центнер
(эта запись появляется в момент «Постановки цели» — значит к началу объяснения она уже есть)

2. Блок слева — напоминание о существительном
(кратко, чтобы дети вспомнили необходимые признаки)
1 кг = 1000 г
10 кг = 1 0000 г
(понадобится для перехода к крупным единицам)

3. Блок справа — изображения предметов (для актуализации)
🧱 кирпич – 3 кг
🎒 школьный рюкзак – 5 кг
🐕 собака – 10 кг
Подписи уже есть — дети сравнивают.

6)    Ход урока

№ п/п

Название этапа урока. Задачи этапа урока Методы взаимодействия с учащимися

Форма проведения урока в границах этапа

Содержание этапов урока

Речь учителя (система взаимосвязанных вопросов; задания; пояснения)

Оформление доски, записей в тетрадях учащихся

Предполагаемая речь учащихся (формулировки ответов)

Образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные)

1.

Название этапа урока:

Организация начала урока

 

Задачи этапа урока

Создать рабочий настрой, организовать внимание, подготовить учащихся к уроку

 

Методы взаимодействия с учащимися

Фронтальная беседа

 

Форма проведения урока в границах этапа:

Устная работа

— «Здравствуйте, ребята! Проверьте, готовы ли ваши рабочие места: тетради, ручки, учебники.»


— «Сегодня мы отправимся в мир величин. Посмотрите на слайд: тема урока будет связана с массой предметов.»


— «Приготовьтесь работать активно и внимательно».

Пока доска пустая — будет заполнена на последующих этапах.

 

 

— «Здравствуйте!»
— «Готовы!»

Предметные: организационная готовность к уроку


Метапредметные: умение организовывать рабочее место


Личностные: формирование учебной дисциплины

2.

Название этапа урока:

Актуализация знаний

 

Задачи этапа урока

Вспомнить, что дети знают об измерении массы и единицах грамм и килограмм

 

Методы взаимодействия с учащимися

Фронтальная работа + работа с моделями

 

 

Форма проведения урока в границах этапа:

Вопросы + демонстрация картинок

— «Какая величина называется массой?»

 


— «Какие единицы массы вы уже знаете?»


— «Что тяжелее: 1 кг или 500 г? Почему?»


— «Посмотрите на картинки: кирпич — 3 кг, рюкзак — 5 кг, собака — 10 кг. Какие предметы весят приблизительно столько же?»

 


— «Как вы думаете, достаточно ли килограммов, чтобы измерить массу грузовика, огромного мешка зерна или коровы?»

Подводящий вопрос к теме:
— «Если масса предмета очень большая, какая единица удобнее?»

Доска: 1 кг = 1000 г

🧱 кирпич – 3 кг
🎒 школьный рюкзак – 5 кг
🐕 собака – 10 кг

— «Масса — это сколько весит предмет».


— «Мы знаем грамм, килограмм».


— «10 кг — это тяжелее, чем 5 кг».

 

—  «Приблизительно столько же весят кирпич и рюкзак»

 

 

 

 


— «Для больших предметов килограммов мало».

 

Предметные: актуализируют знания об измерении массы


Метапредметные: анализ изображений, сравнение


Личностные: интерес к практическим примерам

3

Название этапа урока:

Постановка темы и цели урока

 

Задачи этапа урока

Сформировать мотивацию, подвести к пониманию цели урока

 

Методы взаимодействия с учащимися

Проблемный вопрос

 

Форма проведения урока в границах этапа:

Фронтальная работа

— «Мы увидели, что килограмм — не всегда удобная единица массы.»


— «На слайде — мешок зерна весом 1000 кг. Как вы думаете, какой единицей удобно измерять такие большие массы?»
(Дети выдвигают предположения.)

— «Сегодня мы познакомимся с новыми единицами массы — тонной и центнером.»

— «Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?»
(Учитель формирует цели.)

На доске:

Тема: Единицы массы. Тонна. Центнер

— «Нужна более крупная единица».


— «Мы узнаем, что такое тонна».


— «Узнаем, сколько килограммов в тонне».

Предметные: понимание целей изучения новой темы


Метапредметные: умение формулировать цель


Личностные: развитие познавательной инициативы

4

Название этапа:

Открытие нового знания

 

Задачи этапа:

Познакомить учащихся с единицами тонна и центнер, их обозначениями и соотношениями.

 

Метод взаимодействия: Словесное объяснение + работа с моделями и таблицами

 

Форма взаимодействия:

Фронтальная работа, запись нового материала

Понятие “тонна”
— «Посмотрите на картинку: грузовик везёт 3 тонны песка.»


— «Тонна — это крупная единица массы.»


— «В одной тонне — тысяча килограммов.»


— «Запишем:»

Учитель пишет на доске:
1 т = 1000 кг

— «Представьте: чтобы получить 1 тонну, нужно 1000 пакетов по 1 кг.»

Понятие “центнер”
— «В сельском хозяйстве часто используют центнер.»
— «Центнер — это 100 кг.»

На доске:
1 ц = 100 кг

— «А сколько центнеров в 1 тонне?»

(Ученики размышляют.)

— «Если 1 т = 1000 кг, а 1 ц = 100 кг, то в тонне — 10 центнеров.»

На доске:
1 т = 10 ц

Краткая таблица (дети списывают)

 

На слайде:

 

Тетради: краткая таблица

— «1 тонна — это 1000 килограммов».


— «1 центнер — это 100 кг».


— «10 центнеров — это 1 тонна».

Предметные: усвоение новых единиц массы и их соотношений


Метапредметные: умение преобразовывать информацию из таблицы


Личностные: познавательная мотивация

5

Название этапа: Первичное закрепление

 

Задачи этапа:

Научиться применять новые знания к практическим заданиям

 

Метод взаимодействия:  Индивидуальная работа + проверка

 

Форма взаимодействия:  Работа с учебником + запись в тетрадях

 

— «Откройте учебник на упражнении № 216.»


— «Прочитайте задачу. Какие единицы массы встречаются?»


— «Запишите решение. Не забывайте: 1 т = 1000 кг.; 1 ц = 100 кг»


— «После выполнения сравните свой ответ с соседом по парте.»

 

На слайде:

 

 

 

— «Кг, ц, т»

 

 

 

— « Нужно перевести тонны в килограммы.

Мы используем соотношения:

1 т = 1000 кг.

1 ц = 100 кг.

100 : 25 = 4 (тетрадей)

1000 : 25 = 40 (тетрадей)».

Предметные: умение применять новые единицы массы в задачах


Метапредметные: самопроверка, работа по образцу


Личностные: ответственность за результат

6.

Название этапа: Проверочная мини-работа

 

Задачи этапа:

Проверить первичную степень усвоения материала

Метод взаимодействия: Индивидуальная работа

 

Форма взаимодействия: Мини-тест

— «У вас на партах мини-карточки. Выполните три задания.»

— «Работайте самостоятельно. Проверим через минуту.»

 

Карточка:
 1. Запишите в килограммах: 2 т.
 2. Запишите в килограммах: 3 ц.
 3. Сравните: 500 кг ○ 1 ц.

 

Оформление доски:
Не требуется.

— «2 т = 2000 кг».
— «3 ц = 300 кг».
— «500 кг > 1 ц».

Предметные: контроль применения соотношений т и ц.


Метапредметные: умение работать в ограниченное время


Личностные: формирование самоконтроля.

7.

Название этапа: Рефлексия, подведение итогов урока

 

Задачи этапа:

Оценить результаты урока, осознать полученные знания

 

Метод взаимодействия:

Рефлексивная беседа

 

Форма взаимодействия:

Фронтальная беседа;

— «Что нового вы узнали сегодня?»

 

 

 


— «Для чего нужны крупные единицы массы?»


— «Что было самым лёгким? А что — трудным?»

Не требуется

— «Мы узнали, что такое тонна и центнер. В тонне 1000 кг. Центнер — 100 кг».


— «Тонны используют для больших грузов.»

 

— «Легким было считать сколько кг в тоннах и центнерах. Сложное – решить задачу из учебника»

Предметные: закрепление теории.


Метапредметные: умение оценивать результат.


Личностные: развитие самооценки.

8.

Название этапа: Определение домашнего задания

 

Задачи этапа:

Рекомендации к выполнению  домашнего задания. Мотивация выполнения домашнего задания

 

Метод взаимодействия:

Объяснительно-иллюстративный

 

Форма взаимодействия:

Фронтальная беседа

 

— «Домашнее задание: учебник, упражнение №208.

 

В рабочей тетради — выполнить упражнение стр. 4 №6, стр. 5 №8».

На слайде: «Д/з: учебник, упражнение №208;

рабочая тетрадь стр. 4 №6

стр. 5 №8

»

— «Записали».

Предметные: закрепление навыков.


Метапредметные: планирование собственной работы.


Личностные: ответственность за выполнение задания.

 

 

Используемая литература:

1)      Математика. 4 класс. Учебник. В 2 частях - Моро М.И., Бантова М.А. и др.

2)      Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях - Волкова С.И.


 

3)