Конспект урока по теме:
«Единицы массы. Тонна. Центнер»
Подготовила:
учитель начальных классов 1-ой
квалификационной категории
Сергеева Ольга Николаевна
Ульяновск, 2025 г.
Технологическая карта оформления конспекта урока.
1) ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ об УРОКЕ
|
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
4 |
|
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
1 |
|
Тема урока |
Единицы массы. Тонна. Центнер |
|
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
Базовый уровень |
|
Тип урока (укажите тип урока): |
Урок освоения новых знаний и умений |
2) Логико-математический анализ изучаемых понятий ( место изучения понятия, какими понятиями ученик овладевает до его изучения, какие понятия рассматриваются после изучаемого понятия, каковы характеристические признаки понятия, какими предметными действиями должен овладеть ученик по результатам изучения понятия в границах урока / фрагмента урока)
Место
изучения понятия:
Урок является первым в теме «Крупные единицы массы» и следует после уроков
повторения грамм и килограмма
Какими понятиями ученик овладел до изучения склонений:
· знают массу как величину;
· умеют пользоваться граммом и килограммом;
· умеют выполнять сложение и вычитание величин в пределах килограмма;
· знакомы с реальными объектами веса (1 кг, 500 г и пр.).
Какие
понятия рассматриваются после изучаемого:
· преобразование единиц массы;
· решение задач в два-три действия с переводом единиц;
· комбинированные задачи на массу (разность, сумма, сравнение, кратное отношение).
Характеристические
признаки понятия «склонение имени существительного»:
Тонна (т)
— единица массы;
— в 1 т = 1000 кг;
— используется для измерения большой массы (грузовики, зерно, металл, животные,
строительные материалы).
Центнер (ц)
— единица массы;
— в 1 ц = 100 кг;
— 10 центнеров = 1 тонна;
— применяется в сельском хозяйстве, торговле, промышленности.
Какими предметными действиями должен овладеть ученик:
· понимать и называть крупные единицы массы: тонну, центнер;
·
знать
соотношения:
— 1 т = 1000 кг
— 1 ц = 100 кг
— 10 ц = 1 т
· практически представлять массу тонны и центнера (через жизненные примеры);
· читать, записывать и сравнивать массы в т и ц;
· решать простые задачи без преобразования единиц (на соотношение 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг).
3) Цели урока. Образовательные результаты урока
|
Цели урока |
Образовательные результаты урока |
||
|
Образовательные |
— изучить новые единицы массы: тонна и центнер; |
Предметные |
— узнает, что такое тонна и центнер; |
|
Развивающие |
— способствовать развитию логического мышления (анализ
соотношений величин); |
Метапредметные (УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные) |
Познавательные: |
|
Воспитательные |
— воспитывать интерес к математике и практическому применению
знаний; |
Личностные |
— формирование учебной мотивации; |
4) Логическая конструкция урока:
|
№ п/п |
Основные этапы урока |
Время, отводимое на этап урока |
Оборудование этапов урока |
|
1 |
Организационные этап |
2 мин |
Презентация (слайд с темой) |
|
2 |
Актуализация знаний |
5 мин |
Карточки, изображения объектов массой 1 кг, 10 кг |
|
3 |
Постановка темы и цели |
3 мин |
Презентация |
|
4 |
Открытие нового знания |
10-12 мин |
Презентация, таблица единиц, схемы, картинки с грузами |
|
5 |
Первичное закрепления |
7-8 мин |
Тетради, учебник |
|
6 |
Проверочная мини-работа |
3 мин |
Карточки с 3 заданиями |
|
7 |
Рефлексия, подведение итогов |
2 мин |
Устная обратная связь |
|
8 |
Домашнее задание |
1 мин |
Учебник/рабочая тетрадь |
5) Оформление доски, подготовка оборудования на начало урока:
1.
Верхняя строка (тема уже открыта)
По центру, крупно:
Тема: Единицы массы. Тонна. Центнер
(эта запись появляется в момент «Постановки цели» — значит к началу объяснения
она уже есть)
2. Блок слева — напоминание о существительном
(кратко, чтобы дети вспомнили необходимые признаки)
1 кг = 1000 г
10 кг = 1 0000 г
(понадобится для перехода к крупным единицам)
3. Блок справа — изображения предметов (для актуализации)
кирпич – 3
кг
школьный
рюкзак – 5 кг
собака – 10
кг
Подписи уже есть — дети сравнивают.
|
6) Ход урока |
|||||
|
№ п/п |
Название этапа урока. Задачи этапа урока Методы взаимодействия с учащимися Форма проведения урока в границах этапа |
Содержание этапов урока |
|||
|
Речь учителя (система взаимосвязанных вопросов; задания; пояснения) |
Оформление доски, записей в тетрадях учащихся |
Предполагаемая речь учащихся (формулировки ответов) |
Образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
||
|
1. |
Название этапа урока: Организация начала урока
Задачи этапа урока Создать рабочий настрой, организовать внимание, подготовить учащихся к уроку
Методы взаимодействия с учащимися Фронтальная беседа
Форма проведения урока в границах этапа: Устная работа |
— «Здравствуйте, ребята! Проверьте, готовы ли ваши рабочие места: тетради, ручки, учебники.»
|
Пока доска пустая — будет заполнена на последующих этапах.
|
—
«Здравствуйте!» |
Предметные: организационная готовность к уроку
|
|
2. |
Название этапа урока: Актуализация знаний
Задачи этапа урока Вспомнить, что дети знают об измерении массы и единицах грамм и килограмм
Методы взаимодействия с учащимися Фронтальная работа + работа с моделями
Форма проведения урока в границах этапа: Вопросы + демонстрация картинок |
— «Какая величина называется массой?»
|
Доска: 1 кг = 1000 г
|
— «Масса — это сколько весит предмет».
— «Приблизительно столько же весят кирпич и рюкзак»
|
Предметные: актуализируют знания об измерении массы
|
|
3 |
Название этапа урока: Постановка темы и цели урока
Задачи этапа урока Сформировать мотивацию, подвести к пониманию цели урока
Методы взаимодействия с учащимися Проблемный вопрос
Форма проведения урока в границах этапа: Фронтальная работа |
— «Мы увидели, что килограмм — не всегда удобная единица массы.»
|
На доске: Тема: Единицы массы. Тонна. Центнер
|
— «Нужна более крупная единица».
|
Предметные: понимание целей изучения новой темы
|
|
4 |
Название этапа: Открытие нового знания
Задачи этапа: Познакомить учащихся с единицами тонна и центнер, их обозначениями и соотношениями.
Метод взаимодействия: Словесное объяснение + работа с моделями и таблицами
Форма взаимодействия: Фронтальная работа, запись нового материала |
Понятие
“тонна”
|
На слайде:
Тетради: краткая таблица |
— «1 тонна — это 1000 килограммов».
|
Предметные: усвоение новых единиц массы и их соотношений
|
|
5 |
Название этапа: Первичное закрепление
Задачи этапа: Научиться применять новые знания к практическим заданиям
Метод взаимодействия: Индивидуальная работа + проверка
Форма взаимодействия: Работа с учебником + запись в тетрадях
|
— «Откройте учебник на упражнении № 216.»
|
На слайде:
|
— «Кг, ц, т»
— « Нужно перевести тонны в килограммы. Мы используем соотношения: 1 т = 1000 кг. 1 ц = 100 кг. 100 : 25 = 4 (тетрадей) 1000 : 25 = 40 (тетрадей)». |
Предметные: умение применять новые единицы массы в задачах
|
|
6. |
Название этапа: Проверочная мини-работа
Задачи этапа: Проверить первичную степень усвоения материала Метод взаимодействия: Индивидуальная работа
Форма взаимодействия: Мини-тест |
—
«У вас на партах мини-карточки. Выполните три задания.» — «Работайте самостоятельно. Проверим через минуту.»
Карточка:
|
Оформление
доски: |
—
«2 т = 2000 кг». |
Предметные: контроль применения соотношений т и ц.
|
|
7. |
Название этапа: Рефлексия, подведение итогов урока
Задачи этапа: Оценить результаты урока, осознать полученные знания
Метод взаимодействия: Рефлексивная беседа
Форма взаимодействия: Фронтальная беседа; |
— «Что нового вы узнали сегодня?»
|
Не требуется |
— «Мы узнали, что такое тонна и центнер. В тонне 1000 кг. Центнер — 100 кг».
— «Легким было считать сколько кг в тоннах и центнерах. Сложное – решить задачу из учебника» |
Предметные: закрепление теории.
|
|
8. |
Название этапа: Определение домашнего задания
Задачи этапа: Рекомендации к выполнению домашнего задания. Мотивация выполнения домашнего задания
Метод взаимодействия: Объяснительно-иллюстративный
Форма взаимодействия: Фронтальная беседа
|
— «Домашнее задание: учебник, упражнение №208.
В рабочей тетради — выполнить упражнение стр. 4 №6, стр. 5 №8». |
На слайде: «Д/з: учебник, упражнение №208;
рабочая тетрадь стр. 4 №6
стр. 5 №8
» |
— «Записали». |
Предметные: закрепление навыков.
|
Используемая литература:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.