Технологическая карта по теме: Россия в первой мировой войне.
ФИО (полностью): Крикунова Александра Владимировна |
Место работы: г. Ачинск МБОУ «Средняя школа 6» |
Должность: учитель истории и обществознания |
Предмет: История |
Класс: 10 СГ |
Тема и номер урока в теме: Российская Империя в Первой мировой войне. |
Базовый учебник: История России. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. Базовый и углубл. Уровни. В 3 ч. Часть 1/под ред. А.В. Торкунова, 2020 г. |
· Цель занятия: Изучить основные этапы первой мировой войны, подготовку к войне противоборствующих сторон, уделить внимание хронологическим рамкам; проанализировать влияние Первой мировой на внутреннее положение страны, причины кризиса власти. |
Планируемые результаты: − личностные:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; · развитие уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; · развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; · развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; − метапредметные: · умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; · владение основами самоконтроля в учебной и познавательной деятельности; · умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; · умение смыслового чтения; · умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; · умение работать индивидуально и в группе; · умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей; · умение планирования и регуляции своей деятельности; · умение владения устной и письменной речью; − предметные: · воспитание уважения к историческому наследию народов России; · овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества; · приобретение опыта историко-культурного к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; · развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого;
Формируемые УУД: − личностные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах. − регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. − познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. |
Тип урока: комбинированный урок |
Формы работы обучающихся: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, эвристическая беседа |
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: Настенная карта «I Мировая война», учебник, документ-камера, проектор, экран, раздаточный материал . |
Структура и ход занятия:
|
Этап урока |
Задачи этапа |
Форма учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД, формируемые на данном этапе |
I. Организационный |
Организация положительной мотивации обучающихся к деятельности на уроке. Планирование деятельности. Критерии оценки. Предполагаемый результат |
Фронтальная |
Выделение основных вопросов темы «Первая мировая война» по всемирной истории (опережающее задание) «Историю каких войн вспоминаем? Покажите на карте основные театры военных действий» Алгоритм изучения военных событий. 1. Причины и повод вооруженного столкновения (войны). 2. Воюющие страны, военно-политические блоки. 3. Готовность сторон к войне. 4. Хронологические рамки войны. Этапы. Ход военных действий (по этапам): ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ o планы сторон на начало каждого этапа; o основные сражения и события; o особенности стратегии и тактики; o военные и политические итоги этапа; o причины успеха или неудачи той или иной стороны; o полководцы и другие героические участники военных действий ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5. Военные и политические итоги вооруженной борьбы: условия мира. 6. Значение этой победы, уроки. 7. Международные последствия войны |
Учащиеся садятся по группам, согласно предварительному делению и подготовке. Ø Документалисты (хронология событий по годам с использованием документов и т.д.) Ø Штабисты (использование карт, портретов и т.д) Ø Военные инженеры (новейшее оружие на фронтах) Ø Журналисты (поэтическое слово, проза, агитационные плакаты воюющих сторон и т.д.) Ø Историки (Итоги каждого этапа, войны) Параграф «Россия в Первой мировой войне». Им выдаются наборы шестиугольных гексов. |
Формируемые основы: Исследовательской деятельности; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
II. Включене в систему знаний. Актуализация знаний. |
Актуализация и систематизация знаний. |
|
Выдвижение гипотезы:- первая мировая война для России стала катализатором к саморазрушению. Чтобы доказать гипотезу необходимо поставит цели. Каковы цели нашего урока? 1) определить роль России в 1МВ, 2) Понять каковы ее последствия для России? |
Школьники, используя функцию ЭФУ «Заметки», зачитывают возможные версии ответа, а также комментарии к ним. (Тем самым определяют объём работы на уроке)
|
Ставить перед собой цель, направляя внимание на полезную в данный момент информацию |
III. Работа по по усвоению материала |
Актуализация и проблемы и целеполагание |
Фронтальная, Индивидуально-групповая |
Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы.
И сегодня на уроке на основе исторических документов и собственных знаний вам необходимо выяснить отношение российского общества (местного масштаба) к Первой мировой войне и составить собственное мнение по вопросам – была ли Россия готова к длительной войне? Каковы ее последствия для России?
Началом работы является просмотр видеоролика из электронного учебника (на платформе LECTA) по годам военных действий: 1914; 1915; 1916 гг.
|
Алгоритм работы Работа по систематизации знаний по теме «Первая Мировая война». Работаем в связке: - документалисты обозначают основное сражение 1 Мировой войны; - работники штаба показывают на карте, объясняя возможные особенности и причины принятия участия в той или иной битве русской армии; - военные инженеры сообщают нам о появлении различного оружия - журналисты отслеживают настроение всех слоёв российского общества, подтверждая это документально - завершают историки, подводя нас к итогу по этапам (по годам), по основному итогу для России. «Пример гекс-схемы» (см. приложение) |
Умение работать в паре со сверстником Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников |
IV. Стадия «Рефлексия» |
Осмысление процесса и результата деятельности |
Фронтальная, групповая |
Мы выделили итоги каждого этапа 1 Мировой войны. Результатом вашей работы является сводная таблица. Каковы же итоги войны для стран, принимающих участие? |
Общение и вывод основного итога Первой Мировой войны. |
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
V. Самооценка. Оценка учителя |
Осмысление процесса и результата деятельности |
Групповая, индивидуальная |
Оценку ставит руководитель группы, затем оценку выставляю я. Надеюсь, что наше мнение совпадёт, и тогда вы получаете данную оценку за работу. |
|
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи |
VI. Домашнее задание |
Создание познавательной мотивации к изучению следующей темы |
|
Домашнее задание:
|
Используя материал ЭФУ, выделить материал, который характеризует, по - вашему мнению, нарастание напряжённости. (сделать закладки) |
Умение работать самостоятельно. Обобщать изученный материал, приводить аргументы. |
Приложение № 1.
Список вопросов
Каковы причины Первой мировой войны?
Каким было отношение общества и различных политических партий к начавшейся мировой войне?
Какова роль Восточного фронта в военных действиях в 1914-1916 гг.?
Какие факторы обеспечили перевод экономики на военный лад?
Приложение №2
1. Группа «Документалисты»
Задача группам: Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.
Обращаю ваше внимание, что от вашего отношения к выполнению задания, будет зависеть общий результат деятельности группы.
1. Поработать с материалом сайта «Первая мировая война» и посмотреть видео по теме «1 августа – День воинской славы России. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» (http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).
2. В учебнике сделать заметки основных сражений, связанных с русской армией и систематизировать по годам. 1.1……1.2……1.3….
2. Группа «Штабные работники»
Задача группам: Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.
Обращаю ваше внимание, что от вашего отношения к выполнению задания, будет зависеть общий результат деятельности группы.
1. Поработать с материалом сайта «Первая мировая война» и посмотреть видео по теме «1 августа – День воинской славы России. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» (http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).
2. В учебнике сделать заметки основных сражений, связанных с русской армией, обратив внимание на тактику и стратегию данных сражений. 2.1….2.2…..2.3…
3. Поработать с картой.
3. Группа «Военные инженеры»
Задача группам: Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.
Обращаю ваше внимание, что от вашего отношения к выполнению задания, будет зависеть общий результат деятельности группы.
1. Поработать с материалом сайта «Первая мировая война» и посмотреть видео по теме «1 августа – День воинской славы России. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» (http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).
2. В Каски двух мировых войн (1914 – 1945) http://helmets.ru/ Весьма информативный и с любовью сделанный проект, название которого говорит само за себя.
3. В учебнике сделать заметки вооружений русской армии времён Первой Мировой войны. (в/о воющих стран). 3.1… 3.2…. 3.3….
4. Группа «Историки»
Задача группам: Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.
Обращаю ваше внимание, что от вашего отношения к выполнению задания, будет зависеть общий результат деятельности группы.
1. Поработать с материалом сайта «Первая мировая война» и посмотреть видео по теме «1 августа – День воинской славы России. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» (http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).
2. В учебнике сделать заметки, которые бы указывали на итоги основных этапов войны. Встать на позицию Ульянова Ленина и попытаться объяснить причину подписания Брестского мира.
5. Группа «Журналисты»
Задача группам: Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.
Обращаю ваше внимание, что от вашего отношения к выполнению задания, будет зависеть общий результат деятельности группы.
1. Поработать с материалом сайта «Первая мировая война» и посмотреть видео по теме «1 августа – День воинской славы России. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» (http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).
4. В учебнике сделать заметки как менялось настроение в ходе войны. 5.1…. 5.2. … 5.3. …
5. Подобрать литературные произведения, плакаты, подтверждающие ваши выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.