«Россия на рубеже 19 – 20 веков. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.»
Оценка 4.6
Лекции
doc
история
9 кл
25.11.2017
конспект рока по теме "Россия в начале 20 века". рок рассказывает о становлении России как индустриальной страны. причины и итоги модернизации экономики Российской империи. данный матерьял поможет учителю в работе с 9 классом. Использование в подготовке к ОГЭ по истории.
тема 1.doc
Тема: «Россия на рубеже 19 – 20 веков. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.»
Тип урока: объяснение нового материала
Цель:
1. Образовательная: дать представление об особенностях развития России на рубеже XIXXX вв.
2. Развивающая: способствовать развитию умений извлекать информацию из различного типа источников
(диаграмма, карта, иллюстрация, текст)
3. Воспитательная: способствовать становлению активной гражданской позиции.
4.
Структура и хронометраж:
1. Организационный момент – 2 минуты.
2. Мотивация и целеполагание – 3 минуты.
3. Объяснение нового материала – 30 минут.
4. Закрепление – 7 минут.
5. Итоги – 2 минуты.
6. Домашнее задание – 1 минута.
Основные имена: С.Ю. Витте, В.К. Плеве, Николай II.
Внутрипредметные связи: §4 «Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.», §5 «Реформы
Столыпина и их итоги».
страны: обострение противоречий».
Межпредметные связи: обществознание: §3 «Национальногосударственное устройство»
Внутрикурсовые связи: история нового времени стран Европы: §12 «Индустриальные, зависимые и колониальные
План для учеников (на доске):
1. Территория и население
2. Социальноэкономическое развитие
3. Политические развитие
4. Модернизационные процессы в экономике и политике.
Список литературы для учеников:
1. Загладин, Н.В. История Отечества. XX век. /М., «Русское слово», 2005. – С. 6 25.
Список литературы для учителя.
1. Загладин, Н.В. История Отечества. XX век. /М., «Русское слово», 2005. – С. 6 25.
2. Бразоль, Б.Л. Царствование императора Николая II 1894 – 1917 в цифрах и фактах / Б.Л. Бразоль [Электронный
ресурс] // Возрождение державы. – Режим доступа: http://derzava.com/statji/carstvovanie_n2.html
Ход урока.
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Мотивация и постановка целей урока. (3 мин.)
XX век – один из самых сложных и противоречивых периодов русской истории. Это один из самых важных
периодов для современности, так как многие проблемы и противоречия сохранились до сих пор, со многими последствиями
XX века мы сталкиваемся сегодня.
Почему этот век столь важен и значим лично для каждого из нас? (Мы все родились в 20 веке и свидетели многих
событий этого столетия живы, в том числе это и наши близкие).
С чего мы начинаем изучение нового века? Какие цели мы поставим сегодня перед собой?
III.
Объяснение нового материала в форме эвристической беседы (30 мин.) IV. З
акрепле
ние (2
мин.)
Деятельность учителя
Деятельность учеников
В начале XX века Россия была огромной страной, которая по
территории уступала лишь Великобритании. Но необходимо помнить, что
говоря о Великобритании, мы подразумеваем и территории ее колоний:
индийских, африканских, островных. Сегодня Россия по площади
территории занимает 1 место.
Посмотрите на карту на форзаце учебника. Где располагаются
города? О какой особенности территорий мы можем говорить
относительно и XIX, и XX, и XXI в.?
Россия была монолитным единым государством, состоящим из 77
губерний и 21 области. Автономным было только Великое княжество
Финляндское.
По численности населения Россия занимала 3 место.
Проанализируйте диаграмму «Национальный состав Российской
империи» на стр. 7. О каких особенных чертах характерных для
населения России мы можем сказать исходя из знаний о XIX веке?
Официальным языком был русский, а государственной религией –
православие. При этом православный считался представителем коренного
народа, к какой бы национальности он не относился.
Какие 2 вопроса затрагивающие социально экономическую и
политическую сферы перешли в начало XX века, так как не были
разрешены в предыдущем?
Какие шаги были предприняты в XIX веке для разрешения этих
проблем?
Аграрный вопрос остался одним из самых острых вопросов,
Крестьянство продолжало выплачивать выкупные платежи, многие
крестьяне были малоземельными и безземельными, лучшие земли
оставались в руках помещиков. Так как крестьянам нужны были деньги
для уплаты налогов, то хлеб у них торговцы скупали по заниженным
ценам, а затем он продавался на мировом рынке. Россия была
крупнейшим экспортером зерна и центром мирового производства
сельского хозяйства. Оно давало более половины национального дохода
страны.
Тем не менее говоря о рубеже веков мы имеем основание говорить о
экономическом подъеме. По многим промышленным показателям Россия
находилась в первой тройке стран.
В начале XX в. в России сохранялось сложившееся ранее
деление общества на сословные группы, чему в немалой степени
способствовала
препятствовавшая
размыванию сословных границ.
государственная политика,
Какие сословия вы можете назвать?
Работа с картой Российской
империи.
Ответ: неравномерность развития
территорий. Наименее развитые районы:
Сибирь, Зауралье, Дальний восток.
Анализ
диаграммы
«Национальный состав Российской
империи» на стр. 7.
Ответ: Россия была и продолжает до
сих пор оставаться многонациональной и
многоконфессиональной страной.
Ответ:
крестьянский вопрос и
вопрос о власти.
Было отменено крепостное право в
1861 году, создавались государственными
деятелями,
общественными
организациями проекты по ограничению
власти
(декабристы,
Сперанский)
самодержца
Ответ:
дворянство (личное и
потомственное), духовенство, купечество,
крестьянство,
казачество.
Разделите эти категории на 2 большие
группы:
и
непривилегированные.
привилегированные
мещане,
Небывалый подъём экономики, который Россия пережила в конце
XIX в., вызвал к жизни новые слои населения, которые меняют
привычную картину сословий. Появляется предпринимательский слой,
буржуазия, крупная и средняя, численность и политический вес которой
постоянно растут.
Другая новая социальная прослойка, которая формируется в России
в указанное время, – это промышленный пролетариат. Численность рабо
чих, занятых в промышленности, торговле, на заработках в различных
отраслях сельского хозяйства составляла около 9 миллионов человек, из
них рабочими в строгом смысле слова являлись около 3 миллионов. Но
деревня все же выплеснула в город на рубеже веков огромную массу
лишних рабочих рук, поглотить которую город оказался не в состоянии.
Онито и составили наиболее горючий материал для последующих
революционных потрясений. Третьей новой социальной группой стала
интеллигенция. Перечислите профессии, которые относятся к этой
группе.
Ответ:
юристы,
профессии.
преподаватели,
инженеры,
врачи,
творческие Сделайте вывод в группах. Перечислите основные черты развития России на рубеже веков по сферам – экономической,
политической, социальной.
Политические:
Сохранение абсолютной монархии
Высокая степень бюрократизации власти
Отсутствие представительного органа
Социальные:
Многонациональность и многоконфессиональность
Сохранение старых сословий и появление новых: буржуазия, пролетариат, интеллигенция.
Экономические:
Заметный экономический подъем
Формирование монополий (картели и синдикаты)
Многоукладность
Высокая роль государства в экономике
V. Итоги (2 мин.)
Тематический: К началу XX века накопилось множество проблем, которые требовали изменений во многих сферах
общественной жизни. Самодержавие шло на реформы, ограничивающие власть крайне неохотно, что привело к нарастанию
политического кризиса, экономические преобразования проходили с задержками и носили половинчатый характер. Это и
обусловило будущие революционные потрясения.
VI.Домашнее задание (1 мин.) Учебник § 1,2, термины учить.
«Россия на рубеже 19 – 20 веков. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.»
«Россия на рубеже 19 – 20 веков. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.»
«Россия на рубеже 19 – 20 веков. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.