рп

  • docx
  • 16.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП химия.docx

 

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ҚОСТАНАЙ ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ҚОСТАНАЙ ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ ЕДИЦНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Бекітемін

Қостанай облысы әкімдігі денсаулық сақтау басқармасының Қостанай жоғары медициналық колледжі Коммуналды мемлекеттік кәсіпорнының директоры

_________________ С.А.Катпенова

20__ж.  «____»___________

 

 

ОҚУ ЖҰМЫС БАҒДАРЛАМАСЫ

Рабочая учебная  программа

 

Курс: (курстың аталуы кодты көрсетуімен)

Курс: (название курса и указанием кода)

 

Субмодуль:

Субмодуль:

 

Мамандық:

Специальность:

 

Біліктілігі

Квалификация:

 

Білім деңгейі:

Уровень знания:

 

Оқу мерзімі:

Период обучения:

 

Оқу нысаны:

Форма обучения:

 

Академиялық сағаттар саны (кредиттер):

Количество академических часов (кредитов):

 

Олардың ішінен:

Из них:

 

Аудиториялық сабақтар

Аудиторные занятия

 

СӨЖ

Самостоятельная работа обучающихся (СРО)

 

СОӨЖ

Самостоятельная работа обучающихся с преподавателем (СРОП)

 

Симуляциялар

Симуляции

 

Клиникадағы практика

Практика в клинике

 

Бақылау нысаны:

Форма контроля:

 

 

 

 

Құрастырушы: (оқытушының Т.А.Ә.А.)

 

Оқу жұмыс бағдарламасы ҚР денсаулық сақтау Министрінің 201_ жылғы _______№___  бұйрығымен бекітілген «_____________» мамандығы бойынша ҚР МЖМБС сәйкес құрастырылды.

 

 

Жұмыс оқу бағдарламасы №___ циклдік/пәндік әдістемелік комиссиясының отырысында қарастырылды,

 

201__ жылғы «____» ____________ №___ хаттамасы

Төрайымы: ___________ (ТАӘА)

 

 

 

 

 

Составитель: (ФИО преподавателя)

 

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с ГОСО РК составлена в соответствии с ГОСО РК по специальности «__________», утвержденного приказом Министра здравоохранения РК № ___ от «___» _______ 201__ года.

 

Рабочая учебная программа дисциплины рассмотрена на заседании цикловой / предметной методической комиссии №__

Протокол №___ от «____» ____________ 201___ г.

Председатель: ___________ (ФИО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткая характеристика дисциплины

 

Учебная дисциплина ОД – 07 «Химия» является профильной и изучается обучающимися на первом курсе в составе дисциплин по выбору из обязательных предметных областей в структуре Общеобразовательного цикла ОД – 07 учебного плана по специальности 0302043 «Медицинская сестра общей практики» (на базе основного общего образования), с получением среднего общего образования в пределах освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 0302043 «Медицинская сестра общей практики».

 

2. Цель изучения дисциплины:

 

Цель обучения учебной дисциплины "Химия"- предоставление обучающимся системы знаний о веществах и их превращениях, законах и теориях, объясняющих зависимость свойств веществ от их состава и строения, предоставление обучающимся возможности  приобретения понимания химических процессов, законов и их закономерностей для безопасного применения в реальной жизни,  критической оценки информации и принятия решений.

 

 

3. Задачи дисциплины:

 

1) усвоение практико-ориентированных знаний, понятий, теорий и законов химической науки;

2) овладение умениями наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

3) развитие умений обращаться с веществами и лабораторным оборудованием на  практических занятиях,  с соблюдением правил техники безопасности;

4) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся в процессе проведения химического эксперимента, выработка потребности самостоятельно приобретать химические знания;

5) воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

6) раскрытие общественной значимости, гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении проблем, стоящих перед человечеством;

7) использование полученных теоретических знаний для объяснения химических явлений и свойств веществ, для безопасного использования их в быту, сельском хозяйстве и на производстве, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

8) формирование опыта ценностных и критических отношений к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, формирование ключевых и предметных компетентностей, способствующих решению жизненных проблем каждого члена общества.

По окончании изучения дисциплины обучающийся:

·        должен знать:

- правила техники безопасности работы в химической лаборатории и с физической аппаратурой;

- современную модель атома, периодический закон, периодическую систему Д.И.Менделеева;

- химическую связь;

- номенклатуру неорганических соединений;

- строение комплексных соединений и их свойства;

- классификацию химических элементов по семействам;

- зависимость фармакологической активности и токсичности от положения

химического элемента в периодической системе;

- химические свойства элементов и их соединений;

- растворы и процессы, протекающие в водных растворах;

- основные начала термодинамики и термохимии;

- значения термодинамических потенциалов (энергий Гиббса и Гельмгольца);

- следствия из закона Гесса, правила расчета температурного коэффициента;

- химическое равновесие, способы расчета констант равновесия;

- коллигативные свойства растворов.

 

·        должен уметь:

- рассчитывать термодинамические функции состояния системы, тепловые эффекты химических процессов, рассчитывать Кр, равновесные концентрации продуктов реакции и исходных веществ;

- составлять электронные конфигурации атомов, ионов, электронно-графические формулы атомов и молекул, определять тип химической связи, прогнозировать реакционную способность химических соединений и физические свойства в зависимости от положения в периодической системе;

- теоретически обосновывать химические основы фармакологического эффекта и токсичности;

- смещать равновесие в растворах электролитов;

- применять правила различных номенклатур к различным классам неорганических и органических соединений;

- готовить истинные, буферные и коллоидные растворы;

- собирать простейшие установки для проведения лабораторных исследований, пользоваться физическим, химическим оборудованиям, компьютеризированными приборами;

- табулировать экспериментальные данные, графически представлять их,

интерполировать, экстраполировать для нахождения искомых величин;

- измерять Физико-химические параметры растворов.

 

·        иметь практические навыки:

- навыками интерпретации рассчитанных значений термодинамических функций и на

их основе прогнозировать возможность осуществления и направление протекания

химических процессов;

- технико и химических экспериментов, проведения пробирочных реакций, навыками

работы с химической посудой и простейшими приборами;

- техникой экспериментального определения рН растворов при помощи индикаторов

и приборов;

- правилами номенклатуры неорганических веществ;

- Физико-химическими методиками анализа веществ, образующих истинные и

дисперсные системы;

- методиками анализа физических и химических свойств веществ различной природы;

- навыками проведения научных исследований для установления взаимосвязи

Физико-химических свойств и фармакологической активности.

 

Формируемые компетенции согласно ГОСО:

 

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

 

Базовые компетенции:

 

БК-1

 

 

БК-1.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

БК-1.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 

БК-1.3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

БК-2

 

 

БК-2.1

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

 

БК-2.2

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

БК-2.3

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

БК-3

 

 

БК-3.1

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

 

БК-3.2

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Профессиональные компетенции:

 

ПК-1

 

 

ПК-1.1

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

 

ПК-1.2

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

 

ПК-1.3

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК-2

 

 

ПК-2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

 

ПК-2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

 

ПК-2.3

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК-3

 

 

ПК-3.1

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

 

ПК-3.2

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

 

Специальные компетенции:

 

 

СК-1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

 

СК-2

Соблюдать принципы профессиональной этики

 

4.Пререквизиты:

Неорганическая химия, аналитическая химия, физическая химия, метрология, физика.

5.Постреквизиты: ИКТ, лабораторная химия, коллоидная химия, термодинамика.

 

6. Краткое содержание дисциплины

 

6.1. Тематический план по дисциплине «Химия»

 

Тема

Литература

Количество часов

Оснащение

Самостоятельная работа обучающихся

Аудиторные занятия

Симуляции

В клинике

 

 

О: (с указанием номера согласно списку основной литературы)

Д: (с указанием номера согласно списку дополнительной литературы)

СРО

СРОП

1

Частицы вещества

О: Глинка, Николай Леонидович.

Общая химия: учеб. пособие / Н.Л. Глинка. –30-е изд., испр. - М. : Интеграл-Пресс, 2010. –728с

Д: Ахметов, Наиль Сибгатович

Общая и неорганическая химия:

учебник/Н.С.Ахметов.-5-е изд.,испр..-

М.:Высшая школа, 2003.-743с.:ил.

 

 

4

 

 

 

2

Периодичность. Закономерности протекания химических реакций

О: Глинка, Николай Леонидович.

Общая химия: учеб. пособие / Н.Л. Глинка. –30-е изд., испр. - М. : Интеграл-Пресс, 2010. –728с

Д: Ахметов, Наиль Сибгатович

Общая и неорганическая химия:

учебник/Н.С.Ахметов.-5-е изд.,испр..-

М.:Высшая школа, 2003.-743с.:ил.

 

 

12

 

 

 

3

Энергетика химических реакций

О: Глинка, Николай Леонидович.

Общая химия: учеб. пособие / Н.Л. Глинка. –30-е изд., испр. - М. : Интеграл-Пресс, 2010. –728с

Д: Пузаков С.А. Химия: учебник/С.А. Пузаков.-2-е изд., испр. и допю-М.:ГЭОТАР-Медиа,2006.-639с.

 

 

19

 

 

 

4

Химия элементов

О: Глинка, Николай Леонидович.

Общая химия: учеб. пособие / Н.Л. Глинка. –30-е изд., испр. - М. : Интеграл-Пресс, 2010. –728с

Д: Пузаков С.А. Химия: учебник/С.А. Пузаков.-2-е изд., испр. и допю-М.:ГЭОТАР-Медиа,2006.-639с.

 

 

32

 

 

 

5

Теория химического строения органического соединения

О:  Березин, Б. Д. Курс современной органической химии / Б.Д. Березин, Д.Б. Березин. - М.: Высшая школа, 2003. - 768 c.

Д: Грандберг, И. И. Органическая химия. Учебник / И.И. Грандберг, Н.Л. Нам. - М.: Юрайт, 2014. - 608 c.

 

 

21

 

 

 

6

Кислород содержащие органические соединения

О:  Березин, Б. Д. Курс современной органической химии / Б.Д. Березин, Д.Б. Березин. - М.: Высшая школа, 2003. - 768 c.

Д: Грандберг, И. И. Органическая химия. Учебник / И.И. Грандберг, Н.Л. Нам. - М.: Юрайт, 2014. - 608 c.

 

 

32

 

 

 

 

Итого

 

 

 

120

 

 

 

 

6.2 Аудиторные занятия

Тема

Содержание

Количество часов

1

Проверочная работа. Состав и строение атома

Основные этапы развития представлений о существовании и строении атомов. Спектры атомов как источник информации об их строении

2

2

Химическая связь

Внутренняя энергия и энтальпия индивидуальных веществ и многокомпонентных систем. Стандартные состояния веществ и стандартные значения внутренней энергии и энтальпии

2

3

Периодический закон и периодическая система

Периодический закон (ПЗ) Д.И. Менделеева и его трактовка на основе квантовомеханической теории строения атомов. Структура Периодической системы элементов (ПСЭ): периоды, группы, семейства, s- , p-, d-, f-классификация элементов (блоки).

3

4

Стехиометрические законы химии

Основные законы, положения и понятия общей и неорганической химии. Эквивалент, фактор эквивалентности, молярная масса эквивалента, закон эквивалентов

3

5

Окислительно-восстановительные процессы

Электронная теория окислительно-восстановительных (ОВ) реакций (Л.В. Писаржевский). Окислительно-восстановительные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения элемента в Периодической системе элементов и степени окисления элементов в соединениях.

4

6

Стандартные электродные потенциалы

Стандартное изменение энергии Гиббса и Гельмгольца окислительновосстановительной реакции и стандартные окислительно-восстановительные потенциалы

 (электродные потенциалы). Определение направления протекания ОВ реакций по разности

ОВ потенциалов.

2

7

Внутренняя энергия и энтальпия

Стандартные энтальпии образования и сгорания веществ. Закон Гесса. Расчеты изменения стандартных энтальпий химических реакций и физико-химических превращений (растворение веществ, диссоциация кислот и оснований) на основе закона Гесса.

2

8

Скорость химической реакции

Определение направления протекания реакции в системе при данных условиях путем сравнения соотношения произведений концентраций в данных условиях и значения константы равновесия.

2

9

Химическое равновесие

Зависимость энергии Гиббса процесса и константы равновесия от температуры. Принцип Ле Шателье - Брауна.

2

10

Фазовые равновесия, диаграммы

Процесс растворения как физико-химическое явление (Д.И. Менделеев, Н.С. Курнаков). Термодинамика процесса растворения.

3

11

Теории кислот и оснований

Теория растворов сильных электролитов. Ионная сила растворов, коэффициент активности и активность ионов. Равновесие между раствором и осадком малорастворимого сильного электролита. Произведение растворимости. Условия растворения и образования осадков.

4

12

Растворы

Растворы слабых электролитов. Применение ЗДМ к ионизации слабых электролитов.

Константа ионизации (диссоциации). Ступенчатый характер ионизации.

Теории кислот и оснований (Аррениуса, Льюиса, Бренстеда-Лоури). Константы

кислотности и основности.

6

13

Проверочная работа

Описание молекул методом молекулярных орбиталей (ММО). Связывающие, разрыхляющие и несвязывающие МО, их энергия и форма.

1

14

Металлы и неметаллы, нахождение соединений металлов и неметаллов в природе

Общая характеристика. Изменение свойств элементов группы металлов/неметаллов. Характеристики.

2

15

Химические свойства металлов Электрохимический ряд напряжений

Общая характеристика. Изменение свойств элементов IIА группы в сравнении с IA. Характеристики катионов. Ионы s-металлов в водных растворах; энергия гидратации ионов.

2

16

Общая характеристика S-элементов. Щелочные металлы. Натрий и калии.

Взаимодействие металлов с кислородом, образование оксидов, пероксидов, гипероксидов (супероксидов, надпероксидов). Взаимодействие с водой этих соединений.

2

17

Общая характеристика d-элементов. Медь, цинк, железо, хром.

Общая характеристика группы. Физические и химические свойства простых веществ.

Соединения меди (I) и меди (II), их КО и ОВ характеристика, способность к

комплексообразованию.

2

18

Общая характеристика р-элементов. Алюминий

Общая характеристика группы. Электронная дефицитность и ее влияние на свойства элементов и их соединений. Изменение устойчивости соединений со степенями окисления +3 и +1 в группе р-элементов III группы.

2

19

Общая характеристика неметаллов. Углерод, кремний и их соединения

Общая характеристика углерода. Аллотропические модификации углерода. Типы гибридизации атома углерода и строение углеродосодержащих молекул. Углерод как основа всех органических молекул.

2

20

Азот, фосфор и их соединения. Аммиак

Азот. Общая характеристика. Многообразие соединений с различными степенями окисления азота. Причина малой химической активности азота. Молекула азота как лиганд.

2

21

Проверочная работа

Способы выражения концентрации растворов. Изучение зависимости скорости реакции от концентрации. Произведение растворимости и гидролиз солей.

1

22

Методы исследования соединений - 1 - 2

Современная формулировка периодического закона Д.И. Менделеева в свете теории строения вещества. Периодическая система химических элементов. Характеристика элементов I-IV периодов, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома.

3

23

Аналитические методы в современных исследованиях

Биологическая роль серы (сульфгидрильные группы и дисульфидные мостики в белках). Химические основы применения серы и ее соединений в медицине, фармации, фармацевтическом анализе.

4

24

Решение экспериментальных задач

Умение использовать теоретические знания по периодической системе при решении конкретных задач.

6

25

Химия твердого тела

Основные понятия термодинамики. Первый закон термодинамики. Понятие о самопроизвольных процессах. Энтропия. Второй закон термодинамики. Энергия Гиббса.

2

26

Наносистемы, наноматериалы

Механизм образования растворов и их классификация. Коллигативные свойства разбавленных растворов.

2

27

Введение в органическую химию

Теория строения органических соединений. Электронная структура атома углерода в органических соединениях. Химические связи в органических соединениях. Взаимное влияние атомов в молекуле и электронные эффекты. Пространственная структура и виды изомерии.

2

28

Классификация и номенклатура органических соединения, изомерия

Классификация углеводородов. Сравнительная характеристика строения, свойств углеводородов. Реакции замещения, элиминирования, присоединения.

2

29

Алканы . Гомологический ряд, изомеры, номенклатуры алканов, свойства и получение алканов

Работа с учебной литературой, составление таблицы «Сравнительная характеристика основных классов углеводородов».

2

30

Циклоалканы

Гомологический ряд, изомеры, номенклатура, свойства и получение циклоалканов

Решение упражнений по номенклатуре и по составлению формул углеводородов, цепочки превращений. Работа с учебной литературой, составление конспектов «Основные правила ИЮПАК»; «Правила ориентации в бензольном кольце».

2

31

Алкены. Гомологический

ряд, изомеры, номенклатура, свойства и получение алкенов

Классификация углеводородов. Сравнительная характеристика строения,

свойств углеводородов. Реакции замещения, элиминирования, присоединения.

2

31

Алкадиены.Гомологический

ряд, изомеры,   номенклатура, свойства и получение алкадиенов

Понятие алкадиенов. (алкадиены). Гомологический ряд алкадиенов. Изомерия алкадиенов.

2

33

Алкины. Гомологтческий ряд, изомеры, номенклатура, свойства и получение алкинов

Понятие алкинов.

углеводороды (алкины). Гомологический ряд алкинов.

2

34

Арены. Гомологический ряд, изомеры, номенклатура, свойства и получение аренов

Химические свойства аренов (напримере бензола).

 Получение бензола.

Применение бензола.

3

35

Генетическая связь между углеродами и их галогенопроизводными

«Спирты. Фенолы. Альдегиды.

Карбоновые кислоты. Гидроксикислоты»

2

36

Развитие угля, нефти и газа в Казахстане

Решение расчетных задач.

теме Составление схем химических реакций.

2

37

Классификация и номенклатура кислородсодержащих соединении

Изомерия и ее виды.

Решение задач.  Составление схем реакций.

2

38

Спирты и фенолы

Кислотность и основность органических соединений. Физические и химические

свойства спиртов: кислотно-основные свойства, реакции нуклеофильного

замещения, реакции элиминирования, реакции окисления. Двух- и трехатомные

спирты. Фенолы. Ароматические спирты.

4

39

Альдегиды и кетоны

Классификация соединений, содержащих карбонильную группу. Номенклатура и изомерия. Способы получения. Физические свойства. Химические свойства. Отдельные представители.

2

40

Карбоновые кислоты

Классификация карбоновых кислот. Строение карбоксильной группы. Кислотные свойства. Монокарбоновые кислоты: номенклатура и изомерия; способы получения; физические и химические свойства. Дикарбоновые кислоты: номенклатура, изомерия, физические и химические свойства.

2

41

Простые сложные эфиры Жиры. Мыло и синтетические моющие средства.

Химические свойства жиров. Получение жиров.

Понятие о синтетических моющих средствах.

2

42

Углеводы; моно-, ди-, полисахариды

Классификация моноз. Стереоизомерия моноз. Мутаротация. Циклические формы. Таутомерия. Свойства моноз.

2

43

Амины, анилин, аминокислоты

Амины: номенклатура и изомерия. Амины – органические основания. Аминокислоты: номенклатура и изомерия, кислотно-основные свойства. Белки: строение молекулы, свойства, роль в организме.

2

44

Белки. Нуклеиновые кислоты

Структуры белковых молекул.

Понятие о денатурации и ренатурации.

Цветные реакции белков.

Биологические функции белков.

4

45

Понятие об  азотосодержащих гетероциклических соединений

Подготовка сообщений и мультимедийных презентации по темам «Медикобиологическое значение аминов и аминокислот». Работа с методической

литературой, оформление лабораторной работы в дневник.

2

46

Бионеорганическая химия

Понятие о ферментах.

соединения. Особенности строения и свойств ферментов.

Ферменты. Витамин. Классификация ферментов.

Гормоны.  Значение ферментов.

2

47

Высокомолекулярные соединения

Характеристики, свойства, получения, применение.

2

48

Реакции  поликонденсации. Полиамиды и полиэфиры

Наука о полимерах развивает общие теоретич. представления о процессах синтеза макромолекул разл. архитектуры, свойствах

2

49

Распознавание пластмасс и волокон

Проведение лабораторного занятия.

2

50

Производство полимеров в Казахстане

Характеристики, свойства, получения, применение.

2

 

Итого

 

120

 

 

7. Методика преподавания

 

7.1 Аудиторные занятия



 

8. Для проверки учебных достижений обучающихся предусмотрены следующие виды и формы контроля знаний обучающихся:
Текущий контроль:

Контрольная работа № 1.

1. Завершите уравнения реакций и уравняйте их:

HIO3 → H2O

Na2O + Sb2O3

Fe(NO3)2 + NaOH (недостаток) →

2. Дайте структурную формулу и название As2O3.

3. Найдите формулу кристаллогидрата бромида натрия, зная, что 4,85 г соли при

прокаливании теряют в массе 1,26 г.

4. Выразите через концентрации скорости прямой и обратной реакций и константу

равновесия для системы:

MgCO3 (т) + H2O (г) = Mg(OH)2 (т) + CO2 (г) + ΔH

Куда сместится равновесие при: а) понижении температуры; б) повышении давления;

в) понижении концентрации CO2?

5. После смешивания газов А и В в системе А (г) + В (г)  С (г) установилось

равновесие при следующих концентрациях: [B] = 0,4 моль/л и [C] = 0,1 моль/л.

Константа равновесия реакции равна 0,35. Найдите исходные концентрации А и В.

6. Составьте электронную и электронно-графическую формулы элемента I

возбужденного атома Sc*. Определите порядковый номер и название элемента, если

структура валентного электронного слоя его атома соответствует формуле: 4f106s2

 

Контрольная работа № 2.

1. Сколько молей MgCl2·6H2O надо прибавить к 100 молям воды, чтобы получить 10% раствор MgCl2?

2. Написать уравнение в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах: сульфид натрия + серная кислота.

3. Во сколько раз надо увеличить или уменьшить концентрацию гидроксильных ионов, чтобы величина рН раствора уменьшилась на единицу?

4. Сколько воды нужно прибавить к 100 мл 0,02 М раствора уксусной кислоты, чтобы степень ее диссоциации удвоилась?

5. Написать молекулярные и ионные формы уравнений гидролиза, протекающего в

растворах солей: ZnSO4 и KBr. Как можно усилить или ослабить их гидролиз?

6. Дайте два примера солей угольной кислоты, в водных растворах которых pH>7

и pH≈7.

 

Контрольная работа № 3.

1. В воде растворена соль жесткости Mg(HCO3)2. Предложите три различных метода

умягчения такой воды и напишите соответствующие химические реакции.

2. После выпаривания 10 мл воды в сухом остатке обнаружены только соли кальция:

хлорид 1,9 мг, карбонат 0,8 мг и сульфат 3,0 мг. Чему равна общая жесткость воды?

3. Определите степень окисления иода в I2O7, I2, K5IO6, NH4I.

4. Уравняйте реакции, укажите окислитель и восстановитель:

CrCl3 + Br2 + KOH → K2CrO4 + KBr + KCl + H2O

KMnO4 + KOH → K2MnO4 + O2 + H2O

5. Закончить уравнения реакций:

Hg + H2SO4 (конц.) →

Fe + KOH + H2O →

6. Какой объем раствора с массовой долей HNO3 — 10 % (ρ = 1 г/мл) потребуется

для растворения образца меди массой 14 г? Какой объем газа (при н.у.) при этом

выделится?

Контрольная работа № 4.

1. Разберите работу гальванического элемента, напишите анодную и катодную реакции, а также суммарную реакцию в сокращенной ионной и молекулярной формах, рассчитайте ЭДС элемента в стандартных условиях:

 Mg | MgSO4 (раствор) | CuSO4 (раствор) | Cu

2. Напишите анодный и катодный процессы, а также суммарную реакцию в сокращенной ионной и молекулярной формах, при коррозии контактирующих металлов титан – хром в среде с рН=1

3. Приведите пример катодного покрытия на стали. Напишите анодную и катодную

реакции, протекающие при коррозии поврежденного покрытия в среде с рН=6.

4. Напишите реакцию гидролиза трехкальциевого силиката при твердении

портландцемента.

5. Какова максимальная температура в печи для производства портландцемента? В

районе каких температур происходит образование C2S и C3S?

6. Вычислите содержание (в %) свободной воды в известковом молоке, если для его

приготовления было взято 200 кг негашеной извести и 690 л воды.

 

Рубежный контроль:

1. Квантовые числа как характеристики состояния электронов в атоме.

2. Принцип Паули. Порядок заполнения подуровней.

3. Порядок заполнения орбиталей на подуровне. Правило Хунда, его

иллюстрация на конкретных примерах.

4. Энергия ионизации и электроотрицательность, их изменение у элементов

периодической системы по группам и периодам.

5. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

6. Закон действия масс. Особенности его применения к реакциям в

гетерогенных системах. Константа скорости химической реакции.

7. Зависимость скорости реакции от температуры. Уравнения Аррениуса и

Вант-Гоффа. Энергия активации.

8. Состояние химического равновесия. Константа равновесия.

9. Принцип Ле-Шателье, определение сдвига равновесия в системах при

изменении температуры, давления и концентраций. Применение к гетерогенным

системам.

10. Способы выражения концентрации растворов.

11. Коллигативные свойства растворов. Законы Рауля и Вант-Гоффа.

Изотонический коэффициент и его физический смысл.

12. Количественные характеристики процесса электролитической диссоциации.

  

Второй рубежный контроль:

 

1. Правило Марковникова.

2. Теория Бутлерова. Основные положения.

3. Реакции присоединения к двойным связям непредельных соединений.

4. Реакции свободнорадикального замещения у предельных

углеводородов.

5. Напишите уравнения реакций для цепочки превращений:

6. Правило Хюккеля.

7. Ориентанты первого и второго рода в ароматических соединениях.

8. Реакции присоединения галогеноводородов к непредельным

соединениям.

9. Реакции гидратации непредельных соединений.

10. Реакция Вюрца.

11. Приведите примеры отдельных представителей (3-4 примера) такого

класса веществ как ароматические углеводороды и назовите их по

номенклатуре ИЮПАК.

12. Приведите примеры отдельных представителей (3-4 примера) такого

класса веществ как циклоалканы и назовите их по номенклатуре ИЮПАК.


Итоговый контроль:

 

1. Квантовые числа как характеристики состояния электронов в атоме.

2. Принцип Паули.

3. Порядок заполнения подуровней.

4. Порядок заполнения орбиталей на подуровне.

5. Правило Хунда, его иллюстрация на конкретных примерах.

6. Объяснение причины периодического изменения свойств элементов на основе

строения их атомов.

7. Энергия ионизации, её изменение у элементов периодической системы по

группам и периодам.

8. Электроотрицательность элемента, её значение для предсказания типа

химической связи.

9. Виды химической связи.

10. Ковалентная связь, механизм её образования, основные свойства, связь

количества образуемых ковалентных связей со строением электронной оболочки.

11. Неполярная и полярная ковалентная связь,  - и  -ковалентные связи.

12. Гибридизация связей.

13. Дипольный момент.

14. Координационная связь, её общность и различия с ковалентной.

15. Ионная связь, причины возникновения и основные свойства.

16. Водородная связь, условия её возникновения, её сила и влияние на свойства

веществ.

17. Аморфное и кристаллическое состояния твердых тел.

18. Особенности строения и свойств атомных, ионных и молекулярных

кристаллов.

19. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

20. Закон действия масс. Особенности его применения к реакциям в

гетерогенных системах.

21. Константа скорости химической реакции.

22. Уравнения Аррениуса и Вант-Гоффа.

23. Энергия активации.

24. Состояние химического равновесия.

25. Константа равновесия

26. Галогенопроизводные углеводородов: строение, изомерия.

27. Многоатомные фенолы. Строение и химические свойства.

28. Карбоновые кислоты, входящие в состав растительных и животных

жиров.

29. Нуклеофильное замещение галогена при насыщенном атоме углерода.

30. Химические свойства простых эфиров.

31. Строение карбоксильной группы карбоновых кислот.

32. Дегидрогалогенирование (отщепление галогеноводорода) у

несимметричных галогенно-производных углеводородов. Правило Зайцева.

33. Оксониевые соединения. Аутоокисление простых эфиров.

34. Диссоциация карбоновых кислот. Относительная сила карбоновых

кислот.

35. Сравнительная подвижность атомов галогена в реакциях

нуклеофильного замещения (у первичного, вторичного и третичного атомов

углерода).

36. Окись этилена и ее свойства.

37. Химические свойства карбоновых кислот. Образование солей,

сложных эфиров, ангидридов, галогеноангидридов, амидов и др. соединений.

38. Спирты: нахождение в природе, классификация, номенклатура,

изомерия. Физические свойства.

39. Карбонильные соединении - альдегиды и кетоны: строение, изомерия.

Полярность карбонильной группы.

40. Особенности реакционной способности ненасыщенных карбоновых

кислот (акриловой, малоновой).

 

 

9. Критерии оценки знаний

 

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание %

Оценка по традиционной системе

А

4,0

             95-100            

 

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

 

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

 

 

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно

 

 

10. Литература

Основная:

Пустовалова, Л.М. Общая химия / Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова. –

Ростов – на – Дону: Феникс,2005. – 478с. – (Среднее профессиональное

образование).

2. Хомченко, И.Г. Общая химия: Учебник. – 2-е изд, испр, доп. – М.: РИА

«Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. – 464С.: ил.

Дополнительная:

Чернобельская, Г.М. Химия. /Г.М. Чернобельская, И.Н. Чертков. – М.: Дрофа,2007. – 733, [3] с.: ил.

2. Органическая химия: Учебник/ А.П. Лузин, С.Э. Зурабян, Н.А. Тюкавкина и др./ Под ред. Тюкавкиной Н.А. – 2-е изд, перераб и доп. – М.: Медицина, 1998. – 496С.: ил.

3. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: Учеб. Для вузов/Ю.А. Ершов, В.А. Попоков, А.С. Берлянд и др; под ред Ю.А. Ершова. – М.: Высшая школа, 2002. – 560С., ил.

4. Габриелян, О.С. Химия: Учебник для студ. сред.проф.учеб. заведений/ О.С. Габриелян.-М:Изд.центр «Академия»,2005.-336.с.

5. Открытая химия: полный интерактивный курс химии для уч-ся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студ.технич.вузов: версия 2.5-М.: Физикон, 2006.

6. Мультимедиа учебный курс «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия» для изучения химии в 10-11 классах: 1С и Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ, 2003.

7. Школьный химический эксперимент. Органическая химия. (Электронный ресурс): Сборник демонстрационных опытов для средней и общеобразовательной школы. М.:ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006:Зв.