РП по окружающему миру. УМК "Школа России". 2 класс
Оценка 4.7

РП по окружающему миру. УМК "Школа России". 2 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
2 кл
10.10.2021
РП по окружающему миру. УМК "Школа России". 2 класс
РП по окружающему миру. УМК "Школа России". 2 класс
окружающий мир.docx

 Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

 

 

Рассмотрено на

заседании МО

протокол №

.

«Утверждаю»

Директор СОШ № 3                          С.Н.Солнцева

приказ №

«августа»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

для 2 «Б» класса

(Школа России)

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Богданова Ксения Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рыбинск

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с нормативными документами:

·      Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ

·      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.

·      Основная образовательная программа начального общего образования СОШ № 3 (приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02).

·      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598

·      Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254" (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)

·      Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования СОШ № 3, вариант 7.1 (Приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02)

·      Рабочая программа воспитания начального уровня общего образования (протокол педсовета от 18.05.2021 № 8). Модуль «Школьный урок» (пункт 3.1)

·      Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года N 26

·      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения""

·      Программа «Цифровая образовательная среда СОШ №3» (протокол педсовета от 11.01.2021 № 4)

·      «Положение о рабочей программе муниципального  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3» (протокол педсовета от 26.03.2020 №4)

·      «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ № 3» (от 26.03.2020 № 4)

·      «Программа перехода школы в эффективный режим работы и получения положительной динамики обучающихся на 2020-2023г.г.» (протокол от 22.05.2020 №6)

 

Цель изучения предмета «окружающий мир»:

-формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 - формировать уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознать ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формировать психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

- формировать мотивы  и ценностей в сфере отношений к природе, в сфере основ здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного и художественно-эстетического сознания.

 

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - М. : Просвещение, 2017

Учебник «Окружающий мир в двух частях 2 класс. Авторы: А. А. Плешакова и др. Москва, Просвещение, 2017

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» А. А. Плешакова в двух частях. Москва, Просвещение, 2017

 

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

На изучение окружающего мира во втором  классе в учебном плане школы отводится 68 часов  в год,34 недели, 2 учебных часа в неделю .

 

Содержание

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

 

Планируемые результаты освоения учебной программы:

Предметные

Раздел «Человек и природа».

Обучающийся  научится:

·       различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

·       описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

·       сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·       проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·       использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

·       использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;

·       использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

·       использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;

·       обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·       определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

·       понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся  получит возможность научиться:

·       осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

·       пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

·       выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество».

Обучающийся  научится:

·       различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;

·       используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

·       оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

·       использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

·       соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Обучающийся  получит возможность научиться:

·       проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

 

Поурочно – тематическое планирование

 

№ уро

ка

Тема урока

Содержание

Виды деятельности

ГДЕ МЫ ЖИВЁМ (4 ч)

1

Родная страна.

 

Знакомство с целями задачами раздела и урока. Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия - многонациональная страна. Государственный язык.

- Понимать учебные задачи раздела и урока; - различать государственные символы России, отличать от символов других стран, исполнять гимн Российской федерации; - анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России, различать национальные и государственные языки, обсуждать, почему народы России братские; -работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, герба других государств; -формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

2

Город и село. Проект «Родной город»

 

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город. Проект «Родной город». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с  материалами учебника, распределений заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; -работать в паре: находить изображение города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию, рассказывать о городе по плану; - работать в паре: сравнивать городской и сельские дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать их преимущества и недостатки; -рассказывать о своем доме по плану; -формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся:  

3

Природа и рукотворный мир.

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; -приводить примеры объектов природы, заполнять таблицу в тетради; - работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка нужные слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; - обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; -

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать свои достижения и других учащихся; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

ПРИРОДА (20ч)

5

Неживая

и живая
природа

 

Знакомство с целями и задачами раздела. Живая и неживая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между живой и неживой природой.

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать объекты природы по существенным признакам; — различать объекты неживой и живой природы, обозначать цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; — приводить примеры объектов живой и неживой природы, заполнять таблицу в тетради; — работать в паре: анализировать признаки живых существ, обсуждать выводы, осуществлять самопроверку; - устанавливать связи между живой и неживой природой; -формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке

6

Явления
природы

 

Что такое явление природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха. Воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; —приводить примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений; — анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; — рассказывать о сезонных изменениях в жизни дерева; — практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела, фиксировать результаты измерений. -формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

7

Погода.

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; — характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; — приводить примеры погодных явлений; — работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по нему; - сопоставлять научные и народные предсказания погоды; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке; - работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты с использованием метеорологических знаков, составить сборник народных примет о погоде.

8

В гости к осени (экскурсия)

 

Наблюдения за осенними явлениями неживой и живой природе.

 

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимосвязи между ними; — определять природные объекты с помощью атласа-определителя; — оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

9

В гости

к осени

 

Осенние явления в неживой и живой природе, их  взаимосвязь.

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; — рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края; — сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны на экскурсии, прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе, дополнять сведения своими наблюдениями над осенним трудом человека; — работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фото-рассказ «Красота осени»; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

10

Звёздное

небо

 

Созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить на рисунке знакомые созвездия; — сопоставлять иллюстрации учебника с описанием созвездий; — моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; — знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; — работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить созвездия, пользоваться атласом-определителем, находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке;

11

Заглянем в кладовые Земли.

 

Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; —различать горные породы и минералы; — работать в паре: с помощью атласа – определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить сообщения о них; — читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана «Моя коллекция»; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

12

Про воздух.

 

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

 

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; - работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; - описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём; - работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае, наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления, готовить фото-рассказ о красоте неба и воды; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

13

Про воду

 

Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; - работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; - описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём; - работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае, наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления, готовить фото-рассказ о красоте неба и воды; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

14

Растения

 

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения .Эстетическое воздействие растений на человека.

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — устанавливать по схеме различия между группами растений; — работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; —приводить примеры растений из своего края; — определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека; — работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

15

Животные

 

Многообразие животных.

Насекомые, рыбы, птицы, звери .земноводные. пресмыкающиеся.Зависимость строения животных от их образа жизни.

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; — работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить информацию о них, выступать с сообщениями; — сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

16

Невидимые нити

 

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения»невидимых» нитей.

 

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — устанавливать взаимосвязи в природе: между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными; —работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в их сохранении или нарушении этих взаимосвязей; — читать и обсуждать стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

17

Дикорастущие и культурные растения

 

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

 

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; -сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам; -находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; - сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

18

Дикие и домашние животные

 

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

 

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; - сравнивать и различать диких и домашних животных обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними - находить новую информацию в текстах о животных, обсуждать материалы книги «Зеленые страницы»; - сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

19

Комнатные растения.

 

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

 

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; - узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; - работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе – определителе информацию о них; -оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; - практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

20

Животные

живого уголка.

 

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животного живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; - работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника, использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; -рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; - практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями, характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

21

Про кошек

и собак

 

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

 

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; - определять породы кошек и собак, пользуясь атласом – определителем и иллюстрациями учебника; - приводить примеры пород собак с помощью атласа – определителя; -обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; - работа в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий ( составлять словесный портрет своего питомца, составлять общий план рассказа о домашнем питомце); — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

22

Красная книга.

 

Необходимость оснащения Красной книги. Красная книга России и региональные

Красной книги. Сведения о некоторых растениях и животных. Внесенных в Красную книгу России ( венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль. Зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; - работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране; -работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге, составлять общий план рассказа о редком растении и животном, рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану; -работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу, подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своем у выбору);

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

 

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

Подготовка к выполнению проекта:

знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы.

 

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы угрожающие живой природе, рассказывать о них; —знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил, предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; — читать и обсуждать «Сидел в траве кузнечик»; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; В ходе проекта дети учатся: - распределять обязанности; -извлекать информацию из различных источников, -готовить фотографии и рисунки; - составлять собственную Красную книгу и презентовать её; -оценивать свои достижения в выполнении проекта.

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

— Выполнять текстовые задания учебника; — оценивать правильность, неправильность предложенных ответов; — оценивать бережное или потребительское отношение к природе; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

ЖИЗНЬ ГОРОДА  И СЕЛА (10Ч)

25

Экономика

 

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между остальными частями экономики. Экономика родного края. Деньги.

 

- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

-анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

-моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

-извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

26

Из чего что сделано

 

Использование природных материалов для изготовления предметов. простейшие производственные цепочки: во что превращается как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.

 

- классифицировать предметы по характеру материала;

-прослеживать производственные цепочки, моделировать их;

-приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

27

Дом и как его построить

 

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

 

- рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

-сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

-рассказывать о строительных объектах в своём селе;

-предлагать вопросы к тексту.

28

Транспорт и его виды

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

 

- классифицировать средства транспорта;

-узнавать транспорт служб экстренного вызова;

-запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

29

Культура и образование.

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал. библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамер.

 

- различать учреждения культуры и образования;

-приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

 

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.

Подготовка к выполнению проекта:

знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы.

 

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

-определять названия профессий по характеру деятельности;

-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

-формулировать выводы;

-распределять обязанности по подготовке проекта;

-интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

 

31

В гости

к зиме (экскурсия).

 

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

-наблюдать за поведением зимующих птиц.

32

В гости

к зиме (урок)

 

Зимние явления в неживой и живой природе.

 

- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

-вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

 

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку

34

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

 Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ (9Ч)

35

Строение тела человека.

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

 

- называть и показывать внешние части тела человека;

-определять на муляже положение внутренних органов человека;

-моделировать внутреннее строение тела человека.

36

Если хочешь быть здоров.

 

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.

 

- рассказывать о своём режиме дня;

-составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждать сбалансированное питание школьника;

-различать продукты растительного и животного происхождения;

-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

37

Берегись

автомобиля!

 

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы).

 

- моделировать сигналы светофоров;

-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

-различать дорожные знаки и ;

-формулировать правила движения по загородной дороге.

38

Школа пешехода.

Основные правила безопастности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД.

 

-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

39

Домашние опасности

 

Правила безопасного поведения в быту.

 

- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

-формулировать правила безопасного поведения в быту;

-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

-сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

40

Пожар!

 

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

 

- характеризовать пожароопасные предметы;

-запомнить правила предупреждения пожара;

-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

41

На воде и в лесу.

 

Правила безопасного поведения в воде и в лесу.

 

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-запомнить правила поведения во время купания;

-различать съедобные и ядовитые грибы;

-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

42

Опасные незнакомцы.

 

- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

ОБЩЕНИЕ (7Ч)

44

Наша дружная семья.

 

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

 

- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

-формулировать понятие «культура общения»;

-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

45

Проект «Родословная».

 

Подготовка к выполнению проекта:

знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы.

 

- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях;

-отбирать фотографии из семейного архива;

-составлять родословное древо семьи;

-презентовать свой проект.

46

В школе.

Классный и школьный коллектив.

Совместная учеба, игры, отдых.

Этика общения с одноклассниками,

учителями и руководством школы.

 

-рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

-оценивать с нравственных позиций формы поведения;

-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

47

Правила  вежливости.

 

Правила этики в общении.

Формулы приветствия и прощания.

Этикет общения по телефону.

Правила поведения в общественном транспорте.

 

-обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

-формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

48

Ты и твои друзья.

 

Правила поведения в гостях.

 

обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

-обсуждать правила поведения за столом;

-формулировать правила этикета в гостях.

49

Мы – зрители и пассажиры.

 

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте).

 

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

ПУТЕШЕСТВИЯ (18 Ч)

51

Посмотри

вокруг…

 

Знакомство с целями и задачами раздела.

Горизонт. Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Форма Земли.

 

-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-анализировать текст учебника;

-формулировать вывод о форме Земли.

52

Ориентирование на местности.

Что такое ориентирование местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

 

находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

53

Ориентирование на местности.

находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

54

Формы земной поверхности

 

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

 

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

-сравнивать по схеме холм и гору;

-характеризовать поверхность своего края.

55

Водные богатства.

 

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.

 

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

-составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».

56

В гости

к весне (экскурсия).

 

Наблюдения над весенними явлениями  природы.

 

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

57

В гости

к весне. (урок)

 

Весенние явления в неживой и живо природе.

 

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

58

Россия на карте.

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.

 

-сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

-осваивать приёмы чтения карты;

-учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

59

Проект «Города России».

Подготовка к выполнению проекта:

знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы.

 

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-в дополнительных источниках находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

-составлять презентацию своего исследования;

-презентовать свои проекты.

60

Путешествие по Москве.

 

Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основании города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримеча-

тельности столицы.

 

- находить Москву на карте России;

-знакомиться с планом Москвы;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

61

Московский кремль

 

Московский Кремль – символ нашей Родины.

Достопримечательности Кремля и красной площади.

 

- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

-находить на фотографии достопримечательности Кремля;

- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

 

62

Город на Неве.

 

Санкт-Петербург – северная столица россии. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания.

 

- находить Санкт-Петербург на карте России;

-знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета.

63

Путешествие по планете.

 

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте.

 

- сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

64

Путешествие по материкам.

 

Особенности природы и жизни людей на разных материках.

Части света: Европа и Азия.

 

- находить материки на карте мира;

-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

65

Страны мира. Проект «Страны мира».

 

  Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

Подготовка к выполнению проекта:

знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы.

 

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-готовить сообщения о выбранных странах;

-подбирать фотографии достопримечательностей.

66

Впереди лето.

 

Летние явления в неживой и живой природе.. разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

 

- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

-приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

 

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

-выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

 

Организационно-педагогические условия  реализации программы

 

Во 2б классе обучаются ___ ребенок. Из них­ ___ учащихся с ОВЗ - 

В своей работе руководствуюсь:

«Положением о рабочей программе муниципального  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (протокол педсовета от 26.03.2020 №  4)

·      Приложением 3. Особенности развития учащихся с ОВЗ

·      Приложением 4. Особые образовательные потребности обучающихся о ОВЗ

·      Приложением 5. Нормы оценивания предметных знаний учащихся. Критерии оценивания видов деятельности учащихся.

·      Приложение 6. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для школьников с ограниченными возможностями здоровья.

·      Приложение 7. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для учащихся общеобразовательных классов.

·      Приложение 8. Перечень цифровых образовательных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с нормативными документами: ·

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с нормативными документами: ·

России, её природе и культуре, истории и современной жизни; - осознать ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формировать модели…

России, её природе и культуре, истории и современной жизни; - осознать ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формировать модели…

Охрана растений и животных своего края

Охрана растений и животных своего края

Практическая работа: Отработка основных правил этикета

Практическая работа: Отработка основных правил этикета

Раздел «Человек и общество».

Раздел «Человек и общество».

Город и село. Проект «Родной город»

Город и село. Проект «Родной город»

Явления природы Что такое явление природы

Явления природы Что такое явление природы

Красота осени»; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке

Красота осени»; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке

Про воду Значение воды для растений, животных и человека

Про воду Значение воды для растений, животных и человека

Невидимые нити Связи в природе, между природой и человеком

Невидимые нити Связи в природе, между природой и человеком

Комнатные растения. Комнатные растения, их роль в жизни человека

Комнатные растения. Комнатные растения, их роль в жизни человека

Красная книга. Необходимость оснащения

Красная книга. Необходимость оснащения

Экономика родного края. Деньги

Экономика родного края. Деньги

В гости к зиме (экскурсия).

В гости к зиме (экскурсия).

Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы)

Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы)

Здоровье и безопасность»Проверка знаний и умений

Здоровье и безопасность»Проверка знаний и умений

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

В гости к весне (экскурсия)

В гости к весне (экскурсия)

Памятник Петру 1, история его создания

Памятник Петру 1, история его создания

Презентация проектов «Родословная», «Города

Презентация проектов «Родословная», «Города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021