Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов протокол |
«Утверждаю» Директор СОШ № 3 ______________С.Н.Солнцева Приказ от
|
Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
для 3 «Б» класса
(Школа России)
Учитель начальных классов:
Богданова Ксения Юрьевна
г. Рыбинск,
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с нормативными документами:
·
Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
· Основная образовательная программа начального общего образования СОШ № 3 (приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02).
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254" (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)
· Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования СОШ № 3, вариант 7.1 (Приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02)
· Рабочая программа воспитания начального уровня общего образования (протокол педсовета от 18.05.2021 № 8). Модуль «Школьный урок» (пункт 3.1)
· Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года N 26
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
· Программа «Цифровая образовательная среда СОШ №3» (протокол педсовета от 11.01.2021 № 4)
· «Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3» (протокол педсовета от 26.03.2020 №4)
· «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ № 3» (от 26.03.2020 № 4)
· «Программа перехода школы в эффективный режим работы и получения положительной динамики обучающихся на 2020-2023г.г.» (протокол от 22.05.2020 №6)
Цели изучения предмета «окружающий мир»:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
• формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
• осознавать ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
• формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
• формировать мотивы и ценностей в сфере отношений к природе, в сфере основ здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного и художественно-эстетического сознания.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1, 2 / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2 / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
Кутявина С.В. «Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс» ФГОС, ООО «ВАКО», 2016г.
Место предмета в учебном плане.
На изучение окружающего мира – 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Содержание рабочей программы (68 часов).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Как устроен мир (6 ч.)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч.)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пиражен. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии:
Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч.)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики —враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч.)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практические работы: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч.)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч.)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«окружающий мир».
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания(словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус. карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений природы и человека, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
• различать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
• описывать достопримечательности столицы и родного края;
• находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
• находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,∙ включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
• осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
• оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
• соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; ∙объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
• составлять и выполнять режим дня
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
• самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
• извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
• выполнять правила безопасного поведения в лесу.
• соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;
• находить на ленте времени место изученного исторического события;
• проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы;
• использовать дополнительные источники информации.
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде;
• соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
• соблюдать правила безопасности в гололед;
• сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Поурочно - тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Содержание урока |
Основные виды учебной деятельности |
I четверть (17 ч.) |
|||
Раздел «Как устроен мир» (6 часов) |
|||
1 |
Природа.
|
Цели и задачи раздела. Разнообразие природы. Ценность природы для людей. |
Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. |
2 |
Человек. Стартовая диагностика.
|
Внутренний мир человека. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. |
3 |
Проект «Богатства, отданные людям».
|
Работа над проектом. Подбор материала. Оформление и презентация. |
Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы. |
4 |
Общество.
|
Место человека в мире. Семья, народ и государство как части общества. Формы правления в государствах мира. |
Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
5 |
Что такое экология.
|
Взаимосвязи в природе, между природой и человеком. |
Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
6 |
Природа в опасности!
|
Поведение людей. Деятельность людей. Состояние окружающей среды. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Заповедники. Национальные парки. |
Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки. |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов) |
|||
7 |
Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». |
Тела и вещества, примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; опыт с растворением вещества. |
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества. |
8 |
Разнообразие веществ.
Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». |
свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания,
|
Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. |
9 |
Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».
|
Состав воздуха. Опыт. |
Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. |
10 |
Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». |
Свойства воды. Использование в быту воды как растворителя. |
Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. |
11 |
Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». |
Состояниях воды в природе. Эксперимент: образование капель при охлаждении пара. |
Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара. |
12 |
Берегите воду!
|
Загрязнение воды. Способы экономного использования воды. |
Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. |
13 |
Как разрушаются камни.
|
Разрушения горных пород в природе. Эксперимент: процесс расширения твёрдых тел. Увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении |
Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении. |
14 |
Что такое почва.
Практическая работа № 6 «Состав почвы».
|
Почва. Плодородие почвы. Эксперимент: состав почвы. |
Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента. |
15 |
Разнообразие растений. |
Виды растений (классификация). Характеристика групп растений. |
Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений. |
16 |
Солнце, растения и мы с вами. |
Сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Процессы дыхания и питания растений. |
Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.
|
17 |
Размножение и развитие растений.
Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». |
Размножение растений и их распространение. Роль животных в размножении и развитии растений. |
Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений. |
II четверть (14 ч.) |
|||
18 |
Охрана растений.
Прове-рочная работа. |
Исчезающие и редкие растения. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Памятка «Берегите растения».
|
Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения».
|
19 |
Разнообразие животных. |
Виды животных. |
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Классифицировать животных. |
20 |
Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». |
Характеристика животных по типу питания. Цепи питания. Защитные приспособления растений и животных. Роль хищников в природе. «Книга природы родного края». |
Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края». |
21 |
Размножение и развитие животных. |
Характеристика животных по способу размножения. Стадии размножения животных разных групп. Забота животных о потомстве. |
Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве. |
22 |
Охрана животных. |
Редкие и исчезающие животные. Факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Правила поведения в природе. Книжка-малышка «Береги животных». |
Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Создать книжку-малышку «Береги животных». |
23 |
В царстве грибов. |
Строение шляпочных грибов. Различие грибов-двойников. |
Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. |
24 |
Великий круговорот жизни.
Тест №1. |
организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. |
Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе. |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) |
|||
25 |
Организм человека. |
Анатомия и физиологии человеческого организма. Системы органов человека. Взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Расположение органов человека. Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека. |
Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека. |
26 |
Органы чувств. |
Правила гигиены органов чувств. |
Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. |
27 |
Надёжная защита организма.
Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи».
|
Свойства кожи. Оказание первой помощи при повреждениях кожи. Уход за кожей. |
Практическая работа: изучить свойства кожи. Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. |
28 |
Опора тела и движение. |
Роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Роль правильной осанки для здоровья человека |
Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. |
29 |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров». |
наличие питательных веществ в продуктах питания. Строение пищеварительной системы. Изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Правила рационального питания. Меню здорового питания. |
Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания. |
30 |
Дыхание и кровообращение.
Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса».
|
Лёгкие и сердце. Строение дыхательной системы и её роль в организме. Строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Пульс. |
Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. |
31 |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Промежуточная диагностическая работа. |
Оценка достижений. |
Выполнять задания; проверять свои знания. |
III четверть (21 ч.) |
|||
32 |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». |
Проекты «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». |
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
33 |
Умей предупреждать болезни. |
Факторы закаливания. Памятка про закаливание. Инструкция по предупреждению инфекционных заболеваний. |
Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. |
34 |
Здоровый образ жизни. |
Правила здорового образа жизни |
Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. |
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) |
|||
35 |
Огонь, вода и газ. |
Опасности в быту. Действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Эвакуации из школы |
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. |
36 |
Чтобы путь был счастливым.
Тест № 2. |
Безопасного поведения на улице и в транспорте. |
Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. |
37 |
Дорожные знаки.
Тест № 3. |
Типы дорожных знаков. Путь от дома до школы. |
Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков. |
38 |
Проект «Кто нас защищает». |
Вооружённые Силы России, деятельность полиции, служба пожарной безопасности, МЧС. Ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, сотрудники полиции, пожарной охраны, МЧС. |
Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.
|
39 |
Опасные места. |
Потенциальные опасности в доме и вне его. Схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. |
Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. |
40 |
Природа и наша безопасность.
Проверочная работа. |
Опасности природного характера. Ядовитые растения и грибы. Правила гигиены при общении с домашними животными. Различие гадюки и ужа. |
Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа. |
41 |
Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». |
Цепь загрязнения, примеры цепей загрязнения. Пути поступления загрязняющих веществ в организм. Проблема экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды. |
Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. |
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) |
|||
42 |
Для чего нужна экономика. |
Товары и услуги; примеры товаров и услуг. Роль труда в создании товаров и услуг. Какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. |
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. |
43 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
Роль природных богатств и труда людей в экономике. Взаимосвязь труда людей разных профессий. Роль профессий родителей в экономике. |
Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике. |
44 |
Полезные ископаемые.
Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». |
Полезные ископаемые. При производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Особенности добычи различных полезных ископаемых. |
Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. |
45 |
Растениеводство
Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».
|
Дикорастущие и культурные растения. Описание растения по плану. Растениеводство. Роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Связь растениеводства и промышленности. |
Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работа со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства. |
46 |
Животноводство. |
Дикие и домашние животные, их классификация. Роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Продукты животноводства. |
Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюировать работников животноводства. |
47 |
Какая бывает промышленность. |
Отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Продукция и отрасли промышленности. Взаимосвязь отраслей промышленности. Труд работников отраслей промышленности. |
Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. |
48 |
Проект «Экономика родного края». |
Экономика своего края. Составление книги. |
Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. |
49 |
Что такое деньги.
Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами». |
Деньги. Виды обмена товарами (бартер и купля-продажа). Роль денег в экономике. Монеты России. |
Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. |
50 |
Государственный бюджет. |
Государственный бюджет, его доходы и расходы. Взаимосвязь между доходами и расходами государства. |
Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. |
51 |
Семейный бюджет. |
Семейный бюджет, его доходы и расходы. Сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Первостепенные и менее важные расходы. |
Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет. |
52 |
Экономика и экология.
Тест № 4. |
Влиянии человека на окружающую среду. Вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Взаимосвязь между экономикой и экологией. |
Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. |
IV четверть (16 ч.) |
|||
53 |
Экономика и экология.
|
Меры экологической безопасности в регионе. |
Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе. |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов) |
|||
54 |
Золотое кольцо России. |
Маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. |
Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. |
55 |
Золотое кольцо России. |
Маршрут Золотого кольца. Достопримечательности, сувениры. |
Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. |
56 |
Золотое кольцо России. |
Подготовка викторины на тему «Золотое кольцо россии». |
Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. |
57 |
Проект «Музей путешествий». |
Экспонаты. Экспозиция. Оформление экспозиции. |
Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. |
58 |
Наши ближайшие соседи. |
Границы России. Столицы и страны России. Государства – соседи. |
Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией. |
59 |
На севере Европы. |
Страны севера Европы. Местоположение страны и её столицы на карте Европы. Государства и их флаги. |
Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. |
60 |
Что такое Бенилюкс. |
Страны Бенилюкса, их местоположение на политической карте Европы. |
Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. |
61 |
В центре Европы. |
Страны центра Европы. Их местоположение на политической карте Европы. |
Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. |
62 |
По Франции и Великобритании (Франция). |
Франция. Её местоположение на политической карте Европы. |
Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции. |
63 |
По Франции и Великобритании (Великобритания). |
Великобритания. Её местоположение на политической карте Европы. |
Самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании. |
64 |
На юге Европы. |
Греция и Италия. Их местоположение на политической карте Европы. |
Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. |
65 |
По знаменитым местам мира.
Тест № 5. |
Памятники архитектуры и искусства разных стран. Международный туризм. |
Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения. |
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа. |
Оценка достижений. |
Выполнять задания; проверять свои знания. |
67 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
Выступления на темы: «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
68 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
Выступления на темы: «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Организационно-педагогические условия реализации программы.
В 3Б классе обучаются ___ детей. Из них ___ учащихся с ОВЗ:
В своей работе руководствуюсь:
· «Положением о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (протокол педсовета от 26.03.2020 № 4)
· Приложением 3. Особенности развития учащихся с ОВЗ
· Приложением 4. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
· Приложением 5. Нормы оценивания предметных знаний учащихся. Критерии оценивания видов деятельности учащихся.
· Приложение 6. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для школьников с ограниченными возможностями здоровья.
· Приложение 7. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для учащихся общеобразовательных классов.
· Приложение 8. Перечень цифровых образовательных ресурсов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.