1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
· осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
1) познавательные универсальные учебные действия:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
· развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
· развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
· понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
· осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
· ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
· совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
· применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
· составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
· самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
· воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
· создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
· пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
· писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
· создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
· совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;
· применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
· читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
· создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
На изучение литературного чтения на родном (русском) языке в 1 классе отводится 32 часа (1 час в неделю, 32 недели)
Блок |
Тема |
Количество часов |
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА |
23 |
|
Я и книги |
Не красна книга письмом, красна умом |
7 |
Я взрослею |
Без друга в жизни туго |
5 |
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный |
4
|
|
Я фантазирую и мечтаю |
Необычное в обычном |
5 |
Резерв на вариативную часть программы |
2 |
|
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
9 |
|
Что мы Родиной зовём |
С чего начинается Родина? |
3 |
О родной природе |
Сколько же в небе всего происходит |
4 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела |
1 |
|
Резерв на вариативную часть программы |
1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ урока в году |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата
|
Примечание |
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (23 ч) |
||||
Я и книги (7 ч) |
||||
1 четверть-9 ч |
||||
1-2 |
Не красна книга письмом, красна умом С. А. Баруздин. «Самое простое дело». «Книга-мудрости ступенька»-беседа |
2 |
02.09 09.09 |
|
3-4 |
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). |
2 |
16.09 23.09 |
|
5-7 |
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). |
3 |
30.09 07.10 14.10 |
|
Я взрослею (9 ч) |
||||
8 |
Без друга в жизни туго Пословицы о дружбе. |
1 |
21.10
|
|
9 |
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». |
1 |
28.10 |
|
2 четверть-7 ч |
||||
10-11 |
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). |
2 |
11.11 18.11 |
|
12-13 |
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». |
2 |
25.11 02.12 |
|
14 |
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный Пословицы о правде и честности. |
1 |
09.12 |
|
15 |
В. А. Осеева. «Почему?» |
1 |
16.12 |
|
16 |
Л. Н. Толстой. «Лгун». |
1 |
23.12 |
|
3 четверть-9 ч |
||||
Я фантазирую и мечтаю (5 ч) |
||||
17-18 |
Необычное в обычном С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). |
2 |
13.01 20.01 |
|
19 |
В. В. Лунин. «Я видела чудо». |
1 |
27.01 |
|
20 |
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». |
1 |
03.02 |
|
21 |
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». |
1 |
17.02 |
|
22-23 |
Обобщающее занятие по разделу «Мир детства» |
2 |
24.02 03.03 |
|
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9 ч) |
||||
Что мы Родиной зовём (3 ч) |
||||
24 |
С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). «Моя малая Родина»-беседа |
1 |
10.03 |
|
25 |
П. А. Синявский. «Рисунок». |
1 |
17.03 |
|
4 четверть-7 ч |
||||
26 |
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». |
1 |
24.03 |
|
О родной природе (4 ч) |
||||
27 |
Сколько же в небе всего происходит Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. |
1 |
07.04 |
|
28 |
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С. В. Востоков. «Два яблока». |
1 |
14.04 21.04 |
|
29 |
В. М. Катанов. «Жар-птица». |
1 |
28.04 |
|
30 |
А. Н. Толстой. «Петушки». |
1 |
05.05 |
|
31 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела. Работа над ошибками |
1 |
12.05 |
|
32 |
«Книги, которые стоит почитать летом»-беседа |
1 |
19.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.