Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новомоношкинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
ПРИНЯТА на Педагогическом совете протокол № 15 от 31.08.2022 |
|
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МКОУ «Новоманошкинская сош» Приказ № 80 от 31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
русский язык
2 класс
на 2022-2023 учебный год
Автор программы В.Г. Горецкий, В.П. Канакина;В.М. Бойкина, М.Н. Дементьев Н.А. Стефаненко
Составитель Ярославкина Кристина Сергеевна
учитель начальных классов
2022 год
Содержание курса
2 класс
Наша речь (3 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слово и его лексическое значение (18ч).
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (59 ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Части речи (58 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
ТЕКСТ 4 часа
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Повторение изученного за год (16 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Тематическое планирование по русскому языку во 2 классе (учебник В. П. Канакиной)
№ |
Тема урока
|
|
1 |
Наша речь (3 ч) Знакомство с учебником. Какая бывает речь |
|
2 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
|
3 |
Как отличить диалог от и монолога? |
|
4 |
Текст (4 ч) Что такое текст? |
|
5 |
Что такое тема и главная мысль текста ? |
|
6 |
Части текста |
|
7 |
Диктант по теме «Текст» |
|
8 |
Предложение (12 ч) Что такое предложение? |
|
9 |
Как составить из слов предложение? |
|
10 |
Контрольное списывание |
|
11 |
Главные члены предложения (основа). |
|
12 |
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). |
|
13 |
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. |
|
14 |
Распространённые и нераспространённые предложения. |
|
15 |
Связь слов в предложении. |
|
16 |
Сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». |
|
17 |
Анализ сочинений |
|
18 |
Контрольный диктант по теме « Предложение» |
|
19 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
|
20 |
Слова, слова, слова... (18 ч) Слово и его значение. |
|
21 |
Лексическое значение слова |
|
22 |
Однозначные и многозначные слова |
|
23 |
Прямое и переносное значения слов. |
|
24 |
Синонимы |
|
25 |
Антонимы |
|
26 |
Что такое антонимы |
|
27 |
Контрольный диктант по теме «Слова» |
|
28 |
Родственные (однокоренные) слова. |
|
29 |
Родственные (однокоренные) слова. |
|
30 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
|
31 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
|
32 |
Слог как минимальная произносительная единица. |
|
33 |
Определение ударного слова. |
|
34 |
Перенос слов. Правила переноса |
|
35 |
Перенос слов. Правила переноса |
|
36 |
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. |
|
37 |
Проверочная работа. Контрольный диктант . Однокоренные слова. |
|
38 |
Звуки и буквы (59 ч) Звуки и буквы. |
|
39 |
Алфавит. |
|
40 |
Употребление прописной (заглавной) буквы. Как определить гласные звуки. |
|
41 |
Контрольный диктант. Звуки и буквы |
|
42 |
Как определить гласные звуки. |
|
43 |
Как определить гласные звуки. |
|
44 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
45 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
46 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
47 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
48 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
49-50 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
|
51-52 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
|
53-54 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
|
55 |
Развитие речи. Обучающее сочинение. С.А.Турунов |
|
56
57 |
Диктант.
Проверочная работа. Правописание безударных гласных. |
|
58 |
Работа над ошибками допущенными в диктанте. |
|
59 |
Определение согласных звуков. |
|
60 |
Согласный звук [и'] и буква «и краткое» |
|
61 |
Слова с удвоенными согласными |
|
62 |
Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Наши проекты. И в шутку и в серьез. |
|
63 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
|
64 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
|
65 |
Мягкий знак (ь) |
|
66 |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
|
67 |
Контрольный диктант. Правописание слов с мягким знаком. Наши проекты. Пишем письмо. |
|
68 |
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
|
|
69 |
Развитие речи. Обучающее изложение. Л.Н.Толстой |
|
70 |
Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» |
|
71 |
Проект «Рифма». |
|
72 |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу |
|
73 |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу |
|
74 75 |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу Контрольный диктант. Буквосочетания. |
|
76 |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих |
|
77 |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих |
|
78 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
|
79 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
|
80 81 |
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. Каток. |
|
82-83 |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
|
84-85 |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
|
86-87 |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
|
88 89 |
Правописание парных звонких и глухих согласных. Изложение повествовательного текста по вопросам плана.
|
|
90 |
Проверка знаний. |
|
91 |
Контрольный диктант по теме: « Парные согласные» |
|
92 |
Разделительный мягкий знак (ь) |
|
93 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком
|
|
94 |
Разделительный мягкий знак (ь).Обобщение изученного материала . Контрольное списывание. |
|
95 |
Обучающее сочинение. Зимние забавы. |
|
96 |
Части речи (58 ч) Что такое части речи. |
|
97 |
Что такое часть речи |
|
98 |
Общее представление об имени существительном как части речи |
|
99-100-101-102 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
|
|
103 |
Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.
|
|
104 |
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. |
|
105 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, название книг, журналов и газет. |
|
106 |
Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. |
|
107 |
Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) Обучающие изложение. Люлька. |
|
108 |
Число имён существительных. |
|
109 |
Единственное и множественное число имен существительных.
|
|
110 |
Единственное и множественное число имен существительных.
|
|
111 |
Обучающие изложение |
|
112 |
Проверка знаний |
|
113 |
Контрольный диктант по теме « Имя существительное» |
|
114 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени существительном |
|
115 |
Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) |
|
116 |
Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи |
|
117 118 |
Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста |
|
119 |
Число глагола. Изменение глагола по числам. |
|
120 |
Число глагола. Изменение глагола по числам. |
|
121 |
Правописание частицы не с глаголом |
|
122-123 |
Обобщение знаний о глаголе |
|
124 125 |
Что такое тест повествование. Развитие речи. |
|
126 |
Проверка знаний |
|
127-128 |
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.
|
|
129-130 |
Связь имен существительных с именами прилагательными. |
|
131-132 |
Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению |
|
133-134 135 136 |
Изменение имён прилагательных по числам. Обобщение знаний. Проверочная работа. |
|
137-138 |
Понятие о тексте-описании Роль имён прилагательных в тексте-описании.
|
|
139 |
Развитие течи. Составление текста –описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» |
|
140 |
Предлог как часть речи. |
|
141 |
Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи |
|
142 |
Восстановление предложения. |
|
143 |
Проверочная работа «Проверь себя» |
|
144 |
Диктант .Части речи. |
|
145 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
|
146 |
Что такое местоимение |
|
147 |
Что такое местоимение |
|
148 |
Что такое текст- рассуждение |
|
149 |
Проверка знаний |
|
150 |
Повторение (16 ч) Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа: |
|
151 |
Сочинение по картине И.И. Шишкина. |
|
152 |
Предложение. Знаки препинания в конце предложений |
|
153 |
Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении |
|
154 |
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. |
|
155 |
Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи |
|
156 |
Части речи их различение. Разбор слова как части речи |
|
157 |
Контрольное списывание текста |
|
158 |
Части речи их различение. Разбор слова как части речи |
|
159 |
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов |
|
160 |
Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. |
|
161 |
Упражнения в применении изученных правил правописания |
|
162
163 |
Контрольный диктант за 2 класс Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о частях речи Проверочная работа «Проверь себя» |
|
164-170 |
Повторение и закрепление изученного материала.
|
|
Лист корректировки календарно – тематического планирования
№ урока |
Тема |
Дата проведения |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
По плану |
По факту |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.