Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
Отдельных предметов №11 г. Хабаровска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 4 класса Д
Учитель: Быкова София Александровна
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Программы начального общего образования образовательного учреждения МБОУ «СОШ №11», авторской программы Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»
Программа составлена из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильного письма и чтения, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в базисном учебном плане.
На предмет «Русский язык» в базисном учебном плане на изучение отводится в каждом классе начальной школы 5 часов в неделю. Общий объём времени в 4 классе составляет 170 часов. Предусмотрено проведение:
контрольных работ – 18,
работ по развитию речи – 13 ч.
На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в 4 классе по 8-10 минут на уроке грамматики и правописания. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматики русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Ведущим направлением по языку в 4 классе в отличие от 3 класса является словоизменение. Изучается изменение по падежам имён существительных и имён прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания безударных падежных окончаний и личных окончаний.
Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.
В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.
Курс программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение».
Формы и средства контроля.
В рабочей программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды текущих и итоговых проверок: фронтальные и индивидуальные опросы, диктанты, тесты, изложения, сочинения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса русского языка 4 класса учащиеся научатся :
· находить изученные части речи;
· называть их признаки;
· называть признаки однородных членов предложения.
· находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
· безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами ( падежные окончания имён существительных и имен прилагательных , безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа) и знаками предписания между однородными членами, соединениями союзами и, а, и не соединенными союзами;
· производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);
· производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделить корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
· производить разбор слова как часть речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных, начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род ( в прошедшем времени) глаголов;
· производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
· пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
· определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
· озаглавить текст с опорой на тему или основную мысль текста;
· составлять текст плана;
· распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи;
· в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
· Кроме того, составлять текст плана;
распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи;
· в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Кроме того, в результате изучения курса русского языка 4 класса учащиеся получат возможность научиться :
· писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
· писать сочинение повествовательного характера (обучающее);
· различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре предложения;
· распознавать простые распространённые и сложносочинённые предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.
Межпредметные связи:
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Уроки русского языка связаны с уроками математики. Дети часто выполняют словарно-орфографическую работу с математическими названиями различных величин: килограмм, тонна, грамм, километр, сантиметр, миллиметр, дециметр, секунда, гектар. Осуществляется связь с уроками ИЗО (написание сочинения по картине), музыки (слушивание муз. произведения)
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения русского языка ученик научиться:
выделять:
- значимые части слова;
- признаки изученных частей речи;
- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
- различать произношение и написание слов;
- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
- без ошибок списывать несложный текст объемом 70 - 90 слов;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75 - 80 слов);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских
радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарями;
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего
школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Содержание учебного материала
|
Повторение |
№ |
Тема урока |
1 |
Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. |
2 |
Предложения по цели высказывания и по интонации. |
3 |
Предложения по цели высказывания и по интонации. |
4 |
Знаки препинания в конце предложений. |
5
|
Связь слов в предложении. Словосочетание. |
6 |
Связь слов в предложении. Словосочетание. |
7 |
Текст — повествование, описание, рассуждение. |
8 |
Связь предложений в тексте. |
9 |
Звуки и буквы. Слог. Ударение. |
10 |
Состав слова. |
11 |
Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. |
12 |
Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. |
13 |
Однокоренные слова. |
14 |
Способы проверки орфограмм в корне слова. |
15 |
Правописание приставок и предлогов (сопоставление). |
16 |
Разделительные ь и ъ (сопоставление). |
17 |
Части речи. Обобщение признаков имен существительных: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. |
18 |
Обобщение признаков имен прилагательных: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. |
19 |
Обобщение признаков глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. |
20 21 |
Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). |
22
|
Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь? что сделаешь? |
23 |
Входная контрольная работа. Диктант |
24 |
Анализ. Работа над ошибками |
|
Предложение |
1 |
Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). |
2 |
Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). |
3 |
Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. |
4 |
Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. |
5 |
Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. |
6 |
Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. |
7 |
Знаки препинания в предложениях |
8 |
Знаки препинания в предложениях. |
9 |
Диктант по теме «Знаки препинания» |
|
Текст |
1 |
Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. |
2 |
Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.
|
|
Части речи. Имя существительное |
1 |
Склонение имен существительных в единственном числе. |
2 |
Особенности падежей и способы их распознавания. |
3 |
Несклоняемые имена существительные. |
4 |
Три типа склонения имен существительных. |
5 |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). |
6 |
Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. |
7 |
Склонение имен существительных во множественном числе. |
8 |
Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок |
|
Имя прилагательное |
1 |
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении. |
2 |
Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. |
3 |
Связь имен прилагательных с именами существительными. |
4 |
Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). |
5 |
Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. |
6 |
Связь имен прилагательных с именами существительными. |
7 |
Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). |
8 |
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. |
9 |
Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. |
10 |
Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. |
|
Местоимение |
1 |
Местоимение как часть речи. |
2 |
Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. |
3 |
Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). |
4 |
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. |
5 |
Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений). |
6 |
Раздельное написание предлогов с местоимениями. |
|
Глагол |
1 |
Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. |
2 |
Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. |
3 |
Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. |
4 |
Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. |
5 |
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). |
6 |
Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. |
7 |
Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. |
8 |
Правописание безударных личных окончании глаголов. |
9 |
Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений. |
10 |
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть —увидел. |
11 |
Возвратные глаголы (ознакомление). |
12 |
Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться). |
|
Повторение изученного за год |
1 |
Текст и предложение как единицы языка и речи. |
2 |
Виды предложений по цели высказывания. |
3 |
Виды текстов. |
4 |
Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. |
5 |
Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). |
6 |
Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. |
7 |
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. |
8 |
Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени. |
Чистописание
|
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
|
Слова с непроверяемым написанием.
|
Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный календарь, килограмм, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костер, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
|
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета ≪Русский язык≫ являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения предмета ≪Русский язык≫ является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения предмета ≪Русский язык≫ является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебнонаучные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Выпускник на ступени начального общего образования:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия
«Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
2.3.3. Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Количество часов по четвертям
|
|||||
|
1 четверть |
2четверть
|
3 четверть |
4 четверть |
Год |
|
45 ч |
35 ч |
50 ч |
40 ч |
170 часов |
Практическая часть |
|||||
Входная контр/р |
1 |
- |
- |
- |
1 |
Администрат к/работа |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
Контрольные работы |
3 |
4 |
3 |
4 |
14 |
Изложения |
7
|
- |
5 |
4 |
9 |
Сочинения |
1
|
1 |
1 |
1 |
4 |
К/словарн/д |
2
|
2 |
2 |
2 |
8 |
Тесты |
1
|
2 |
2 |
2 |
7 |
Комплексная к/работа |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку в 4 классе (170 часов) по учебнику Т.Г.Рамзаевой
|
|
1 четверть – 45 уроков |
|
||||||||||
№№ |
Дата |
Тема урока |
УУД |
Планируемые предметные результаты |
|
||||||||
|
|
Повторение изученного - 20 уроков |
|
||||||||||
1 |
1.09 |
Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по интонации. |
-самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; Выполнять пошаговый контроль – воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; – создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; – воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; – создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. Выполнять пошаговый контроль |
Повторить сведения о типах предложений по цели высказывания, по интонации; отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложения; развивать орфографическую зоркость; |
|
||||||||
2 |
4.09 |
Знаки препинания в предложении Главные и второстепенные члены предложения |
Развивать умение распознавать главные и второстепенные члены предложения; отрабатывать умение правильно объединять слова в предложении |
|
|||||||||
3
|
5.09 |
Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст. Виды текстов |
Составлять предложения; познакомить учащихся с повествовательным, описательным текстами и текстом – рассуждением |
|
|||||||||
4 |
6.09 |
Звуки, буквы, слог, ударение в словах К/словарн. Диктант №1 |
Познакомить с правописанием словарных слов; обобщать знания учащихся о звуко – буквенном составе слова; совершенствовать умение распознавать ударный слог в словах |
|
|||||||||
5 |
7.09 |
Состав слова. Роль каждой части слова в языке |
Обобщать знания детей о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова; развивать умение осознанно проверять и |
|
|||||||||
6
|
8.09 |
Корень слова. Правописание гласных и согласных в корне слов Приставка и суффикс – словообразующие морфемы. Роль окончания в словах |
писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне |
|
|||||||||
11.09 |
|
||||||||||||
7 |
12.09 |
Правописание гласных и согласных в корне слова. Безударные гласные в корне. Правописание слов с парными согласными и непроизносимыми согласными Изложение «Огонь» |
Развивать навыки проверки написания безударных гласных, парных глухих и звонких согласных; совершенствовать знания детей о способах проверки правописания слов с непроизносимыми согласными Развивать умение связано передавать текст с учетом особенностей употребления слов автором; развивать письменную речь учащихся, орфографическую зоркость |
|
|||||||||
8 |
13.09 |
Анализ. Работа над ошибками. Словарные слова. Парные согласные в корне слов |
Совершенствовать умения различать предлоги и приставки, правильно писать и употреблять их в речи; усовершенствовать умения употреблять в словах разделительные ъ и ь, учить отличать ь от разделительного ь |
|
|||||||||
9 |
14.09 |
Изложение «Медаль за отвагу». |
характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
|
|
|||||||||
10 |
15.09 |
Анализ. Работа над ошибками Непроизносимые согласные и парные согласные в корне слова. |
|
||||||||||
11 |
☺18.09 |
Обобщение знаний по теме «Способы проверки орфограмм в корне» |
|
||||||||||
12 |
19.09 |
Правописание приставок |
|
||||||||||
13 |
20.09 |
Изложение «Спасение зайчонка» |
|
||||||||||
14 |
21.09 |
Анализ. Работа над ошибками. Как отличить предлог от приставки. Разделительные твёрдый и мягкий знаки |
|
|
|||||||||
15 |
22.09 |
Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного» |
Контроль знаний по темам «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными» |
|
|||||||||
16 |
25.09 |
Анализ. Работа над ошибками Части речи. Обобщение признаков имен существительных: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. |
Обобщать признаки имён существительных; определять роль имён сущ. в речи; знать постоянные и изменяемые категории имени существительного |
|
|||||||||
17 |
26.09 |
Склонение имен существительных |
Познакомит учащихся со склонением как изменением формы слова; обобщить знания учащихся о существенных признаках имени прилагательного и глагола как части речи; называть изменяемые и неизменяемые категории имён прилагательных и глаголов; определять роль в предложении |
|
|||||||||
18 |
27.09 |
Обобщение признаков имен прилагательных: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. |
|
||||||||||
19 |
28.09 |
Обобщение признаков глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. |
|
||||||||||
20 |
29.09 |
Изложение «Купание медвежат» |
Развивать умение связно передавать текст» развивать письменную речь учащихся, орфографическую зоркость |
|
|||||||||
|
|
Однородные члены предложения - 4 урока |
|
|
|
29.09 П |
|||||||
21 |
|
Анализ. Работа над ошибками Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении; соединенные союзами И, А, НО |
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. – производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; |
Познакомить с особенностями однородных членов предложения, проанализировать ошибки, допущенные в изложении Углублять знания учащихся о связи между однородными членами предложения; познакомит с соединением однородных членов с помощью союзов И,А,НО |
|
||||||||
22 |
|
Связь однородных членов в предложении; соединенные союзами И, А, НО |
|
||||||||||
23 |
|
Упражнения в правильном построении предложений с однородными членами |
развивать умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами; отрабатывать умение строить предложения с однородными членами |
|
|||||||||
24 |
|
Контрольная работа № 2 по теме «Однородные члены предложения» |
Контроль знаний по изученной теме |
|
|||||||||
25
|
|
Анализ. Работа над ошибками Текст. Тема и основная мысль текста План текста. Изложение «Белый гусь» |
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); – ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
|
Учит сопоставлять тему и основную мысль текста; отрабатывать умение определять основную мысль и тему, учит составлять текст, исходя из темы, опираясь на основную мысль Отрабатывать умение озаглавливать текст; учит составлять план текста с опорой на тему и основную мысль; развивать письменную речь учащихся |
|
||||||||
26 |
|
Анализ. Работа над ошибками Контрольное списывание №1 текста «Торопливый ножик» |
• применять правила правописания (в объёме содержания курса); • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
|
|
|||||||||
|
|
Склонение имен существительных - 11 уроков |
|
|
|
7.10 |
|||||||
27 |
|
Анализ. Работа над ошибками Имя существительное. Склонение имен существительных |
при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями,справочниками; – осуществлять анализ и синтез; –устанавливать причинно следственные связи; – строить рассуждения. – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы.
|
Углублять знания детей об имени существительном как части речи; формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приемами распознавания падежей |
|
||||||||
28 |
|
Упражнения в склонении имен существительных Несклоняемые имена существительные |
Отрабатывать умение определять падеж имен существительных; познакомиться с особенностями несклоняемых имен существительных |
|
|||||||||
29 |
|
Именительный падеж имен существительных Родительный падеж |
Познакомить с особенностями имен существительных в именительном и родительном падежах; отрабатывать прием распознавания падежей |
|
|||||||||
30 |
|
Дательный падеж Винительный падеж |
Познакомить учащихся с особенностями имен существительных в дательном и винительном падежах; формировать сознательное употребление в речи существительных в дательном и винительном падежей |
|
|||||||||
31 |
|
Творительный падеж Предложный падеж Тест №1 по теме урока |
Познакомить учащихся с особенностями творительного и предложного падежей; учить правильно употреблять существительные в творительном и предложном падежах |
|
|||||||||
32 |
|
Повторение: падежи имён существительных. Именительный и винительный падеж |
Развивать умение распознавать именительный и винительный падежи; отрабатывать умение определять падеж существительного |
|
|||||||||
33 |
|
Винительный и предложный падежи |
Развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение распознавать винительный и предложный падежи |
|
|||||||||
34 |
|
Контрольная работа №3 по теме «Склонение имен существительных» |
Контроль знаний по изученной теме |
|
|||||||||
35 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имен существительных |
различать падежи по совокупности их признаков; употреблять существительные в нужно м падеже; проработать ошибки, допущенные в диктанте |
|
|||||||||
36 |
|
Изложение «Как собака спасла девочку и своего хозяина» |
членить текст и озаглавливать части; совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в прочитанном тексте; развивать письменную речь учащихся |
|
|||||||||
37 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имен существительных |
|
|
|||||||||
|
|
Правописание окончаний имен существительных единственного числа - 25 уроков |
|
|
|
22.10 |
|||||||
38 |
|
Три склонения имен существительных |
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы.
|
Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, проанализировать ошибки, допущенные в изложении |
|
||||||||
39 |
|
Упражнения в определении склонений имен существительных |
Развивать умение распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже; развивать зрительную память и орфографическую зоркость |
|
|||||||||
40 |
|
Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах |
Учить определять склонение существительного, если оно стоит не в именительном падеже; обобщать знания детей о склонении имен существительных |
|
|||||||||
41 |
|
Ударные и безударные окончания имен существительных. К/словарн.диктант №2 |
Обобщать знания о первом склонении имен существительных, развивать умение распознавать тип склонения существительных |
|
|||||||||
42 |
|
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонений |
Учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения; формировать навык правописания окончаний существительных; отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных |
|
|||||||||
43 |
|
Правописание окончаний существительных в родительном падеже Тест №2 по теме урока |
– высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, Выполнять пошаговый контроль |
Познакомить с особенностями окончаний существительных в родительном падеже; учит последовательности действий при написании безударных окончаний |
|
||||||||
44 |
|
Изложение «Спасенный сад» |
Развивать умение выделять в тексте существительное и точно передавать содержимое; развивать письменную речь учащихся |
|
|||||||||
45 |
|
Анализ. Работа над ошибками Правописание окончаний существительных в дательном падеже |
Обобщить знания об окончании существительных 1,2, 3 склонения в дательном падеже; развивать навык правописания имен существительных в родительном падеже |
|
|||||||||
|
|
2 четверть - 35ч. |
|
|
|
||||||||
46 |
|
Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательных падежах |
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; – воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; – создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. |
Развивать умение распознавать родительный и дательный падежи существительных 1 и 3 склонения; формировать навык правописания окончаний существительных в родительном и дательном падеже |
|
||||||||
47 |
|
Правописание безударных окончаний существительных 1-ого и 3-его склонений в родительном и дательном падежах |
Развивать умение распознавать родительный и дательный падежи существительных 1 и 3 склонения; формировать навык правописания окончаний существительных в родительном и дательном падеже |
|
|||||||||
48 |
|
Контрольная работа №4 по теме «Правописание окончаний существительных родительного, винительного падежей» |
Контроль знаний по изученной теме |
|
|||||||||
49 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Правописание окончаний существительных родительного, винительного падежей» |
Формировать навык правописания окончаний существительных в родительном и винительном падеже; проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте |
|
|||||||||
50 |
|
Родительный и винительный падежи существительных 1, 2 склонений |
различать родительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам; познакомить со способами постановки при распознавании падежа существительных 2 склонения без предлога |
|
|||||||||
51 |
|
Отличительные признаки родительного падежа от винительного у сущ. 2 склонения |
|
||||||||||
52 |
|
Правописание безударных окончаний в творительном падеже К/словарн. Диктант № 3 |
Расширять знания учащихся о творительном падеже; вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже |
|
|||||||||
53 |
|
Правописание безударных окончаний в предложном падеже |
|
Познакомить с особенностями употребления существительных в предложном падеже и правописанием окончаний; |
|
||||||||
54 |
|
Правописание безударных окончаний в предложном падеже |
Диктант «Снег идёт» |
|
|||||||||
55 |
|
Правописание безударных окончаний в предложном падеже |
Диктант «Партизаны» №223 |
Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже; отрабатывать последовательность действий при написании окончаний |
|
||||||||
56 |
|
Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Различия родительного, дательного и предложного падежей. |
– задавать вопросы. |
Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи; развивать умение правильно писать окончания имен существительных 1,2,3 склонений |
|
||||||||
57 |
|
Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах |
Диктант «Пшеница» №229 |
|
|||||||||
58 |
|
Контрольное списывание № 2 текста «Две лягушки» |
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; – создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; |
• применять правила правописания (в объёме содержания курса); • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
|
|
||||||||
59 |
|
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах |
Диктант «На лесной вырубке» №235 |
Развивать умение различать падежи по совокупности признаков; развивать навык правописания падежных имен существительных |
|
||||||||
60 |
|
Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах |
Диктант «Юный партизан» |
Развивать умение различать падежи по совокупности признаков; развивать навык правописания падежных имен существительных |
|
||||||||
61 |
|
Контрольная работа №5 по теме «Правописание окончаний имен существительных единственного числа» |
Выполнять пошаговый контроль |
Контроль и проверка знаний, умений учащихся по теме «Правописание окончаний имен существительных единственного числа» |
|
||||||||
62 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Правописание окончаний имен существительных единственного числа» |
Диктант «Зверобой» №237 |
Повторить и закрепить знания по изученной теме; развитие умения исправлять ошибки, допущенные в диктанте |
|
||||||||
|
|
Множественное число имен существительных – 11 уроков |
|
|
|||||||||
63 |
|
Множественное число имен существительных. Отличие сущ. во множественном числе от сущ. в единственном числе |
– задавать вопросы. |
Познакомить учащихся со склонением имен существительных во множественном числе; познакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа |
|
||||||||
64 |
|
Множественное число имен существительных Именительный падеж множественного числа |
Письмо по памяти №244 |
|
|||||||||
65 |
|
Склонение имён существительных множественного числа |
Диктант «Спальни в лесу» №247 |
|
|
||||||||
66 |
|
Именительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе. Различие И.п. и В.п. сущ. множественного числа |
Письмо по памяти №248 – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
Развивать умение правильно употреблять существительные во множественном числе, распознавать именительный и винительный падежи |
|
||||||||
67 |
|
Окончания имён существительных в И. п. множественного числа. Тест №3 по теме урока |
|
||||||||||
68 |
|
Родительный падеж имен существительных во множественном числе |
Познакомить учащихся с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа; развивать умение правильно употреблять их в речи |
|
|||||||||
69 |
|
Родительный падеж имен существительных во множественном числе |
|
||||||||||
70 |
|
Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе |
Письмо по памяти №263 |
Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного и предложного падежей имен существительных множественного числа; развивать навык правописания окончаний в данных падежах |
|
||||||||
71 |
|
Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе – обобщение по теме. |
Диктант «Посёлок в тайге» №266 |
|
|||||||||
72 |
|
Диктант по теме «Правописание окончаний существительных во множественном числе» |
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
Контроль и проверка знаний по теме «Множественное число имен существительных» |
|
||||||||
73 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Правописание окончаний существительных во множественном числе» |
|
|
|||||||||
|
|
Склонение имён существительных – 7 часов |
|
|
|||||||||
74 |
|
Повторение изученного. Три типа склонения имён существительных ед. числа. К/словарн. Диктант № 4 |
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. – производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; |
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
|
|
||||||||
75 |
|
1-ое склонение имён существительных ед. числа. |
|
||||||||||
76 |
|
2-ое склонение имён существительных ед. числа |
|
||||||||||
77 |
|
3-ье склонение имён существительных ед. числа |
|
||||||||||
78 |
|
Диктант по теме «Правописание окончаний существительных в единственном и множественном числе» |
Контроль и проверка знаний по теме «Правописание окончаний существительных в единственном и множественном числе» |
|
|||||||||
79 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Правописание окончаний существительных в единственном и множественном числе» |
|
|
|||||||||
80 |
|
Тест №4 по теме «Склонение имён существительных» |
|
|
|||||||||
|
|
3 – я четверть – 50 уроков |
|
|
|
||||||||
|
|
Части речи. Склонение имён прилагательных - 21 час |
|
|
|||||||||
81 |
|
Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в нашем языке. |
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
|
|
||||||||
82 |
|
Правописание родовых окончаний имён прилагательных |
|
||||||||||
83 |
|
Контрольное списывание «Оляпка» |
|
||||||||||
84 |
|
Склонение имен прилагательных |
Познакомиться с приемом распознавания падежа имени прилагательного; познакомить со склонением имен прилагательных в единственно числе |
|
|||||||||
85 |
|
Как определить падеж имени прилагательного… К/словарный диктант №5 |
– строить рассуждения. – производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; |
|
|||||||||
86 |
|
Как определить падеж имени прилагательного… |
Составь рассказ по опорным словам |
|
|||||||||
87 |
|
Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего родов |
– строить рассуждения. – производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; |
Развивать умение определять род, число, падеж имени прилагательного; выяснить особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода |
|
||||||||
88 |
|
Именительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего родов |
Письмо по памяти пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи;
|
Познакомить учащихся с тем, какие прилагательные в именительном и в винительном падежах имеют окончание –ой, а какие –ый, -ий; развивать умение правильно употреблять в речи прилагательные, близкие и противоположные по смыслу Развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; формировать навык правописания окончаний прилагательных в родительном и падеже Развивать умение распознавать данные падежи; формировать умение обосновывать написание окончаний |
|
||||||||
89 |
|
Именительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего родов |
Письмо по памяти №294 |
|
|||||||||
90 |
|
Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Тест №5 по теме «Склонение прилагательных» |
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
|
|||||||||
91 |
|
Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода |
|
||||||||||
92 |
|
Творительный и предложный падежи прилагательных мужского и среднего родов |
Письмо по памяти №307 |
|
|||||||||
93 |
|
Изложение текста «Морж» |
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; Выполнять пошаговый контроль
|
|
|||||||||
94 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода» |
Проверить умение писать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода |
|
|||||||||
95 |
|
Диктант по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего родов» |
|
||||||||||
96 |
|
Анализ. Работа над ошибками Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода |
Письмо по памяти №317 |
Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте, развивать умение писать падежные окончания имен прилагательных Формировать умение писать окончания –ой, -ей в родительном, дательном, творительного падежах; отрабатывать умение определять род и падеж прилагательного |
|
||||||||
97 |
|
Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода |
Диктант «Синица» №318 |
|
|||||||||
98
|
|
Различие безударных окончаний прилагательных женского и среднего родов
|
– строить рассуждения. – производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; |
Учить различать окончания прилагательных женского рода –ая, -яя и среднего рода –ое, -ее; учить правильно писать окончания прилагательных |
|
||||||||
99
|
|
Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода. |
Письмо по памяти №331 или №334 |
различать окончания прилагательных женского рода –ая, -яя и среднего рода –ое, -ее; учить правильно писать окончания прилагательных |
|
||||||||
100 |
|
Винительный и творительный падежи прилагательных женского рода |
Диктант «Липа» №337 |
Развивать умение различать сходные по произношению окончания и правильно их писать; развивать зрительную память, орфографическую зоркость Развивать умение различать сходные по произношению окончания и правильно их писать; развивать зрительную память, орфографическую зоркость |
|
||||||||
102 |
|
Винительный и творительный падежи прилагательных женского рода Изложение «Переселение животных» |
Письмо по памяти №340 Выполнять пошаговый контроль |
|
|||||||||
|
|
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа - 12 уроков |
|
|
|||||||||
103 |
|
Анализ. Работа над ошибками Склонение имен прилагательных множественного числа |
– строить рассуждения. – производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; |
Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе; формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе |
|
||||||||
104 |
|
Изложение «Серёжа помог взрослым» |
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Выполнять пошаговый контроль |
выделять существенное в тексте, правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена существительные и прилагательные |
|
||||||||
105 |
|
Анализ. Работа над ошибками Склонение имен прилагательных множественного числа |
Проанализировать ошибки, допущенные в излождении. Познакомиться с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе; формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе |
|
|||||||||
106 |
|
Именительный и винительный падежи прилагательных множественного числа |
Развивать умение распознавать именительный и винительный, родительный падежи множественного |
|
|||||||||
107 |
|
Родительный и предложный падежи |
числа имен прилагательных; формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе |
|
|||||||||
108 |
|
Дательный и творительный падежи |
Письмо по памяти №355 |
Развивать умение распознавать дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных; формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе |
|
||||||||
109 |
|
Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном |
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
Усвоить сходства и различия между данными частями речи; развивать умение правильно и точно использовать в речи имена существительные и прилагательные |
|
||||||||
110 |
|
Изложение текста «Картина В. Васнецова «Богатыри» |
|
||||||||||
111 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Склонение существительных и прилагательных»
|
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; Выполнять пошаговый контроль |
Развивать умение распознавать дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных; формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе Проверка и контроль знаний учащихся по теме «Имена прилагательные» |
|
||||||||
112 |
|
Контрольное списывание «Денщик Суворова» |
|
||||||||||
113 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Склонение существительных и прилагательных» |
|
||||||||||
114 |
|
Диктант по теме «Имена прилагательные» |
|
||||||||||
|
|
|
|||||||||||
115 |
|
Анализ. Работа над ошибками Понятие о местоимении. Личные местоимения. |
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
Познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением, с их особенностями, с ролью в нашей речи; познакомить с особенностями местоимений 1, 2, 3 склонений |
|
||||||||
116 |
|
Личные местоимения1,2 и 3-го лица. |
Пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1 лица единственного и множественного числа; формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами |
|
|||||||||
117 |
|
Правописание местоимений с предлогами |
Диктант «Хороший друг» №385 Выполнять пошаговый контроль |
Пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1 лица единственного и множественного числа; формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами |
|
||||||||
118 |
|
Буква Н у местоимений 3-го лица после предлогов. |
Письмо по памяти Выполнять пошаговый контроль |
Пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1 лица единственного и множественного числа; формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами |
|
||||||||
119 |
|
Изложение текста о картине И .Шишкина «Утро в сосновом лесу» |
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
Пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1 лица единственного и множественного числа; формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами |
|
||||||||
120 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Правописание местоимений» |
|
||||||||||
|
|
Глагол - 36 уроков |
|
|
|||||||||
121 |
|
Глагол. Общее понятие К/словарный диктант №6 |
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
Повторять и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола; развивать навыки точного употребления глаголов в речи |
|
||||||||
122 |
|
Глагол. Общее понятие
|
Диктант «Река разлилась» №401 |
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
|
|
||||||||
123 |
|
Изменение глаголов по временам |
Письмо по памяти №403 |
Повторять знания о существенных признаках глагола; развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять |
|
||||||||
124 |
|
Изменение глаголов прошедшего времени по родам |
Письмо по памяти №403 |
Повторять знания о существенных признаках глагола; развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной; развивать умение правильно ставит вопросы что делать? Что сделать? |
|
||||||||
125 |
|
Текст – описание по картине И. Левитана «Март» |
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – строить рассуждения. – производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; |
|
|||||||||
126 |
|
Неопределенная форма глагола |
|
||||||||||
127 |
|
Неопределенная форма глагола |
|
||||||||||
128 |
|
Диктант по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределенная форма глагола» |
Проверить умение различать временные формы глагола; правильно ставить вопросы что делать? Что сделать? |
|
|||||||||
129 |
|
Анализ. Работа над ошибками. Повторение тем: «Изменение глаголов по временам», «Неопределенная форма глагола» |
Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте, повторить изученный материал |
|
|||||||||
130 |
|
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) Тест по теме «Глагол» №6 |
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
Познакомить учащихся со спряжением глаголов; учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах |
|
||||||||
131
|
|
2 лицо глаголов единственного числа
|
Формировать умение спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола; познакомит с особенностью окончания глаголов во2 лице |
|
|||||||||
|
4 четверть – 40 часов |
|
|||||||||||
132 |
|
I и II спряжение глаголов |
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
|
Познакомит учащихся с окончаниями 1 и 2 спряжения; формировать умение писать мягкий знак в окончаниях 2 лица единственного числа |
|
||||||||
133 |
|
I и II спряжение глаголов |
|
||||||||||
134 |
|
I и II спряжение глаголов Тест №7 по теме урока |
Тест |
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
|
|
||||||||
135 |
|
Изложение текста «На разливе» по плану |
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
Развивать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме; развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов |
|
||||||||
136
|
|
Анализ. Работа над ошибками. Глаголы будущего времени Спряжение глаголов в будущем времени |
Диктант №449 |
Познакомить учащихся с особенностями спряжения глаголов в будущем времени, закреплять знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; развивать умения точно употреблять глаголы в предложении |
|
||||||||
137 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. К/словарный диктант №7 |
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
|
Формировать у учащихся умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать умение обосновывать написание окончаний глаголов |
|
||||||||
138 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
||||||||||
139 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
Письмо по памяти №464 |
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
|
|
||||||||
140 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
– строить рассуждения. – производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; |
Формировать у учащихся умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать умение обосновывать написание окончаний глаголов |
|
||||||||
141 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
Письмо по памяти №476 |
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
|
|
||||||||
142 |
|
Диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» |
Выполнять пошаговый контроль |
Проверить умение писать безударные личные окончания глаголов, определять у глаголов спряжение, лицо, число, время |
|
||||||||
143 |
|
Анализ. Работа над ошибками Глаголы – исключения |
Диктант «Дятлы» №482 |
Познакомит учащихся с глаголами - исключениями; отрабатывать умение распознавать спряжение глагола по неопределенной форме |
|
||||||||
144 |
|
Правописание глаголов в прошедшем времени |
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
|
Закреплять учащихся об особенностях глаголов, употребленных в прошедшем времени; развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени |
|
||||||||
145 |
|
Сочинение по репродукции картины К. Юона «Конец зимы. Полдень» |
Формировать умения писать безударные личные окончания глаголов; развивать умение правильно строить и употреблять предложения |
|
|||||||||
146 |
|
Работа над ошибками Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов |
Совершенствовать знания учащихся о временных формах глагола; познакомить с написанием глагольных суффиксов Совершенствовать знания учащихся о временных формах глагола; познакомить с написанием глагольных суффиксов |
|
|||||||||
147 |
|
Изложение текста «Скворечник» |
|
||||||||||
148 |
|
Анализ. Работа над ошибками Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов |
|
||||||||||
149 |
|
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
Совершенствовать знания о временных формах глагола; познакомить с написанием глагольных суффиксов |
|
|||||||||
150 |
|
Определение рода глаголов в прошедшем времени |
|
||||||||||
151 |
|
Изложение текста «Медаль»
|
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
|
|
|||||||||
152 |
|
Анализ. Работа над ошибками Изменение глаголов по временам |
|
||||||||||
153 |
|
Изложение текста «Раки» |
|
||||||||||
154 |
|
Анализ. Работа над ошибками Определение рода глаголов в прошедшем времени |
|
||||||||||
155 |
|
Обобщение знаний о глаголе |
Формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов; развивать умение распознавать спряжение глаголов |
|
|||||||||
156 |
|
Контрольная работа по теме «Глагол» |
Выполнять пошаговый контроль |
Проверить умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов |
|
||||||||
|
|
Повторение - 15 уроков |
|
|
|||||||||
157 |
|
Анализ. Работа над ошибками Обобщение знаний о предложении |
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; |
Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте; обобщить знания о видах предложений по интонации, цели высказывания; развивать умение распознавать однородные члены предложения |
|
||||||||
158 |
|
Состав слова |
Усовершенствовать знания учащихся о корне, приставке, суффиксе и окончании; развивать умение разбирать слова по составу |
|
|||||||||
159 |
|
Упражнения в написании корней слова К/словарный диктант №8 |
Развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными; развивать орфографическую зоркость Усовершенствовать знания об особенностях изученных частей речи, развивать умения распознавать каждую из них и правильно употреблять Усовершенствовать знания об особенностях прилагательных, развивать умения распознавать их и правильно употреблять |
|
|||||||||
160 |
|
Упражнения в написании корней слова |
Диктант «Дождливый летний день» №539 |
|
|||||||||
161 |
|
Части речи. Имя существительное. Повторение об именах существительных |
Диктант №546 «Вертолёты бывают разные» |
|
|||||||||
162 |
|
Части речи. Имя существительное. |
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; Выполнять пошаговый контроль – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; Выполнять пошаговый контроль |
|
|||||||||
163 |
|
Части речи. Имя существительное. Диктант «Степь весною» |
|
||||||||||
164 |
|
Анализ. Работа над ошибками Повторение об именах прилагательных |
|
||||||||||
165 |
|
Местоимение Тест по теме урока №8 |
|
||||||||||
166 |
|
Глагол |
|
||||||||||
167 |
|
Глагол. Изменение глаголов по родам и числам |
|
||||||||||
168 |
|
Итоговый контрольный диктант
|
Проверить умения применять изученные в 4 классе орфографические правила Усовершенствовать знания об особенностях глаголов и местоимений, развивать умения распознавать их и правильно употреблять Обобщить знания, усвоенные учащимися в процессе изучения отдельных тем, установит связи между ними, развивать умение применять знания при решении разнообразных практических упражнений |
|
|||||||||
169 |
|
Работа над ошибками Повторение о глаголах и местоимениях |
|
||||||||||
170 |
|
Повторение изученного Контрольное списывание «Памятник «Солдатское поле»» |
|
||||||||||
171 |
|
Анализ. Работа над ошибками
|
|
||||||||||
Список литературы.
Для учителя:
1. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя/ Авт.-сост. Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 1999
2. Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 5 за знания, 2005
3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
5. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 2: русский язык, чтение, ИЗО, музыка): Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов- на-Дону: Учитель, 2004
6. Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
7. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996
8. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
Для учащихся:
1. Арбатова Е. А. Русский язык для младших школьников в таблицах и схемах. – СПб: Литера, 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.