Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 102
с углублённым изучением отдельных предметов»
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 3 от 10.01.2020
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ______________ Исаков А.В. 11.01.2020 |
Программа внеурочного курса
«Легоконструирование»
3 классы
Разработчики:
Арзянцева Н.В., Бояршинова О.Ю.,Егорова С.И, Олексюк Н.В.,
Сюткина А.А, Гагарина О.А., учителя начальной школы.
Пермь 2020
Пояснительная записка
Программа внеурочного курса «Петролеум +» разработана в рамках реализации Программы развития «Петролеум +»- школы социального и профессионального самоопределения учащихся в сфере наукоемких и высокотехнологичных нефтехимических производств.
Направленность программы – научно-познавательная. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 12 часов, 1 час в неделю.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для подготовки обучающихся к позитивному восприятию предметов естественно-научного цикла в основной школе и более глубокому включению в деятельности политехнической сферы. Образовательные конструкторы LEGO вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Программа курса внеурочной деятельности «Легоконструирование» составлена на основе учебно-методического пособия под руководством Халамова В.Н. «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС».
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях легоконструирования.
Цель курса: развивать первичные способности к политехническим видам деятельности.
Задачи курса:
1. Ознакомление с основными принципами механики;
2. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
3. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
4. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
5. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
6. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
Способы организации занятий
Способ A: сначала «Первые шаги», затем задание Комплекта: Предварительное знакомство с основными идеями построения и программирования моделей помогает учащимся освоиться с конструктором и программным обеспечением. Затем переходим к выполнению задания Комплекта. Предлагаем ученикам выбрать одно из трёх заданий каждого раздела Комплекта. Отдельные группы учеников могут работать быстрее остальных и выполнить все три задания, в то время как другие успеют завершить только одно или два, этим учащимся предлагаются дополнительные задания. Иногда, для поощрения сотрудничества, предлагается использовать модели из других проектов. По завершении работы над проектами проходит выставка моделей.
Способ B: сосредоточиться на заданиях Комплекта. Занятия сразу начинаются с Комплектом заданий, уделяя больше времени проектам, чтобы пробудить интерес к экспериментированию. Ученикам предлагается постараться выполнить все задания или, если времени недостаточно – на выбор одно задание по каждому разделу Комплекта.
Содержание курса «Легоконструирование»
Курс «Легоконструирование» включает в себя три модуля:
«Первые механизмы»
«Простые механизмы»
«Построй свою историю»
Модуль «Первые механизмы»
1. Введение 1 ч
Знакомство с конструктором ЛЕГО (с деталями и способами их соединения), правила работы с конструктором, как оборудовать рабочее место,
2. Вертушка
Знакомство с понятиями энергия, сила, трение, вращение, изучение свойств материалов и возможностей их сочетания, формирование навыка сборки деталей.
3. Волчок
Закрепление понятия энергия, введение понятия чистый эксперимент, знакомство с методами измерения, изучение вращения, изучение возможностей сочетания материалов, знакомство с передаточными механизмами.
4. Перекидные качели
Введение понятия равновесие, точка опоры, изучение рычагов, знакомство с методами нестандартных измерений, формирование навыков сборки деталей.
5. Плот
Закрепить понятие равновесия, введение понятий выталкивающая сила, тяга, толчок, энергия ветра.
6. Пусковая установка для машинок
Закрепить понятие энергия, трение, тяга и толчок, изучить работу колеса, тренировать навыки измерения расстояния.
7. Механический друг.
Отработка понятий энергии я, сила. Знакомство с законом движения механизмов.
Выполнение творческих проектов с использованием ранее полученных знаний. Защита проектов.
Модуль «Простые механизмы»
1. Введение
Знакомство с набором ЛЕГО, правила организации рабочего места, возможности набора «Простые механизмы»
2. Зубчатые колеса
Прямозубые зубчатые колеса, коронное зубчатое колесо, понятия изменения направления вращения, плоскости вращательного движения, увеличение или уменьшение скорости вращения, увеличение вращающей силы(крутящий момент), Понятие промежуточное, ведомое и ведущее зубчатое колесо. Построение принципиальных моделей для понимания принципов работы механизма. Основное задание: Создание аксессуара для цифрового устройства.
3. Колеса и оси
Что такое колесо, ось, вал? Познакомить с понятиями трение, скольжение, одиночная фиксированная ось, управление. Какой тип оси использовать для передних колес. Основное задании: Машинка. Создание механической игрушки.
4. Рычаги
Что такое рычаг? Применение рычагов для: приложения силы на расстоянии от груза, изменение направления действия силы, увеличение действующей силы на груз, увеличения расстояния на который перемещается груз. Понятия сила, ось вращения, груз, точка приложения силы. Основное задание: Катапульта. Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом.
5. Шкивы
Что такое шкив? Понятия ведомый шкив, ведущий шкив и закрепленный шкив. Использование шкивов для изменения направления тянущего усилия, изменение направления вращения, изменение плоскости вращательного движения, увеличение тянущего усилия, увеличение или уменьшение скорости вращения, увеличение вращающей силы, которая также называется крутящим моментом. Основное задание: Создание аттракциона.
Планируемые результаты
Знать:
· основы лего-конструирования и механики;
· виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
· технологическую последовательность изготовления конструкций
Уметь:
· с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
· работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
· реализовывать творческий замысел.
Тематическое планирование
Набор ЛЕГО «Первые механизмы»
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Виды деятельности |
|
1. |
Вводное занятие |
Знакомство с Лего -конструктором, деталями в ходящими в набор « Первые механизмы» |
Личностные: - Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. - Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности. - Развитие индивидуальных творческих способностей. Познавательные: - Пространственно-графическое моделирование (рисование). - Установление отношений между. данными и вопросом - Составление и осуществление плана решения. Регулятивные: - Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности. - Сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся. - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: - Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; - Умение работать в коллективе, группе, обмен информацией в процессе общения. - Решение поставленной задачи через общение в группе.
|
|
2. |
Вертушка |
Знакомство с понятиями энергия, сила, трение, вращение, изучение свойств материалов и возможностей их сочетания, формирование навыка сборки деталей.
|
|
|
|
Свой самый лучший проект вертушки
|
|
||
3. |
Волчок |
Закрепление понятия энергия, введение понятия чистый эксперимент, знакомство с методами измерения, изучение вращения, изучение возможностей сочетания материалов, знакомство с передаточными механизмами.
|
|
|
|
Свой самый лучший проект волчка |
|
||
4. |
Перекидные качели |
Введение понятия равновесие, точка опоры, изучение рычагов, знакомство с методами нестандартных измерений, формирование навыков сборки деталей.
|
|
|
|
Уравновешена или не уравновешена(построй свои качели) |
|
||
5. |
Проект паруса |
Закрепить понятие равновесия, введение понятий выталкивающая сила, тяга, толчок, энергия ветра.
|
|
|
|
|
|
||
6. |
Пусковая установка для машинок |
Закрепить понятие энергия, трение, тяга и толчок, изучить работу колеса, тренировать навыки измерения расстояния. |
|
|
|
|
|
||
7. |
Механический друг. |
Отработка понятий энергии я, сила. Знакомство с законом движения механизмов.
|
|
|
|
|
|
Набор ЛЕГО «Простые механизмы»
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
Виды деятельности |
|
8 |
Вводное занятие. Знакомство с набором «Первые механизмы» |
Создать условия для усвоения знаний основных принципов механики; Умения классифицировать материал для создания модели; Умения работать по предложенным инструкциям; Умения творчески подходить к решению задачи; Умения довести решение задачи до работающей модели; Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
|
Личностные: - Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. - Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности. - Развитие индивидуальных творческих способностей. Познавательные: - Пространственно-графическое моделирование (рисование). - Установление отношений между. данными и вопросом - Составление и осуществление плана решения. Регулятивные: - Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности. - Сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся. - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: - Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; - Умение работать в коллективе, группе, обмен информацией в процессе общения. - Решение поставленной задачи через общение в группе. |
|
9 |
Зубчатые колеса |
|
||
|
Создание аксессуара для цифрового устройства. |
|
||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
10 |
Создание механической игрушки. Машинка. |
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
11 |
Рычаги. Катапульта. |
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|||
12 |
Шкивы. |
|
||
|
Создание аттракциона. Проект «Детская площадка» |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|
Литература
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
2. Первые механизмы LEGO Dacta: Книга для учителя/ пер. с англ.яз. П.А. Якушкин, при участии Е.В. Перехвальской, О.В.Михеевой. – М.: ИНТ, 1997
3. Якушкин П.А. Механизмы ЛЕГО Дакта. Инструмент и предмет изучения // Технология – 1999.
4. Живой журнал LiveJournal - справочно-навигационный сервис.
5. Статья ««Школа» Лего-роботов» / / Автор: Александр Попов
Интернет – ресурсы
https://education.lego.com/ru-ru/EducationDownloads/productpage?AccessLink=bd262422-869e-4156-a7c9-d9e7f16274b4
Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: , свободный http://robotics.ru/.— Загл. с экрана.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.