«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания.
Довольно часто ученики, получив оценку, говорят: «Почему «4» а не «5»?». Ученики должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Одним из наиболее популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных ученикам критериях, являются так называемые «Оценочные рубрики». «Рубрики» представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий. Чтобы определить критерии, учителю необходимо сформулировать учебные цели той работы, которую будут выполнять ученики, и результаты, которых они должны достичь. Именно с заданными учебными целями и результатами должны соотноситься оценочные критерии. Очень полезно начать с того, чтобы вместе с учениками обсудить стоящие перед ними учебные цели и те результаты, к которым они стремятся. «Рубрики» представляют собой таблицы, в которых дано описание желаемого результата( качества, умения). Как правило, описываются различные уровни достижения желаемого результата или сформированности умения: от начального уровня до образцового. Это позволяет учителю и ученику определить следующие очень важные для обучения моменты: -на каком уровне он находится в данный момент; -чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня; -какой следующий шаг предстоит сделать. В «Рубрике» (таблица1) показаны 4 возможности выполнения задания, например, письменной работы –от неспособности с ней справиться до образцового выполнения. Даны подробные описания того, что стоит за каждым из этих уровней. Из описания понятно. Что ожидается от образцового результата. Это, собственно, и есть те умения, которые должен продемонстрировать ученик. При оценке эти описания желаемых умений и уровней их достижений служат оценочными критериями. Учитель и ученик могут определить, к какому уровню относится данная работа и какой балл она получает. Но главное, анализируя работу на основании критериев/ описаний ученик и учитель определяет, в чем недостатки конкретной работы, чего ученик еще не смог продемонстрировать, а что ему уже вполне удается. И спланировать следующие, адекватные именно для этого ученика учебные задачи или уровни достижений.
Таблица 1. Пример рубрики для оценивания контрольного задания и домашней работы
Уровень достижений |
Общий подход |
Понимание |
Образцовый ( 5 баллов) |
- отвечает на вопрос; -дает адекватный, убедительный ответ; -логично и последовательно аргументирует ответ |
-демонстрирует точное и полное понимание вопроса; -подкрепляет выводы доказательствами; -использует не менее 2 примеров для ответа |
Адекватный (4 балла) |
- не отвечает на вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится; - дает адекватный, убедительный ответ; - логично и последовательно аргументирует ответ |
- демонстрирует точное, но всего лишь адекватное понимание вопроса, поскольку не подкрепляет выводы доказательствами; -использует только одну идею, поддерживающую ответ; |
Нуждается в улучшении ( 3 балла) |
-не отвечает на вопрос; -не дает адекватных ответов; -обнаруживает недопонимание, неправильные представления; -ответ неясный и логически не организованный |
-не демонстрирует точного понимания вопроса; -не представляет доказательств в пользу своего ответа |
Не отвечает ( 0 баллов)
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.