Руководство и лидерство
Оценка 4.9

Руководство и лидерство

Оценка 4.9
docx
05.01.2022
Руководство и лидерство
Л3-0026112.docx

Руководство и лидерство

План

1. Сущность руководства и лидерства.

2. Власть, ее формы и источники.

3. Теории лидерства.

4. Подход к лидерству с позиции поведения лидера

5. Ситуационный подход к лидерству

Содержание лекции

Достижение целей организации требует от руководителя умения развивать и применять власть. Власть может строиться на личных качествах человека или на занимаемой им позиции в организации. Формы власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть; харизматическая власть (власть примера); экспертная власть.

Выделяют три основных подхода к пониманию сущности лидерства - это подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход. Для осуществления эффективного руководства, руководитель должен уметь точно оценить ситуацию, а для этого ему необходимо хорошо знать способности подчиненных, их потребности, природу задачи, полномочия и качество информации. Поэтому самым эффективным стилем в современном быстроменяющемся мире является стиль адаптивный, ориентированный на реальность.

Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой его поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей поведения или стилей руководства. К. Левин выделил авторитарный (автократический, директивный), демократический и либеральный стили руководства.

Американский ученый Роберт Блейк и Джейн Мутон построили «Управленческая решетка» (рис. 2.12), что включает пять основных стилей. Вертикальная ось этой схемы ранжирует "заботу о человеке" по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует "заботу о производстве" также по шкале от 1 до 9.

 

Рис.2.12. Управленческая решетка  Блейка –– Мутон

 

Стиль руководства определяется двумя этим критериям:

9.1 - максимальная забота об эффективности производства (9 баллов) сочетается с минимальной заботой о подчиненных (1 балл). Руководитель считает необходимым уделять больше внимания формированию и контролю за выполнением производственных задач, чем налаживанию отношений с группой. Он фактически диктует своим подчиненным условия выполнения работы, навязывает свои идеи, в конфликтных ситуациях вынуждает принимать его позицию, фиксирует недостатки и ошибки в работе подчиненных и наказывает их.

1.9 - минимальная забота о производстве (1 балл) сочетается с максимальной заботой о людях (9 баллов). Главное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.

1.1 - минимальная забота о производстве и о нуждах работников со стороны руководителя свидетельствует о его невысокой заинтересованности в сохранении своего места в организации.

5.5 - это теория руководителя с философией "золотой середины". В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных

9.9 - высокий уровень заботы о производстве синтезирован с высоким уровнем заботы о людях. В действиях руководителя типа 9.9 преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач.

Согласно ситуационного подхода эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль лидерства. Ситуационный подход пытается определить стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. К ситуационным теорий лидерства относятся модели руководства Ф. Фидлера; теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара; подход «путь - цель» Т. Митчелла и Р. Хауса.

Согласно теории Херси и Бланшара применения стиля руководства зависит от степени «зрелости» исполнителей, то есть способности отдельных лиц или групп нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить (рис.2.13).

 

Рис. 2.13. Ситуативная модель Херси и Бланшара

В зависимости от степени зрелости исполнителей, которая колеблется от низкой (М1) до высокой (М4), применяются четыре стиля руководства: стиль S1 - «Давать указания»; стиль S2 - «Продажи»; стиль S3 - «Ориентация на участие подчиненных в принятии решений»; стиль S4 - «Делегирование».


 

 

Рис.2.14.  Модель Фидлера

 

Модель Фидлера (рис.1.14) сосредоточивает внимание на ситуации и трех ее факторах, которые влияют на поведение руководителя:

 отношения между руководителем и членами коллектива

 структура задачи (привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризация, а не расплывчатость и безструктурность)

 должностные полномочия (объем законной власти).

Фидлер считает, что каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, но поскольку человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, то его необходимо помещать в ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Различное сочетание трех ситуационных факторов может дать 8 стилей руководства.


Модель «путь-цель» Митчела и Хауса включает 4 стиля управления, использование которых определяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах.

Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки», аналогичный стилю ориентированном на налаживании человеческих отношений.

Если же в подчиненных существует потребность в автономии и самовыражении, наиболее предпочтительным является «инструментальный» стиль (ориентированный на задачу). Желая быстрее выполнить задачи, подчиненные предпочитают, чтобы руководитель сказал, что нужно делать и создал необходимые условия работы.

Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель ставит напряженные задания, ожидая, что они будут работать в полную меру своих возможностей.

Стиль, направленный на поощрение участия подчиненных в принятии решений, характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся информации и использует идеи и предложения подчиненных для принятия решений группой.

Вывод: самым эффективным стилем в сегодняшнем быстроменяющемся мире является «адаптивный» стиль, поэтому руководители должны научиться пользоваться стилями, методами и типами влияния, которые соответствуют конкретной ситуации.

 

 

 

 


 

Руководство и лидерство План 1

Руководство и лидерство План 1

Американский ученый Роберт Блейк и

Американский ученый Роберт Блейк и

В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных 9

В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных 9

Рис. 2.13. Ситуативная модель

Рис. 2.13. Ситуативная модель

Рис.2.14. Модель Фидлера

Рис.2.14. Модель Фидлера

Модель «путь-цель» Митчела и Хауса включает 4 стиля управления, использование которых определяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах

Модель «путь-цель» Митчела и Хауса включает 4 стиля управления, использование которых определяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022