Русь и ее соседи в XI - начале XII вв.
Византия
В IX в. в Византии начался подъем крупных городских центров. Укреплялись и расширялись экономические связи с соседними народами. В то же время IX столетие было переломным и в экономической и политической истории восточных славян. Улучшалось ремесленное производство, прогрессировало пашенное земледелие, росли города. Происходила политическое объединение восточнославянских племен, создалось единое Русское государство.
Рост могущества Древнерусского государства вызвал тревогу у византийских политических деятелей. Тяга господствующей верхушки «варварских государств» к богатствам империи была хорошо изведана в Византии. Империя готова была из соображений безопасности границ пренебречь торговыми выгодами от сношений с «варварами-язычниками». Во многом эти опасения были основательными. Купцы «варваров» еще соединяли торговлю с грабежом, а правители молодых государств, стремясь утвердить свои права на международной арене, не останавливались перед чисто грабительскими походами в чужие земли.
Инициатором в развитии связей с Византией стало Русское государство. Чрезвычайно заинтересованное в установлении регулярных отношений с Константинополем, оно силой оружия шаг за шагом преодолевало преграды, созданные усилиями византийской дипломатии.
Первым этапом в развитии византино-русских отношений было установление связей Руси с византийской колонией в Крыму — Херсоном. Второй этап византино-русских отношений характеризуется попытками русских установить непосредственные связи с городами прибрежных черноморских провинций Византии. Третий этап — начало непосредственных контактов с Константинополем. Русские правители неоднократно воевали с Византией, многим из них удавалось заключать торговые и военные соглашения. Договоры русских с греками 907 и 911 гг. свидетельствуют об уже сложившейся системе дипломатических и торговых отношений, которые сохранялись, по всей вероятности, до конца IX в.
Торговля с Византией способствовала увеличению экономического могущества правителей Руси — сюда они сбывали часть дани и военной добычи (меха, воск, мед, лен, шкуры, рабов). На константинопольском рынке можно было приобрести дорогие ткани, ценное оружие, изделия роскоши, изысканные яства.
В течение четверти века после заключения договора 944 г. отношения Византии и Руси были мирными. Русские купеческие караваны ежегодно прибывали в Константинополь. На пути к Константинополю русские опасались нападений врагов (печенегов) лишь до-границ с Болгарией. В 957 г. Русь сделала шаг навстречу империи: русская княгиня Ольга в сопровождении большой свиты, половину которой составляли купцы, совершила путешествие в Константинополь и была принята Константином VII Багрянородным. По-видимому, в Константинополе она крестилась под христианским именем Елены.
Однако уже в это время в отношениях Руси с империей проскальзывают черты настороженности и враждебности. Константин Багрянородный видел в Руси потенциального врага и делал ставку на печенегов как на союзников против русских. Русская летопись сохранила предание о недовольстве княгини Ольги приемом, оказанным ей в Константинополе. Противоречия, нараставшие между Византией и Русью, вылились в конце 60 — начале 70-х годов в крупное военное столкновение.
В 986 (987?) г. теснимый в Европе болгарами, а в Азии мятежником Вардой Фокой, Василий II обратился к Руси за военной помощью. Обращение Василия было актом, подготовленным предшествующими дипломатическими сношениями. В завязавшихся переговорах Василий был вынужден принять встречные условия русских, а именно — выдать за русского князя порфирородную царевну, свою сестру Анну. Русские, и прежде всего сам князь, обязались принять христианство.
Нельзя обойти вниманием и создание русской азбуки на основе греческой, о которой мы уже говорили ранее.
Великая Степь
Половецкая степь или Де́шт-и-Кыпча́к (в переводе с персидского «кыпчакская степь») — исторический регион Евразии, представляющий собой Великую Степь, простиравшуюся от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш.
Великая степь
Впервые термин «Дешт-и-Кыпчак» встречается у персидского автора Насира Хосрова в XI веке, когда кипчаки, или половцы, придя с берегов Иртыша, с 1030 стали соседями Хорезма и заняли территории современного Казахстана и Южно-русских степей.
В домонгольскую эпоху население Дешт-и-Кыпчак не образовывало единую этно-политическую общность. Народы и племена Дешт-и-Кыпчак, занимавшие различные природно-климатические регионы, различались как по общественно-политической организации, так и по способам хозяйствования.
В XIII веке Дешт-и-Кыпчак завоевали монголо-татары и он стал ядром улуса Джучи (Золотой Орды).
Климатические условия этой местности таковы, что народы Великой степи занимались, преимущественно скотоводством, следовательно, для жизни им требовалось большое пространство. Именно поэтому у этих народов сформировались такие качества как воинственность, стремление постоянно осваивать новые территории. Кыпчакские народы учились сидеть в седле с малолетства, поэтому это давало им серьезные преимущества в войне. Умение управлять лошадью без рук позволяло во время нападения стрелять из лука, выводя из строя большую часть армии противника. Потом раненные противники добивались холодным оружием. Именно эти качества и умения сформировали основу будущих побед монголов.
Деятельность Ярослава Мудрого
Ярослав I Владимирович Мудрый (родился в 978 г., умер в 1054 г.), сын святого Владимира и Рогнеды - один из наиболее знаменитых древнерусских князей.
Ярослав Мудрый
Княжение Ярослава важно как эпоха высшего процветания Киевской Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку. Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешних династических связях с Западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли русской. Он много содействовал распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовке священнослужителей из русских. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм святой Софьи, великолепно украсив его фресками и мозаикой; построил там же монастырь святого Георгия и монастырь святой Ирины (в честь ангела своей супруги). Киевский храм святой Софьи построен в подражание цареградскому. Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Вообще он украсил Киев многими постройками, обвел его новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота (в подражание таким же цареградским), а над ним - церковь в честь Благовещения. Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства православной церкви и успешного развития христианской веры.
Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается древнейший русский памятник права - "Устав", или "Суд Ярославль", или "Русская Правда"
Он заселял степные пространства, строил города (Юрьев - Дерпт, Ярославль), продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Ярослав огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 г. начал ставить здесь города, поселяя в них пленных поляков. - Время Ярослава было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде (в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы.
Ярослав умер в Вышгороде (под Киевом), 76 лет от роду (1054), разделив землю русскую между сыновьями. Он оставил завещание, в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и убеждал жить в тесной любви. Согласно этому завещанию Великокняжеский престол после смерти Великого князя передавался старшему Рюриковичу. В последствии это сыграло немаловажную роль в качестве причины княжеских усобиц.
Владимир Мономах
Владимир-Василий Всеволодович, по прозванию Мономах, сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого, один из замечательнейших русских князей Киевской Руси. Родился в 1053 г. При жизни отца был сначала князем в Смоленске, с которым позднее соединил Чернигов. Когда Всеволод умер, киевляне желали видеть Владимира своим князем, но он, соблюдая очередь старшинства, уступил Киев своему двоюродному брату Святополку Изяславичу. Вскоре он должен был оставить Чернигов, занятый другим его двоюродным братом, Святославичем, и удалился на первоначальный "стол отень", в Переяслявль. В 1113 г. умер Святополк Изяславич, и Владимир по новым настойчивым просьбам киевлян занял киевский стол, на этот раз нарушив право старшего в роде.
Владимир употребил много усилий на борьбу с княжескими усобицами и внешними врагами. Время его правления – период последнего усиления государства Киевская Русь.
Название "Мономах" он получил, вероятно, по своему делу со стороны матери, которая, по некоторым известиям, была дочерью византийского императора Константина Мономаха. По другому объяснению, он получил это название потому, что, во время похода на генуэзцев, убил на поединке генуэзского князя (мономах-единоборец).
Многие ассоциируют с его именем знаменитую шапку Мономаха, считая ее подарком его деда византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку. Точно история ее происхождений неизвестна. Однако вероятность, что Константин подарил ее своему внуку крайне мала, т.к., когда константин умер, Владимиру было всего 2 года и он был крайне далек от получения Великокняжеского престола. Впервые шапка Мономаха была так названа в XVI веке.
Владимир умер 19 мая 1125 г. После его смерти усобицы между князьями возобновляются.
Основные категории населения
Население Руси делилось на свободных и несвободных. Господствующий класс составляли князья, бояре, дружина, служилые люди
В класс зависимых входили холопы, смерды, челядины.
Но и среди этих двух групп было существенное расслоение.
Холо́пы — несвободное население в княжествах Древней Руси и в Московском государстве, правовому положению холопы приближались к рабам.
Челядин – раб, захваченный в результате похода на соседние племена, после просто слуга.
Закупы (смерд)– разорившиеся общинники, получавшие от землевладельца участок земли и сельскохозяйственный инвентарь.
Смерд, арендующий землю и инвентарь, не мог уйти от своего арендодателя до выплаты, которая осуществлялась по окончании сбора урожая. Арендодатель не имел права согнать крестьянина с земли до окончания жатвы.
Бояре и князья обладали не только личной свободой, но и правом собственности на землю. Эта земля, полученная их предками-дружинниками, называлась вотчина и могла быть передана по наследству. Служилые люди за свою службу получали землю – поместье. Оно не было собственность и изымалось в государственную казну, когда служилый человек оставлял службу. Помещик собирал налоги с зависимых крестьян (смердов), проживавших на земле, и кормился за этот счет. Такая система получила название кормлений. Также в случае войны он был обязан выставлять со своего поместья вооруженных холопов.
Однако не все земля принадлежали князьям, боярам и помещикам. Поэтому и не все крестьяне были зависимыми. К таким, например, относился М.В.Ломоносов.
Город и горожане
Для всех русских городов, построенных в то время характерна радиально-кольцевая система. Это объясняется тем, города строились не по плану, а стихийно. Начиналось строительство города с кремля или детинца – крепости, за стенами которой население близлежащих территорий скрывалось от набегов врагов.
Детинец - внутреннее укрепление в городе вокруг резиденции князя; административная часть города, где находилось и (или) выполняло свои прямые функции ближайшее окружение феодала - "дети". В летописях слово " детинец" встречается с 1097. Детинец был центром древнерусского города, вокруг которого располагались посады. Во Владимире окружённый валом город был разделён на три части, средняя из которых служила детинцем. Существуют и иные мнения относительно происхождения термина "детинец". Большая часть исследователей справедливо связывает его происхождение со словом "дети". Слово "детинец" было широко распространено до XIV в., когда оно было вытеснено термином "кремль" ("кремник"), который впервые встречается в летописях под 1317 годом в рассказах о постройке Тверского кремля. Наряду с оборонительными функциями это сооружение, возможно, выполняло и роль заставы, для сбора таможенных пошлин.
Поса́д (подо́л) — первоначально населённая область за пределами кремля или детинца; та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы. Во время нападения врага посад, обыкновенно, полностью уничтожался — если не врагом, то пожаром. Население посада или укрывалось в кремле, или погибало (если кремль был небольшим, либо враг подходил неожиданно, так что ворота крепости приходилось закрывать в спешке).
Чтобы защититься от набегов врага разрастающийся посад тоже обносился стеной, так появлялось следующее кольцо, вокруг которого постепенно вырастал новый посад.
В исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10—18 вв. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, слободы, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Источники 14—15 вв. посадских людей чаще всего именуют «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «чёрных» людей.
http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000048/st020.shtml - Русь и Византия
http://oldslav.chat.ru/Site/html/history/step.htm - соседи славян
http://www.emc.komi.com/02/05/099.htm - персоналии, хронология, термины
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.