Практическое занятие №1
Теоретическая часть.
1. Каково количество гласных фонем в литературном языке и говорах? Остановитесь на особенностях гласных фонем <ô> и <ě>: история позиции, территория распространения.
2. Какова судьба древнего Ђ в говорах?
3. В чем сущность перехода [а] в [е] в позиции между t’?
4. Охарактеризуйте такое явление, как отсутствие изменения [е] в [о].
5.Охарактеризуйте такое явление, как возникновение <о> на месте этимологического <а>.
Практическая часть.
1. В следующих группах слов определите, когда гласный е восходит к древнему Ђ и когда он не из Ђ.
Несла, слепые, в снегу, зерно, побелить, сестра, летать, на стене, цветок, беды, сильнее, веслом, река, везем, тепло, ведем, лесная, поменял, неси, в селе, верста, ветер, лекарство, седой, спешить, смешно, несем, немец, месяц, к реке, ехать.
2. Найдите и охарактеризуйте особенности ударного вокализма в следующих словах и словосочетаниях:
Сник, мисто, лиес, виник, Тома, плотют, дорют, содют, виялки, вазмешь, пир’амнешь, хоруошыйи, двуор, коруовы, гулеть, гресь, качейут, петь штук.
3. Какие особенности ударного вокализма русских говоров можно наблюдать в следующих диалектных записях?
1)Лавють у нас аgальчики рашатами: падводють и вынають и збирають у махотъчки; у свЂжай вадисы памоють (оголец — речная рыбка семейства карповых; Белевск. у. Тульск. губ).
2) Зинку нашу тошут’ на руках (Иевлево, Тульск.).
3) Бывалча атучимси и в аgароды. Тада калхозныи аgароды были. И палоли, и пъливали — фсё (Боровково, Тульск.).
4. Прочитайте текст, содержащий диалектные особенности, и сделайте вывод о наличии особенностей ударного вокализма:
-Здорово, Ондрей! Каковуо бог сносил? Все ли по добру, по здоровуо?
-Чёвуо, дедя милой, не бай уж лучше! Издили, да чуть голову не произдили.
-А штё такуоё с вам доспелось?
- Да чуть волки не пошухали. Набежала чела арда, да куоням-ту под губу. Мы с братиком, да Кирюха с казаком хватили по стегу, да и давай катать по имя: да не тут-то было. Оне остервились пушше прежнова, да и на нас. Делать нечево: мы стали по свинуому: спинам-то, знаш, вместо, а палкам вруоз, да так и отбивались от их чуть не с полуподвода. Ушли жо окаянные: провал бы их взел.
- Эка притка, подумаш: оказия веть! Ну, да бог спас хотя: животину-ту не пошухали! А куовадни у Самы в очю веть жеребча-то раздернули: лишшо клочьё полетело! Да кма их и было тожноля: бают волкуов за десеть.
- Эка, парень! – сказал, всплеснул руками брат Андреев. – Да откуоль и взелись оне нонче? Досель слыхом было не слыхать, штё бы таким ардам шатались!
Литература:
1. Русская диалектология. Под ред. проф. Л.Л. Касаткина. — М.:Просвещение, 1989. — С. 38-43.
2. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 55-60.
3. Т.А. Исаева. Русская диалектология. Пособие для студентов-заочников. — М.: Просвещение, 1968. — С. 7-17
Практическое занятие № 2.
Особенности безударного вокализма русских говоров (до яканья).
Теоретическая часть:
1. Оканье как тип безударного вокализма. Типы оканья. Территория распространения.
2. Аканье как тип безударного вокализма. Типы аканья. Литературное аканье. Территория распространения.
3. Различение гласных неверхнего подъема в 1-м предударном слоге после t¢. Модели частичного различения гласных.
4. Произношение гласных заударных слогов после t и t¢. Гласные во втором и третьем предударных слогах. Гласные в абсолютном начале слова.
Практическая часть:
1. Определите особенности безударного вокализма после t¢ в 1-м предударном слоге:
а) в беду, сестра, в’осну, р’абой, пл’отут, нър’адилъс’, плетен’, к сестре, р’абина;
б) в беду, с’остра, в’осну, ребой, пл’отут, нъредилъс’, плетен’, к сестре, ребина.
Как эти же слова будут звучать при иканье? при еканье?
2. Имеют ли отношение к еканью такие факты: гледя, в начеле лета, журченье, преник, грезь, стрелели? Почему? Ответ мотивируйте.
3. В тексте из практического занятия №1 (задание 4) определите особенности предударного вокализма после твердых согласных.
4. Определите тип предударного вокализма в следующей записи диалектной речи (текст взят из книги: Т.А.Исаева. Русская диалектология //Пособие для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1968, с. 35):
Быва′ло, у на′с сва′д’бу игра′л’и, дак jона′ ше′з’ да и с’е′м’ д’о′н шла, в’ес’ел’а′jе и н’е пр’иду′маjеш. Кон’е′чно, и ту′та подл’а′нк’и быва′л’и, без ы′х пошто′? Бы′л’и у на′з ба′ра во′с’ем’ к’илом’е′троф отс’е′дова. Ну, да, жела′нноj, дамно′ jе′то бы′ло. На сва′д’бу-то фс’я д’ер’е′вн’а зб’ежы′ца, а до′м-от фс’е н’е пом’е′ст’аца, дак и ф с’и′н’ах стоjа′т, и на двор’и′. А т’е′с’ со друшко′м на крыл’е′чко вы′д’ет, да и роздаjе′т с м’еше′чка, штоп н’икому′ об’и′нно н’е′ было. Ка′тку в’ина′ вы′кат’ат-да, кукшы′ны вы′н’есут-да, ну и под’о′т в’ес’е′л’jо, спат’ н’е захо′чеш. Ну, а на стол’е′ чово′ то′л’ко н’е хвата′т, што захо′чеш, то и с’jи′с’и. Молоды′jе с’ид’а′т чи′нно, ра′зв’е то′л’ко гу′бы в в’ин’е′ оммо′чат.
5. Определите тип вокализма после твёрдых согласных в следующей записи диалектной речи (текст взят из книги: Е.А.Комшилова. Практикум по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1965. С.53 – 54):
….Случи′лъс’а выина′// Нъпа′л н’им’е′цк’ии фашы′ст/ зъбра′л ус’о′ калхо′знъиь иму′ш’ш’иства/ ръзар’и′л ус’о′/ пастро′ик’и пажо′х/ скат’и′ну ус’у′ уγна′л/ паб’и′л ус’у′ м’е′лъч скот/ и аста′лс’и калхо′с н’ь пр’и чо′м/ пажγл’и′ ус’е′ стро′ик’и//.
И вот пъсл’а′ ваины′/ ста′л’и ып’а′т’ нъчина′т’ стро′ит’ вноw калхо′с//
5. Определите тип вокализма в следующей записи диалектной речи:
Jа учу′с’ в Ыса′къwскъŭ ср’е′дн’иŭ шко′л’и // П’ир’ишо′л ф шысто′j класс // Атм’е′тк’и у м’ин’а′ читы′р’и / п’ат’ / а иныγда′ тро′ик’и // jес’т’ ыдна′ тро′ика пъ ар’ифм’е′т’ик’и // Ис фс’е′х пр’идм’е′тъў jа л’убл’у′ γрыъма′т’ику / и л’убл’у′ чита′т’ // Ны′нчи jа пръчита′л кн’и′γу / «γър’а′чьjь з’имл’а′» //
Литература:
1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 43-49.
2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: Учебник. – М.: Академический проект: Парадигма 2005. – С. 44-58.
3. Русская диалектология. Под ред. Р.И. Аванесова, В.Г. Орловой. — М.: Наука, 1965. — С. 36-41.
Практическое занятие № 3
Тема: Яканье и его типы
Теоретическая часть:
1. Что представляет собой яканье как тип безударного вокализма после t’? Назовите типы яканья. Территории распространения. Примеры!
2. Охарактеризуйте сильное яканье, умеренное яканье, диссимилятивное яканье, яканье, осложненное ассимилятивностью. Примеры!
3. Дайте краткую характеристику подтипам диссимилятивного яканья. Модели. Территория распространения. Примеры!
Практическая часть:
1. Позволяют ли факты [jазык, тр’ас’ом, п’атак, в’азал’и, пр’ад’ош] определить тип предударного вокализма после t’?
А в совокупности с такими фактами: [д’ады, б’ар’и, бр’аду, в’асноj, в т’апл’е, в’аслом, с’ало, gр’аб’ом, път’ар’ал, gн’аздо]?
2. Как эти же слова будут звучать при умеренном яканье? При диссимилятивном яканье?
3. Определите тип предударного вокализма после твёрдых и после мягких согласных.
У на′с зм’е′й мно′γъ// йа сама′ зм’айу′ в’ида′лъ/ каво′ хо′ш спрас’и′т’а// пъдн’ала′ траву′/ а та′м зм’айа′// йа б’ажа′т’/ б’аγу′ и кр’ичу′/ зм’айа′/ зм’айа′// а ан’и′ и н’и пайму′т’ д’е зм’айа′// ана′ пъ з’амл’е′ палзла′// у на′с и′х мно′γъ// ка′к в’асно′й со′нцъ пр’иγр’е′ит’/ ан’и′ и нъпалзу′т’.
4. Отметьте отклонения от обычной системы умеренного яканья, если в говоре имеют место такие случаи произношения: [л’агла, п’акла, в’асло, з’арном, уб’ару, тр’и с’астры, с’л’апайа, в’арна, в’азат’, р’адно, р’абуйу, р’абых, д’ьр’ив’аный, с’м’ийатцъ, пъв’ид’ош, п’ин’ок, д’ин’ок, ф с’ил’е, пъб’ил’ел, н’ь в’ил’у, уб’ир’и, гл’ад’ат, пъпр’ад’ош, в гр’аз’е, gл’ад’ела, път’ан’ит’е, нър’ад’илс’а, в’аз’от].
5. Сделайте комплексный анализ текста (ударный вокализма, безударный вокализм после t и безударный вокализм после t’):
//З’ьл’ин’а′ харо′шыŭ / каγда′ пъшын’и′ца харо′шъŭь / γр’ичи′ха / таб’е′ скаро′д’ит’ ны′нчи // Стох с’е′нъ см’ата′л’и / У калхо′з’и то′жъ стърънава′л’и // Куру′шкъ нъ γн’аздо′ л’ит’и′т’ // Лук у м’ин’е′ дл’и′ннаŭ м’е′л’инкаŭ пъсп’ава′ит’// Куды′ раγа′ч д’е′лс’и? Дажжы′ праиду′т’ / γрыбо′ў ньаб’ир’о′с’с’и // Сълама′тъ т’естъ д’е′лъл’и с jа′блък’им’и / така′ŭь γу′стъŭа т’естъ / приjа′тнъŭь // Кашо′лкъ / пл’ату′шъчк’а / каро′ўкъм с’енъ пр’ин’е′с’т’//
Литература:
1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 63-66.
2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: Учебник. – М.: Академический проект: Парадигма 2005. – С. 44-58.
Дополнительная литература:
1. Русская диалектология. Под ред. Р.И. Аванесова, В.Г. Орловой - М.: Наука, 1965. С.41-65.
2. Парикова Н.Б. История и состояние умеренного яканья…к середине ХХ века. – Тула, 2008г.
Практическое занятие № 4
Тема: Консонантизм русских говоров
Теоретическая часть:
1. Какая особенность консонантизма южнорусских говоров позволяет говорить о ней, как об одной из главных отличительных черт южнорусского наречия?
2. Каковы особенности звуков [в], [ф], [л] в говорах? Каковы их возможные замены?
3. Что представляет собой явление цоканья?
4. Чем отличается от литературного произношение долгого шипящего в говорах?
5. В каких случаях и почему на месте [г’], [к’] произносятся [д’], [т’] ?
6. Как вы можете охарактеризовать произношение групп согласных [бм], [дн], [вн], [чн], [ст], [с’т’], [кт], [чт] и др.?
7. Сделайте конспекты:
1) Согласные <с’>, <з’>, <т’>, <д’>, <ш>, <ж>.
2) Долгие шипящие и их соответствия.
3) Реализация фонемы <j>.
4) Результаты ассимиляции согласных по мягкости.
5) Результаты ассимиляции согласных по способу образования.
6) Прогрессивная ассимиляция согласных по глухости.
7) Результаты диссимиляции согласных.
Конспект можно сделать по любому учебнику “Русская диалектология”. Конспекты выполняются в тетрадях с лекциями четким разборчивым почерком.
8. Как явления диалектного консонантизма связаны с историческими фонетическими процессами в истории русского языка? (По возможности составьте конспект отдельных параграфов из учебного пособия К.В.Горшковой «Историческая диалектология русского языка». См. дополнительную литературу.)
Практическая часть.
1. Фонетическим или морфологическим явлением следует считать фрикативное произношение заднеязычного согласного в выделенных словах? (Сб. упр. По русской диалектологии Л.И. Баранниковой, В.Д. Бондалетова. — М., 1980. С.35):
Воўчья ты сыть, сенной мешок,
Ты не слыхаў визгу змеиноγо.
Аль ты не слыхаў крику звериноγо
Принимаў еγо за дорога гостя.
(Прионежье)
2. Выпишите все слова с заднеязычными согласными. Есть ли основания предполагать, что в прошлом данный говор был южнорусским? К какому типу его можно отнести теперь? (Сб. упр. По русской диалектологии Л.И. Баранниковой, В.Д. Бондалетова. — М., 1980. С.36):
Там авра′х был, так дв’е ч’а′с’т’и и бы′ла… Вы гъратс’к’и′jи пра е′та и н’и слы′шъл’и… Гъвар’а′т З’м’иjо′фкъ пътаму′, што′ р’ека′ тут как зм’иjа′. Ну, круго′м с’ала′ (вьется). Тут р’ака′, а там авра′х.
(с. Змеевка Саратовская обл.)
3. В говоре в соответствии с фонемой литературного языка <л> произносят в конце слова и перед согласным [ў], а перед гласным [l]. Затранскрибируйте в соответствии с этой закономерностью:
Дала, дал, сказала, сказал, была, был, пошла, пошел, ходила, ходил, клала, клал.
4. Отметьте особенности консонантизма русских говоров:
1) Ну да ланнъ, фс’о анно, м’еннъj кофшык пал на нно (Волог.).
2) Куроц’ка — полетаlоц’ка скац’ет с пец’ки на lавоц’ку (Волог.).
3) Со свитом пlохо / а ране jес’’ли огн’а н’ету / луц’’ину бер’озову нашшыпаш // зжыр рыбии // зжырничек называцца // от jево хот’ ц’’ад / да не так как от луц’’ины (Сиб.).
4) Ахвон’к’у jа вдол’ и пъп’ир’ок знаjу (Сухие Гаи Ворон).
5) Кухвайки и то разнъ шыли. А туды дали ишшо хитрея: тички какий-тъ насили (Ворон.).
6) Пра б’илjо ш’ас скажу // gлад’ил’и б’ил’jо / у нас ут’ух такоj был / здароваj / т’ажолаj / ч’уgунаj (Тульск.).
7) Выежжат доброй молодец, доброй молодец сильнушшый, могушшый богатырь (енисейск.)
8) Тол’к’о л’итом у нас йиз’д’ат (Волог.).
9) Марус’к’а, вч’ирас’ куды д’елъ? (Волог.)
10) Был’и н’еболшыи д’ер’евнушк’и (Волог.).*
5. Сделайте системный анализ текста (взят из сб-ка Баранниковой Л.И., Бондалетова В.Д. — М.: Высшая школа, 1980. С. 135 -136.): уд-й вокализм; безударный после t; безударный после t’; гласные в начале слова; гласные в заударных слогах; консонантизм.
Ръhачя′ми пасу′ду вына′ють ис п’е′чки, ч’’юhуны′ hаршки′ hл’и′нныjи, а то къч’’ирё′шка. Заhне′та, штã′бы лаўч’е′е бы′lа, зãкута′ють засlо′нкай. Мать жыве′ть з бра′тãм, тожа симе′йчька ма′линькяiя. И′збы па ч’’ё′рнаму у на′с ў Зар’е′чьjи. Свято′й у′hãl – кут, кутаво′й, а так – ла′ўка; одна′ акно′ на дўор пря′мã на сте′нки пад акно′м. На ко′нику абе′дыть сади′мсã про′ти стаlа′: два ко′никã вызьбеi′: на палу′ ишшо′. А jес’ть у нас ў на′шãй сяле′ двара′ два кры′ты ч’’иряпни′цай.
(Быв. Новосильский уезд Тульской губ.)
Литература:
1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: Учебник. – М.: Академический проект: Парадигма 2005.
Дополнительная литература:
1. Горшкова К.В. Историческая диалектология русского языка. — М.: Просвещение, 1972. — С. 81-90, 117-119 (Желательно составить конспект).
2. Санжарова В.П. Историческая фонетика русского языка. — Тула, 1997. — С.90-93.
Практическое занятие № 5
Тема: Морфологические особенности русских говоров.
Синтаксические особенности русских говоров
Теоретическая часть
1. Как можно оценить состояние категории рода в говорах?
2. В чем заключаются особенности образования падежных форм существительных в говорах? (Примеры!)
3. Особенности в образовании форм прилагательных в говорах.
4. Особенности в употреблении местоимений в говорах.
5. Каковы диалектные особенности форм Inf. и личных форм глаголов?
6. Какие особенности наблюдаются при образовании временных форм? Какова их связь с явлениями истории русского языка?
7. В чем заключаются особенности в образовании форм причастий и деепричастий?
8. Каковы особенности в построении словосочетаний в говорах?
9. В чем заключается структурное своеобразие простых предложений в говорах?
10. Какие особенности, не связанные со структурой предложения, вам известны?
11. Особенности сложных предложений.
Практическая часть
1. Определите по контексту, в каких случаях местоимения (а также прилагательные и числительные) имеют значение творительного, а вкаких предложного падежа. Чем объясняется совпадение форм? (Сб. упр. по русской диалектологии Л.И. Баранниковой, В.Д. Бондалетова. — М.: Высшая школа, 1980. С. 57.):
1. Йа с н’и′м пайе′ду в γо′рът. 2. Ф сваи′м д’е′ли ръзб’ира′йс’и сам. 3. Нъ маи′м γаро′д’и карто′шка харо′шъйа. 4. Ты аб н’и′м и н’и ду′мъй. 5. Аб е′т’им и γъвар’и′т’ н’и на′да. 6. За н’и′м на′дъ йе′хът’ на тра′хтър’и. 7. Падн’и′м’иш ка′м’ин’ – пад н’и′м сы′ръ. 8. В адн’и′м с’ал’е′ γро′мъм двух каро′ф уб’и′лъ. 9. На к’е′м пр’ие′хъл? 10. Фсв’аты′м уγлу′ (иконы стоят). 11. Ф тваи′м γлазу′ бр’авно′ (лежит), и ты н’а в’и′д’иш, а ф чужы′м сало′мку зам’е′т’ил. 12. Ф со′рък шасты′м (году) ана′ с’уда′ пр’ийе′хъла. 13. Ты аб н’о′м н’и ду′мъй. 14. Пр’и н’о′м (отце) То′л’ик н’а ку′р’ит’. 15. Съб’ару′цца и см’айу′цца над н’о′м. 16. За н’о′м н’и уγо′н’ис’с’и. 17. Падру′γа майа′ То′с’а, ты за н’о′м н’и удар’а′й: у н’аво′ наш’ш’о′т л’убо′в’и в γълав’е′ н’иуража′й (Частушка).
2. Найдите сказуемое. Выделите диалектные способы его выражения. Объясните особенности формы и значения диалектного сказуемого (Сб. упр. По русской диалектологии Л.И. Баранниковой, В.Д. Бондалетова. – М.: Высшая школа, 1980. С. 75):
Фс’я д’ер’е′вн’а была′ згор’е′фшы. Хл’еп истопта′л’и. Жы′л’и как в ба′йн’е и вот оп’а′т’ жив’о′м хорошо′. Б’ес хл’е′ба н’е жы′л’и. Тр’и ра′за в л’есу′ бы′л’и. Ва′н’а был пот’ер’а′фшы, н’е зна′л’и, гд’е он. Йе′найа мат’ (мать невестки) вм’е′с’т’е пойеха′ла в л’ес, там фскопа′л’и з’емл’а′нк’и и вы′жыл’и шес’ н’ед’е′л’… Вот тут я забол’е′фшы была′. Мн’е бы′ло тр’и го′да как мы згор’е′фшы-ты.
(д. Княжево Ленинградской обл.)
3. Проанализируйте следующий текст.
Ну, д’ет мой ч’ис’т’ил у къбана. Къбан у хл’ив’е, а д’ет нъ пароγ’е стаит’. А къбан кък хат’ел выскач’ит’, дъ кък пад д’еда м’ежду нох! Д’ет с’ел в’ирхом и йед’ит’. Хват’илс’ъ за дв’ер’ – и дв’ер’и раз’н’ос и къбан йиво н’ис’ет’. Йа вышла, а он кък руγа:иц:а. А м’ин’е см’ех б’ир’ет’: «Н’и руγайс’ъ, нынч’ь праз’н’ик». А он γьт: «Дъ каг жъ н’и руγац:ъ? Т’иб’е хърашо γьγьтат’, а м’ин’е былъ къбан уб’ил». А йа со см’иху пръпъдайу, γр’у: «Ч’ьлав’ек в’ек пражыл, нъ къбану н’и йез’д’ил, а бох дъл нын’ч’е пъкъталс’ь!»
4. Сделайте системный анализ следующей диалектной записи:
[//П’е′с’н’и иγра′л’и/ пл’аса′л’и// Двары′ бы′л’и бал’шы′и// Во′ўцы асо′ба/ заку′тк’и бы′л’и// Ры′γа/ там мало′т’ут’// Анба′р двухйата′жнъй был у γра′ха/ у хр’ис’jа′н н’е′ была// Мълат’и′л’и нъ така′х/ св’а′слы – снапы′ в’а′жут’// Jа′снъйь Пал’а′нъ атм’е′ннъйь ат фс’е′х д’ьр’ив’е′н’// Е′тъ Jа′снъйь Пал’а′нъ/ а е′нтъ jа′с’инк’и//
П’и′шыт’/ доч’ пр’и ба′нк’ь т’ип’е′р’ич’ь/ сын с’ькл’ита′р’// Пл’им’е′н’н’ик аста′лс’и// ла′пт’и пл’ил’и′/ Лы′ку у саку′ б’ару′т’// Ис п’ин’о′к в’ир’о′ўк’и в’jут// Пайд’о′м карто′шк’и сво′р’им// Ч’асно′к/ йаму′ адна′ зва′н’йа//
Сърахваны′ нас’и′л’и/ пан’о′вы/ jу′пк’и так’и′йа/ сваво′ изд’е′л’йа/ халс’т’и′нныи/ зънав’е′ск’и так’и′йи рашшы′тыи/ папро′стыму хва′ртук’и// пад’о′ўкъ была′//
Нам шко′лу пъстънав’и′л’и/ таку′йу баγа′тъйу//]
Литература:
1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: Учебник. – М.: Академический проект: Парадигма 2005.
Дополнительная литература:
Русская диалектология. Под ред. Р.И. Аванесова, В.Г. Орловой. — М.: Наука, 1965. С. 96-115.
Практическое занятие № 6
Тема: Лексика и фразеология русских говоров
I. Теоретическая часть:
1. Что представляет собой словарный состав русских говоров?
2. Каковы, на ваш взгляд, признаки диалектного слова? (по Ф.П.Филину)
3. Какие типы диалектизмов вам известны?
4. Как происходит развитие и формирование диалектного словаря в современное время?
5. Докажите, что диалектная лексика представляет собой сложную взаимосвязь входящих в ее состав элементов.
6. Какие тематические пласты диалектной лексики вам известны? Приведите свои примеры.
7. В чем особенность диалектной фразеологии?
8. Охарактеризуйте известные вам типы диалектных словарей?
II. Практическая часть:
1. Найдите в записях диалектной речи местные слова и определите их значение (в случае затруднения обратитесь к диалектным словарям) и характер их отличий от литературных слов.
1) Во своей деревни милово люблю, ходит баско, наглядетцы не могу. (Новг.)
2) Я не узнала брательника сваво фтупарчи (Симб.)
3) Л’етъс’ и пъзал’етъс’ д’ет мой ст’ирдавал (Ворон.)
4) А цепом вику, горох мълотили, съчевицу (Иван.)
5) Ты нам тол’к’а тр’и [блина] дала, пажадъвала (Ряз.)
6) Аткутай, Мархвушка, варата. МатвЂивна, успушшай малатца (Курск.)
7) Литвина громаднъjа, а угурцоф нет: холодно (Иван.)
8) У каgо пун’к’и был’и, кл’етк’и, там спал’и // Тут он долgъ н’и хад’ил, пакэдъ в’иск’и ни атрасл’и (Ворон.)
9) У нас и корова и лошът’ была / и саха была/ анбар/ дв’е крават’и/ у крават’ах л’етам спал’и (Тульск.)
10) Девицы, бесстужы лицы // Ран’ше пекли свое къроваи. Хърашо, ковда кужен’ак нап’окут (Иван.)
2. В тульских говорах встречаются следующие диалектизмы. По диалектным словарям определите их значение и назовите тип диалектизма:
Подсобить, холдунец, ворошить, махотка, кубан, колодес, дежка, вершина, вяз, цеп, обыдёнки, знойный, промозжий, погода, вандовище, гондобить, гутарить, обутка, наугрунь, наметом, надысь, голодовать, лог, ляга, заухаб, большак, гущар, дубник, дубчик, частика, мочажина, липняк, чернолесье, караваец, козёл, чемер, кила, колода, ловкий, работной, летошний, кавардашка, большак.
3. Проанализируйте следующий текст. Запись сделана в 2002 г. в с. Архангельское Ясногорского района Тульской области студенткой 2 курса ФРФ Фроловой Н.
[ра′ньшы-тъ кака′я жыс’т’ была′: чижыло′ жы′ли. Ле′тъм ра′на падыма′лись, аде′нисси. На′дыть ввиршы′нку ити′ть, се′нъ тресть. Сама′ бъсико′м, абу′тки у мине′ не′былъ. Ръстрисё′ш и γлиди′ш нъпаγо′ду: е′сли круγо′м я′сныя не′ба да со′нца све′тить – хърашо′, а е′сли туча′ идё′ть – на′да пъспиша′ть, а то′ се′на-тъ замо′чить. Так ка′жный день. К ве′чиру нох ни чу′иш. Ра′ззя тут аддахнё′ш… Изба′ у не′й нъкраю′ стая′ла. Быва′лча хто атке′ль идё′ть, ана′ фсех кли′чить, нике′м ни γре′бывълъ А ссы′м-тъ ана′ так′–ы ни ръзγава′ривълъ. Он аби′дилси, а чаво′ жа абижа′ца-тъ].
4. Определите значения следующих диалектных фразеологизмов. Подумайте над их соответствием литературным ФЕ: (Можно использовать Словарь диалектных фразеологизмов И.А.Кобелевой)
Гнуть руки к себе; голевые рёбра торчат; голову унесло; и с горы и с воды; гробовая доска стучит; дело не шутово; не дёргать руками; ни добро ни лихо; думать в свой карман; ёрш колючий; жить кривдой; загнуть нос морковкой; не в законе; только с зыбки; крутить мозги; только лапти свистят; мать-хвать; набивать честь; носить на ножах; пинать ветер.
Приведите примеры тульских фразеологизмов.
Литература:
1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: Учебник. – М.: Академический проект: Парадигма 2005.
Дополнительная литература:
1. Санжарова В.П. Русская диалектология. — Тула, 2000 г. С. 23-27.
2. Ганцовская Н.С. Особенности говоров Костромской области. — Кострома, 1992.
3. Маслов В.Г. Лексико-фразеологическая система современного говора. — Шуя, 1997.
4. СРНГ. Под ред Ф.П.Филина. Т.3. – М.-Л., 1965.
5. Д.А.Романов, Н.А.Красовская. Материалы к словарю тульских говоров. – Тула, 2009, 2010, 2011.
6.Кобелева И.А. Фразеологический словарь русских народных говоров республики Коми. – Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 2004. 312 с.
Практическое занятие № 7
Тема: Говоры родного края. Диалектное членение русского языка
I. Теоретическая часть:
1. Черты каких диалектных зон находят свое отражение в тульских говорах?
2. Какие, на ваш взгляд, особенности тульских говоров могут часто встречаться в речи учащихся? Как их можно преодолеть? Какие упражнения вы можете предложить?
3. История изучения тульских говоров.
4. Что рассматривает лингвогеография?
5. Каковы основные единицы диалектного членения?
6. Назовите основные противопоставленные черты двух наречий русского языка.
7.Покажите границы наречий и групп говоров на диалектологической карте МДК- 1964г. (До занятия на кафедре русского языка и общего языкознания необходимо познакомиться с диалектными картами)
8. Какие диалектные атласы вам известны? В чем их особенность? (До занятия на кафедре русского языка и общего языкознания необходимо познакомиться с диалектными атласами)
II. Практическая часть:
1. В приведенных ниже текстах отметьте диалектные особенности. Определите по ним, к какому более крупному территориальному подразделению принадлежит говор?
1) Ой пуш’ай м’ин’е пасуд’ут’ / ой пуш’ай пъgъвар’ат’ // Ат пустовъ ръзgавору тол’к’и ш’оч’к’и пъgар’ат’.
2) Старша с’остра в л’есу път’ер’афша. Доктор пр’изнал: с’ил’но утошшала, л’егла уддохнут’ и н’е фстала.
3) Одиново вецером спатъ убралися, друк шыпко загремело, витер поднялся, крыша зашумела и рухнула. Мне и досталося. Винно, доскам придавило.
2. Выполните системный анализ текста (См. Г.Г. Мельниченко. Хрестоматия по русской диалектологии. — М.: Просвещение, 1985. — С.42.)
Мы пръ стар’и′нскъйу жыс’ вам вы′къжым// п’ат’ д’ир’ив’э′н’ у вадну′ цэ′ркву хад’и′л’и// Вад’и′л’и караγо′ды/ па′рн’и хо′д’ут’ сы′м’и// д’э′вушкъм’и/ на кру′γу// П’э′сн’и иγра′л’и/ пр’иста′вы ра′зныйа// Стой майа′ зо′лаца/ цалу′й м’ин’э′ мо′латца// В’ичару′шк’и бы′л’и/ вышыва′л’и та′ма// Д’э′вък пар’а′дък с’ид’и′т’/ пр’ат’а′жнаи п’э′с’н’и иγра′л’и/ расслу′хатцъ мо′жна// Мълады′и мало′тк’и пъ γаст’а′м н’и хад’и′л’и// На ма′сл’инай нъ лышад’а′х ката′л’ис’а// Скам’э′йк’а пъдмаро′жынъйа была′/ тады′ и зъшыба′л’ис’а/ хто наγу′ зъшыб’о′т’//
3. Выполните системный анализ текста (См. Л.И. Баранникова, В.Д. Бондалетов. Сборник упражнений по русской диалектологии. — М.: Высшая школа, 1980. С. 136.)
На в’ич’о′рк’и хад’и′л’и, пл’аса′л’и, иγра′л’и… γада′л’и… Фсв’ату′йу во′ду γада′л’и – ко′л’ца кла′л’и в’инч’а′л’ны … ну, вот ы γл’ид’и′ш туды′, хто вы′йд’а.
- Ой! Вы′шъл! Афо′н’к’а!
- Ну, жын’и′х.
В’ир’о′фк’и хпъталку′ прыв’а′зъвъл’и, зъжыга′л’и. Ваткн’о′м е′ту иγо′лку, н’и′тку прыв’а′жым, ну, и зажыγа′им, ч’йа фп’ир’о′т зγар’и′т’. Т’ип’е′р’ пайд’о′м ла′пт’и швыр’а′т’ ч’и′р’ис кры′шу: куды′ ла′път’ л’а′жъ но′съм… а р’иб’а′ты ув’и′д’ут’ за на′м’и и фс’е ла′пт’и на′шы зъб’ару′т’..
К в’инцу′ йе′зд’ил’и – лъшыд’е′й шес’т’ зъпр’аγу′т’, в’ир’о′фку прът’а′γъвал’и…
4. Выполните комплексный анализ следующей записи диалектной речи:
// Ра′н’ше нас’и′л’и пан’о′вы / а д’е′вушк’и съръхваны′ / чо′рныŭ въласо′выŭ // Пан’о′вы то′жъ въласо′выŭ и по′лъсы б’е′лыŭ нъ стана′х тка′л’и // нъд’ава′л’и руба′ху / пато′м пан’о′ву // руба′ха з дл’и′нными рукава′ми // Рукава′ и вы′шытыŭ и н’ивы′шытыŭ / по′ткъныŭ // Пъл’ика′ бы′л’и касы′jа / бы′л’и пр’амы′jа / во′рат вы′шытаŭ // Т’ип’е′р’ пан’о′вы но′с’ут’ уш ста′рыŭ как’и′ŭ / у каво′ jес’т’ / дана′шывъут’ // Ткат’ н’и ткут’// Нъ γълав’е′ д’е′вушк’и н’ичаво′ н’ь нас’и′л’и / а заму′жнаŭ же′н’шыны ко′сы / пъ маку′шъш’к’ь плато′к / и св’е′рху плато′к // Паво′jн’ик’и бы′л’и / стару′х’и то′л’к’и нас’и′л’и // Нъ наγа′х нас’и′л’и чу′н’и / чулк’и′ / парт’а′нк’и / ану′чи // Ва′л’инк’и зр’а н’и нас’и′л’и / то′л’к’и ф це′ркву //
Литература:
1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: Учебник. – М.: Академический проект: Парадигма 2005.
3. Д.А.Романов, Н.А.Красовская. Материалы к словарю тульских говоров. – Тула, 2009, 2010, 2011.
Парикова Н.Б. История и состояние умеренного яканья…к середине ХХ века. – Тула, 2008г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.