Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру Оглавление
Введение...................................................................................................................... 3
Глава1. Истоки русской культуры........................................................................... 6
1.1 Славянская культура............................................................................... 6
1.2 Славянское язычество............................................................................. 6
1.3 Фольклор................................................................................................... 8
1.4 Принятие христианства........................................................................... 9
Глава 2. Русская литература...................................................................................... 11
2.1 Особенности литературы XIX века........................................................ 11
2.2 Литературный язык ................................................................................ 11
2.3 Поэты пушкинской поры........................................................................ 14
Глава 3. Архитектура и живопись............................................................................ 15
3.1 Новый русский стиль............................................................................... 15
3.2 Романтизм и академизм в живописи...................................................... 16
3.3 "Бунт четырнадцати"............................................................................... 16
Глава 4. Значение русской культуры XIX века для мировой культуры .............. 17
4.1 "Серебряный век"..................................................................................... 18
4.2 Символизм ............................................................................................... 20
4.3 Архитектура.............................................................................................. 21
4.4 Театральное искусство ........................................................................... 22
Заключение................................................................................................................. 23
Список использованных источников и литературы............................................... 25
Введение
XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства, выбора альтернатив цивилизационного развития, поиска Россией своего места в мировом сообществе. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение не только для национального искусства, но и для мирового.
Радикальные изменения во всех сферах жизни XIX века затронули и систему культурных ценностей российского общества. Важнейшим фактором, повлиявшим на эти перемены, явилось становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, рационалистического мышления.
Актуальность темы: Именно в XIX в. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас, и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху “Золотым веком русской культуры”.
Степень научной разработанности темы исследования: интерес к изучению русской культуры XIX нашел свое отражение в многочисленных произведениях российских авторов А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В работе были использованы наработки и развиты идеи российских авторов относительно "золотому" веку. При работе над исследованием были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, посвященные в данной теме.
Объектом исследования выступает имеющаяся у культуры России история XIX века.
Предметом исследования выступают исторические условия, при которых происходило развитие культуры, а также науки, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства, архитектуры, состояния просвещения, вклад русской культуры в мировую культуру XIX века.
Цель работы заключается в исследовании развития русской культуры XIX века.
Задачи работы предусматривают:
- исследование социально-экономических предпосылок и условий культурного формирования XIX века.
- анализ состояния образования и уровня просвещения XIX века.
- изучение развития литературы в данный период.
- ознакомление с достижениями в музыкальном искусстве.
- изучение и анализ памятников архитектуры и живописи данного периода.
- ознакомление с научными достижениями этого периода.
В качестве методологической основы исследования настоящей работы выступают общенаучные методы синтеза, анализа, индукции, систематизации, дедукции.
Источниковая база состоит из исследований отечественных ученных русской культуры, характерной XIX века.
Одним из источников являлась книга Ильиной Т.В. «История искусств. Отечественной искусство», где рассмотрено развитие скульптуры и живописи, прикладного искусства и архитектуры с древности до конца XX века.
К источникам принадлежит и пособие Головашина В.А. «Очерки истории мировой культуры (культурология)» (часть 1), содержащее в себе в доступной форме анализ развития культуры с древнейших времен до сегодняшнего дня.
Помимо этого, использовалось изданное Балакиной Т.И. учебное пособие «Мировая художественная культура. Россия IX-XX вв.», являющееся кратким очерком процесса развития культуры с древнейших времен до начала XX века.
К источникам также принадлежит учебное пособие Милова Л.В. «История России XVIII-XIX веков.», в основе создания которого, заложены новейшие концепции исторического российского процесса. В издании наблюдается попытка прослеживания воздействия географического и природно-климатического факторов на социально-экономическую государственную жизнь, и влияние с их стороны на государственно-политический строй, внешнюю и внутреннюю культуру и политику.
Имело место применение учебного пособия для гуманитарных вузов, принадлежащего Фортунатову В.В. «Отечественная история», благодаря проблемно-хронологическому изложению материала в котором возможно составление целостного представления об исторических процессах, важнейших сторонах жизни русского народа в период древнейших времен и до сегодня.
Вместе с тем, в работе нашла свое отражение и энциклопедия под редакцией профессора Горкина А.П. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия», содержащая примерно 1000 статей, которые посвящены историческому искусственному развитию. В энциклопедических статьях, созданных на основании научных современных данных, рассказывается о наиболее важных культурных эпохах; главных жанрах и видах искусства; техниках и материалах, используемых мастерами искусства в творчестве.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материала работы на семинарских и лекционных занятиях в рамках дисциплины «История»; в процессе подготовки к экзаменам, при повышении уровня умений оценки и объяснения исторических явлений с современной точки зрения.
Структура и объем работы. Исследование включает в себя введение, четыре раздела, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников и литературы
Глава 1. Истоки русской культуры
Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс. н.э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян. В VI-VIII вв. в условиях нараставшей внешней опасности протекал процесс политической консолидации восточнославянских (поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др.) и некоторых неславянских племен (весь, меря, мурома, чудь), завершившийся образованием Древнерусского государства – Киевская Русь (IX в.).
Будучи одним из крупнейших государств средневековой Европы, оно простиралось с севера на юг от побережья Ледовитого океана до берегов Черного моря, с запада на восток - от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Востоком, но взаимодействие культур для Руси не сводилось к рабскому подражанию или механическому соединению разнородных элементов. Обладавшая собственным культурным потенциалом, дохристианская Русь творчески усваивала влияние извне, что обеспечило ее органичное вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт и породило "вселенскость" как характернейшую черту русской культуры. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью трех братских народов - русского, украинского и белорусского.
Высокий уровень образно-поэтического, иррационального мировосприятия сложился у восточных славян в "дописьменный" период, в эпоху язычества. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Термин "язычество" - условный, его используют для обозначения того многообразного круга явлений (анимизм, магия, пандемонизм, тотемизм и др.), которые входят в понятие "ранние" формы религии.
Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него. Неизвестный русский автор "Слова об идолах" (XII в.) выделил три основные этапа развития славянского язычества.
На первом они поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями. Это дуалистический анимизм глубокой древности, когда люди верили, что божество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные, растения и даже скалы имеют бессмертную душу.
На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался дождем и грозой, с ним связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово урод употреблялось в значении урожай. Праздник Рода и рожаниц - это праздник урожая. По представлениям славян, Род давал жизнь всему живому, отсюда целый ряд понятий: народ, природа, родня и др.
На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом грозы.
Кроме упомянутых, на разных этапах язычества у славян существовало множество других божеств. Важнейшими в доперуново время были Сварог (бог неба и небесного огня), его сыновья - Сварожич (бог земного огня) и Даждьбог (бог солнца и света, податель всех благ), а также другие солнечные боги, носившие у разных племен и другие имена – Ярило, Хоре. Имена некоторых богов связывают с почитанием солнца в разные времена года (Коляда, Купало, Ярило). Стриборг считался богом воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.). Велес (Волос) являлся покровителем скота и богом богатства, вероятно, потому, что в те времена скот был основным богатством.
Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы - жрецы языческой религии - молились, совершали различные обряды, приносили жертвы богам (первый урожай, первый приплод скота, травы и венки из пахучих цветов, а в каких-то случаях - живых людей и даже детей).
Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославич в 980 году попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги, в том числе, кроме славянских, персидский - Хоре, финно-угорская - Мокошь. Первенство в иерархии богов было отдано, конечно же, княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы.
Состав киевского пантеона раскрывает цели реформы: укрепление центральной власти, консолидация господствующего класса, объединение племен, утверждение новых отношений социального неравенства. Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом. Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства, не устраняло возможности традиционного поклонения только своему, родоплеменному божеству, не способствовало формированию новых норм морали и права, соответствовавших изменениям, происходившим в социально-политической сфере.
Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именно взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало "обрусению" византийских художественных норм и, таким образом, созданию самобытной культуры средневековой Руси.
С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие); пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок.
Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" - былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в Х-XI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни. Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку.
Дохристианская Русь в области материальной культуры, в сфере религиозных (языческих) представлений, многоликой стихии народного творчества достигла, безусловно, высокой ступени развития и оказалась в основном готовой к восприятию новых идей (в виде сложнейшей концепции христианского вероучения) и образно-художественного мышления, присущего византийской культуре. Поэтому вполне закономерно выглядит второй шаг Владимира Святославича в области религиозных преобразований.
Согласно летописи, в 988-989 г. киевский князь, увидев "заблуждение язычества", оказался перед трудным выбором, какую из имевшихся в других странах монотеистических религий выбрать. Владимир принял и выслушал проповедников мусульманства из Волжской Болгарии, иудаизма из Хазарского каганата, католицизма "из немцев" и православия из Византии, а затем отправил в эти страны своих послов, чтобы те на месте убедились в преимуществах того или иного вероисповедания. Интересно, что решающим доказательством истинности веры русские послы сочли красоту. "Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той",- рассказывали посланцы Владимиру о своем посещении Софийского собора Константинополя.
Так, якобы, была решена историческая судьба Руси: она приняла крещение из Византии, и это определило ее вхождение в систему связей и взаимодействий, сложившихся на православном Востоке.
С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальному строю и способствовало укреплению монархической государственности. Религия, имеющая космополитический характер, а значит пригодная для любой этнической группы, входившей в государство, оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусской народности. Это все конечно же интересно, но я хотел рассказать одну историю. Жили на свете старик со старухой. И была у них мечта: иметь сына. Но сын у них не получился, поэтому испекли они колобка и оживили его. И стали они жить поживать и добра наживать.
О том, что Русь приняла христианство не как обряд, не как форму, а сущностно, глубинно, в четвертом томе романа-эпопеи «Март семнадцатого» наш современник А. И. Солженицын пишет: «Русь не просто приняла христианство — она полюбила его сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем своим лучшим. Она приняла его себе в названье жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякие другие, счетный календарь, весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам — свои предместья, его постам — свою выдержку, его праздникам — свой досуг, его странникам — свой кров и «хлебушек». Таким образом, духовные слепки русской культуры в разное историческое время характеризуются разными аксиологическими ориентациями. На ранних этапах развития культуры это было язычество, послужившее в определенном смысле почвой для восприятия православия. Синтез этих духовных сущностей явился основой для существования двоеверия на Руси. С укреплением государства, с победой над татаро-монголами расширялось и влияние православия. Именно православие, в конечном счете, явилось духовной доминантой русской культуры, оказав влияние на развитие искусства, политики, морали, литературы.
2.1 Особенности литературы XIX века
XIX век- эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.
К началу XIX столетия русская литература, испытав благотворное воздействие классицизма и сентиментализма, обогатилась новыми темами, жанрами, художественными образами и творческими приемами. В свой новый век она вступала на волне предромантического движения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже 19 века.
Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было. Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.
Романтизм. Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное движение декабристов и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества. Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды. Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр. Яркие примеры романтической прозы – ранние произведения Николая Гоголя.
Сентиментализм. С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая характеристика сентиментальной прозы – это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.
Сатирическая проза. Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик "прошелся" почти по всем слоям общества. Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателейсатириков, стали отправной точкой для зарождения социалистического реализма.
Реалистический роман. Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского – неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался. В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов.
Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей.
Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».
Народная поэма. В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.
И наконец, и это тоже чрезвычайно важно, поэтов пушкинской поры объединяет культ художественного мастерства, гармоническое совершенство формы, завершенность и изящество стиха - то, что Пушкин назвал «необыкновенным чутьем изящного». Чувство меры, безукоризненность художественного вкуса, артистизм - качества, отличавшие поэзию Пушкина и его современников. В «пушкинской плеяде» были не просто спутники, светившие отраженным светом пушкинского гения, но звезды первой величины, шедшие особыми путями, что воплощено в тенденциях развития поэзии пушкинской поры.
Линия романтической, субъективно-эмоциональной, психологической лирики представлена в первую очередь Жуковским и идущим вслед Козловым.
Завершается она философической лирикой Веневитинова и поэтов - «любомудров».
На иной основе эта традиция сказалась в лирике Баратынского.
Другое направление, хотя и испытывающее воздействие романтической эстетики, - это своего рода неоклассицизм, возникший из обращения к античности, продолжения лучших достижений классицизма. Гнедич, Батюшков, Дельвиг щедро отдавали дань античности и в то же время культивировали характерную для романтизма элегическую поэзию. К ним же примыкает с «Фракийскими элегиями» Тепляков.
Третья группа - поэты гражданского направления, прежде всего поэтыдекабристы, соединившие в творчестве просветительские, одические традиции XVIIIв. с романтизмом. Рылеев, Глинка, Кюхельбекер, Катенин, ранний Языков и А. Одоевский представляют эту гражданственную линию в поэзии.
И, наконец, последнее течение представляют поэты, в значительной мере разделявшие позиции гражданской поэзии и романтизма, но уже обратившиеся к трезвому, реалистическому изображению действительности. Это Пушкин, а также Денис Давыдов, Вяземский, Баратынский, реалистические тенденции творчества которых проявляются весьма по-разному.
Понятно, что типологические схемы подобного рода учитывают в первую очередь общие черты поэтов разных школ. Не менее существенна и индивидуальность, своеобразие поэта, его «лица не общее выражение», как говорил Баратынский.
3.1 Новый русский стиль
При Александре I в архитектуре доминировал стиль империи - ампир. Его отличают крайняя простота линий при колоссальных размерах зданий. Первое монументальное здание времен Александра I - Казанский собор русского архитектора А.Н. Воронихина - положило начало крупным городским ансамблям на Невском проспекте.
Настоящим представителем нового русского стиля стал Тома де Томон, строитель Большого театра и петербургской Биржи. А.Д. Захаров построил Адмиралтейство. Завершителем александровского стиля был Карл Росси. Именно он придал Петербургу монументальный вид, создав ансамбли Дворцовой площади, а затем Сенатской площади. А.А. Монферраном был построен Исаакиевский собор. На этом заканчивается петербургский архитектурный период с монументальными зданиями. От архитектуры начинают требовать практичности, которая раньше игнорировалась в пользу классицистических принципов древнего храма с колоннами и портиками.
В 30-х гг. XIXв. правительство формально потребовало нового национального стиля. Заказ был исполнен архитектором К.А. Тоном. Русская архитектура обогатилась массой подражаний старой московской архитектуре. Квазивизантийский пятиглавый храм, победивший в XVII в. русский национальный, теперь сделался образцом национального стиля. Поиск русского стиля был связан как с простым копированием старинных русских форм, так и с формами совсем нерусскими (здание Исторического музея в Москве). Свое влияние на поиск оказала теория о происхождении русского стиля из восточного стиля (здание Политехнического музея в Москве), предпринимались не совсем удачные попытки приспособить старинные русские формы к потребностям современного общественного здания и т.д. Однако национальный стиль сохранился в архитектуре исключительно для декоративных целей.
Развитие русской живописи в XIXв. характеризовалось отказом от жестких ограничений классицизма. Среди романтиков большую известность получил О.А. Кипренский, линия сентиментализма прослеживается в творчестве В.А. Тропинина.
Истинным жанристом был А.Г. Венецианов. Начинался поворот к реализму. В 1848г. знаменитая картина П.А. Федотова «Утро чиновника, получившего первый орден» («Свежий кавалер», 1846) на Академической выставке удостоилась первой премии.
Академизм приобрел второе дыхание в творчестве Карла Брюллова. Его картина «Последний день Помпеи», академическая по приемам, была воспринята под знаком романтизма.
В 1863г. тринадцать талантливых учеников Академии отказываются изображать «Бога Одина в Валгале» (очередная тема, заданная Академией на золотую медаль). Они решают, что Академия им больше не нужна, и подражанию великим образцам они предпочитают натуру, притом русскую натуру. Покинув Академию, молодежь составляет «артель», сделавшуюся потом ядром Товарищества передвижных выставок. На академических выставках им становится тесно, их привлекают «передвижные» выставки. Передвижники - И.Я. Крамской, И.Е.Репин, В.И. Суриков, В.Г. Перов, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов - оказали огромное влияние на развитие русской реалистической живописи. Эпоха передвижников продолжалась до 90-х гг., затем их техника усложнилась.
Передвижники сблизились с академистами.
Вторая половина XIX в. – одна из лучших страниц истории русской живописи. Многое восходит к знаменитому «бунту четырнадцати», когда группа молодых художников во главе с И. Н. Крамским покинула Академию художеств, протестуя против академической рутины, ремесленничества, ухода от злободневных проблем. Это произошло в 1863 г., а с 1870 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. «Передвижники» (И. Н.
Крамской, И. И. Левитан, В. Г. Перов, Н. А. Ярошенко и др.) считали необходимым показывать свои работы всей России, не замыкаться в стенах столичных выставочных залов. Их картины посвящены России. Прекрасны пейзажи И. И. Левитана («Март», «Осень», «Над вечным покоем»), И. И.
Шишкина («Дубовая роща», «Рожь»), А. К. Саврасова («Грачи прилетели»). Сцены из народной жизни и люди из народа запечатлены на полотнах Г. Г. Мясоедова («Земство обедает»), В.М. Максимова («У своей полосы»), Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Всюду жизнь»). В. И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»), Н. Н. Ге («Царь Петр и царевич Алексей») посвящали свои картины русской истории. Разносторонне творчество И. Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Заседание Государственного совета», «Не ждали» и др.). Прекрасны работы скульптора М. М. Антокольского («Иван Грозный», «Петр I» и др.).
В архитектуре господствовал русско-византийский стиль с его стремлением «объять необъятное», «объединить несоединимое». Позднее возникло увлечение древнерусским зодчеством, готикой, неокласcицизмом. Внедрялись новые материалы: цемент, железобетон, металлические конструкции. Больших свершений не было, но исподволь вырабатывались принципы и образы нового архитектурного стиля – стиля модерн.
Глава 4. Значение русской культуры XIX века для мировой культуры
Несмотря на неблагоприятные условия и даже вопреки им, Россия в XIX в.
сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру.
Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционного движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России.
Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М.
Бакунина и многих других.
В истории русской культуры конец XIX – начало XX вв. получил название «Серебряный век» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» – это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии – импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов». Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт европейского признания «Мира искусства», а также открытия русской живописи XVIII – начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства. В следующем году Париж мог познакомиться с русской музыкой, от Глинки до Скрябина. В 1906 г. здесь с исключительным успехом выступал наш гениальный певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Наконец, с 1909 г. в Париже начались «Русские сезоны» балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.). С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала XX в. был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета. Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 гг. издавался журнал «Мир искусства», состоявший из двух отделов: художественного и литературного. В последнем отделе сначала публиковались работы религиозно-философского плана под редакцией Д. Мережковского и 3. Гиппиус, а затем – труды по теории эстетики символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым. В редакционных статьях первых номеров журнала были четко сформулированы основные положения «мирискусников» об автономии искусства, о том, что проблемы современного искусства и культуры в целом – это исключительно проблемы художественной формы, и что главная задача искусства – воспитание эстетических вкусов русского общества, прежде всего через знакомство с произведениями мирового искусства. Нужно отдать им должное: благодаря «мирискусникам» действительно по-новому было оценено английское и немецкое искусство, а главное – открытием для многих стала живопись русского XVIII в. и архитектура петербургского классицизма. Можно сказать, что «Серебряный век» русской культуры – это век культуры высокого ранга и виртуозности, культуры воспоминания предшествующей отечественной культуры, культуры цитаты. Русская культура этого времени представляет собой синтез старой дворянской и разночинной культур. Значительный вклад «Мира искусства» состоит в организации грандиозной исторической выставки русской живописи, от иконописи до современности за границей.
Рядом с «мирискусниками» виднейшим направлением рубежа века был символизм – многогранное явление, не вмещающееся в рамки «чистой» доктрины. Краеугольный камень направления – символ, заменяющий собой образ и объединяющий платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди виднейших западных представителей символизма или тесно связанных с ним – Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке. Русские же символисты: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. – опирались на философские идеи, от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Вл. Соловьева и своим любимейшим афоризмом почитали тютчевскую строку «мысль изреченная есть ложь». Русские символисты считали, что «идеальные порывы духа» не только вознесут их над покровами повседневности, обнажат трансцендентную сущность бытия, но и сокрушат также «крайний материализм», равнозначный «титаническому мещанству». Поэтовсимволистов объединяли общие черты миропонимания и поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты подчеркивали индивидуализм, доходящий до самолюбования, воспевали таинственный мир; им близка тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». «И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них», – говорил Мережковский. «Мне нужно то, чего нет на свете», – вторила ему Гиппиус. «Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты», – утверждал Брюсов.
Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения «одними звуками, одними образами, одними рифмами» (Брюсов). Бесспорен вклад поэзии символизма в развитие русского стихосложения. К. Бальмонт со свойственной ему манерой «удивить» читателя все же имел основание написать:
Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны, перепевные, гневные, нежные звоны.
Красота символистами рассматривалась как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии же отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота». К концу десятых годов XX в. символизм внутренне исчерпал себя как целостное течение, оставив глубокий след в различных сферах русской культуры.
В начале XIX века опережающими темпами развивается архитектура - искусство абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы ордерной архитектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Казанский собор - А. Воронихин, ансамбль Биржи - Тома де Томон, Адмиралтейство - А. Захаров. Плодотворно развивалась в XIX веке живопись. На рубеже XVIII-XIX веков работали портретисты О. Кипренский, В. Тропинин. С 70-х годов внимание художников было сосредоточено на искании социальной справедливости. В живописи началась деятельность «передвижников». Их картины - народническая публицистика в красках и лицах. Среди них были талантливые художники - В. Перов, Н. Крамской, В. Верещагин. В последние десятилетия века началось движение против «односторонности» передвижников. Явились художники, понимающие, что кроме «гражданских мотивов» и все другие стороны бытия могут быть содержанием художественного творчества. Увлекаясь красотой красок и линий, заботясь о художественном стиле своих произведений и индивидуальности в области искусства, они положили начало чрезвычайному развитию русской живописи. Русский импрессионизм был представлен работами
В. Серова, М. Грабаря. Заметную роль сыграло художественное направление «Мир искусства» (А. Бенуа, Б. Кустодиев). С. Дягилев открыл Европе русскую музыку, балет, театральную живопись. Большим успехом в Париже пользовались его «Русские сезоны». Выдающимися художниками этого периода были К. Малевич, П. Кончаловский, М. Шагал. Огромное значение в поддержке творчества художников, писателей, певцов имела деятельность российских меценатов. Наиболее известные - С. Морозов, Н. Рябушинский, С. Мамонтов, П. Третьяков. Особой популярностью среди различных слоев городского населения на рубеже
XIX века в России пользовался кинематограф.
Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня развития.
Если в начале XIX века ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия А. Грибоедова «Горе от ума», опера М. Глинки «Жизнь за царя». В 60-90-е годы - оперы на исторические сюжеты М. Мусоргского, А. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музыкантов: М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Мировое признание получил выдающийся композитор П. Чайковский. К началу века расцвел талант А.
Скрябина, С. Рахманинова.
Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром XIX века был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 году открылся Московский Художественный театр. Во главе его стали К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. В театре сложился прекрасный ансамбль, утверждались новые принципы режиссуры и актерской игры. XIX-XX век дали блестящую плеяду артистов - М. Щепкина, П. Мочалова, М. Ермолову, Ф. Шаляпина, В.
Комиссаржевскую.
В заключение данной работы хотелось бы акцентировать внимание на наиболее значимых моментах по существу темы.
XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура - это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной ценности становится доминантой. Особенности ее становления связаны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812года, отменой крепостного права. Все эти преобразования изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей.
Каждая эпоха требует определенного уровня культуры в сфере материального производства, демократизации культуры в целом. Отличительной чертой этой эпохи было широкое распространение просвещения.
В сфере духовной жизни активно развивались наука, художественная литература и искусство, образование, книгоиздание, целый ряд социокультурных учреждений, отличающихся открытостью, светским характером, более совершенными формами передачи и распространения культурных ценностей.
Одной из основных культурных идей XVIII - XIX вв. стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, принадлежащего ей по рождению, безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальности. Радищев и декабристы, западники и славянофилы, народники и социал-демократы пытались определить путь России, ее место в мире.
Важная роль в духовной культуре принадлежала русской литературе, выполняющей художественно-эстетические, нравственно-этические, социальнофилософские, познавательно-мировоззренческие и политические функции. Средоточием художественной культуры был Человек. В каждом из ведущих стилей – барокко, классицизме, романтизме, реализме – на свой лад рассматривались проблемы человека как существа социального, биологического и в то же время уникального, непостижимого в своей тайне, которую ни наука, ни религия не могут раскрыть до конца. Несмотря на разрыв и раздвоение, неустанную внутреннюю борьбу, через всю культуру новой эпохи проходит общее стремление к социальной справедливости, к достойному существованию человека в свободном обществе.
В период XVIII-XIX веков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. К началу XX века в России жили около 165 народов, относящихся к различным типам цивилизации. Национальное самосознание складывалось в открытом контакте с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только русские по крови. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из «секретов» богатства русской культуры. На первое место выступила идея служения Отечеству, в различных модификациях просуществовавшая почти до конца XX века.
В работе удалось достичь поставленных во Введении цели и задач контрольной работы.
Список использованных источников и литературы
1. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, История Отечества: С древн. времен до наших дней. - шестое издание, дополн. /В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.:
Академия, год 2015. - 228-230 стр.
2. Т.И. Балакина, Мировая художественная культура. Россия IX-нач. XX веков / Т.И. Балакина - М.:ВЛАДОС, год 2002. - 216-219 стр.
3. Головашин, В.А. Очерки истории мировой культуры (культурология) - третье изд., испр. /В.А. Головашин - Тамбов: Издат-во Тамб. госуд. техн. Унив-та, год 2016. - 215-216 стр.
4. Милов, Л.В. История России XVIII-XIX вв / Л.В. Милов - М.: Эксмо, 2006. - 748-751 стр.
5. Орлов, А.С., Георгиев, В.С., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. История России: учеб. - третье изд., перераб. И доп. /А.С. Орлов, В.С. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Издат-во Проспект, год 2006. - 325-328 стр.
6. Шишова, Н.В., Акулич, Т.В., Бойко, М.И. История и культурология. 2-е изд., перераб. и доп. /Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко - М.: Логос, год 2000. – стр. 200-203
7. «Искусство. Современная иллюстрир. энциклопедия» (книги 1 - 4) Под редакцией проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; год 2015. cтр. 230, cтр. 231, cтр. 421, cтр. 534
8. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской.
- М., 2004.
9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства /XVIII-начало XIX века/.- Спб.,1999.
10. Мильдон В.И. Лед и пламень. О некоторых закономерностях развития русской прозы XIX-XX веков // Вопросы философии. 1998. №1. С.32.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.